Проект "Хантыйские узоры"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Тараканова Аксана Александровна

Проект "Хантыйские узоры" рекомендован для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет). Цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством коренных народов Югры; формирование ценностного отношения к культуре родного края; формирование деятельностной компетентности в области культуры коренных народов Югры (ханты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hantyyskie_uzory.docx323.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №81 «Мальвина»

ПРОЕКТ

«Хантыйские узоры»

с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

         

Воспитатель:

   

Тараканова Аксана Александровна

                                   

г. Сургут, 2022 год

Введение

Я Родины себе не выбирал –

Она, как жизнь, дается от рождения!

Мне стала вьюжная, суровая земля

Отчеством и точкой становленья!

Откуда в жизнь шагнул, и где иду

У всех, как свечка в юрте, на виду.

Юван Шесталой

Эти стихи знаменитого поэта Югры Ювана Шесталого как нельзя лучше раскрывают отношение к Родине – тому месту на земле, где родился и живешь.

Север – красивый край неизведанной природы, со своими удивительными традициями и обычаями. Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания. Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение малочисленного народа, его вклад в мировую культуру. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Любовь к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, ее народа являются важными компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников, основ гражданской позиции. Ведь дошкольный возраст – пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.

А наиболее доступным средством формирования положительного отношения к своей малой родине является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством коренных народов Югры. Именно искусство обладает безграничным воспитательным потенциалом.

Реализация национально-регионального компонента в ДОО сегодня предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом.

Актуальность проекта на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и поэтапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию, воспитанию любви к родному краю. Однако в ней освещаются лишь общие стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет системы работы, отражающей формирование представлений детей о национальном орнаменте, его значении и разных видах узоров, использовании в украшении одежды и предметов быта.

Большое значение для развития детей старшего дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем, с декоративно-прикладным искусством коренных народов Югры. Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном крае, не имеют ценностного отношения к культуре родного края. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, данная проблема актуальна не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Целью работы является:

1) формирование у детей интереса к эстетической стороне родного края, богатству народной культуры;                                                                                                                                    

2) знакомство дошкольников с региональным художественным национальным орнаментом, его значении и разных видах узоров, использовании в украшении одежды и предметов быта;

3) удовлетворение потребностей дошкольников в самовыражении в различных видах продуктивной деятельности.

Паспорт проекта

Цель проекта

          Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством коренных народов Югры; формирование ценностного отношения к культуре родного края; формирование деятельностной компетентности в области культуры коренных народов Югры (ханты).

Задачи проекта

  • Обогащать представления детей о природных особенностях Югры и связанных с ними основными занятиями коренных народов.
  • Актуализировать представления детей о национальном орнаменте, его значении и разных видах узоров, использовании в украшении одежды и предметов быта.
  • Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством коренных народов ханты – бисероплетением, его использовании в украшении одежды.
  • Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.  
  • Развивать способность эстетического восприятия объектов декоративно-прикладного искусства народов ханты.
  • Воспитывать у детей интерес, уважительное отношение к труду народных умельцев.
  • Способствовать повышению активности родителей в формировании у ребенка знаний о хантыйских узорах, их значении и многообразии, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.

Тип проекта

Исследовательско-творческий

Вид проекта

Групповой

Сроки проведения

Краткосрочный – 1 месяц

Участники проекта

Руководитель

Воспитанники старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) группы «Сказочная страна», родители

Воспитатель Тараканова Аксана Александровна

Принципы реализации проекта

  • культуросообразности и региональности
  • научности
  • доступности и нарастающей трудности
  • системности и целостности
  • интегративности
  • социального партнерства

Ожидаемые результаты

  • Расширение представлений детей о природных особенностях Югры и связанных с ними основными занятиями коренных народов.
  • Актуализация полученных представлений детей о национальном орнаменте, его значении и разных видах узоров, использовании в украшении одежды и предметов быта.
  • Владение знаниями детей о декоративно-прикладном искусстве коренных народов ханты – бисероплетением, его использовании в украшении одежды.  
  • Умение устанавливать причинные связи, делать выводы, сравнивать и мыслить логически, развитие воображения, фантазии, творческих способностей, обогащение речи и словарного запаса.  
  • Проявление способности эстетического восприятия объектов декоративно-прикладного искусства народов ханты.
  • Проявление у детей интереса, уважительного отношения к труду народных умельцев.
  • Повышение активности родителей в формировании у ребенка знаний о хантыйских узорах, их значении и многообразии, содействие к принятию участия в социальных акциях.

Этапы реализации проекта

I этап - организационный (подготовительный).

- Постановка проблемы, определение цели и задач проектной работы.

- Составление комплексно-тематического планирования.

- Определение содержания и форм работы с дошкольниками, родителями.

- Подготовка информационного и наглядного материала для просвещения родителей.

- Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

- Разработка конспектов бесед, НОД, игр и т.д.

- Накопление наглядного, демонстрационного, дидактического, видео материала.

II этап - основной (реализация проекта).

- Реализация мероприятий согласно комплексному плану.

III этап - заключительный.

- Тематический альбом «Художественные промыслы Югры».        

- Книжка-малышка «Хантыйские узоры».

- Составление альбома «Учимся рисовать орнаменты».

- Творческие выставки детских работ: аппликация «Рукавицы детей ханты», рисование красками «Украшение туеска орнаментом», рисование + аппликация «Украшение верхней одежды узорами», лепка «Украшение оберега».

- Создание презентаций «Чем мы отличаемся от народа ханты», «Путешествие в народную мастерскую», «Волшебство бисероплетения».

- Создание альбомов «Быт ханты», «Национальный костюм коренных народов Югры», «Декоративно-прикладное искусство ханты».

Итоговое мероприятие:

- мастер-класс для педагогов «Изготовление посылки от хантыйских ребят» - методический кейс по теме «Я шагаю по Югре»;

- НОД с детьми «Хантыйская малица» (пластилинография + алмазная мозаика)

Планирование работы по проекту в рамках образовательной деятельности

Тема недели

Предметно-развивающая среда

Содержание работы с детьми

НОД

Работа с новыми понятиями

Взаимодействие с родителями

Хантыйские орнаменты

Методическое пособие «Веер. Югорские орнаменты»

Тематический альбом «Художественные промыслы Югры»

Книжка-малышка «Хантыйские узоры»

Таблица элементов орнамента коренных народов Севера.

Альбом-раскраска «Учимся рисовать орнаменты».

Рассказ педагога:

- о многообразии художественного языка народов ханты (узор, орнамент, символ);

- о цвето-символьном изображении орнамента.

Просмотр видео: Притча о рождении орнамента «Хантыйские орнаменты красивы – в них все приметы Родины моей»

Рассматривание «Веер. Югорские орнаменты»

Просмотр презентации «Искусство, рожденное в природе».

Игра-драматизация «Волшебные рукавички»

Рисование орнаментов через трафареты

Познавательное развитие «Знакомство с национальным орнаментом, его символикой»

Художественно-эстетическое развитие аппликация «Рукавицы детей ханты»

Орнамент, узор, элемент узора, символ.

Помощь в составлении тематических альбомов.

Совместное творчество с родителями – «Орнамент на одежде народов ханты».

Предметы быта

Методическое пособие «Веер. Народные промыслы»

Презентация «Чем мы отличаемся от народа ханты»

Тематический альбом «Быт ханты»

Иллюстрации предметов быта.

Рассказ педагога:

- о быте коренных народов, о его строгом разделении;

- о предметах быта.

Рассматривание альбома «Быт ханты»

Чтение сказки «Толстый Колькет»

Просмотр фильма О. Корниеко «Привет, Аленка»

Просмотр фильма «В мгновении застывший: часть 2 Хозяин леса»

Познавательное развитие «Хантыйские узоры в предметах быта»

 

Художественно-эстетическое развитие

рисование красками «Украшение туеска орнаментом»

Моделирование «Облас» (мастер-класс из пособия «Моя Югра. Знаю, умею, учусь»)

Предметы быта, туесок, нарты, хорей, береста, кузовок.

Коллективное создание альбома рисунков «Предметы быта ханты и манси».

Национальный костюм

Тематический альбом «Национальный костюм коренных народов Югры»

Виртуальная экскурсия «Музей национального костюма»

Иллюстрации предметов одежды, обуви.

Презентация «Путешествие в народную мастерскую»

Рассказ педагога:

- о предметах одежды мужчин и женщин в разные периоды года и в зависимости от назначения (праздничная, повседневная);

 - о значении цвета в одежде;

- о разнообразии и значении орнаментов на одежде и украшениях;

- о важности труда женщин, изготавливающих одежду

Рассматривание предметов одежды ханты (иллюстрации, презентации, альбомы)

Познавательное развитие «Из чего шьют одежду ханты?»

Художественно-эстетическое развитие

рисование + аппликация «Украшение верхней одежды узорами» (мастер-класс из пособия «Моя Югра. Знаю, умею, учусь»)

Сах (меховая шуба),

малица (мужская одежда),

совик (одежда мехом наружу),

кисы (зимняя обувь).

Мастер-класс по изготовлению куклы «Акань» (презентация творческой мастерской), организация выставки «Хантыйские куклы»

Национальный орнамент в одежде

Тематические альбомы «Национальный костюм коренных народов Югры», «Орнаменты»

Презентация «Рукоделие народа ханты»

Трафареты узоров для рисования.

Рассказ воспитателя о предметах одежды мужчин и женщин в разные периоды года в зависимости от назначения (праздничная, повседневная)

Рассматривание иллюстраций альбомов: орнаменты в предметах одежды

Просмотр видео «Вышивка: орнаменты и символика»

Составление схем и трафаретов орнаментов.

Художественно-эстетическое развитие

Пластилино

графия + алмазная мозаика «Хантыйская малица»

Орнамент, узор, сукно, элемент узора, символ.

Организация работы по созданию тематического альбома «Национальный орнамент в одежде ханты»

Бисер в культуре народов Севера

Тематический альбом «Декоративно-прикладное искусство ханты»

Презентация «Волшебство бисероплетения»

Образцы изделий из бисера.

Рассматривание альбомов, изделий, иллюстраций предметов декоративно-прикладного искусства (бисероплетение)

Художественно-эстетическое развитие

лепка «Украшение оберега» (выкладывание узора из алмазной мозаики на пластилине).

Орнамент, узор, вышивание, плетение.

Мастер-класс «Югорский оберег» (презентация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в области "Художественное Творчество" на тему:"Аппликация."Узор для платка матрёшки""

Конспект образовательной деятельности в области "Художественное Творчество" на тему:"Аппликация."Узор для платка матрёшки""...

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

Презентация "Шенкурские узоры" (приложение к НОД "Шенкурские узоры")

Данная презентация содержит наглядный материал по теме Шенкурской росписи. В него включены примеры растительного, геометрического и зооморфного орнамента, а также образцы композиций и изделий, расписа...

Знакомство с национальным саамским узором. Лепка рельефная декоративная "Чудо-узор".

Знакомство с национальным саамским узором.Лепка рельефная декоративная «Чудо-узор».Подготовительная  группа Задачи:расширять и закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве коре...

Конспект НОД "Ух! Узор. Мой! Узор!"

Автором представлен материал по декоротивному рисованию....

Игра "Повтори узор", "Симметрия или повтори узор"

Цель игры - повторить рисунок, изображённый слева.Игра способствует развитию пространственного мышления, внимательности и усидчивости, учит ориентироваться на листе бумаги....