Реализация регионального компонента в старших группах.
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Перспективный план по реализации регионального компонента в старшей (подготовительной) группе д/с на примере Ставропольского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_regionalnogo_komponenta_v_starshih_gruppah.docx | 31.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация регионального компонента в старших группах №9, №10.
"Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,
творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия ,могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими
истоками красоту" В.А.Сухомлинский
«Если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний, то именно «родная культура, как отец и мать, станет неотъемлимой частью души ребенка, началом, продолжающим личность ребенка». Эти слова Д.С. Лихачева направлены на духовное самоопределение, которое нужно пробудить, а не навязывать.
Актуальность рассматриваемой проблемы в том, что в обществе наблюдается «дефицит» духовности, кризис в духовной сфере семьи, непонимание сущности региональной культуры, отсутствие системы управления образованием взрослых в дошкольных учреждениях, отражение проблемы как потребности в изучении региональной культуры.
Ориентиром для работы по Региональному компоненту служит Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Ставропольского края под редакцией Р.М.Литвиновой, Т.В. Чусовитиной, Т.А. Ильиной, Л.А. Поповой,
О.Н. Корнюшиной, в основу которой положена идея как личностно-ориентированного, так и деятельностного подходов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Региональный компонент включает в себя знакомство дошкольников с историей, культурой, природным окружением родного края.
Цель: Развивать первоначальные представления об истории и самобытности русского народа на примере Ставропольского края. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к своей Родине, любознательность,
эмоциональную отзывчивость к культурно-историческому наследию Ставрополья;
- Дать знания детям о родном городе, крае: символика, достопримечательности,
промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация;
- Воспитывать патриотические чувства: любовь к родным – городу, краю,
Родине, уважение к своему прошлому и настоящему, познакомить с историей
происхождения города;
- Актуализировать и закреплять знания дошкольников о многонациональном
населении нашего края, воспитывать толерантное отношение к различным
культурам, развивать навыки общения
- развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, стране;
- дать элементарные знания о флоре и фауне Ставрополья;
- Знакомство с художниками, поэтами, композиторами Ставрополья,
воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства, своим
землякам, воспитывать чувства гордости за своих земляков.
- оказание необходимой помощи семьям воспитанников в вопросах
патриотического воспитания детей.
- формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать
участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Литература
1.Р.М.Литвинова .Региональная культура: художники , писатели, композиторы. 2010г.
2. Р.М.Литвинова, А.Т.Пащенко. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. 2010г.,сборник №2
3.Богачкова А.Е. История Изобильненского района. 1994г.
4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? 2003г.
5. Система патриотического воспитания ДОУ. Е.Ю.Александрова 2007г.
Месяц | Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя |
Сентябрь | «Моя малая родина». Продолжать знакомить детей с краем, расширять общекультурные и социальные знания детей, формировать представление детей о малой Родине –родном крае, его геральдике, символике. Воспитывать патриотические чувства. | Беседа с детьми– страна большая, наш край, город - ее часть. Экскурсия по близлежащим к саду улицам. Объяснение значения пословиц о малой Родине. | Занятие «День рождения Ставрополя» П.С. уточнять и систематизировать знания детей о родном городе, истории его возникновения, его памятных местах, учить узнавать знакомые места на фотографиях. Закреплять геральдику города, воспитывать любовь к малой Родине | Экскурсия в Музей Изобразительных Искусств. Лекция для детей и просмотр видео фильма «Традиции и быт народов Северного Кавказа» |
Октябрь | Рассматривание карты России, карты Ставропольского края местоположение Ставрополя. Чтение стихотворения Кашпурова И.В. Ставрополье мое»». | Рассказы воспитателя о Ставропольских лесах (деревья, грибы, ягоды) Дидактическая игра «Вкусная и полезная пища»
| «Золотая осень Ставрополья»- Лес в картинах художника П.М. Гричишина Познакомить детей с творчеством ставропольского художника П.М.Гречишкина. Научить детей видеть красоту природы в произведениях художника . Формировать уважительное отношение к художнику , прославившему Ставропольский край. | Беседа « Ставрополье – с/х край. Чем богат наш край?» (на основе наглядного материала) Стихотворения о хлебе, о сельских тружениках Епанешников Л.Ф. «Солнышко в хлебе» Трудный и долгий путь хлеба на наш стол. Воспитание уважения к людям труда. Бережное отношение к хлебу. Богатства нашего края. Кашпуров И.В. «Сенокос», «Мастерская». Люди села. Нелёгкий труд косаря, слесаря и хлебороба. Геннадий Фатеев «Где родится каравай» Размышления воспитанников детского сада на тему «Где родится каравай?» Воздание хвалы, чести и уважения людям, чьи руки вырастили хлеб. |
Ноябрь | Занятие «Природа Ставропольского края» Познакомить с богатством и разнообразием природы Ставропольского края. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы. Развивать интерес к родной природе , желание больше узнать о своём крае. Формировать бережное отношение к природе. | «Мир гор Ставрополья». познакомить дошкольников с названиями гор Ставрополья – Стрижамент, Бештау, Змейка, Кольцо, Машук, Верблюд, Юца, Лысая, Шелудивая, Медовая и др. многообразием полезных ископаемых в горах края, (травертин, песчанник, малахит, гранит, уголь и др.), выявить сходства и различия, месторождения камней через экспозиции ставропольского краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева, и Г.К. Праве. | Беседа «Легенды о Ставропольском крае» (на основе наглядного материала) Познакомить детей с серией легенд о Ставропольском крае, творчеством неизвестных народных сказочников, отражающих особенности природного богатства и демографической ситуации древнего края ; формировать у детей познавательный интерес к достопримечательностям своего региона , его истории, культуре; воспитывать любовь к родному краю. | Занятие «Я и моя семья» П.с. формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; дать представление о родословной. воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. М.В. Усов «Перед дальней дорогой» Описание торжественной минуты прощания ласточек с родным домом. Сходство поведения птиц с поведением людей, покидающих свой дом. Воспитание любви к родному очагу. |
Декабрь | Беседы «Мой Северо-Кавказский регион – многонациональная семья» Дать детям представление о народах, населяющих соседние территории края. Дать представления об особенности национальных обычаев, музыки, танцев, одежды, традиций. Воспитывать любовь и уважение к многонациональному народу соседей края | Беседа «Национальная одежда народов Северного Кавказа» Знакомить с особенностями национальной одежды народов СК, ее сходством и отличиями у разных народов (на основе иллюстраций) | «Дом, в котором я живу» Выставка рисунков, макетов, поделок. «Как возникли города на Ставрополье» Познакомить детей с историей возникновения городов на Ставрополье, какими они были и какими стали, их архитектурой. Дать знания о том, что первыми городами на Ставрополье были: Ставрополь, Георгиевск и Александровск Рассматривание альбомов, открыток о Ставрополе и презентаций о Ставропольском крае». | «Знакомство с историей названий улиц: познакомить детей с историей названий улиц, на которых дети проживают, учреждений с именными названиями К.Маркса, Бруснева, Булкина, Ленина и др., детская библиотека им. А.Е.Екимцева, научная библиотека имени М.Ю.Лермонтова. |
Январь | Беседа «Народные праздники на Ставрополье. Составление рассказов из личного опыта: «Как я праздновал Рождество (Святки, новый год, Крещение и др.). | Чтение произведений детских писателей Ставропольского края и поэтов – Кашпурова И.В., Шубной Л.Ф. и - Екимцева А., Шевченко А.А., Трилисова А.И., Пухальской Г.Н.,.Л. Епанешников
| Беседы о животных Ставропольского края. Просмотр презентаций о диких животных нашего края. | |
Февраль | Знакомство с птицами Ставрополья. Просмотр презентаций. М.В. Усов «Дорожка в сугробах» Интересный рассказ - наблюдение за поведением птиц зимой. Призыв угощать бедствующих птиц, устраивать птичьи столовые. Воспитание любви к природе. Умение сострадать. | «Трудовое Ставрополье» Знакомить детей с трудовым Ставропольем. Расширять и углублять знания детей о труде хлеборобов, животноводов. Дать сведения о труде жителей Ставрополья на промышленных предприятиях. Воспитывать уважение к людям труда. | Продолжать знакомить с улицами города, носящими имена защитников Ставрополя и Ставрополья. Вспомнить памятные места, посвященные защитникам Отечества. | Изготовление с детьми и родителями мини альбомов из рисунков и фотографий «Достопримечательности Ставропольского края» |
Март | Пухальская Г.Н. «За ужином» Поучительная сказка – рассказ о бабушке и внуке. Соединение правды жизни с волшебным вымыслом. Мудрость бабушки, прививающей бережное отношение к вещам. Воспитание доброты, уважения, умения видеть и слышать всё, что нас окружает. | Легенды Ставропольского края. Продолжать знакомить с легендами Ставрополья. Воспитание интереса к истории родного края. | Исаков А. «Былиночка» Волшебная сказка об особенностях природы степной зоны, о невозможности существования растений и животных без воды. Занимательное знакомство с особенностями растений, насекомых и животных Ставропольского края. | Красная книга птиц Ставрополья- презентация. Беседа. Усов М.В. «Ласточонок» Отношение человека к природе. Дети и природа. Забота о птенце. Счастливый мальчик. Формирование художественного восприятия окружающего мира. |
Апрель | Продолжать знакомство с художниками Ставрополья. Называть уже знакомых художников и их картины. Составление альбома иллюстраций Ставропольских художников. | Чтение произведений М.Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого на кавказскую тему. | Транспорт нашего города. Добавлять макеты машин в макет города. | Заповедники Ставропольского края. Познакомить детей с различными видами растительности, произрастающей в заповедных местах Ставропольского края, а также с миром животных и насекомых , с назначением «Красной книги» расширять знания о родной природе Ставропольского края. |
Май | Дать детям представление о подвиге жителей Ставрополья и всего народа России, сумевшего выстоять в этой войне. О героях земляках. На примере дедушек и бабушек открывать детям такие понятия, как: «Любовь к Родине», «Долг», «Совесть. Рассказать о празднике «День Победы» | Уточнять знания о труде родителей. труд всех горожан приносит пользу жителям всего края и России. Воспитывать любовь к своей семье, своим близким. | Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш край» Игры народов Кавказа, казачьи игры Рассказ воспитателя о «Символике родного края» Рассматривание репродукций картин Ставропольских художников. | Викторина «Что я знаю о Ставрополье» |
К концу года дети должны знать:
- Свой домашний адрес, название города, края.
- Иметь представление о символике Ставрополя, Ставропольского края.
- Знать названия близлежащих улиц.
- Иметь представления о жизни и быте народов Северного Кавказа.
- Различать национальные костюмы, уметь играть в их подвижные игры.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать правила поведения в природе, на улицах города
- Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе "В гости к девочке Уралочке"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе «В гости к девочке Уралочке»Воспитатель: Ульман Ольга Николаевна, Челябинская область, г. ...
Реализация регионального компонента в подготовительной группе
Реализация регионального компонента в подготовительной группе...
Реализация регионального компонента в средней группе "Кэнчээри"
Мы в средней группе "Кэнчээри " создали Якутский уголок. Чтобы дать детям понятия малой родины ,культуры, самобытности. ...
Примерный календарно-тематический план по реализации регионального компонента в старшей группе
применрый календарно-тематический план по казачеству...
Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе
В материале представлено подробное тематическое планирование работы с детьми4-5 лет по патриотическому воспитанию...
"Реализация регионального компонента в возрастных группах ДОУ"
Реализация регионального компонента в возрастных группах ДОУ Социально-коммуникативное развитиеКонкретизация задач Группа раннего возраста (от 1 года 6 месяцев до 3 лет)Формировать позитивн...
Конспект итоговой ООД по реализации регионального компонента в старшей группе по теме "Башкортостан-мой край родной ".
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ...