Познавательный проект "Обитатели озера Байкал"
проект (старшая, подготовительная группа)

Алексеева Елена Романовна

Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привёл к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obitateli_ozera_baykal.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №72 «Аленушка»

Проект для детей старшего дошкольного возраста

 «Обитатели озера Байкал»

Вид проекта:

По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.

По количеству участников: групповой.

Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели.

По продолжительности: краткосрочный (четыре недели).

Автор проекта: Алексеева Елена Романовна–учитель-логопед

2021г.

Тема: "Обитатели озера Байкал"

Актуальность

Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привёл к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников. Из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе исходящего, прежде всего от деятельности человека. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с её тайнами, показывать интересное в жизни животных и растений. Озеро Байкал очень яркое, красочное, глубокое, чистое озеро, но не доступно для изучения детьми. У многих детей нет возможности посетить море и даже побывать на местных водоёмах. В результате этого у детей недостаточно сформированы знания об обитателях рек и озёр. В нашей Иркутской области находится уникальное озеро Байкал, которое является уникальным, Байкал, одно из чудес света. Знания детей о нашем озере находятся на низком уровне, поэтому появилась необходимость более подробно остановиться на ознакомлении детей с обитателями озера. Предлагаемая тема предоставит детям возможность немного очутиться в мире воды, познакомиться с новыми морскими жителями, узнать интересные факты о Байкале; самостоятельно анализировать полученные знания. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: пополнить и расширить имеющиеся представления детей старшего дошкольного возраста об обитателях озера Байкал (Звери: рысь, россомаха. Эндемики – нерпа, Баргузинский соболь, кабарга. Рыбы: омуль, хариус, сиг, желтокрылка. Эндемики – Голумянка, Байкальский осётр. Птицы: утка, Серая цапля, Чернозобая гагара, Орлан-белохвост, Лебедь-кликун).

Задачи:

1. Познакомить и расширить представления детей об обитателях озера Байкал (Звери: рысь, россомаха. Эндемики – нерпа, Баргузинский соболь, кабарга. Рыбы: омуль, хариус, сиг, желтокрылка. Эндемики – Голумянка, Байкальский осётр. Птицы: утка, Серая цапля, Чернозобая гагара, Орлан-белохвост, Лебедь-кликун, (внешний вид, среда обитания, питание, повадки и т. д.).

2. Пополнить словарный запас новыми терминами; развивать связную речь, мышление, память, внимание, терпение.

3. Развивать интерес к живому миру родного края.

4. Развивать эмоционально – чувственное отношение у детей к окружающему миру.

5. Воспитывать у детей бережное отношение к животным, к природе.

6. Привлечь родителей к сотрудничеству в экологическом воспитании детей.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная деятельность, художественно-эстетическое, речевое развитие (чтение художественной литературы, музыкальная деятельность, двигательная деятельность, игровая деятельность.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта (обеспечение).

Демонстрационный материал (картинки с изображением птиц, рыб, животных, использование мультимедийных технологий, произведения художественной литературы о животных, птицах, рыбах, игры – дидактические, словесные; музыкальные произведения со звуками природы, животных, птиц, рыб; картотека подвижных игр.

Непосредственно образовательная деятельность.

Речевое развитие. Составление описательного рассказа по сюжетным картинкам: "Нерпа", "Баргузинский соболь", "Желтокрылка", "Голумянка", "Серая цапля", "Лебедь-кликун".

Речевое развитие. Чтение художественной литературы.

Стихи: О. Полякова "Улов", Я. Аким "Рыбак", Г. Ладонщиков "На рыбалке", Л. Рашковский "Рыбы", Борис Заходер "Птичья школа", Николай Грахов "Утята", Эмма Мошковская "Цапли".

Чтение. Интересные факты: о рыси, росомахи. Эндемики – нерпа, Баргузинский соболь, кабарга, о утках, Серых цаплях, Чернозобой гагаре, Орлан-белохвост, Лебедь-кликун, о омуле, хариусе, Байкальский осётр.

Рассказы: Л. Толстой рассказ "Орел", Ирис Ревю "Рассказ о рыси".

Сказки: "Почему нерпа серая", "Сказка о Рыси и таинственном исчезновении печенья". Нанайская народная сказка "Соболиные души". Жан Лафонтен сказка "Рыбак и рыбка". Сказка "Откуда взялись звери, птицы и рыбы", Сказка "Серая шейка".

Загадки. Разгадывание разнообразных загадок о рыбах, животных, птицах.

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование. На следующие темы: "Баргузинский соболь", "Кабарга – интересный зверь", "Предупреждающие знаки" (что нельзя делать на Байкале, "Рыбки озера Байкал", "Серая цапля ловит рыбу", "Орлан-белохвост на охоте".

Аппликация. На следующие темы: "Рысь с берегов Байкала", "Хариус",

Лепка. На следующие темы: "Необыкновенная нерпа", "Рельефная рыбка из солёного теста", "Семья уток плавает по озеру".

Художественно-эстетическое развитие (Музыка). Двигательная деятельность.

Прослушивание музыкальных произведений со звуками животных, птиц, рыб. Имитация движений животных, птиц, рыб под музыку.

Совместная деятельность в режимных моментах.

Утро. Беседы с детьми на темы: "Озеро Байкал – уникальное озеро", "Обитатели озера Байкал", "Почему некоторых обитателей Байкала называют эндемиками?" "Почему Голумянка, Байкальский осётр - эндемики", "Что такое эндемики", "Могут ли рыбы жить без воды", "Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?" "Почему утки умеют плавать и летать?", "Какую пользу мы можем принести для птиц", "Орлан-Белохвост – хищная птица", "Где живёт выдра?"

Рассматривание иллюстраций, картинок, демонстрационного материала по теме. Просмотр презентаций "Озеро Байкал – уникальное озеро", "Обитатели озера Байкал".

Игровая деятельность (в течении всего дня). Д/И: "Перепутаница", "Найди ошибку", "Пищевые цепочки", "Опиши животное, не называя его", "Чьи это лапы", "Найди отличия и сходство", "Собери картинку", "Подбери чьи лапы, плавник и хвост", "Кто правильно составит картинку", "Улей, гнездо, нора", "Кто где живёт", "Угадай животное по описанию", "Животные и птицы: что едят и как говорят", "Животный мир России", "Чей это домик?", "Круги Эйлера".

Словесные игры: "Отгадай, чей звук (голос)", "Изобрази голосом", "Изобрази мимикой, пантомимикой рыбу, Орлана-белохвоста, Серую цаплю, рысь, кабаргу.

С/игры: "Ветеринарная клиника", "Путешествие по лесу", "Зоопарк", "Путешествие по Байкалу".

П/игры: "Хитрая лиса", "У медведя во бору", "Волк во рву", "Охотники и утки", "Гуси лебеди", "Медведь и пчёлы", "Птицелов".

Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Разукрашивание разукрашек: рысь, россомаха, нерпа, Баргузинский соболь, кабарга, омуль, хариус, сиг, желтокрылка, голумянка, Байкальский осётр, утка, Серая цапля, Чернозобая гагара, Орлан-белохвост, Лебедь-кликун.

Перед обедом и ужином: речевое развитие. Чтение художественной литературы.

Стихи: О. Полякова "Улов", Я. Аким "Рыбак", Г. Ладонщиков "На рыбалке", Л. Рашковский "Рыбы", Борис Заходер "Птичья школа", Николай Грахов "Утята", Эмма Мошковская "Цапли".

Рассказы: Л. Толстой рассказ "Орел", Ирис Ревю "Рассказ о рыси".

Загадки. Разгадывание разнообразных загадок по теме.

Сказки: "Почему нерпа серая", "Сказка о Рыси и таинственном исчезновении печенья". Нанайская народная сказка "Соболиные души". Жан Лафонтен сказка "Рыбак и рыбка". Сказка "Откуда взялись звери, птицы и рыбы", Сказка "Серая шейка".

Интересные факты: о рыси, росомахи. Эндемики – нерпа, Баргузинский соболь, кабарга, о утках, Серых цаплях, Чернозобой гагаре, Орлан-белохвост, Лебедь-кликун, о омуле, хариусе, Байкальский осётр.

Художественно-эстетическое развитие + двигательная деятельность.

Прослушивание музыкальных произведений со звуками животных, птиц, рыбы. Имитация движений животных и птиц под музыку.

Самостоятельная деятельность детей.

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий с животными, птицами, рыбами, обитающими на озере Байкал.

Игровая деятельность. Д/И: "Перепутаница", "Найди ошибку", "Пищевые цепочки", "Опиши животное, не называя его", "Чьи это лапы", "Найди отличия и сходство", "Собери картинку", "Подбери чьи лапы, плавник и хвост", "Кто правильно составит картинку", "Улей, гнездо, нора", "Кто где живёт", "Угадай животное по описанию", "Животные и птицы: что едят и как говорят", "Животный мир России", "Чей это домик?", "Круги Эйлера".

С/игры: "Ветеринарная клиника", "Путешествие по лесу", "Зоопарк", "Путешествие по Байкалу".

П/игры: "Хитрая лиса", "У медведя во бору", "Волк во рву", "Охотники и утки", "Гуси лебеди", "Медведь и пчёлы", "Птицелов".

Продуктивная деятельность.

Рисование. Разукрашивание разукрашек, рисование по трафаретам и шаблонам. Лепка. Предложить ребятам пластилин, разнообразный бросовый и природный материал.

Аппликация. Предложить ребятам цветную бумагу и картон, клей, ножницы, шаблоны.

Работа с родителями.

1. Предложить родителям совместно детьми и воспитателями группы оформлять книгу "Обитатели озера Байкал".

2. Привлечь родителей к пополнению Красной книги Иркутской области, которую оформляется в группе.

3. Предложить: родителям вместе с детьми сходить в зоопарк на экскурсию при Дворце детского творчества.

Принять участие в акция (волонтёрство) "Поможем приюту для бездомных животных".

4. Консультации: "Как научить ребенка беречь природу", "Экологическое воспитание старших дошкольников", "Зачем знакомить детей с обитателями озера Байкал", "Почему Байкал нуждается в охране". Ширма "Береги живое".