Конспект НОД «Ненецкая женская одежда и обувь»
план-конспект занятия (старшая группа)

Мельникова Ирина Евгеньевна

Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная

культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий. Она была

максимально приспособлена к природным условиям их обитания, была подчинена

определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

В наше время детям необходимо иметь элементарные представления об истории

родного края, традициях и культуре быта коренных народов Крайнего Севера, так как

именно сохранению культуры уделяется особое внимание. Культура и самобытность каждого народа отражается в его традициях, фольклоре, а также находит свое яркое выражение в национальной одежде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zhenskaya_odezhda.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ВОЛШЕБНИЦА»

(МАДОУ «Волшебница»)

Конспект НОД «Ненецкая женская одежда и обувь»

Возраст :  5—7  лет.

Автор:

воспитатель Мельникова Ирина Евгеньевна

Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная

культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий. Она была

максимально приспособлена к природным условиям их обитания, была подчинена

определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

В наше время детям необходимо иметь элементарные представления об истории

родного края, традициях и культуре быта коренных народов Крайнего Севера, так как

именно сохранению культуры уделяется особое внимание. Культура и самобытность каждого народа отражается в его традициях, фольклоре, а также находит свое яркое выражение в национальной одежде.

Задачи:

Уточнять и расширять знания о жизни и быте коренных жителей Севера.

Познакомить детей с ненецкой женской одеждой и обувью.

Учить детей украшать орнаментом национальную одежду.

- Развивать наблюдательность и внимание.

-Активизировать словарный запас и расширить кругозор.

- Воспитывать любовь к родному краю, умение ценить культуру коренного народа – ненцев, культуру народов.

-Формировать чувства толерантности.

Предварительная работа: 

Чтение ненецких сказок, загадок, рассматривание ненецкой одежды, знакомство с орнаментами.

Словарная работа:

 Активизировать словарь детей: зимняя и летняя ягушка, кисы, бурки, тобаки, сова, травяная стелька, сукно, бисер, орнамент.

Оборудование:

Ягушка, кисы, тобаки. Украшение из бисера. Кукла в национальной  ненецкой зимней одежде. Колокольчик.  Образцы орнамента из бисера. Бисер и леска для работы детей. Разрезная картинка для дидактической игры. Запись  национальных песен. Презентация с  изображением  северной  природы, стойбища, оленьи упряжки.

Ход занятия:

 Воспитатель:

Дети, где мы живем? (В городе Лабытнанги , на  Крайнем Севере).

                                    Наш край холодный и суровый.

                                       На Крайнем севере зима,

                                       Заснежены просторы.

                                       Полгода вместо солнца тьма,

                                       И тускло светят звезды.

Воспитатель: В нашем округе и городе живут и трудятся люди разных национальностей. Кто работает на нефтепромыслах, кто в торговле, кто –то трудится в сельском хозяйстве. Особенно тяжело жить тем, кто живёт и работает в тундре, пасет оленей – это оленеводы и их семьи.

- Как олени помогают человеку на севере?

Дети: Олени – это и транспорт, и жилье, и одежда.  

….Там всегда в метель и стужу

Человеку верно служит

Быстрый северный олень.

Воспитатель: Да, на оленях ездят по тундре, олени легко везут нарты. Оленьими шкурами покрывают чум для тепла.

Сегодня в гостях у нас ненецкая девочка Окся. Она хочет познакомить нас  с женской национальной одеждой.

Воспитатель: Какую одежду, обувь носят люди, живущие в стойбищах? (ответы детей)

  Ненецкие женщины шьют одежду из оленьих шкур, она удобная, теплая и лёгкая.

Воспитатель: Как вы думаете, почему одежда ненцев шьется из оленьих шкур?

Ненцы живут на Севере, где очень холодно, а шкура оленя необычайно теплая.  Одежда помогает ненцам переносить суровый климат и длительные кочевки. Рассмотрим одежду нашей гостьи.

- Что это у Окси? ( Ягушка)

 Ягушка - это женская одежда. Шьют ягушку из оленьего меха,  мехом наружу и внутрь, распашной шубы, с низким воротником из оленьего или песцового меха и пришивными рукавицами. Наша гостья Окся одета в летнюю ягушку. Шьют ее из сукна и украшают бисером, орнаментом из меха и сукна. Сукно - толстая теплая ткань.

Бывают и детские ягушки. Мамы украшают их не только орнаментами.

Воспитатель: А чем еще, вы узнаете, отгадав загадку:

«В железном чуме ребенок танцует» (колокольчик)

Ребенок бегает по тундре, а колокольчик звенит, его далеко слышно.

Послушайте стихотворение ненецкого поэта Семена Няруя.

Колокольчик: «Динь, динь, динь!».

Колокольчик, он звенит.

В тундре белоснежной

Всюду слышно: «Динь, динь, динь!».

Воспитатель: Что делает колокольчик? Как он звенит? (Ответы детей)

Игра «Колокольчик»

Водящий с завязанными глазами пытается поймать игрока, который звонит в колокольчик. Дети в кругу  друг другу передают колокольчик.

Воспитатель: А что у Окси на голове? (Ответы детей)

Женщина - ненка на голове носит шапку с длинной затылочной частью - саву. Шьется она из белого и коричневого цвета. Саву украшают орнаментом, нашивают на нее подвески из бусин и подвески из меди и бронзы.

На ногах у Окси  бурки - это красивые меховые сапожки  до колен.  В тундре в сильные морозы или во время длительной поездки ненцы надевают кисы. кисы и бурки шьют из белых или коричневых шкурок с оленьим ног мехом наружу. Кисы нижней части украшают особым женским орнаментом. Чтобы в кисах было теплее, на ноги надевают тобаки - чулки мехом внутрь. В очень сильные морозы кисы вставляют травяную стельку.

-Посмотрите как украшены бурки? (орнамент из бисера)

Правильно, для того, чтобы одежда была нарядной, женщины – мастерицы украшают её узором – орнаментом. Эти орнаменты  традиционны, их придумали много- много лет назад и украшают ими паницы, шапки, пимы, бурки, кисы, сумочки - тучейки.

Народы Ямала не только нашивают бисер на полоски ткани или меха, но и нанизывают на леску и закрепляют ее одним концом на одежде.

Подвижная игра «Собери бисер»

Ведущий подбегает к любому ребенку - бисеринке,  хлопает его по плечу, тот становится за ведущим и кладет руки ему на плечи. Затем они бегут  к другому ребенку, тот становится за первой бисеринкой. И т. д.  Игра продолжается до тех пор, пока все бисеринки не будут «Нанизаны на нитку»

Дидактическая игра «Назови женскую ненецкую одежду»

Дети складывают из деталей картинку с изображением девочки в национальном костюме. Называют элементы одежды.

Воспитатель: Окси надо ехать в стойбище. Сделаем для нее подарок.

Работа с бисером. «Украшение на шею.

А для того, чтобы работалось веселее, женщины пели песни.

 Воспитатель  включает запись.

Самостоятельная работа детей под запись ненецких песен.

Итог занятия:

Как называется ненецкая женская одежда? Как называется ненецкая обувь? Чем украшается одежда? Как называется ненецкий головной убор? Какой подарок сделали для Окси?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в первой младшей группе Тема: Зимняя одежда и обувь. Игра «Сравнение одежды и обуви»

Конспект занятия в первой младшей группе Тема: Зимняя одежда и обувь.  Игра «Сравнение одежды и обуви» Цель: учить, внимательно, слушать и наблюдать, формировать способность...

Конспект НОД предметный мир. Одежда и обувь.

Конспект НОД предметный мир. Одежда и обувь....

Конспект НОД формированию представлений об одежде во второй младшей группе на тему «Зимняя одежда и обувь» с использованием ТРИЗ технологии

Цели: закрепить знания о предметах одежды. Задачи: Образовательные: - научить воспитанников внимательно слушать и наблюдать; - формировать способность к диалогической речи; Развивающие: - учить ...

Тема недели «Одежда людей осенью» Цель: Обогащать представления детей об одежде, сезонных отличиях одежды и обуви людей

Утро. Беседа: «Одежда людей осенью» Цель: Обогащать представления детей об одежде, сезонных отличиях одежды и обуви людейХороводная игра «Раздувайся, пузырь» Цель: развивать ко...

Конспект интерактивной игры "Наша одежда и обувь"

Данный конспект предназначен для педагогов и родителей старших дошкольников...