Реализация регионального компонента в старших группах.
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Аврамчук Ольга Николаевна

 Перспективный план по реализации регионального компонента в старшей (подготовительной) группе д/с на примере Ставропольского края.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_regionalnogo_komponenta_v_starshih_gruppah.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

  Реализация регионального компонента в старших группах №9, №10.

  "Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,  фантазии,  

       творчеству - это источник любви к Родине.   Понимание и чувствование величия ,могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими

     истоками красоту"  В.А.Сухомлинский

         «Если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний, то именно «родная культура, как отец и мать, станет неотъемлимой  частью души ребенка, началом, продолжающим личность ребенка». Эти слова Д.С. Лихачева направлены на духовное самоопределение, которое нужно пробудить, а не навязывать.

      Актуальность рассматриваемой проблемы в том, что в обществе наблюдается «дефицит» духовности, кризис в духовной сфере семьи, непонимание сущности региональной культуры, отсутствие системы управления образованием взрослых в дошкольных учреждениях, отражение проблемы как потребности в изучении региональной культуры.

        Ориентиром для работы по Региональному компоненту служит Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Ставропольского края под редакцией Р.М.Литвиновой, Т.В. Чусовитиной, Т.А. Ильиной, Л.А. Поповой, 

О.Н. Корнюшиной,  в основу которой положена идея как личностно-ориентированного, так и деятельностного подходов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.

    Региональный компонент включает в себя знакомство дошкольников с историей, культурой, природным окружением родного края.

Цель: Развивать первоначальные представления об истории и самобытности русского народа на примере Ставропольского края. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

Задачи:

   -    Развивать познавательный интерес к своей Родине, любознательность,

     эмоциональную отзывчивость к культурно-историческому наследию Ставрополья;

     - Дать знания детям о родном городе, крае: символика,  достопримечательности,  

     промышленные объекты, их вред и польза, экологическая  ситуация;

   -   Воспитывать патриотические чувства: любовь к родным – городу, краю,  

     Родине, уважение к своему прошлому и настоящему,  познакомить с историей  

     происхождения города;

      -  Актуализировать и закреплять знания дошкольников о многонациональном  

      населении нашего края, воспитывать толерантное отношение к различным

     культурам, развивать навыки общения

     - развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, стране;

      - дать элементарные знания о флоре и фауне  Ставрополья;

      -   Знакомство с художниками, поэтами, композиторами Ставрополья,

          воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства, своим

         землякам,  воспитывать чувства гордости за своих земляков.

      - оказание необходимой помощи семьям воспитанников в вопросах

          патриотического воспитания детей.

     - формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать

       участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

                Литература

          1.Р.М.Литвинова .Региональная культура: художники , писатели, композиторы. 2010г.

           2. Р.М.Литвинова, А.Т.Пащенко. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. 2010г.,сборник №2

           3.Богачкова А.Е. История Изобильненского района. 1994г.

           4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? 2003г.

           5. Система патриотического воспитания ДОУ. Е.Ю.Александрова 2007г.

Месяц

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Сентябрь

 «Моя малая родина».  

     Продолжать  знакомить детей с краем, расширять общекультурные и социальные

знания детей, формировать представление детей о малой Родине –родном

крае, его геральдике, символике.  Воспитывать патриотические чувства.

Беседа с детьми– страна большая, наш край, город  - ее часть. Экскурсия по близлежащим к саду улицам.  

Объяснение значения пословиц о малой Родине.

Занятие

«День рождения Ставрополя»

П.С. уточнять и систематизировать знания детей о родном городе, истории его возникновения, его памятных местах, учить узнавать знакомые места на фотографиях. Закреплять геральдику города, воспитывать любовь к малой Родине

Экскурсия в Музей Изобразительных Искусств. Лекция для детей и просмотр видео фильма «Традиции и быт народов Северного Кавказа»

Октябрь

Рассматривание карты  России, карты Ставропольского края

местоположение Ставрополя.

Чтение стихотворения Кашпурова И.В. Ставрополье мое»».

Рассказы воспитателя о Ставропольских лесах (деревья, грибы, ягоды)

Дидактическая игра «Вкусная и полезная пища»

 

 «Золотая осень Ставрополья»- Лес в картинах художника П.М. Гричишина

Познакомить детей с творчеством  ставропольского художника

П.М.Гречишкина. Научить детей видеть красоту природы в произведениях

художника . Формировать уважительное отношение к художнику ,

прославившему Ставропольский край.

Беседа « Ставрополье – с/х край. Чем богат наш край?» (на основе наглядного материала)

Стихотворения о хлебе, о сельских тружениках

Епанешников Л.Ф. «Солнышко в хлебе» Трудный и долгий путь хлеба на наш стол. Воспитание уважения к людям труда. Бережное отношение к хлебу. Богатства нашего края.

Кашпуров И.В. «Сенокос», «Мастерская».

Люди села. Нелёгкий труд косаря, слесаря и хлебороба.

Геннадий Фатеев «Где родится каравай»

Размышления воспитанников детского сада на тему «Где родится каравай?» Воздание хвалы, чести и уважения людям, чьи руки вырастили хлеб.

Ноябрь

 Занятие «Природа Ставропольского края»

Познакомить с богатством  и разнообразием природы Ставропольского края.     Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и

понимать красоту природы. Развивать интерес к родной природе , желание

больше узнать о своём крае. Формировать бережное отношение к природе.

 «Мир гор Ставрополья».

познакомить дошкольников с названиями гор Ставрополья – Стрижамент, Бештау, Змейка, Кольцо, Машук, Верблюд, Юца, Лысая, Шелудивая, Медовая и др. многообразием полезных ископаемых в горах края, (травертин, песчанник, малахит, гранит, уголь и др.), выявить сходства и различия, месторождения камней через экспозиции ставропольского краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева, и Г.К. Праве.

Беседа «Легенды о Ставропольском крае» (на основе наглядного материала) Познакомить детей с серией легенд о Ставропольском крае, творчеством

неизвестных народных сказочников, отражающих особенности природного богатства и демографической ситуации древнего края ; формировать у детей познавательный интерес к достопримечательностям своего региона , его истории, культуре; воспитывать любовь к родному краю.

Занятие «Я и моя семья»

П.с. формировать представление о семье  как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; дать представление о родословной. воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

М.В. Усов «Перед дальней дорогой»

Описание торжественной минуты прощания ласточек с родным домом. Сходство поведения птиц с поведением людей, покидающих свой дом. Воспитание любви к родному очагу.

Декабрь

Беседы «Мой Северо-Кавказский регион – многонациональная семья» Дать детям представление о народах, населяющих соседние территории края. Дать представления об особенности национальных обычаев, музыки, танцев, одежды, традиций. Воспитывать любовь и уважение к многонациональному народу соседей края

Беседа «Национальная одежда народов Северного Кавказа»

Знакомить с особенностями национальной одежды народов СК, ее сходством и отличиями у разных народов (на основе иллюстраций)

«Дом,  в котором я живу» Выставка рисунков, макетов,

поделок.

«Как возникли города на Ставрополье» Познакомить детей с историей возникновения городов на Ставрополье, какими они были и какими стали, их архитектурой. Дать знания о том, что первыми городами на Ставрополье были: Ставрополь, Георгиевск и Александровск

 Рассматривание альбомов, открыток о Ставрополе и презентаций о  Ставропольском крае».

«Знакомство с историей названий улиц: познакомить детей с историей названий улиц, на которых дети проживают, учреждений с именными  названиями К.Маркса,  Бруснева, Булкина, Ленина и др., детская библиотека им. А.Е.Екимцева, научная библиотека имени М.Ю.Лермонтова.

Январь

Беседа «Народные праздники на Ставрополье.

Составление рассказов из личного опыта: «Как я праздновал Рождество (Святки, новый год, Крещение и др.).

Чтение произведений  детских писателей Ставропольского края и  поэтов – Кашпурова И.В., Шубной Л.Ф. и - Екимцева А., Шевченко А.А., Трилисова А.И., Пухальской Г.Н.,.Л. Епанешников

 

Беседы о животных Ставропольского края.

Просмотр презентаций о диких животных  нашего края.

Февраль

Знакомство с птицами  Ставрополья. Просмотр презентаций. М.В. Усов «Дорожка в сугробах»

Интересный рассказ - наблюдение за поведением птиц зимой. Призыв угощать бедствующих птиц, устраивать птичьи столовые. Воспитание любви к природе. Умение сострадать.

«Трудовое Ставрополье»

Знакомить детей с трудовым Ставропольем. Расширять и углублять знания детей о труде хлеборобов, животноводов. Дать сведения о труде жителей Ставрополья на промышленных предприятиях. Воспитывать уважение к людям труда.

Продолжать знакомить с улицами города, носящими имена защитников Ставрополя и Ставрополья. Вспомнить памятные места, посвященные защитникам Отечества.

Изготовление с детьми и родителями мини

альбомов из рисунков и фотографий  «Достопримечательности Ставропольского края»

Март

Пухальская Г.Н. «За ужином»

Поучительная сказка – рассказ о бабушке и внуке. Соединение правды жизни с волшебным вымыслом. Мудрость бабушки, прививающей бережное отношение к вещам. Воспитание доброты, уважения, умения видеть и слышать всё, что нас окружает.

Легенды Ставропольского края.

Продолжать знакомить с легендами Ставрополья. Воспитание интереса к истории родного края.

Исаков А. «Былиночка»

Волшебная сказка об особенностях природы степной зоны, о невозможности существования растений и животных без воды. Занимательное знакомство с особенностями растений, насекомых и животных Ставропольского края.

Красная книга птиц Ставрополья- презентация. Беседа.

Усов М.В. «Ласточонок»

Отношение человека к природе. Дети и природа. Забота о птенце. Счастливый мальчик. Формирование художественного восприятия окружающего мира.

Апрель

Продолжать знакомство с художниками Ставрополья. Называть уже знакомых художников и их картины. Составление альбома иллюстраций Ставропольских художников.

Чтение произведений М.Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого на кавказскую тему.

 Транспорт нашего города. Добавлять макеты машин  в макет  города.

Заповедники Ставропольского края.

Познакомить детей с различными видами растительности, произрастающей в заповедных местах Ставропольского края, а также с миром животных и насекомых , с назначением «Красной книги» расширять знания о родной природе Ставропольского края.

Май

Дать детям представление о подвиге жителей Ставрополья и всего народа России, сумевшего выстоять в этой войне. О героях земляках. На примере дедушек и бабушек открывать детям такие понятия, как: «Любовь к Родине», «Долг», «Совесть. Рассказать о празднике «День Победы»

Уточнять знания о труде родителей.

труд всех горожан приносит пользу жителям всего края и России. Воспитывать любовь к своей семье, своим близким.

Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш край»

Игры народов Кавказа, казачьи  игры Рассказ воспитателя о «Символике родного края»

Рассматривание репродукций картин Ставропольских художников.

 Викторина «Что я знаю о Ставрополье»

К концу года дети   должны знать:

  • Свой домашний адрес, название города, края.
  • Иметь представление о символике Ставрополя, Ставропольского края.
  • Знать названия близлежащих улиц.
  • Иметь представления о жизни и быте народов Северного Кавказа.
  • Различать национальные костюмы, уметь играть в их подвижные игры.
  • Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказать о них.
  • Знать профессии своих родителей.
  • Знать правила поведения в природе, на улицах города
  • Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.