План по самообразованию воспитателя на тему: «Освоение социокультурного пространства через знакомство с городом».
методическая разработка (средняя группа)

Соколова Ирина Анатольевна

План по самообразованию воспитателя на тему:

«Освоение социокультурного пространства через знакомство с городом».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад №42

Приморского района г. Санкт-Петербурга

                           

.

                       

План по самообразованию воспитателя на тему:

«Освоение социокультурного пространства через знакомство с городом».

                                                                                   

                                                                                    Воспитатель

                                                                        высшей категории:

                                                                                                           Соколова И.А.

                                        Санкт-Петербург

                                                        2022-2023 г.

Тема: «Освоение социокультурного пространства города».

Направление: социально-личностное.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022г.

Окончание работы: май 2023г.

Форма самообразования: индивидуальная.

Актуальность выбранной темы:

Ребенок приходит в огромный и многоликий мир. Ему так много предстоит понять, узнать, освоить. Особенно, если это мир большого города. Здесь законы природы действуют лишь отчасти, здесь существует свой «язык», свои неписанные правила, свои «можно» и «нельзя». Первоначально, малыш знакомится с городом под руководством родителей, шаг за шагом, расширяя границы своего присутствия – от порога родной квартиры до своего двора, ближайшего магазина, поликлиники, театра, зоопарка. Город понемногу раскрывает ему свои тайны, учит своим законам, приобретает пространственные очертания.

К 5-6 годам у дошкольника накапливается небольшой, но проверенный практикой опыт общения с разнообразными объектами городской среды и поведения в общественных местах. И перед педагогами и родителями встает новая задача – помочь малышу

систематизировать полученные представления, осознать собственное отношение к Санкт-Петербургу, расширить круг тех умений, которые нужны ему для жизни в мегаполисе, поддержать его в желании «изучать» город дальше.

На решение обозначенных проблем и нацелена данная работа, адресованная детям дошкольного возраста.

В результате данной работы ребенок получает не знание о городе, а знание самого города – закономерностей его существования, специфических особенностей его облика, распорядка его жизни. Именно этот опыт жизни в городской среде, обретенный в дошкольном возрасте, может стать основой для дальнейшего постижения Петербурга как уникального памятника мировой культуры.

может реализовываться как региональный компонент петербургского дошкольного образования. Она полностью соответствует требованиям, предъявляемым Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО).

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».  

Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства, помощь в освоении детьми социокультурных ценностей родного города, создание предметно-развивающей среды, способствующей воспитанию настоящего петербуржца.

Задачи:

  • Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
  • Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, родному краю.
  • Формирование у детей нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, родному городу.
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.
  • Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. 
  • Помочь дошкольнику освоить город как среду своего существования.
  • Дать навыки взаимодействия с различными объектами городского пространства.
  • Сформировать у ребенка собственное эмоционально-ценностное отношение к Петербургу.

Предполагаемый результат:

Обретение дошкольниками нового социокультурного опыта, необходимого горожанину, проживающему в мегаполисе (крупном городе).

Воспитанник сможет:

  • объяснить, что такое «город», из каких частей (структурных элементов) состоит городское пространство;
  • назвать свой домашний адрес и рассказать о своей семье;
  • соблюдать правила дорожного движения и корректного (соответствующего городскому этикету) поведения в различных социокультурных институтах (музее, театре, библиотеке, магазине и других учреждениях, где чаще всего бывают дошкольники вместе с родителями);
  • ориентироваться в пространстве своего микрорайона (микрорайона проживания, нахождения дошкольного образовательного учреждения);
  • определять предназначение различных городских объектов по их внешнему виду;
  • рассказать о любимом уголке города (достопримечательности, музее, театре и пр.);
  • назвать не менее 3-х специфических (отличительных) особенностей Санкт-Петербурга;
  • перечислить официальные (герб, флаг, гимн) и неофициальные (достопримечательности городского центра) символы Санкт-Петербурга, узнавать их на фотографиях и в реальной городской среде;
  • узнать по изображению не менее 5 достопримечательностей исторического центра Санкт-Петербурга;
  • назвать не менее 3-х городских традиций современного Санкт-Петербурга;
  • проявлять готовность участвовать в традиционных городских событиях (праздниках, акциях, фестивалях и пр.).

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

Подбор и изучение литературы по теме;

Работа с родителями: консультации, беседы, выставки совместных работ по теме; индивидуальные беседы с родителями о посещении экскурсий по памятным историческим местам, памятникам, достопримечательностям, паркам и площадям города, а также экскурсий в музеи города; помощь в изготовлени тематическах фотоальбомов.

Работа с детьми: 

  • Занятия.
  • Беседы.
  • Чтение и разучивание стихотворений о городе.
  • Оформление наглядного материала.
  • Организация досугов.
  • Просмотр презентаций с видео и фотографиями, фильмов о подвигах горожан, внесших вклад в историю города.
  • Рассматривание картин, репродукций, иллюстраций, вырезок из газет, посвященных родному городу.
  • Использование игровых упражнений, дидактических и сюжетно-ролевых игр, заданий по тематике родного города для изучения и закрепления материала.
  • Встречи с известными деятелями культуры и искусства, с ветеранами родного города.

Список ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: 

1.  Г.Т.Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7».

2.  В. Степанов  «Учебник для малышей «Моя Родина – Россия»».

3. Сергей Скаченков «Город мой над Невой».

4. Майя Борисова «У красавицы Невы».

5. Н. А. Яковлева «Наш город Санкт – Петербург».

6. Ю. Каштанов «Эпоха Петра».

7. Е.К.Ривина «Герб и Флаг России».   

8. Г.В. Калашников «Гербы и символы Санкт-Петербург и

                                              Ленинградская область».

9.  Л.К. Ермолаева «Чудесный город».

10.  В.Фролов, О.Яковлев «Как родился Петербург».

11.  Л.Шиф «Путешествия по Петербургу с Аликом и Гусариком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...

План по самообразованию воспитателя по теме: ”Активизация словаря детей младшего возраста»

План по самообразованию  воспитателя    по теме: ”Активизация словаря детей младшего возраста»...

План по самообразованию воспитателя по теме: «Развитие творческих способностей у детей через рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»

расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствование методов обучения и воспитания;углубление знаний по разным методикам;овладение достижениями педагогич...