фольклорно-образовательный проект "Русская изба"
проект (подготовительная группа)

Друганина Надежда Михайловна

Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_izba.docx978.86 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка»

ФОЛЬКЛОРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЕКТ

«РУССКАЯ ИЗБА»

 I:\IMG_20201208_080459.jpg

Руководитель проекта:

Н.М. Друганина,

музыкальный руководитель

Пояснительная записка

“Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности   детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.”

Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Актуальность проекта

        В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

        Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.

  1. Постановка проблемы:

         В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности, и не способствует гармоничному и нравственному развитию личности.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

        Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи  детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

  1. Цель проекта:

         Приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.

  1. Задачи проекта:
  1. Продолжать знакомить детей с песнями русского народа, с устным фольклором – сказками, пословицами, шутками-прибаутками;
  2. Продолжить формирование представлений об устройстве русской избы, многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
  3. Способствовать развитию музыкальных способностей детей – певческих, ритмических, двигательных;
  4.  Способствовать возрождению генетической и культурной памяти детей;
  5.  Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей на традициях русской народной культуры уважительные отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранять и обогащать его, как бесценную сокровищницу прекрасного.
  6.  Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
  1. Краткое содержание проекта:

Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Данный проект является необходимым, т.к. дети нашего детского сада проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.

В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.

Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

  1. План реализации проекта:

Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми. Формы работы с детьми:

- Экскурсия в мини музей

- Беседы с детьми

- Чтение художественной литературы

- Рассматривание быта и посуды

- Заучивание потешек, прибауток, закличек, частушек

- Использование русских песен и танцев

- Проведение русских народных игр.

- Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

- Рассказ о народных обычаях и традициях.

Всего в проект будут вовлечены дети подготовительных групп и их родители, музыкальный руководитель и воспитатели.

Реализация данного проекта рассчитана на учебный год и будет проходить в 3 этапа:

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Этап проекта

Сроки

Содержание работы

I Этап

Подготовительный

09.2021-10. 2021

Изучение литературы по данной теме;

Составление перспективно – тематического плана;

Обогащение развивающей среды:

Материальное:

  1. создание в музыкальном зале мини-музея «Русская изба»:
  • Стол, лавки, печь,  сундук;
  • Самовар, чугунки, бочка, расписная деревянная посуда и т.д.;
  • Коромысло, прялка,  ухват и т.д. (предметы обихода);
  • Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитые рушники;
  • Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти); народные куклы.

Научно-методическое:

  1. подбор и разработка  материалов для проведения развлечений;
  2. создание картотеки «Народные игры», альбома «Народные инструменты» и «Русский костюм»;
  3. Создание фонотеки русской народной музыки для игр, танцев, слушания.

II Этап

Основной

10.2021-05.2022

  • Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений;
  • Чтение русско-народных сказок;
  • заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.

III Этап

Заключительный

05.2022.

  • Анализ полученных данных;
  • Презентация проекта «Русская изба»,
  • Итоговое мероприятие: развлечение «В гостях у Самовара»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

сроки

тема

форма работы

цель

октябрь

Осеннее развлечение «Осенний сундучок»

Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру; воспитание патриотических чувств.

ноябрь

Развлечение «Знакомство с русской избой»

Экскурсия в мини-музей «Что такое русская изба?»

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

декабрь

«Северные народные игры» – игровое развлечение

Экскурсия в мини-музей «Русская печь»

Приобщить детей к русским народным традициям посредством подвижных игр и народной музыки.

январь

Святки

Беседа «Как жили люди раньше»

Познакомить детей с традициями празднования Рождества; продолжить знакомство с русским фольклором (колядки, гадания)

февраль

Развлечение «Посиделки» Экскурсия в мини-музей «Народный костюм»

Закрепить ранее полученные знания о традициях русского народа, познакомить с народным костюмом.

март

Проводы Зимы

Беседа «Бабушкин сундучок»

Приобщить детей к народному творчеству и традициям своего народа; развивать творческие способности.

апрель

«В гости к Самовару»

Расширять знания детей о русском самоваре, культуре русского чаепития и его традициях.

  1. Взаимодействие с семьей:
  1. Создание мини-музея «Русская изба».
  2. Участие детей и родителей в районных конкурсах. 
  1. Консультация для педагогов:

 Показ открытого развлечения  «В гости к Самовару». 

  1. Оборудование, материалы:

Информационно-техническое:

        - проектор,

        - ноутбук,

        - колонки.

Информационное обеспечение:

        - интернет

        - методическое пособие «Знакомство детей с русским народным творчеством»

- дидактический и наглядный  материал (костюмы, атрибуты, игры, иллюстрации)

- фонотеку фольклорных произведений для прослушивания в свободной деятельности детей.

9. Результаты проекта:

 1. Дети познакомятся с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками); с разными видами народной музыки (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2. У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии.

3. Разовьется коммуникабельность, готовность к творчеству,

4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.

Продукт совместной деятельности

 -Сценарии народных праздников;

 -Картотека народных игр и забав;

 - Фонотека народной музыки;

- Альбомы: «Народные инструменты», «Русский народный костюм».

Приложение

 к фольклорно-образовательному проекту

«Русская изба»

Осенний сундучок

Осеннее развлечение для детей подготовительной группы

Зал празднично украшен осенними деревьями, около одного стоит сундучок.

В зал под музыку входят дети, исполняют танец с листьями под песню «Осень» и рассаживаются на места.

Ведущий: Среди кленов и осин сундучок стоит один:

        Разукрашен листьями и рябины кистями,

        Не велик он и не мал…

        Кто же нам его прислал?

Отгадать вас просим – кто же это?

Дети: Осень!

Ведущий: Осень? Очень может быть…Не пора ли нам его открыть?

«Пытается» открыть сундук, но безрезультатно.

Ведущий: Ничего не получается, сундучок не открывается!

        Но, мы не станем унывать, будем мы стихи читать!

Дети: В темный лес дремучий

        Заглянула осень.

        Сколько свежих шишек

        У зеленых сосен!

Сколько алых ягод

У лесной рябинки!

Выросли волнушки

Прямо на тропинке.

        И среди брусники,

        На зеленой кочке,

        Вылез гриб-грибочек

        В красненьком платочке.

Разыгрался ветер

На лесной поляне,

Закружил осинку

В красном сарафане.

        И листок с березы

        Золотистой пчелкой

        Вьется и летает

        Над колючей елкой.

Ведущий снова подходит к сундуку, пытает приподнять крышку, но она не открывается.

Ведущий: Что же это получается? Сундучок опять не открывается!

        Погодите, мы не станем унывать, будем дружно танцевать!

        Дети исполняют танец «Белая березка…»

Ведущий вновь подходит к сундучку, берется за крышку, но она не поднимается.

Ведущий: Что такое? Как же так? Не открыть его никак!

        Сундучок мы отопрем, если песенку споем.

Дети исполняют песню  «……………………………….

Ведущий: Вот и песенке конец (подходит к сундучку)

        Сундучок наш, наконец, свою крышку приподнял! (открывает)

        Что же сундучок скрывал? (заглядывает)

        Да, чего тут только нет! (достает одежду для пугала)

Вот малиновый берет,

Только странный он немножко:

Здесь висит ботва картошки, тут – солома, здесь – репей!

Мне ответьте поскорей, кто же это надевает и народ честной пугает?

Дети: Наше Пугало! Оно сторожить поставлено,

        Чтобы птицы не летали и горошек не клевали!

Ведущий: А давайте-ка, ребята, играть и Пугало выбирать!

Считалка: На заборе мы сидели, во все стороны глядели.

        Налетели воробьи, а водящим будешь ….ты!

Проводится игра «Пугало»

Ведущий: Ребята, вы уже догадались, что в этом осеннем сундучке мы найдем все то, что поможет нам с вами сегодня весело играть, петь и танцевать, словом, Осень провожать.

        А сейчас давайте посмотрим, какие еще подарки приготовила для нас Осень. У меня в руках корзинка. С ней так удобно ходить в лес за грибами. А нет ли в сундучке еще и грибов?

Достает шапочку Мухомора.

Ведущий: Вот какая яркая нарядная шляпка, и я знаю, чья она. А вы, ребята, ее узнали? (Ответы детей.) кто ее получает, тот стихи читает, согласны?

Дети: Согласны!

Выходят мальчики – «мухоморы».

        Жили-были мухоморы

        Под зеленою сосной,

Красные, как помидоры,

Мухоморы часто спорят…

Вместе: Кто красивей? Кто вкусней?

        Мухоморы, успокойтесь,

        С нами детям веселей!

С корзинкой в руках, между мухоморов по залу идет девочка

Девочка: Я по узенькой тропинке

        В лес осенний побегу.

        Соберу грибы в корзинку…

«Собирает» грибы между «Мухоморов»

        Мухоморы обойду! (убегает)

Девочки исполняют танец «С корзинками»

Ведущий: (заглядывает в сундучок)

        Посмотрите, что я нашла в нашем сундучке! (показывает калошу)

        Только не пойму, зачем нам одна калоша? А я сейчас посмотрю, вдруг там еще одна найдется. Тогда мы сможем поиграть в игру «Кто быстрее?»

Ведущий достает вторую калошу, дети строятся в две колонны.

Ведущий: Начался дождь, нам необходимы зонтики, давайте посмотрим в сундучке. (Достают два зонта)

Проводится эстафета «Кто быстрее?»

Детям нужно с раскрытым зонтом и в калошах обойти препятствия и вернуться к команде.

Ведущий: Красивая пора осень, но немного грустная.

        Ведь сразу станет холодно вокруг,        

И птицы улетят от нас на юг.

Как грустно видеть где-то там, вдали,

Как пролетают клином журавли.

Дети исполняют песню «…………………………………

Ведущий: А не пора ли нам заглянуть в сундучок? Может, там еще что-нибудь есть?

Заглядывает в сундучок, достает блюдо с овощами.

        Сколько же в нашем сундучке овощей! Все они здесь тараторят, овощи у вас ведь спорят!

Дети исполняют инсценировку «Спор овощей»

Ведущий: Редька плачет, не унять,

        Что случилось? Не понять…

Овощи вместе: Ты нам, Редька, не сестрица,

        Не хотим с тобой водиться!

Редька: Я прошу: не выгоняйте,

        Редьку вы не обижайте.

        Я не закопченная,

        Просто цветом черная.

Овощи: Черной некрасиво быть,

        Не хотим с тобой дружить.

Помидор: То ли дело: Помидор,

        Оторвать не можешь взор.

        Я – красивый, ярко-красный,

        У меня кафтан атласный.

Огурец: Я - зеленый огурец,

        Сочный, яркий молодец.

        Цветом я своим горжусь,

        Показаться не стыжусь.

Морковь: Не хвалитесь вы, друзья.

        Всех красивей – это я!

        Я, морковка, ярче всех,

        У меня большой успех!

Горох: Я – зелененький горох.

        Цветом тоже я неплох.

        Я в землице не сижу,

        С высоты на всех гляжу.

Свекла: У меня кафтан бордовый,

        Очень тонкий, нежный, новый.

        Заглядишься на меня.

        Всех красивей – это я!

Капуста: Чтобы всем вам было пусто!

        Я красивей всех, Капуста!

        Серединка белая

        Потому, что спелая.

        А края зеленые,

        Сочные, ядреные!

Лук: Ох, как ты разлапушилась!

        Больно сильно загордилась.

        Мой цвет – самый дорогой,

        Потому, что золотой!

        Не согласен кто со мной,

        Будет слезы лить рекой!

Баклажан: Я – красавец Баклажан,

        Фиолетовый кафтан,

        Благородный, редкий цвет.

        Я, друзья, интеллигент!

Репка: Хоть сижу в земле я крепко,

        Платье желтое у Репки.

        Самый радостный мой цвет,

        Среди вас такого нет!

Редиска: У меня чудесный цвет,

        Но хочу сказать в ответ:

        Хоть Редиска не черна,

        Редьке черной я сестра.

Редька: Хоть Редиска и мала,

        А вступилась за меня.

        Рада я сестре такой,

        Мы подружимся с тобой.

        Яркий цвет хорош, друзья,

        Понимаю это я.

        В вас так много красоты,

        Но так мало доброты.

Ведущий: Всех я помирить хочу.

        Спор ненужный прекращу.

        Важна польза, а не цвет, -         

        Вот вам мой, друзья, ответ.

        Все вкусны вы, все полезны,

        Прогоняете болезни.

С Редькой надо помириться,

Черной Редьке поклониться.

Если горло заболело,

Если кашляешь, продрог,

Я скажу, что от простуды

Всем поможет редькин сок.

Хоть черна и некрасива,

В Редьке – много витаминов!

Овощи: Ты прости нас, Редька, просим!

        Больше мы тебя не бросим!

        И на радости все вместе

        Мы гостям подарим песню.

Дети исполняют песню «……………………………..

Ведущий: Знаете ли вы, друзья, что как не жаль, но наш осенний сундучок пуст. Лишь одно яблоко осталось…Что же нам делать? Но, мне кажется, что это яблоко не простое, а волшебное. (Ведущий открывает яблоко, показывает детям.) В нем гостинцы для всех ребят от Осени!

H:\Новая папка\IMG_20211020_161653.jpg

Праздник народных игр

Цель: Гармонизация детско-родительских взаимоотношений. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры.

Задачи:1. Повышать компетентность родителей и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

        2.Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

        3.Изучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни.

        4.Развивать неречевые психические процессы: слуховое внимание, слуховую память; зрительную ориентировку на собеседника, грамматический строй речи.

        5.Воспитывать произвольное поведение во всех играх.

Дети с родителями входят в зал и рассаживаются на стульчики.

В центр выходят три ребенка.

  1. Пожалуйте, гости дорогие!

Давно мы вас ждем – поджидаем,

Праздник без вас не начинаем.

  1. У нас для каждого найдется

И местечко, и словечко

  1. Сегодня будут игры, танцы, смех,

Радости хватит на всех!

Ведущий: Уважаемые родители! Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные игры, в которые играли бабушки и дедушки. Играли, наверное, и вы, а теперь играют ваши дети. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры.

  1. Много игр на празднике нашем!

Играем, шутим, поем и пляшем!

В играх рот не разевай –

Смелость, ловкость проявляй!

Ведущий: Приглашаю поиграть в первую игру, а называется она «Пирог», становись скорей в кружок (мальчики отдельно, девочки отдельно).

Ведущий: а сейчас , девчонки – хохотушки,

        Запевайте-ка частушки!

        Запевайте веселей,

        Чтоб порадовать гостей!

        И мальчишки – не зевайте,

        Вы девчонкам подпевайте!

Дети с родителями исполняют частушки.

М. Ой, девчата дорогие!

        Разрешите вам сказать:

        Мы имеем предложенье

        Вместе с вами погулять!

Д. Мы частушек много знаем,

        Все частушки разные!

        Вы хорошие ребята,

        А ладошки грязные!

М. Извини меня, подружка,

        Что к тебе я не пришел:

        Штаны папины большие,

        А свои я не нашел!

Д. Мне в приданое корову

        Не хотела мама дать,

        А жених меня не хочет

        Без коровы замуж брать!

М. На гулянье собирался –

        Мамка супу налила.

        А с гулянья возвратился –

        Подзатыльников дала1

Д. Меня мама родила,

        Думала – хорошая,

        Развернула, посмотрела –

        Кнопочка курносая!

М. Мы девчонок в своей группе

        Очень уважаем.

        Пускай они нас тоже любят –

        Мы не возражаем!

Д. Ваши ноги косолапы,

        В такт они не топают.

        Посмотрите – ка на наши –

        Как задорно шлепают!

Все: Мы частушки вам пропели,

        Дорогая публика.

        За карманы не держитесь,

        Не возьмем не рублика.

Ведущий: Скажите-ка, ребята, кого боится мышка? Кто бежит за ней вприпрыжку?

А чего еще боится мышка? (мышеловки) Раз- два-три-четыре-пять, начинаем все играть! Мышеловку нам сделают родители. А мышками будут дети.

Дети и родители играют в игру «Мыши и мышеловка»

Ведущий: А сейчас вы не зевайте,

        Мою загадку отгадайте:

        Сама не ест, а всех кормит? (ложка)

        Снова нас зовет игра.

        Поиграем, детвора?

Дети с родителями играют в игру «Где работа – там еда»: на расставленных по кругу стульях лежат ложки. Играющих больше, чем стульев. Не успевший взять ложку и занять стул выбывает из игры.

Ведущий: А вот бубны, колокольчики да ложки. Кто хочет поиграть немножко?

Проводится игра с музыкальными инструментами «Шли мы шли….»

Под определенную музыку(вальс, пляска, марш) нужно выбрать подходящий по тембру инструмент и сыграть на нем.

Ведущий: Много у русского народа разных игр, а мы вспомним еще одну и научим наших родителей.

Дети играют в игру «Ремешок»

Ведущий: Делу время- потехе час.

        Потанцуем мы сейчас!

Дети с мамами исполняют танец «Сапожники»

Ведущий: Ой, ребята, тише, тише!

        Что-то странное я слышу!

        Кто-то к нам сюда идет…

Появляется Петрушка: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

        Здравствуйте мамы и папы!

        Я веселая игрушка. А зовут меня….(Петрушка).

        А вас как зовут?

        Я принес вам интересную игру, она про сказки, называется «Добавлялки».

        Будете со мной играть?

  1. Ок-ок-ок- покатился ……колобок
  2. Су-су-су – петушок прогнал….лису
  3. Цо-цо-цо – снесла курочка ….яйцо
  4. Ят-ят-ят – серый волк не съел…козлят
  5. Йок-йок-йок – не садись на ….пенек
  6. Ана-ана-ана – несут лебеди…Ивана
  7. Ок-ок-ок – стоит в поле…термок!

Петрушка: Молодцы!

Ведущий: Петрушка, а мы знаем игру «Теремок» и будем играть!

Петрушка: Играйте, играйте, да про меня не забывайте,

        Почаще в гости приглашайте! До свидания!

Ведущий: Ну, что ж, а мы начнем играть. Становитесь в хоровод.

Инсценируется игра «Теремок».

 Дети с ведущим идут по кругу со словами:

        Стоит в поле теремок, он не низок, не высок.

        Вот по полю-полю Мышка бежит,

        Подбегает к теремочку и стучит.

Мышка: Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?

И так далее по тексту.

Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник!

Дети: Игры в садике и смех, это главное для всех.

        Мы друзья – и ты, и я, славная у нас семья!

Потому что вместе – веселей поются песни!

Потому что вместе  - игры вдвое интересней!

Вместе смех смешней и еда вкусней!

Ведущий: Всем спасибо от хозяйки

        За улыбки и за смех,

        И за игры, и за пляски,

        Благодарствуем мы всех!

Развлечение «Знакомство с русской избой»

Цель:

— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
  • развивать художественно-творческие способности детей.

Ход:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

- Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал».

Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

У горшка есть все части тела, почти как у человека: тулово, горлышко, носик, талия, губы, ноги. Попробуйте отгадать где же все это у горшка.

Хозяйка предлагает поиграть в народную игру «Горшки».

Хозяйка: Спасибо, что пришли, проведали. Заходите в гости, не забывайте.

Северные народные игры

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем и переоцениваем.

В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

Поэтому мы на музыкальных занятиях поставили себе задачу познакомить детей с устным народным творчеством посредством игры, так как хорошо понимали, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа. Ведь народные игры почти исчезли из детства, а игры — своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

И сегодня мы хотим представить вам северные народные игры, в которые можно играть с детьми старшего дошкольного возраста и на занятиях, и на улице.

                                  Ход

Ребята, а вы любите играть? Сегодня я предлагаю вам поиграть в народные игры. А какие народные игры вы знаете? (ответы детей)

А в какую из них вы хотите поиграть?

                                   « Чиж» (например)

Выбирается чиж, он уходит в сторону. Дети двигаются по залу, по окончании музыки напевают:

                             По дубочку постучишь -

                             Вылетает пестрый чиж.

                             У чижа, у чижика -

                           Хохолочек рыженький.

              (говорком) Чиж, чиж, вылетай, себе пару (тройку, четверку и т.д.) выбирай.

Дети перестраиваются в пары (тройки, четверки и т. д.). оставшийся ребенок — чиж.

                                   « Поясок»

Показываю поясок.

Дети, вы знаете в какую следующую  игру мы будем играть?

Правильно, в поясок.

Дети встают в круг, руки сзади в замок, глаза закрыты. Ведущий — ребенок ходит сзади детей и поет:

                              Прячу, прячу поясок

                              Под ракитовый кусток,

                              А кто зореньку проспит,

                               Того бить — колотить. (2 раза)

После этих слов ведущий останавливается между двумя детьми, вытягивает руку с пояском и говорит:

                             Раз, два, три — беги!

Пара детей бегут в разные стороны по кругу, стараясь взять поясок.

                                    «У Маланьи»

Дети идут хороводом, приговаривая:

                              У Маланьи, у старушки,

                              Жили в маленькой избушке

                              Семь сыновей, семь дочерей

                               Все без бровей.

                               Вот с такими носами,

                               Вот с такими бородами,

                               Все они сидели, ничего не ели,      

                               А делали вот так...

Выбирается ведущий, который показывает произвольное движение, остальные повторяют.

                                « Тетера»

Двое детей стоят «воротиками», остальные проходят сквозь ворота со словами:

                 Тетера шла, моховая шла,

                 По зареченью, по закаменью.

                 Сама прошла и детей провела.

                 А последнего детеныша оставила.

На последние слова «воротики» закрываются и попавшиеся дети становятся «воротиками».

Молодцы, ребята, а сейчас присядьте и посмотрите в какие игры умеют играть ребята подготовительной группы.

А вы, ребята, в какую северную народную игру хотите поиграть?

                                       « В углы»

Четверо детей выходят и встают по «углам». Пятый ребенок встает в середину. После слов ведущего:

                             Угол на угол «ку-ка-ре-ку»

Дети перебегают из одного угла в другой, ребенок из середины тоже старается занять угол. Кто остался без угла — встает в центр. Свой угол занимать нельзя.

                                            «Пирог»

Дети встают в два круга (мальчики-девочки), выбирается «пирог», он уходит на небольшое расстояние от играющих. Дети в своих кружках считалкой выбирают того, кто побежит за пирогом, затем говорят слова:

                   Да экой он высоконький,

                    Да экой он широконький,

                    Да экой он мягонький.

                    Режь да ешь!  

После этих слов два ребенка (один от каждой команды) бегут за пирогом. Кто первый дотронется до пирога, забирает его в свою команду. Оставшийся становится пирогом.

                                                « Яша»

Выбирается Яша, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу и поют:

                   Сиди, сиди, Яша, под ракитовым кустом.

                   Грызи, грызи, Яша, орешки коленые, ядра золоченые.

Приговаривают с прихлопыванием.

                   Чок, чок, пятачок вставай, Яшенька — дружок.

                    Где твоя невеста? В чем она одета?

                    Как ее зовут и откуда привезут?

Подводят к девочке, Яша угадывает наощупь.

Ведущий показывает лапоть и спрашивает, в какую следующую игру будем играть.

                                        « Лапоток»

Дети идут по кругу кадрильным шагом, ведущий в центре.

              Эх, лапти вы, лапти вы, лапти мои.

              Лапти липовые, вы не стойте у ворот, заходите в хоровод.

Лапотник: Готовы лапти?

Дети: Нет еще!

Хоровод повторяется еще два раза.

Лапотник: Готовы лапти?

Дети: Готовы!

Лапотник:Бросай!

Каждый снимает туфель с ноги, отворачиваясь из круга, через плечо легко бросает.

Лапотник: А в одном плясать сможете?

Дети: Сможем.

Под плясовую пляшут на одной ноге.

Лапотник: Раз, два, три. Каждый лапоть свой бери.

Все стараются забрать лапти, ведущий тоже. Начинается торг.

Лапотник: Чей лапоть? Давай выкуп.

Выкуп — поцелуй или пляска.

Ведущий показывает расписные платки, спрашивает:  «А сейчас в какую игру будем играть?»

                                              « Шатер»

Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором лежит платок с узором. Дети берутся за руки, идут по кругу, поют и приговаривают:

                                Мы веселые ребята.

                                Соберемся все в кружок,

                                Поиграем и попляшем

                                И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий и подскоком двигаются по кругу. С окончанием музыки дети бегу к своим стульям и натягивают «шатер» - платок над головой в виде крыши. Выигрывает та подгруппа, которая быстрее построит «шатер».

                       

                            Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Святки»

Цель: приобщение детей к истокам национальной культуры.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием Колядка и содержанием праздника Святки;
  2. Познакомить с обрядом колядования;
  3. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, пляскам;
  4. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание;
  5. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Ход развлечения

Хозяйка встречает гостей, дети рассаживаются в зале.

Хозяйка: Вот прошло и Рождество,

        Долго ждали мы его,

        Святки празднует народ:

        Веселится и поет!

Звучат колокольные звоны.

Хозяйка: В этот зимний вечерок

        Вьется над трубой дымок,

        Месяц светится над ней,

        А в избе полно гостей.

        Здесь и красные девицы,

        Раскрасавицы - сестрицы,

        Добры молодцы кругом,

        И хозяйка за столом.

        Посиделки здесь у нас,

        Мы сюда позвали вас

        Поиграть, повеселиться,

        В русский пляс с душой пуститься!

        Раз-два, раз-два, начинается игра!

Проводится игра с клубком в кругу. Дети катают клубок друг другу со словами:

        Встанем вместе мы в кружок,

        Будем мы катать клубок.

        У кого клубок замрет,

        Тот для нас плясать пойдет!

Ребенок с клубочком пляшет под народную музыку.

Хозяйка (по окончании игры): Вот клубочек покатился,

        У ворот остановился.

        Дверь скрипучая поет,

        Кто-то в гости к нам идет!

Входят колядовщики, исполняют колядку «Авсень».

Колядовщики: коляда, коляда,

        Ты подай пирога,

        Или хлеба ломтину,

        Или денег полтину,

        Или курочку с хохлом,

        Петушка с гребешком!

Хозяйка: Угощу, угощу колядовщиков! (складывает угощение в мешок)

        Святки празднует народ,

        Становитесь в хоровод!

Дети с ряжеными встают в хоровод.

Лиса: (по окончании хоровода) А хотите погадать да судьбу свою узнать? Но сначала поиграйте со мной!

Проводится игра «Лисонька-Лиса».

После игры Лиса подходит к группе детей (под. «А») с мешочком, в котором лежат картинки с изображениями разных профессий.

После игры выбегает Козел.

Козел: а какие девицы собрались сегодня – красивые, как принцессы. Пойду-ка я да выберу себе принцессу! (Зовет девочек поиграть)

Проводится р. н. игра «Шел козел по лесу…»

По окончании игры козел предлагает девочкам(А и В гр.) «гадать на кольцах». Девочки катают обручи, куда кольцо покатится – оттуда принцессе ждать суженого-ряженого.

Выходит Петух.

Петух: А теперь игра такая – на внимание, друзья.

        Как скажу я – хлоп-хлоп,

        Вы ногами – топ-топ!

        А скажу я  - топ-топ,

        Вы руками – хлоп-хлоп!

По окончании игры Петух  предлагает детям (логопедическая гр.) погадать. Проводятся подблюдные гадания.

Хозяйка обращает внимание на спящего медведя и предлагает детям с ним поиграть.

Проводится игра «Медведь»

Медведь (после игры показывает палочки): На концах веревок палки,

        Называются «моталки».

        Посреди веревок рыбка.

        Ты мотай веревку шибко.

        Тот, кто первым намотает,

        Тот и рыбку получает,

        Рыбку не простую,

        Рыбку золотую.

        Эта рыбка в Новый год

        Много счастья принесет!

Мальчики (под. «Б») играют в игру «Мотальщики».

В конце игры Медведь вытягивает на веревке валенок.

Медведь: Это рыба? Вот так диво!

        Нам зимой необходима,

        От мороза нас спасает,

        В лютый холод согревает.

        Приплыла сюда не зря,

        Погадаем с ней, друзья?

Девочки (под. «Б») бросают валенок через плечо, чтобы узнать, откуда приедет жених.

Хозяйка: Всех не спеть нам славных песен,

        Добрых слов – всех не сказать.

        Вечер наш прошел на славу,

        В Святки любо поиграть!

        Всем спасибо от хозяйки

        За улыбки и за смех,

        И за игры, и за пляски,

        Благодарствуем мы всех!

   

Проводы зимы (старшие и подготовительные группы)

Действующие лица: Скоморох, Весна, Зима, Баба-Яга – взрослые.

Скоморох: Подходите, ближе подходите.

        И глаза свои протрите.

        Я – веселый потешник известный скоморох и насмешник.

        Прошу вас обратить внимание

На программу праздничного гуляния!

Ни ради денег, ни ради славы,

А ради смеха, шуток, забавы!

Проводы зимы бывают раз в год!

Счастлив тот, кто к нам попадет!

Пора праздник начинать, силу, ловкость показать!

Проводятся эстафетные игры

  1. «Снежинки – сосульки» (Дети, услышав слово «снежинки», бегают  по участку под музыку. На слово «сосульки» останавливаются. Ведущий путает детей.)
  2. «Переправа через  реку» (Дети стоят напротив друг друга, между ними положены обручи. По команде дети с одной стороны начинают переходить на другую и меняются местами. В обратную сторону двигается другой участник.)                                

Скоморох: Представленье продолжаем, всех на танец приглашаем.

Исполняется ритмический танец «Веселое солнышко»

Появляется Весна:

Весна: Я – Весна красная, солнечная, ясная!

        Выйдет в поле солнышко и растает горушка.

        Я снежком умоюсь, зеленью покроюсь,

        Буду еще краше на просторах наших!

Выходит Зима, оттесняет Весну.

Зима: Здравствуйте, люди добрые. Уже и забыли про меня? Обрадовались, что Весна к вам пришла? Ну-ну!

Скоморох: Да ладно тебе, Зимушка, не ворчи да не бурчи, лучше с нами попляши!

Исполняется хоровод «Метелица»

После пляски Зима уводит Весну с площадки.

Скоморох: Держи вора! Весну украли! Караул!!!

Появляется Баба-Яга (замерзшая, недовольная)

Б.Я.: Позвольте вам представиться:

        Я страшная красавица,

        Костяная нога, зовут меня – Баба Яга.

Что то у вас холодно…Я, может, не туда попала, шла на праздник повеселиться, Весну-Красну встретить достойно, да и с Зимушкой попрощаться.

Скоморох: Ой, Яга, не до тебя сейчас. Зима не хочет сдаваться, украла Весну!

Б.Я.: Как украла? Кто разрешил? Я не подписывала. Надоели уже эти холода! Пора Зиме честь знать, отправляться восвояси. Сейчас соберу своих помощниц и вызволю красавицу нашу Весну.

Исполняется ритмический танец «Бабка Ежка»

После танца Б.Я. уходит, появляется Зима с посохом в руках.

Зима: что? Все о весне печалитесь? Не видать вам Весны! Увезли ее на веки вечные в ледяное царство, в заточение. Я же буду царствовать вечно!

Скоморох: Ребятушки, выручайте, давайте задобрим Зимушку пляской веселой!

Исполняется ритмический танец «Зима»

Скоморох: Зимушка-Зима, что за безобразие! Мы хотели тебя с почестями проводить, Весну с радостью встретить, а ты буянишь напоследок.

Зима: Решила я задержаться. Понравилось мне властвовать! Носы да щеки детям щипать, снегом в лицо кидаться, метелью с ног сбивать. Не видать вам Весны, я так сказала!

Скоморох: Что же нам делать? И куда же Баба Яга запропастилась? А ведь обещала…

А давайте покажем Зиме, что мы ее не боимся!

Проводится игра с Зимой «Заморожу»

Зима: Ну ладно, меня вы не боитесь, а вот какие вы ловкие я сейчас проверю!

Проводится игра «Перепрыгни посох»

После игры появляются Б.Я. с Весной.

Скоморох: Ясна – красна пришла Весна,

        Войной пошла на все зимнее:

        На лед – ливнем, на снег – теплом,

        На все зимнее помелом!

Весна: Уходи, Зима, долой!

        Силы нет, а хвост трубой!

Зима: Власть твоя Весна пришла!

        Растопи снега, напои поля,

        Зелени луга, оживи сады!

        Спорить, право, перестанем

        И скорее в сани сядем!

Весна: Ну, уж ладно, Зимушка, не расстраивайся, вернется и твое время. Я на тебя не в обиде, да и народ простит в честь праздника! Прощай, Зима! (Зима уходит)

Исполняется ритмический танец «Весна-красна»

Весна: Веселье наше завершаем, всех угощаем!

Скоморох выносит угощение, герои раздают.

Сценарий фольклорного развлечения в подготовительной группе

«В гости к самовару»

Цель: Расширять знания детей о русском самоваре, культуре русского чаепития и его традициях.

Задачи:

Образовательная: выявление и расширение знаний у детей в области русской культуры (традиции – русского чаепития);

Развивающая: пополнить словарный запас детей по теме развлечения; развивать коммуникативные навыки, творческие способности детей в играх, хороводе;

Воспитательная: создавать положительный эмоциональный настрой; формировать уважительное отношение к традициям празднования фольклорных праздников русского народа.

Атрибуты: русские народные костюмы для детей и Хозяйки; столы, разные самовары, шишки, лучины, чайники, кукла на самовар, скатерти, баранки для украшения; музыкальные  инструменты; атрибуты для игр (ленты, баранки, блины из картона, сковороды, тарелки).

Предварительная работа: предварительно провести беседу "Знакомство с Самоваром"; раздать детям стихи для заучивания, выучить песни: "Блины", "Пых, Пых, Самовар" выучить  мини сцену, разучить игру "Игра с Самоваром" (хороводная), на музыкальном занятии разучить любое русское народное музыкальное произведение на музыкальных инструментах, выучить с детьми пословицы и поговорки о чае и самоваре, выучить и прорепетировать «Самоварные частушки».

Ход развлечения

Под русскую любую народную музыку дети входят в зал, держась за руки, и встают полукругом. Кланяются, здороваются с гостями, с хозяйкой.

 Хозяйка:              

Здравствуйте, гости  дорогие,

И маленькие, и большие!

В гости вас давно ждала,

Славно избу убрала (показывает рукой вокруг).

Дети (хором, вместе с воспитателем):              

 Собрались мы к Вам.

Позабавиться да потешиться,

Пошутить, поиграть, посмеяться.

Хозяйка:

По обычаю, да по русскому,
Для гостей добрых самовар кипит,
Белой скатертью стол резной накрыт,
Разоставили мы яства сахарные,
Приготовили забавы веселые.

Ребёнок:

В гости всех к себе зовем,
И чайку потом  нальем.
Сверху пар и снизу пар,
Вот он, русский самовар!

Хозяйка: Какие же посиделки без плясок, песен да разговоров по душам! Чаепитие на Руси было доброй традицией. Без чайка не обходились ни одни посиделки.

Вот и мы с вами собрались на чайные посиделки. Будем с вами петь песни, частушки, танцевать, в игры играть, о чае да самоваре говорить.

СТИХИ

1-й реб.

Милости просим на чашечку чая!
Рады  всех мы пригласить,
Чаем вволю напоить!
2-й реб.

 Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара,
С сухарями, с сушками,
Со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными,
С пирогами русскими!
3-й реб.

Чай с вареньем и с лимоном,
С кренделями и с поклоном.
Завари, и крепкий чай
Добрым молодцам подай!
4-й реб.

И внакладку, и вприкуску,
Пейте чай, друзья, по-русски!
Напился чаю от души,
Веселись тогда, пляши!

СВОБОДНАЯ пляска (русская народная, плясовая)

Хозяйка:  Гости на порог - хозяйке радость. Будьте как дома, присаживайтесь. Я вот вам загадки загадаю:

  • Из горячего колодца

           Через краник вода льется. (самовар)

  • Был листок зеленым,
    Черным стал, томленым.
    Был листочек зубчатым –
    Стал листочек трубчатым.
    Был он на лозине –
    Стал он в магазине. (чай)
  • Бел, как снег,
    В чести у всех,
    В рот попал –
    Там и пропал. (сахар)
  • Как начнет говорить – разговаривать,
    Надо чай поскорее заваривать. (чайник)

Хозяйка:   Ай, да молодцы, спасибо. Посмотрите, какие у меня еще есть самовары (рассматривание иллюстраций). Чем они отличаются друг то друга? (один похож на вазу, другой на бочонок).

Дети: Формой, размером, цветом.

Хозяйка:  А что же у них у всех есть общее? - и носик, ручки, трубки, кран, сделаны из металла.

Хозяйка:  Вспомните, в каком городе изготавливали самые лучшие самовары? - в Туле.

Хозяйка:  Молодцы, спасибо. Недаром Тулу считают самоварной столицей. Ребятушки, а чем растапливали самовар в старину?

Хозяйка, дети помогают:  Растапливали лучинами, щепками, сосновыми, еловыми шишками, углем. А раздували огонь сапогом, который сверху надевали на трубу.

Хозяйка:  Ребята, а какой бывает чай?

Дети: Черный, зеленый, красный, желтый и даже белый.

Хозяйка:  А с чем можно пить чай?  (отвечают по очереди)

Дети: С бубликами, баранками, сушками, пирогами да блинами.

Хозяйка:  Давайте исполним песню «Блины».

Дети исполняют песню «Блины»

Хозяйка:  Спасибо, молодцы. В давние времена чай стоил очень дорого и его могли пить только богатые люди. И сначала его даже считали лекарством.

Хозяйка:  Один русский барин попросил своего слугу приготовить чай и тот сварил очень странный чай.

А давайте послушаем и представим, как это было.

Мини – сценка

 Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

 А я отроду не знаю,

Как же этот чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок,

И приправил луку, перцу,

Да петрушки корешок.

 Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он даже озверел,

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить.

А потом- то догадался,

Что забыл я посолить.

Хозяйка: Ой, повеселил нас от души, спасибо! Ребята, а вы знаете, из чего можно заваривать чай?

Дети (взрослые помогают): мята, мелиса, зверобой, липа, малина, шиповник, можно даже из свёклы и моркови.

1- й ребёнок.

Мы веселые ребята,
Мы нигде не пропадем,
Если надо, то станцуем,
Если надо, то споем!

Песня «Пых, пых, самовар» (муз.Д. Тухманова, сл. Ю.Энтина)

Хозяйка:  Спасибо, добрые молодцы и красны девицы. В России очень любят пить чай из самовара. А как думаете, почему его так назвали? - сам варит, то есть кипятит воду. С самоваром можно и поиграть.

 «Игра с самоваром» - хоровод

Дети:    

Самовар, самовар!

Старый медный самовар!

Может стал ты слишком стар?

Иль ты болен?

У тебя быть может жар?

Все стоишь, да пыхтишь,

Все никак не закипишь.

Самовар        (ребенок в шапочке).

                        Что вы, что вы

                        Как не стыдно!

                        Даже слушать мне обидно!

                        Как сейчас разозлюсь,

                        Как сейчас рас-ки-пячусь!

                        Все во сне уже клокочет,

                        Все кипит, … кто чаю хочет?

Дети хором:

                        Наливай, получай,

                        Самый вкусный свежий чай! (дети убегают, кого поймали - садится)

Хозяйка:  Русские люди, собираясь вместе на чайные посиделки, любили играть на разных музыкальных инструментах. Какие народные  инструменты вы знаете? - ответы.

Дети:  

В нашем оркестре

Всего понемножку,

Помогут оркестру

И наши ладошки.

Оркестр деревянных ложек

Хозяйка:

Мы за чаем не скучаем –
Разговор ведем за чаем,
Самовар на стол несем,
Говорим о том, о сем…
А вы знаете, почему это люди так любят самовар?

Дети:      

Самовар - символ уюта, тепла, семейного очага.

Хозяйка:  Самовар покупали на всю жизнь. Он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали, стоили самовары очень дорого.

Русские самовары любили не только у нас на Родине, но и в других странах мира. Они награждались медалями и призами на различных выставках.

Хозяйка:  А кто из вас знает пословицы да поговорки о чае, о самоваре?

Дети:      

Выпьешь чайку - забудешь тоску.

Самовар кипит - уходить не велит.

Если чай не пьешь, где силы берешь?

За чаем не скучаем. 

Чай пьешь - 100 лет проживешь.

Печка матушка, - а самовар батюшка.

Пей чай, беды не знай!

С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.

Чай пить – приятно жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
С чая лиха не бывает.
Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.
Если чай не пьешь, где силы берешь?

Хозяйка: Ай – да молодцы! Предлагаю вам поиграть да потешиться, ловкость свою показать да удаль молодецкую!

Игры – эстафеты.

1. «Баранки к столу» (играют девочки)

(взрослые стоят с ленточками, дети бегут, нанизывают баранки на ленты, в итоге взрослые надевают связки на самовар)

2.  «Блины в сковороде» (играют мальчики)

(дети переносят в сковороде «блины» по очереди, выкладывают их на блюдо)

Хозяйка:  

На столе у нас стоят

Пышки и ватрушки,

Так споем - те про чаек

 Чайные частушки!

«Самоварные частушки»  в исполнении детей и взрослых

На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки,

Так споём же под чаёк

«Чайные частушки»

Подавай мне чашку чая,

Ведь люблю я русский чай,

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

Самовар поёт, гудит,

Только с виду он сердит,

К потолку пускает пар –

Наш красавец – самовар!

Выпивая чашку чая,

Я обычно не скучаю,

Потому что никогда

Я не пью его одна!»

Посидеть за самоваром

Рады мы наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока!

Хорош чаёк после мороза,

И после баньки он хорош,

За самоваром все вопросы –

Решишь, обсудишь, разберёшь!

Самовар блестит, кипя,

Чай в нём так и пенится.

Погляди – ка на себя –

Ну и отраженьице!

Лучше доктора любого,

Лечит скуку и тоску.

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!»

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица,

Он своею добротой!

Вместе: «Хлебом – солью всех встречаем,           2 раза

                Самовар на стол несём.

                Мы за чаем не скучаем,

                Говорим о том, о сём!»

Хозяйка:  Спасибо всем. Как много вы всего знаете о самоваре, о чае. Вы так интересно рассказывали, что захотелось чайку из самовара попробовать.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...