Развитие у дошкольников ценностного отношения к родному городу средствами архитектуры
статья (старшая группа)

Вельмовская Галина Викторовна

Статья предлагается на примере города Санкт-Петербурга. представлен теоретическийипрактический материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Развитие у дошкольников ценностного отношения к родному городу средствами архитектуры"

Введение

Человека во многом формирует и воспитывает среда. Предметно-архитектурное пространство города, в котором живёт человек, а также природное окружение играют здесь важную роль, так как полная гармония в человеке достигается благодаря равновесию между внутренней жизнью и внешним окружением, где развёртывается деятельность человека. Через непосредственное окружение человека, в том числе через архитектуру, передаются от поколения к поколению нормы человеческого поведения и культуры. Знакомство с архитектурой даёт наглядные представления о сложении и развитии художественных стилей. Памятники архитектуры имеют особое значение для развития ценностных отношений к родному городу, становлению духовно-ценностного ядра личности. Своеобразие функционирования предметно-архитектурной среды, особенности её восприятия отражены в исследованиях И.А. Бартенева, С.Ю. Бологовой, 3. Гидиона, B.JI. Глазычева, А.Э. Гутнова, Г.В. Есаулова, А.В. Иконникова и других. Становление ценностных ориентиров происходит в течении всей жизни человека, но наиболее подходящим периодом к освоению того духовного опыта, который выработан человечеством, является старший дошкольный возраст.

           Выбор старшего дошкольного возраста в консультации обусловлен данными психолого-педагогической науки, а именно: к пяти годам дети способны различать добро и зло, красивое и безобразное, у детей особенно развита эмоциональность, доверчивость, открытость, отзывчивость, старшие дошкольники быстро входят в предлагаемые роли, у них развита потребность впечатляться, высокая познавательная активность и интерес ко всему окружающему миру.

Основная часть

                Педагогические технологии являются составной частью образовательного процесса. Диагностические методики (тестовые, игровые задания, беседы и др.) ориентированы на выявление уровня развития у старших дошкольников ценностного отношения к архитектурному пространству города относительно разработанных критериев и показателей. Развивающие технологии представлены личностно диалогическим взаимодействием педагога и ребенка в образовательном процессе дошкольного учреждения. Данные технологии находят свое воплощение в специально организованных видах деятельности (экскурсии, занятия-путешествия, конкурсы, викторины, беседы), совместных (диалоги, игровые упражнения) и индивидуальных (кроссворды, экспериментирование, моделирование). Развивающий эффект технологий достигается логической последовательностью включения их в процесс познания: актуализация эмоций, творческого, конструктивного опыта, мыслительных способов познания окружающего мира. Показателем качества технологий является их направленность на эмоционально-ценностную сферу развития личности, активизацию интеллектуальных, практических, творческих способностей и появлением у детей новых способов деятельности.

           Социокультурная модель образовательного процесса, направленная на развитие у дошкольников ценностного отношения к архитектурному пространству города, включает следующие компоненты: содержательно-целевой, диагностический, развивающий и средовой. Целостность модели обеспечивается основополагающими идеями культуросообразного и личностно-ориентированного образования; системным подходом к отбору ее целевых, содержательных и технологических компонентов.  Пространственно-предметная развивающая среда обуславливает развитие самостоятельности, активности, любознательности ребенка и проявления способов преобразования. Она сконструирована на принципе интеграции и культуросообразности и обеспечивает самодвижение, самореализацию и саморазвитие личности ребенка.

        Взаимодействие педагога и ребенка в пространственно-предметной среде позволяет включиться в диалог прошлого (жилища людей, архитектурные стили прошлого), настоящего (современные стили архитектуры, архитектурные детали, строительные материалы), будущего (архитектура нового тысячелетия, космическая архитектура). Данный диалог выступает способом духовно-ценностного освоения мира и составляет основу жизнедеятельности ребенка.

Хотелось бы рассмотреть такие категории как «отношение» и «ценностное отношение». Эти понятия имеют общие инвариантные для всех отношений признаки, но вместе с тем ценностное отношение обладает специфичными особенностями. В ходе анализа различных подходов к определению ценностных отношений установлено, что данное личностное образование в философии, психологии, педагогике понимается как взаимосвязь между личностью и свойствами того или иного объекта. Содержание и границы данной взаимосвязи определяются как общее отношение значимости; как отношение значимости в контексте функционирования системы общественных отношений; как сознательное отношение, в котором развертывается бытие человека. Существует неразделимая связь культуры и человека. Воплощением материальной и духовной культуры является архитектура. Под архитектурным пространством мы понимаем взаимосвязанное предметно-пространственное окружение человека, содержащее культурно-познавательные, гуманистические, эстетические и нравственные ценности. Город Санкт-Петербург является крупнейшим центром России. Его архитектура сложным образом вовлечена в систему отечественной и художественной культуры. Ценности культуры, находящиеся в архитектурной среде, являются средством развития у подрастающей личности ценностного отношения к родному городу и при правильной организации образовательного пространства могут стать объектом взаимодействия с социокультурной средой.

Такое образовательное пространство, на самом деле трудно реализовать в отдельно взятой группе, необходимо разрабатывать социокультурную модель образовательного процесса ДОУ, направленную на развитие у дошкольников ценностного отношения к архитектурному пространству города; определить критерии и уровни развития у дошкольников ценностного отношения к городу.

Есть апробированная программа в общем доступе, с ней можно ознакомиться «Дети и архитектура города», отличительным признаком программы является то, что содержание раскрывает культурно-познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценности архитектуры. Программа ориентирована на проникновение в эмоционально-ценностные и нравственные сферы личности ребенка. Кроме того, содержание выступило средством, стимулирующим изобразительно-творческий, конструктивный опыт ребенка, потребности к самовыражению своих чувств, ценностей и мироощущений. На основе принципов личностно-развивающего и ценностно-ориентированного образования были разработаны педагогические технологии, направленные на познавательно-эстетическое, эмоциональное-ценностное, рефлексивное, художественно-творческое развитие ребенка, разнообразные формы познавательной деятельности: беседы, диалоги, викторины, экскурсии, конкурсы, различные игры, занятия-путешествия, кроссворды и т.д.

При использовании данной технологии, решаются следующие задачи:

1. осознание педагогами архитектурного пространства города как нравственно-эстетической ценности;

2.наполнение содержания дошкольного образования нравственными, культурно-познавательными, эстетическими, гуманистическими ценностями искусства архитектуры;

3. реконструирование методов образования на основе идеи культуросообразности, активного использования диалогово-игровых, познавательно-эстетических, рефлексивных, художественно-творческих методов;

4. разнообразие форм организации познавательной деятельности в пространстве города: беседы, диалоги, экскурсии, занятия-путешествия и т.д.

5. включение ребенка дошкольного возраста в смоделированную архитектурно-пространственную среду дошкольного учреждения через модели, карты, схемы, чертежи, иллюстрации, фотографии архитектурных сооружений.

Внедрение такого модуля показывает значимость в практике работы дошкольных образовательных учреждений и обозначает перспективы дальнейшей работы: разработка содержания программы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с родным городом, поиск педагогических средств и форм работы с родителями в направлении развития у дошкольников ценностного отношения к родному городу в условиях семьи.

                 Дошкольники проявляют активность, направленную на познание архитектуры, у них есть желание реализовывать знания об архитектуре в собственной деятельности; дошкольники достигают результаты при выполнении диагностических заданий, проявляют эмоционально положительное отношение к архитектуре. Дошкольный возраст – это такой период в жизни человека, когда у него начинает формироваться самосознание и индивидуальность. Ребенок начинает вливаться в социальный мир, приобщаться к культуре. Старший дошкольный возраст имеет особое значение для ребенка при вхождении в сложный для него мир культуры. Это тот период, когда у детей активно формируются познавательное, эстетическое и творческое отношение к действительности. Дети 5-6 лет достаточно эмоциональны, у них начинает активно проявляться интерес к окружающему их миру. При этом они не стремятся просто воспринимать действительность, они стараются творчески отразить ее в различных видах деятельности.

Архитектура – это средство, открывающее большие возможности в

воспитании и развитии ребенка. Для старших дошкольников архитектура является одним из доступных видов искусств. Познавательный интерес формируется при приобщении к произведениям архитектуры. Знакомясь с архитектурой, у ребенка развивается чувство прекрасного, он начинает бережно относиться к культурному наследию страны. Архитектура – сложное и разнообразное понятие.  Через моделирование дошкольник может познакомиться с различными уменьшенными копиями архитектурных объектов, узнать известные строения в различном исполнении, пробовать создавать самостоятельно, что позволит ему ощутить себя архитектором. Каждый город имеет свою неповторимую черту.

Для примера прилагаю занятия и игры, которые можно брать на вооружение и проводить с детьми.

Приложение 1.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Дома города».

Возрастная группа: старшая

Виды деятельности детей:

– игровая деятельность

– коммуникативная деятельность

Образовательные задачи

1. Задачи, ориентированные на получение результата в форме представлений

и знаний детей (когнитивный опыт):

1.1. Уточнить представление детей о профессии архитектора.

1.2. Расширить представление об архитектуре Санкт-Петербурга.

2. Задачи, ориентированы на получение результата в форме отношений, интересов, мотивов детей (опыт эмоционально-ценностного отношения к миру)

2.1. Воспитывать у детей уважение к труду архитекторов.

2.2. Способствовать проявлению у детей любви к архитектуре Санкт-Петербурга.

3. Задачи, ориентированные на получение результата в форме умений, навыков, способов деятельности детей (опыт практической деятельности).

3.1. Закреплять умение выкладывать из геометрических фигур дом.

Форма проведения: интегрированная.

Материалы и оборудование

1. Стимульный материал:

– объявление (устное);

– фотографии архитектуры города

2. Материалы для деятельности детей:

материалы для представления результатов деятельности:

– магнитная доска;

материалы для преобразования и трансформации:

– карточки с изображением различных домов;

материальные средства для деятельности детей

– геометрические фигуры, вырезанные из бумаги;

– клей.

Воспитатель показывает детям фотографии архитектурных строений Санкт-Петербурга и предлагает им побеседовать о домах, какие они бывают и из чего сделаны. Дети рассматривают фотографии и участвуют в беседе. После беседы воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Что забыл нарисовать художник?». Она показывает им карточки и предлагает назвать, чего на них не хватает. Далее воспитатель проводит с детьми пальчиковую игру «Строим дом». После воспитатель предлагает поиграть в дидактическую игру «Будем вместе строить дом». Дети соглашаются поиграть в игру и называют все, чего не хватает на картинках. Дети соглашаются поиграть в игру и повторяют за воспитателем движения по тексту.

Дети, слушая воспитателя и отгадывают загадки. Воспитатель читает детям загадки, по которым нужно выложить дом. Предлагает детям придумать название для получившейся улицы, составляют дома из геометрических фигур, приклеивая их на картон.

Придумывают название для получившейся улицы.

– Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник».

Цель: развивать наблюдательность, умение использовать свой опыт и знания.

Материалы и оборудование: карточки с изображением домов.

Содержание: воспитатель показывает детям карточки с изображенными на них домами и предлагает сказать, чего не хватает на картинках.

– Дидактическая игра «Будем вместе строить дом».

Цель: закреплять представления о частях дома, умения отличать

геометрические фигуры.

Материалы и оборудование: геометрические фигуры из бумаги, картон, клей.

Содержание: детям читают загадки, отгадывая которые, они собирают дом из геометрических фигур, которые они приклеивают на картон.

Приложение 2.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие»

Сюжет: «Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу»

Возрастная группа: старшая.

Цель: формирование у детей умений применять представления об

архитектуре Санкт-Петербурга в игровой деятельности.

Задачи:

– побуждать детей строить сюжеты на основе знаний, полученных из бесед, чтения произведений, рассматривания фотографий, иллюстраций из книг;

– закреплять умение детей объединяться в игре, распределять самостоятельно роли, действовать в соответствии с общим игровым

замыслом;

– развивать связную речь, внимание, память, познавательный интерес.

Предварительная работа: беседа о Санкт-Петербурге, рассматривание фотографий видов города, изготовление атрибутов (руль для автобуса, билетики для гостей).

Игровые атрибуты: руль, стулья, фотографии с видами города, билеты.

Роли: водитель автобуса, экскурсовод, контролер, который собирает

билетики, гости города.

Игровой приём: Воспитатель входит в группу и говорит:

– Уважаемые жители и гости нашего города! Приглашаем вас

совершить экскурсию по городу. Всех желающих просим пройти в автобус.

Ход игры:

Предложить детям провести экскурсию по городу Санкт-Петербург.

Экскурсия будет проходить на автобусе. В автобусе будут гости города, которые приехали на экскурсию. Поэтому им необходим экскурсовод. Он будет рассказывать о тех местах, которые они будут проезжать. Нужно назначить кондуктора, который будет продавать билеты пассажирам, а также выбрать водителя автобуса.

Дети строят из стульев автобус, выбирают водителя, экскурсовода и

кондуктора, а остальные исполняют роли гостей города.

Воспитатель напоминает гостям, чтобы они не стеснялись и задавали вопросы экскурсоводу, если их что-то заинтересует. Воспитатель предлагает детям занять свои места в автобусе. Во время путешествия педагог демонстрирует фотографии с изображением разных достопримечательностей города, а экскурсовод рассказывает о них.

Итог игры: воспитатель поддерживает разговор детей о прошедшей

игре, отмечает, кто справился со своей ролью, дает оценку их взаимодействию с другими участниками игры и предлагает сыграть еще раз, но со сменой ролей.

Приложение 3.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по конструированию на тему «Город Санкт-Петербург».

Возрастная группа: старшая

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Виды деятельности детей:

– игровая деятельность

– коммуникативная деятельность

– конструирование

Образовательные задачи

2. Задачи, ориентированные на получение результата в форме представлений и знаний детей.

1.1. Уточнить знания детей о строении дома и его назначении.

1.2. Познакомить детей с современной архитектурой города.

2. Задачи, ориентированы на получение результата в форме отношений, интересов, мотивов детей (опыт эмоционально-ценностного отношения к миру)

2.1. Воспитывать у детей уважение к труду архитекторов.

2.2. Способствовать проявлению у детей любви к архитектуре.

3. Задачи, ориентированные на получение результата в форме умений, навыков, способов деятельности детей (опыт практической деятельности)

3.1. Закреплять умение детей работать по схемам.

3.2. Закреплять представление о строительных деталях, их свойствах

Форма проведения: игровая.

Материалы и оборудование

1. Стимульный материал:

– объявление (устное).

2. Материалы для деятельности детей:

материалы для представления результатов деятельности:

– стол для создания городка из поделок.

Материалы для преобразования и трансформации:

– фото архитектурных строений города;

материальные средства для деятельности детей:

– наборы мелкого строительного материала;

– конструктор;

– схемы построек;

–мелкие игрушки;

–машинки.

Воспитатель собирает детей в круг и сообщает, что к ним сейчас

придет гость и у него будут задания для них.

– Дети, к нам сейчас придет гость, у него будет несколько заданий для вас, выполним их?

Раздается стук в дверь и появляется гость – архитектор.

– Дети, давайте познакомимся с нашим гостем.

Архитектор обходит детей, знакомится с ними.

– Я архитектор Василий, рад с вами со всеми познакомиться.

Василий предлагает детям ознакомиться с фотографиями. Дети с радостью соглашаются выполнить приготовленные для них задания.

Радостно встречают гостя и с удовольствием с ним знакомятся, называя свои имена. Дети рассматривают фотографии и включаются в беседу с Василием. Василий предлагает детям на сегодня стать строителями и построить свой собственный город.

Перед началом работы Василий предлагает провести физкультминутку, чтобы размяться перед строительством. В ходе строительства воспитатель и Василий оказывают помощь, советуют, наблюдают за деятельностью детей.

Воспитатель предлагает расставить получившиеся дома в городке.

Воспитатель с Василием задают детям вопросы. Дети выставляют

получившиеся дома в городке и делятся своими впечатлениями.

Рефлексия.

1. Расскажите мне, какие здания вы построили?

2. А что вам сегодня больше всего понравилось?

3. Вам понравилось быть строителями?

Приложение 4.

Конспект дидактической настольно-печатной игры «Выбери и опиши».

Возрастная группа: старшая.

Цель: формировать представления об архитектуре Санкт-Петербурга, развивать мышление.

Задачи:

– закрепить представления о достопримечательностях Санкт-Петербурга;

– развивать связную речь, внимание, познавательный интерес.

Предварительная работа: беседа о Санкт-Петербурге.

Материалы и оборудование: доска, иллюстрации с изображениями

архитектурных строений.

Игровой приём: Воспитатель собирает детей в круг и говорит:

– Ребята, смотрите, у меня тут есть красивые фотографии. Давайте мы их вместе рассмотрим.

Ход игры:

Дети садятся полукругом перед доской, на которой магнитами прикреплены иллюстрации с архитектурой города. Воспитатель предлагает детям по очереди выбрать понравившуюся ему иллюстрацию и описать ее.

Ребенок может описать внешний вид здания, может пофантазировать о том, как оно выглядит изнутри.

Итог игры: воспитатель слушает детей, в случае необходимости помогает ребенку подобрать слова, дает оценку их описанию и предлагает сыграть еще раз, выбрав при этом другого ребенка.

Усложнение игры: воспитатель может попросить детям выбрать две

или три понравившиеся иллюстрации и после описания предложить ему сравнить их, находя сходства и различия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план "Ознакомление с историей родного города через архитектуру"

План разработан для воспитания у детей любви к родному городу черех знакомство с архитектурой. Каждое занятие знакомит дошкольника с конкретным уголком города....

проект по воспитанию этнической самобытности и ценностного отношения к родному краю у детей дошкольного возраста «Уголок моей Родины»

Проект направлен на воспитание этнической самобытности и ценностного отношения к родному краю у ребенка – дошкольника как одного из компонентов формирования социально-значимой личности...

17.03.2021 Роль духовно- нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности средствами музыки

Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ ЦРР № 87  - Туркиной  М.Г. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музык...

ПРОЕКТ «Развитие эмоционально-ценностного отношения к духовному наследию средствами музыкального фольклора и народных игр»

Название проекта  «Яркий мир фольклора» («Музыкальный фольклор в жизни детей дошкольного возраста») Тип проекта: по доминирующему виду деятельности -  познавател...

«Формирование у дошкольников ценностного отношения к природе средствами детской художественной литературы».

Под ценностным отношением я понимаю способность человека воспринимать мир природы, как «разумный» и изначально целесообразный, это способность осознанно переживать свою сопричастность этом...