Сюжетно-ролевая игра "Встречаем гостей"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Формирование представления у детей интереса о культуре и традиция народа Таджикистана

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_-_rolevaya.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

       Сюжетно – ролевая игра «Встречаем гостей»

Цель: формировать представления о культуре и традициях народа Таджикистана.

Задачи:

  • Способствовать формированию у детей интереса к народам России
  • Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

Игровой материал: кукольная посуда, предметы заместители, скатерть,  карточки с изображением национальных блюд, национальная одежда.

Предварительная работа: этическая беседы «Идём в гости», «Ждём гостей», разучивание песенки «К нам гости пришли…».

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что наша дружная детсадовская семья многонациональная и каждый месяц мы устраиваем традиционные чаепития, чтобы побольше узнать о традициях наших друзей. Кто вспомнит, с обычаями каких семей мы уже познакомились? (ответы детей) Правильно, мы были на чаепитии в русской семье, башкирской семье, киргизской и казахской семьях. Чтобы узнать, к кому мы сегодня пойдем в гости, нужно потрудиться. Готовы? Предлагаю собрать пазл и он нам подскажет! (после сбора получается картинка таджикской семьи)

Воспитатель: Гостеприимство и дружелюбие – основа обычаев Таджикистана. Об этом необходимо помнить. И, именно поэтому, гостю нельзя отказываться, если кто-нибудь зовет его на чашку чая в свой дом. Отказ нанесёт хозяину оскорбление. Таджики не ходят в гости с пустыми руками. Не забудьте купить сладости или цветы.

Входит девочка в национальном таджикском костюме.

Девочка: «Ассалому алейкум!» – это наше национальное приветствие, что означает «Мир Вашему Дому» (поочередно произносит каждому ребенку и просит ответить на приветствие).

Воспитатель дарит хозяйке цветы.

Девочка: спасибо, проходите, вымойте руки, вот чистое полотенце (подаёт полотенце)

Воспитатель: перед тем как зайти в дом таджика, вам предложат вымыть руки и подадут полотенце. Не стряхивайте воду с рук, болтая ими в воздухе, — это будет рассмотрено как неуважение к хозяевам дома и окружающим.

Воспитатель: Марьям, какое у тебя красивое платье!

Девочка: Таджички носят длинные платья-рубахи – курты. Женщины носят цветастые платки, которые называются «лачака». Молодые таджички носят украшения –серьги, ожерелья, подвески, кольца. У мужчин головной убор называется тюбетейка (демонстрируется тюбетейка). Национальную мужскую одежду всегда составляет халат -«чапан» традиционных цветов, хлопчатобумажная рубаха - "курта", шаровары, широкий поясной пояс (демонстрация изображения костюма).

Девочка: проходите пожалуйста, дастархан у меня уже накрыт, на этих местах вам будет удобно (дети рассаживаются вокруг дастархана)

Дети: Марьям, подскажи, а какое слово ты сейчас сказала и что оно обозначает?

Девочка: дастархан – это стол, сможете повторить за мной? (дети повторяют слово, заучивая его).

Дети: а почему стол такой низкий?

Воспитатель: таджики – народ кочевой, много мебели носить с собой им было неудобно, поэтому сидели таджики вокруг дастархана на полу, застеленным ковром и курпачой (это специальные матрасы, набитые ватой и сшитые из красивой ткани) или подушках, а когда сидишь на полу-высокий стол не нужен. Подушки, кстати называются тюфяки.

Дети рассаживаются.

Девочка: удобно расположитесь, но нельзя лежать или сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами.

Воспитатель: Марьям, расскажи, пожалуйста, что обычно едят таджики?

Девочка: основой питания был хлеб (в виде лепёшек) и молочные продукты, блюда из риса, лапша, манты (большие пельмени), растительное масло, овощи и фрукты. Лепёшки выпекают в особых глиняных печах (танур). Запомните, таджикскую национальную лепешку нужно ломать двумя руками и никогда не резать ножом.

Воспитатель: Мясо едят баранье и говяжье, часто тушёное с лапшой или картофелем. Праздничное традиционное угощение у Таджиков – плов. Чай пьют зелёный, в пиалах.

Воспитатель: причем полную пиалу чая не наливают, это будет обозначать, что хозяин хочет, чтоб гость ушел.

Воспитатель: за дастарханом самый младший из хозяев разливает чай. Пиалу (чашку) чая нужно обязательно принимать правой рукой и прикладывать левую руку к правой стороне груди. Таким же образом пиалу нужно возвращать человеку, разливающему чай. Не удивляйтесь, когда первую пиалу разливающий чай обязательно нальет себе. Это древняя традиция: наливающий доказывает другим, что это не яд (демонстрация и небольшая игра).

 Девочка - К чаю подают лепёшки, пахлаву, хворост, сахарные конфеты. А вот сам сахар к чаю не подают.

Воспитатель: Марьям, а знаешь ли ты какую - нибудь национальную игру?

Девочка: конечно, знаю, хотите научу?

Подвижная игра Таджиков «Бой петухов»

(В центре 2 игрока в масках петухов на одной ноге пытаются вытеснить друг друга из круга. Остальные берутся за руки и образовывают круг, поддерживают игроков в кругу. Тот, кто наступает на обе ноги или падает, тот проигрывает и выходит из игры. Игра повторяется заново).

Сесть в круг (Давранишини)

Играют ребята среднего и старшего школьного возраста. Количество участников - от 6 до 40 человек. Для игры нужен наполненный опилками мешочек (или мячик) и платочек.

Описание. В середину начерченного большого круга кладется предмет (мешочек или мяч). Игроки сидят, скрестив ноги, по кругу и смотрят на предмет. Водящий с платочком в руках становится за кругом. По команде водящий начинает ходить по кругу и незаметно бросает платочек позади кого-нибудь из сидящих. После этого он обегает круг, стараясь занять место того, кому подбросил платок. Сидящий же вскакивает и ловит водящего, даже если он не сразу заметил платок. Игрок, не поймавший водящего, сам становится им. Водящий продолжает водить, если, его поймали.

Правила.

  1. Подсматривание и подсказывание запрещаются.
  2. Платок надо бросать за разными игроками.
  3. Игрок, которому подбросили платок, должен сначала взять его, а затем догонять водящего.

Воспитатель: ребята, пора прощаться с нашей хозяйкой. Спасибо тебе, Марьям, за приглашение, я узнала очень много интересного про традиции таджиков. Ребята, что нового вы узнали? Что запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой игры " В гостях у Маши"

Расширить представления детей о возможностях игры с куклой.Закреплять знания об окружающем,о предметах,действиях с ними и их назначении ( посуда,одежда).Развивать понимание речи,активизировать пониман...

Конспект сюжетно-ролевой игры "В гостях у Маши"

Расширить представления детей о возможностях игры с куклой.Закреплять знания с окружающим,о предметах,действия с ними и их назначении( посуда,одежда)....

Сюжетно – ролевая игра : «Ждем гостей»

Сюжетно –ролевая игра  имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общенияСюжет в игре - это то о...

Самоанализ сюжетно – ролевой игры : «Ждем гостей»

Сюжетно –ролевая игра  имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общенияСюжет в игре - это то о...

Кончпект занятия по развитию речи и сюжетно-ролевой игре "В гости к бабушке"

Задачи. Коррекционно-обучающие задачи:•     закрепить знание детей по темам: «Зима, деревья, животные, птицы, насекомые»;•     учить согласовывать существи...

Модель сюжетно-ролевой игры "Ждём гостей"

Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру. Учить играть дружно, не ссориться. Помочь выбрать роли. Прививать элементарные навыки социального общения....

Семинар на тему "Сюжетно - ролевая игра" "В гости к Лунтику"

30 деабря на базе нашего детского сада прошел районный семинар. ВоспитательМальцева Елена Николаевна с детьми средней группы показала сюжетно - ролевую игру "В гости к Лунтику". На занятии дети узнали...