"СЕмья.Домострой" в рамках регионального компонента в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Потапова Оксана Анатольевна

из опыта работы по региональному компоненту в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx503.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 53 «Лесная сказка»

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ»

https://terra-amour.ru/wp-content/uploads/2018/03/domostroj.jpg

Составила и реализовала:

Воспитатель высшей категории

Потапова О.А.

НОВОСИБИРСК 2022

Конспект НОД в старшей группе «Традиции моей семьи»

Цель: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье на основе познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

 - закрепить представление детей о семье, родственных отношениях, семейных традициях;

- уточнить наиболее значимую информацию о родных ребенка, необходимую для нормальных взаимоотношений (каждый член семьи – личность, но всех объединяют общие дела, радости, семейные традиции);

- учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи;

- формировать основу нравственности во взаимоотношениях с родителями, воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи;

- формировать и развивать коммуникативные навыки и способности (сотрудничество, взаимопомощь, умение договариваться, считаться с мнением других, дружелюбность);

- предоставить детям возможность реализовать свои потребности в обыгрывании характеров, сюжетов, ролей;

- развитие семейного творчества и содружества семьи и детского сада.

Предварительная работа:

 - составление рассказов о своей семье;

- рисование портретов членов семьи;

- рассматривание семейных альбомов;

- закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей;

- чтение стихов о семье.

Интеграция образовательных областей:

- познавательное;

- художественно-эстетическое

Оборудование: посылка, семейное древо, сердце, мяч, атрибуты принадлежащие разным членам семьи, цветные карандаши, бумага, фотоальбомы, фотографии детей, рушники, скатерть, боевые медали, конфетное дерево.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад принесли письмо и здесь написано, что это для вас. Хотите посмотреть, что там лежит?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте посмотрим. (Воспитатель достает из конверта  сердце)

Воспитатель: Какое красивое сердце – это для вас ребята. А что же здесь написано?

Воспитатель:

- Даша, будь умницей, я скоро за тобой приду.  

                                                      Твоя мама.

- Ксюша, кушай хорошо, я переживаю.

Твоя бабушка.

- Артем, не обижай детей, слушайся.

                                                      Твой папа.

-Маша, на улицу одевайся теплее.

Твой дедушка.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

Дети: Да, о семье!

Воспитатель: Скажите мне дети, а что такое семья?

Дети: Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, жалеют, сочувствуют, уважают друг друга, ласково говорят друг с другом.

Воспитатель: Какой должна быть семья?

Дети: Большой, крепкой, дружной, трудолюбивой.

Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?

Дети: Фамилией, именами, внешностью, традициями.

Воспитатель: У каждого из вас есть своя семья. Есть семьи большие, а есть маленькие. И сегодня, мне очень хочется больше узнать о ваших семьях, традициях ваших семей.

Воспитатель:      

Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, преданность, дружба.

                   Семья – это самое дорогое, что есть у человека.

                                     В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом

В семейном кругу, все корни твои

И в жизнь ты выходишь из семьи.

Воспитатель: Семья – это не просто родственники, живущие рядом, это близкие люди, связанные теплыми чувствами, общими интересами и, конечно же – традициями. А традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. У каждой семья свои традиции. Расскажите, какие традиции есть в ваших семьях?

Дети: встречать гостей, семейные праздники, отдых на природе, занятия спортом, хранение старинных вещей, фирменное блюдо и т.д.

Воспитатель: Ребята, какое первое слово произносит ребенок? (мама)

Мама – главное слово в жизни каждого человека.  Как вы считаете, какую роль в вашей семье играет мама? (ответы детей)

Кто нам расскажет о своей маме? (Рассказы детей)

Воспитатель:       Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.

                              Кто одежду шьет? Кто готовит и поет?

       Мама кормит всю семью, вкусно и питательно

    И продукты в магазине выбирает тщательно

         Нет семейного обеда без борща, котлет и хлеба.

И еще одна традиция – это фирменное блюдо семьи. Сейчас мы узнаем, в какой семье мама - лучший повар. (Дети называют лучшие блюда, которые готовят мамы)

Воспитатель: Аня сегодня принесла фирменное блюдо своей семьи, и поделиться с нами секретами его приготовления. (Рассказы 2-3 детей)

Воспитатель: Сейчас давайте поговорим о папе. Какую роль  играет  папа в вашей семье? (Ответы детей)

Кто нам расскажет о своем папе? (Рассказы детей)

Воспитатель:

Вы правы, папа должен уметь все

                                     Папа сильный и большой

                                    Самый добрый и простой

                                    Он заботой и трудом всю семью содержит, дом

                                    Он заботиться о детях, бережет свою семью

             И конечно очень любит милую жену свою.

Самое главное в семье, чтобы папа любил маму, заботился о ней, дарил ей ласковые слова. Давайте поможем нашим папам подобрать ласковые слова для мам.

Дети: Любимая, нежная, заботливая, красивая, добрая, веселая, душевная, сердечная, трудолюбивая.

Воспитатель: А какая есть традиция у ваших пап? (Ответы)

Кто хочет из мальчиков быть похожим на своего папу?

Д/и: «Забьем гвоздь», «Закрутим шуруп».

Воспитатель: Теперь мы поговорим о бабушке. Какую роль в вашей семье играет  бабушка? (Ответы детей, рассказ о бабушке)

Воспитатель: Вы правы ребята.

                                       Бабушка наша мудра и добра

                                       Мир и покой охраняет она!

                                       Самые вкусные плюшки печет

 Готовит, стирает, вяжет и шьет!

                                       На ночь сказку нам расскажет

                                       Колыбельную споет.

Воспитатель: Наши бабушки знают большое количество сказок, а давайте мы назовем сказки, в которых упоминается семья.

Дети: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка, «Царевна - лягушка», «Красная шапочка».

Воспитатель: А теперь поговорим какую роль в семье играет дедушка.

Дети: Строгий, мудрый, справедливый,  все в доме ремонтирует, занимается спортом. (Рассказ детей о своих дедушках)

Воспитатель:

Мудрый и строгий. Умелые руки

        Главное счастье для дедушки – внуки!

                                     Дед хороший просто клад

                                     И мечта для всех внучат!

Физминутка: «Семейная зарядка» (координация движений со словами)

Осенью, весною, летом и зимой

             Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг и поп порядку,

                                       Каждый делает зарядку.

                                       Мама руки поднимает,

                                       Папа бодро приседает.

                              Повороты вправо, влево, делает мой братик Сева.

                     Вместе мы бежим трусцой и качаем головой.

Психогимнастика: «Семья»

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем.

- Покажите, какое выражение  лица у папы и мамы когда они радуются? Ребята, когда ваши родители бывают такие радостные?

- Покажите, какое выражение лица у папы и у мамы, когда они удивляются? Интересно, когда это мама и папа удивляются?

- Покажите, какое выражение лица у родителей, когда они сердятся? Когда они могут сердиться?

- Какое выражение лица, когда мама с папой испугаются? Что их может напугать? (Молодцы)

Воспитатель: Посмотрите на свои пальчики, они похожи на вашу семью? (Да)

Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка»

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

                                             Этот пальчик – я

                                             Вот и вся моя семья!

Воспитатель: Давайте мы на листике обведем нашу ладошку и пальчики и нарисуем на каждом пальчике пожелания нашим родным.

(Дети рисуют, затем рассказывают о том, что они желают свои близким)

Воспитатель: Эти ладошки мы подарим своим близким. А сейчас давайте поиграем.  Становитесь в круг.

Игра: «Кто ты мне?»

( Воспитатель в центре, бросает мяч детям)

- Я мама, а ты мне кто? (дочь, сын)

- Я бабушка, а ты мне кто? (внук, внучка)

- Я папа, а ты мне кто? (сын, дочь)

Я сестра, а ты мне кто? (брат, сестра)

Я тетя, а ты мне кто? (племянник, племянница)

Воспитатель: Отмечать семейные праздники – тоже традиция. Какие семейные праздники принято отмечать в ваших семьях?

Дети: Новый год, Пасха, Масленица, день рождения.

Воспитатель: Посмотрите, какой праздничный колпачок. Как вы думаете, на каком празднике он побывал?

Дети: На дне рождения!

Воспитатель: Семью почитали еще с древних времен. Народ сложил пословицы о семье. Какие пословицы вы знаете?

- Не нужен клад, если в семье лад.

- В своем доме и стены помогают.

- Коль семья вместе, так и душа на месте.

- Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

- В гостях хорошо, а дома лучше.

- В семье и каша гуще.

- При солнышке тепло, при матери добро.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у вас есть еще одна семья, где вас любят и всегда рады видеть. Здесь вкусно готовят, играют с вами, читают сказки, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Наш детский сад)

Спасибо, что сегодня вы рассказали так много о традициях вашей семьи.

Любите и цените счастье

                                             Оно рождается в семье

    Что может быть его дороже

 На этой сказочной земле.

C:\Users\Alex\Downloads\WhatsApp Image 2022-10-08 at 19.58.25.jpegC:\Users\Alex\Downloads\WhatsApp Image 2022-10-08 at 19.58.26.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по использованию национально – регионального компонента в старшей группе (рус.)

Перспективный план работы по использованию национально – регионального компонента в старшей группе (рус.)...

Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в старшей группе "Знакомство с топшууром"

Комплексное занятие для детей старшей группы, цель которого - знакомство с алтайским народным струнным инструментом "топшуур", воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям...

Перспективное планирование по математике по программе "Развитие" с внедрением национально-регионального компонента в старшей группе

В работе дается перспективное планирование на весь учебный год с подробными конспектами занятий. Может, кому-то пригодится....

Физкультурный досуг с региональным компонентом для старшей группы " В гостях у Лопшо Педунь"

Физкультурный досуг с региональным компонентом для старшей группы. К детям приходит удмуртский национальный персонаж Лопшо Педунь. Проводит с ними игры и соревнования. Проверяет насколько хорошо они з...

Реализация регионального компонента в старших группах.

Перспективный план по реализации регионального компонента в старшей (подготовительной) группе д/с на примере Ставропольского края. ...

Перспективный план по региональному компоненту в старшей группе

Этот материал можно использовать для планирования образовательной деятельности в старшей группе...

Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – поселок Иноземцево».

Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – посел...