Какова символика мучных изделий боорцг у калмыков?
статья

Хадуш Алла Владимировна

Какова символика мучных изделий боорцг у калмыков?

 

Самыми распространенными и любимыми мучными изделиями у калмыков являются борцоги. Они представляют собой различные фигурки из теста обжаренные в большом количестве жира. В прошлом калмыки готовили борцоги из пресного теста используя пшеничную муку на воде или молоке. В настоящее время существует множество различных рецептов теста для приготовления борцогов. Обязательным компонентом в тесте для борцогов являются дрожжи. Также, для улучшения вкуса теста для борцогов в молоко добавляют сахар, сливочное масло или маргарин. Муку стараются брать только высшего сорта, что обеспечивает пышность теста. С этой же целью некоторые хозяйки замешивают тесто на кислом молоке.

До начала XX в. у калмыков отмечалась практика заготовки борцогов обычной формы (тогш, хавтха, целвг) впрок в больших количествах, которые хранились в специальных мешках. На праздники их готовили в качестве обязательного угощения. Самое большое количество борцогов готовили во время празднования весеннего праздника Цаһан Сар. Из них составляли наборы дееҗин боорцг для подношения божествам и подарочные герин белг – для вручения родным во время праздничных визитов. Готовя герин белг, на белую нить нанизывали 1 хавтха или целвг, 1 җола, 1 мошкмр, 3 тоһш, 1 кит, 3 или 6 өвртә тоһш, 1 хуц, 1 темән. Для взрослых изготавливали крупные борцоги, для детворы размером поменьше.

Форма борцогов, изготавливаемых калмыками на праздник Цаган-Сар, имела особую символику. Так, һалун (гусь) – символизирует все птиц, прилетающих весной; җид (копье) -  символ победы добра над злом. Религиозную символику имели борцоги сувргн или цаца, формой повторяющие одноименные архитектурные сооружения. Борцоги бурхани зала или цацг формой повторяли кисточки на головных уборах калмыков зала и имели солярную символику. Пожелание богатого приплода – самое важное для кочевника-скотовода – вложено в символику многих форм, таких как хорха (букв. – насекомые, т.е. пусть будет также много скота как насекомых); это значение несли и борцоги мошкмр – крученые, напоминающие форму вареных бараньих внутренностей. Борцоги хуц и темән, вылепленные в виде фигурки барана и верблюда, означали пожелание большого приплода этого вида скота. Аналогичную роль выполняли борцоги кит, форма которых напоминала часть конских внутренностей, и борцоги өвртә тоһш, символизировавшие крупный рогатый скот. Борцоги джола, изображающие повод, должны были призвать бесконечную удачу. Форма круга борцогов тоһш выражала пожелание жить единой семьей и форму семейного очага. Но самым обязательным было изготовление борцогов в виде солнца – хавтха или целвг. Хавтха – цельная лепешка с защипами по краям или с тремя /четырьмя отверстиями в центре, у борцога целвг края ровные, а по окружности или радиально располагаются небольшие отверстия. Их неизменно ставили в качестве дееҗ, помещая в набор по одному борцогу всех перечисленных выше форм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bortsoki_simvolika.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Какова символика мучных изделий боорцг у калмыков?

Самыми распространенными и любимыми мучными изделиями у калмыков являются борцоги. Они представляют собой различные фигурки из теста обжаренные в большом количестве жира. В прошлом калмыки готовили борцоги из пресного теста используя пшеничную муку на воде или молоке. В настоящее время существует множество различных рецептов теста для приготовления борцогов. Обязательным компонентом в тесте для борцогов являются дрожжи. Также, для улучшения вкуса теста для борцогов в молоко добавляют сахар, сливочное масло или маргарин. Муку стараются брать только высшего сорта, что обеспечивает пышность теста. С этой же целью некоторые хозяйки замешивают тесто на кислом молоке.

До начала XX в. у калмыков отмечалась практика заготовки борцогов обычной формы (тогш, хавтха, целвг) впрок в больших количествах, которые хранились в специальных мешках. На праздники их готовили в качестве обязательного угощения. Самое большое количество борцогов готовили во время празднования весеннего праздника Цаһан Сар. Из них составляли наборы дееҗин боорцг для подношения божествам и подарочные герин белг – для вручения родным во время праздничных визитов. Готовя герин белг, на белую нить нанизывали 1 хавтха или целвг, 1 җола, 1 мошкмр, 3 тоһш, 1 кит, 3 или 6 өвртә тоһш, 1 хуц, 1 темән. Для взрослых изготавливали крупные борцоги, для детворы размером поменьше.

Форма борцогов, изготавливаемых калмыками на праздник Цаган-Сар, имела особую символику. Так, һалун (гусь) – символизирует все птиц, прилетающих весной; җид (копье) -  символ победы добра над злом. Религиозную символику имели борцоги сувргн или цаца, формой повторяющие одноименные архитектурные сооружения. Борцоги бурхани зала или цацг формой повторяли кисточки на головных уборах калмыков зала и имели солярную символику. Пожелание богатого приплода – самое важное для кочевника-скотовода – вложено в символику многих форм, таких как хорха (букв. – насекомые, т.е. пусть будет также много скота как насекомых); это значение несли и борцоги мошкмр – крученые, напоминающие форму вареных бараньих внутренностей. Борцоги хуц и темән, вылепленные в виде фигурки барана и верблюда, означали пожелание большого приплода этого вида скота. Аналогичную роль выполняли борцоги кит, форма которых напоминала часть конских внутренностей, и борцоги өвртә тоһш, символизировавшие крупный рогатый скот. Борцоги джола, изображающие повод, должны были призвать бесконечную удачу. Форма круга борцогов тоһш выражала пожелание жить единой семьей и форму семейного очага. Но самым обязательным было изготовление борцогов в виде солнца – хавтха или целвг. Хавтха – цельная лепешка с защипами по краям или с тремя /четырьмя отверстиями в центре, у борцога целвг края ровные, а по окружности или радиально располагаются небольшие отверстия. Их неизменно ставили в качестве дееҗ, помещая в набор по одному борцогу всех перечисленных выше форм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом "Мучные изделия"

Работая над проектом "Хлеб - всему голова" изготовила альбом "Мучные изделия"...

Тема недели Мой край Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составления описательных рассказов о символике Российского государства» «Символика Российского государства»

Тема недели Мой край Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составления описательных рассказов о символике Российского государства» «Символика Российского государства» Программное...

Буклет родителям "О пользе и вреде мучных изделий"

Формирование представлений у детей о здоровом питании, развивитие познавательных и сенсорных способностей. Обогащение социальным опытом ребенка на основе ближайшего окружения детей в пр...

Консультация на тему: «Орнамент, как украшение изделий хантыйского народа. Его виды, особенности и значение его символики».

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры ханты и манси. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Исследователи орнамента угорских наро...

Презентация на тему: «Орнамент, как украшение изделий хантыйского народа. Его виды, особенности и значение его символики».

Изображение Хантыйские орнаменты красивы –В них все приметы родины моей.Ты больше не найдешь по всей РоссииТаких цветов и сказочных зверей.Узоры на одежде и посудеКрасны, как солнце, и белы, как...

«МУЧНЫЕ МЛАДЕНЦЫ»

ПРОЕКТ «МУЧНЫЕ МЛАДЕНЦЫ»...