Конструкт по организации сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга» с воспитанниками старшей разновозрастной группы (5-7 лет)
план-конспект урока (старшая группа)

Конструкт по организации сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга» с воспитанниками старшей разновозрастной группы (5-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_sagaalganay_uulzalga.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Могойтуйский детский сад «Бэлиг»

Конструкт по организации сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»

с воспитанниками старшей разновозрастной группы (5-7 лет)

Воспитатель: Чирнинова Ц. Д.

пгт. Могойтуй

2022

Возрастная группа: старшая разновозрастная (5-7 лет)

Вид деятельности: сюжетно – ролевая игра

Тема:«Сагаалганай уулзалга»

Форма организации: групповая

Атрибуты:кухонная утварь, картинки белой пищи, хадак, колечко на игру

Цель: Закрепить знания об обычаях, традициях бурятского народа, через подготовку к празднованию национального праздника «Сагаалган».

Задачи познавательной деятельности

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Образовательные: Обогатить игровой опыт путем объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Развивать умение осуществлять ролевой диалог в процессе ролевого взаимодействия.

Развивающие:Развить ролевое взаимодействие в совместной игре.

Развивать творческое воображение, способность вместе планировать игру, учитывая собственный игровой план с планами сверстников.

Воспитательные:Сформировать дружелюбное, гостеприимное, уважительное отношение к людям.

Воспитать доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Планируемые результаты:

  • У детей сформировано первичное представление об обычаях и традициях бурят во время празднования национального праздника «Сагаалган».
  • Дети демонстрируют любовь и уважение к членам семьи и их и собственному труду. 
  • Дети показывают инициативу, организаторские возможности, ощущение коллективизма, доброжелательность, готовность прийти на помощь своему сверстнику;
  • Дети умеют считаться с интересами и мнением товарищей по игре, правильно решать споры;
  • Дети понимают основы культуры поведения, навыков вежливого общения с окружающими (здороваться, прощаться, благодарить за помощь);
  • Дети проявляют самостоятельность в организации игры, выполнении правил и норм поведения; фантазию;

Ход сюжетно- ролевой игры:

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на совместную деятельность

Задача:

Привлечь внимание детей и мотивировать их на совместную деятельность

- эмоционального стимулирования

- ознакомление

- обсуждение

Педагог рассказывает детям о наступающих праздниках и мотивирует их на игровую деятельность.Воспитатель в роли Будамшуу приходит с сундуком, а внутри атрибуты к игре.

Воспитатель(Будамшуу):

Амар мэндээ! Добрый день,ребята!

Я – веселый Будамшуу,

Я с детьми всегда дружу

Ко всем на праздник прихожу,

Смех, веселье приношу!

Здравствуйте, дети! Мэндээ!

-Ребята, какой праздник мы отмечаем в эти дни?

- А также в этом году мы отмечаем 80-летие нашего Могойтуйского района.

- А вы знаете, что буряты и жители нашего района славятся гостеприимством? Я предлагаю вам познакомиться с обычаями гостеприимства во время празднования Сагаалгана.

Дети занимаются свободной самостоятельной деятельностью.

Дети имеют представление о наступающих праздниках; готовы к совместной деятельности

2.Планирование игры

Задача:

Обсудить сюжет, игровые действия, распределить роли.

- частично – поисковый

-прием параллельной игры

- беседа

- демонстрация

- поручения

-создание атрибутов

Педагог задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления, инициирует общее обсуждение, поощряет детей к высказыванию:

-Недавно мы с вами знакомились с обычаями и традициями празднования Белого месяца, вспомним, как празднуют Сагаалган.

-Вы любите ходить в гости и встречать гостей?

- Предлагаю вам сыграть в игру «Сагаалганай уулзалга». Для этого нам нужно определить, кто будет папой, кто мамой, и кто будет ребёнком, и кто будет гостями.

Кто из вас хочет быть папой? Что будет делать папа?

Кто будет мамой? Что будет делать мама?

Кто хочет быть ребёнком? Что ты будешь делать?

Остальные дети будете гостями

А вы знаете как принято принимать гостей у бурят и что делают гости, что нужно брать с собой в гости?
(Педагог рассказывает детям об обычаях встречи гостей).

-Перед тем как встречать гостей, в каждом доме готовят пищу к столу. Вы знаете, какую пищу ставят на стол?

- Посмотрите на картинки и попробуйте угадать, что это за пища? (ознакомление детей с традиционной пищей через картинки)

- Сейчас я вам предлагаю приготовить стол для гостей, и для этого мы с вами будем учиться лепить буузы и стряпать боовы. Работаем с тестом всегда на доске, а для того чтобы раскатать тесто используем скалку.

- Прежде чем мы начнем работать с тестом, всегда моем руки, надеваем фартук и головной убор, затем садимся за рабочее место. Каждый работает за своим местом, соблюдаем правила безопасности. Приступаем к лепке бууз.

(Детям демонстрируется как готовят буузы)

-Теперь попробуемсамостоятельно лепить буузы
- Молодцы, ребята вы научились лепить буузы,Сейчас мы с вами будем учиться стряпать боовы. Когда мы стряпаем боовы, мы аккуратно работаем с ножом.
(Детям демонстрируется как стряпаютбоовы)

-Теперь попробуйте сами слепить боовы.

- Молодцы, ребята. Накроем на стол, и у нас с вами все будет готово для встречи гостей.

Дети отвечают на вопросы педагога, обсуждают.

Выполняют задание, в соответствии с установленными требованиями

Ответы детей

Дети распределяются по ролям, выбирают себе атрибуты

будет организовывать игру, встречать гостей,

накрывает стол для гостей, варит буузы…

помогать маме и папе

собираются в гости, наряжаются, готовят подарок «золголго»

ответы детей

ответы детей (буузы, боовы, мясо, аарса, урмэ)

рассматривают картинки, рассказывают

Готовятся к работе с тестом

Наблюдают за действием педагога

Лепят буузы

Наблюдают за действием педагога

Стряпают боовы

Накрывают на стол, переодеваются, готовятся к празднованию.

Умение распределять роли;

включаться в разные ролевые диалоги;

планировать действия в нужной последовательности; проявление интереса к игре.

3.Реализация игрового замысла

Задачи:

•Сформировать умение совместного планирования игры и уметь следовать замыслу игры.

•Развивать ролевую речь детей в момент игры

- поручения

- задания

-приём параллельной игры

Организует деятельность детей, вовлекает детей в совместную деятельность, согласовывает с детьми действия, их последовательность, наблюдает за детьми во время игры, корректирует:

- Мы с вами знаем, как встречают гостей, что делают хозяева юрты (дома), что делают гости. Давайте теперь мы с вами сыграем в игру.

(дети соблюдают все правила и обычаи гостеприимства, играют друг с другом знакомую им игру «Алтан бэhэлиг», танцуют ехор)

Игра:

Хозяин Папа: Сегодня придут гости, у нас для встречи все готово?

Хозяйка Мама: Готово

Хозяин П: Согрет ли чайник?

Хозяйка М: Согрет.

Хозяин П: А стол накрыт?

Хозяйка М: Накрыт

Хозяин П: А бузы готовы?

Хозяйка М: Готовы.

Сын стоит возле окна и говорит.

Сын: Гости на пороге, давайте их встречать.

Гости заходят, здороваются. Хозяева приглашают их пройти.

Хозяин П: Сайн байна.

Гость папа: Сагаан hараар!

Гостья мама: Сагаалганаар!

Хозяйка М: Проходите, проходите.

Гости подходят к алтарю, затем к хозяевам. Дарят подарки друг другу. Садятся за стол.

Звучит музыка, дети едят, пьют чай.

Гость М: Какие вкусные буузы!

Гость П: Какие вкусные боовы!

Хозяйка М: Спасибо вам гости дорогие, кушайте, кушайте.

После стола.

Хозяин П: А какой же праздник без веселых игр? Дорогие гости предлагаем вам поиграть с нами в игру «Алтан бэhэлиг» - «Золотое колечко».

Игру «Алтан бэhэлиг» начинает Хозяин папа.

 По считалке выбирается ведущий, ему вручается «золотинка» (пуговица, обернутая фольгой). Дети садятся в ряд, положив руки на колени, сомкнув их лодочкой. Ведущий должен незаметно положить «золотинку» кому-нибудь в ладошки. Остальные дети должны внимательно смотреть за соседями. Если ребенок заметил, что «золотинку» положили соседу, должен быть начеку. При слове ведущего «Хольцо – мольцо, выйди на крыльцо!», ребенок должен поймать соседа за руку или за одежду и не дать ему встать со своего места. Проигравший встает на место ведущего.

Хозяин П: Какой же Сагаалган без ехора?

Гость П: Да.

Хозяйка М: Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и по солнцу начнем движение.

Звучит музыка, дети танцуют ехор.

Дети, стоя в два ряда друг напротив друга говорят пожелания.

Хозяин П: Сагаан hараар, Сагаалганаар! Сарюун дарюун убгэд, хугшэд!

Гость П: Шэнэ жэлдэ шэн зоригтой!

Гость П.: Благодарим вас дорогие хозяева за гостеприимство!

Гостья М: До свидания!

Гость С: Приходите и вы к нам в гости.

Гости уходят.

Умение выполнять игровые действия в соответствии с сюжетом игры;

Умение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи;

действовать в воображаемых ситуациях,

 использовать созданные детьми атрибуты в игре.

4.Заключительный этап

Задача: Показать достижение игровой задачи

- эмоциональное стимулирование

- беседа

-поощрение

Подводит итоги, инициирует общее обсуждение, поощряет детей к высказыванию, выражает признательность:

- Сегодня мы принимали гостей. Вам понравилось быть в гостях? Что вам понравилось во время игры? А что не понравилось? Как вы думаете, вы справились со своими ролями, которые выполняли? Кому было сложно играть роль?

Теперь вы знаете как будете встречать гостей, когда наступит день рождения Могойтуйского района.

Дорогие ребята, я желаю вам всегда быть долгожданными гостями и радушными хозяевами. Берегите отца и мать, почитайте старших. Будьте всегда и везде добрыми.

Спасибо всем за игру.

Выражают собственные мысли, чувства.

Умение делать вывод и аргументировать его; оценивать результат своей деятельности и деятельности других детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей воспитанников старшей разновозрастной группы "Речевые игры по дороге домой" (из опыта работы)

Буклет для родителей "Речевые игры по дороге домой" для детей старшего дошкольного возраста  ...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

Совместная работа с родителями по организации исследовательской деятельности с воспитанниками старшей разновозрастной группы «Колосок»

Путей развития потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность один из самых эффективных. Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на осн...

Технологии организации сюжетно-ролевых игр детей (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Актуальность: Суть статьи заключает в придумывании ребёнком вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом. Среди множества источников интереса детей к процессу изучения -...

Мастер-класс родителей и воспитанников старшей разновозрастной группы «Изготовление дидактической игры по финансовой грамотности «Угадай чьи покупки?»»

Цель: создать условия для развития совместного творчества дошкольников и родителей, через изготовление дидактической игры по финансовой грамотности.Задачи:1....

Конструкт по организации сюжетно- ролевой игры «Скорая помощь»

Цель: развитие у детей умений совместной игры....

Конструкт по организации сюжетно-ролевой игры «День рождения куклы Маши»

Возрастная группа: средняя группа.Тема: сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Маши».Образовательные области: социально–коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное ...