Конспект итоговой ООД по реализации регионального компонента в старшей группе по теме "Башкортостан-мой край родной ".
план-конспект занятия (старшая группа)

Шакмаева Татьяна Юрьевна

     Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

                                       «Центр  образования  №69» с изучением отдельных предметов

                                          Орджоникидзевского  района  городского  округа   город  Уфа

                                                                     Республики  Башкортостан

 

                                     

 

 

 

 

        

                            

                                             КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ООД

                              по  реализации  регионального  компонента 

                                              в  старшей  группе   по  теме :

 

                               «БАШКОРТОСТАН -  МОЙ  КРАЙ  РОДНОЙ».

  

 

 

 

 

 

 

                     Разработала : воспитатель Шакмаева Татьяна Юрьевна.

                                                                             

                                                         

 

 

 

                                                        Уфа, 2023 год.

 

 

 

 

 

                                       

                        

        Задачи :

 

-обобщить знания детей  о  родном  городе, крае, его  растительном  и  животном  мире;

 

-закрепить знания о символике республики;

 

-закрепить  знания   о  жилище древних башкир, о национальных музыкальных инстрементах;

 

-закрепить знания звуко-буквенного разбора слов;

 

-развивать речь, внимание, память;

 

-воспитывать  интерес  к  истории, культуре  родного  края;  чувство патриотизма.

 

 

 

 

                    Интеграция образовательных областей:

 

          речевое, познавательное, социально-коммуникативное,

          художественно- эстетическое, физическое  развитие. 

 

 

 

  Оборудование: карты  России и Башкортостана, иллюстрации города Уфы, портрет президента Республики Башкортостан, символика, иллюстрации с изображением природы Башкортостана, макет юрты, курай ,иллюстрации одежды и орнамента,  мяч для игры.

 

 

 

Предварительная работа: беседы с детьми, заучивание стихотворений, рассматривание альбомов и иллюстраций по данной теме.

 

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

 Пальчиковая гимнастика:

Дружат  в  нашей  группе

Девочки  и  мальчики.

Мы  с  тобой подружим

Наши  пальчики.

Один, два, три, четыре, пять,

Пять, четыре, три, два, один.

 

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

 

-Как называется наша страна?   (показ карты России)

-Наша Родина большая, от запада до востока, от севера до юга.

Назовите столицу России. (Москва)

-Это наша общая Родина, и где бы мы не жили – мы граждане России. Но у каждого  из нас есть своя малая Родина.

Послушайте отрывок из  стихотворения  Ф.Рахимкуловой «Откуда родом ты»  в исполнении …  (читает ребёнок)

 

«Откуда родом ты?» - меня спросили,

И я ответил гордо:  «Из России,

А если говорить точней – с Урала я,

Там родина – Башкирия моя.

У наших гор вершины до небес,

И соловьиных песен полон лес,

Богаты недра нефтью, серебром,

Поляны – ягодами, а сердца – добром.

Там Агидель несётся с горных круч –

Поток её прозрачен и могуч,

К великой Волге путь её лежит

Бегут года, и Агидель  бежит…»

 

-Как называется наша республика?  (Башкортостан)

-Назовите главный город республики. (столица – город Уфа)

-На территории нашей республики 21 город. Перечислите их (Стерлитамак,Сибай, Учалы, Туймазы, Кумертау. Белебей, Мелеуз, Янаул, Бирск, Октябрьский, Нефтекамск, Дюртюли, Белорецк, Ишимбай, Благовещенск, Агидель, Давлеканово, Баймак, Салават, Межгорье).

 

-Наша республика многонациональна. В ней живут люди более 70 национальностей.

Какие национальности вы знаете?  (русские, башкиры, татары, чуваши, мордва, марийцы, украинцы, белорусы,…)

 

-Природа Башкортостана необыкновенно красива: горы, равнины, степи, реки, озёра  (показ иллюстраций).

-Назовите реки .

-Назовите озёра.

 

-В лесах нашей республики обитают разные виды животных.

-Какие животные обитают в лесах нашего края?  (медведи, волки, лисы, бобры, рыси, лоси,…;  показ иллюстраций)

 

-Ещё встречаются более 300 видов птиц.

-Назовите знакомые вам.  (сороки, вороны, голуби, воробьи, синицы, снегири, грачи,…)

 

-В последнее время исчезли некоторые виды животных. Как вы думаете,-почему?

-Мы с вами знаем правила поведения в лесу. Вы должны их помнить всегда!

-Для охраны животных на территории нашей республики создан заповедник.

-Что такое заповедник?

-В Башкирском заповеднике люди заботятся о редких  животных – лосях, медведях. На зиму заготавливают сено, делают зимовники для зверей и кормушки для птиц.

 

3.ФИЗМИНУТКА.

- Проведем игру «Поймай и назови».

-Правила игры : Я буду передавать мяч, а вы должны правильно отвечать на вопросы.

-Назовите столицу нашей республики.

-Сколько всего городов на территории Башкортостана?

-назовите самое большое озеро ( Асылыкуль)

-Самая известная река (Белая - Агидель)

-Назовите известную пещеру (Капова пещера - Шульганташ)

- Самое любимое лакомство нашего народа (мёд)

- Известный герой - батыр ?( Салават Юлаев)

-На какой улице нашего города ты живёшь?

 

4.ПРОДОЛЖЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ.  

        

1.   ПОВТОРЕНИЕ  ЗНАНИЙ  О  РОДНОМ  ГОРОДЕ.

-Сначала  мы с вами повтори знания о нашем родном городе –Уфе – столице Башкортостана.

УФА- главный город нашей республики, здесь живёт и работает наше правительство во главе с президентом.

-Как зовут нашего президента?  ( ХАБИРОВ РАДИЙ ФАРИТОВИЧ )

-Правительство заботится о том, чтобы все люди нашей республики жили хорошо и счастливо.

-А кто является коренным населением республики?  (башкиры)

-Правильно. История нашего края интересна    и  удивительна. Известно, что первые поселения на башкирской земле появились тысячи лет назад.

-С какого места начинался наш город? 

-Правильно, там, где сейчас стоит памятник «Монумент Дружбы».  (показ фото крепости Уфы, памятника «Монумент  Дружбы» )

 С тех пор город рос и развивался. Про Уфу было написано много стихотворений.

                        (одно из стихотворений читает ребёнок )

 

                         «УФА»   Г. Рамазанов.

Всего лишь три буквы, короткое слово,

Но где – то вдали его назови –

Сколько встанет за ним родного,

Сколько в нём зазвучит любви!

В нём – отчизна отцов святая,

В нём – любимая, милый дом.

Сердце манит оно, сверкая,

Как три звёздочки над стихом.

 

-Раньше , в давние времена, башкиры вели кочевой образ жизни, т.е. переходили с одного места на другое. Как называлось жилище башкир?

-Что вы знаете о юрте?

-Какой формы юрта?

-Из чего сделана?  (из  войлока)

-В юрте было очень удобно : прохладно летом в жаркую погоду, и тепло, когда на улице холодно.В юрте было красиво и просторно, там не было никакой мебели, кроме сундука, в котором хранились праздничные наряды. Юрта делилась на 2 части: мужскую и женскую.

-Что находилось в женской половине?  (посуда, люлька, самовар, прялка, …)

-Что в мужской?  (одежда, оружия)

-У каждого народа своя культура, т.е. свои особенности, обычаи, традиции.

Вот башкирский народ славится национальными  музыкальными инструментами.

-Назовите известный музыкальный инструмент  башкир.

 

        (дети читают стихотворение)

 

           «Про курай»     Николай Старостин

В детстве слушал я курай,

Звуки нежные его.

О башкирской флейте этой

Мы не знали ничего…

 

Вырастает тот тростник,

Где свободный ветер бродит.

И по осени за ним

Кураист башкир приходит.

 

…Ты поведай нам курай,

Как красив Урал седой.

И о том, как по степи,

Где-то скачет конь гнедой.

 

- Послушаем мелодию курая .( Воспитатель включает аудиозапись)

 

-Каждый город по своему красив и у каждого есть свои достопримечательности.

 -Наш город большой  и в нём много достопримечательностей. Есть различные памятники, музеи, кинотеатры.Ребята, вы - молодое поколение, вы станете взрослыми, умными , вашей задачей будет - беречь и сохранить наше богатство - полезные ископаемые , зелёные леса ,реки и озёра.

  1. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,      

- Ребята, вы очень много знаете о родной республике. Знаете историю,культуру,обычаи башкирского народа.

- Давайте мы с вами раскрасим одежду  башкирской девушки орнаментом.

- Что такое орнамент ?

- Орнамент - это последовательно выполненный узор.

-Какие цвета присутствуют в башкирском орнаменте?

- Чёрный цвет - это земля,на которой мы живём, стоим, по которой мы ходим. На чёрном фоне рисовали или вышивали элементы.

-Красный - цвет жизни, крови, башкиры сражались за свои права. Использовали обычно ярко красный цвет.

- Жёлтый - цвет тепла, доброты, цвет солнца.

- Зелёный- цвет травы, деревьев, т.к. на территории нашей республики много лесов, полей и лугов.

-Синий - цвет воды, наша республика богата реками, озёрами.

- Какие элементы включает башкирский орнамент?

- «Бараньи рога», волна, сердце, ромб, «зиг- заг» - треугольные элементы.

- Назовите, какие виды одежды башкирской девушки показаны на листочках?

-Платье,камзол,сапоги. Изобразим на одежде элементы башкирского орнамента.

(Воспитатель показывет последовательность выполнения работы).

 

Практическая работа (выполняют акварельными красками, у каждого ребёнка рабочее место) .

                      

     

5.  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.    

-Что нового вы узнали?

 

-Берегите, любите Родину! Будьте достойными гражданами своей Родины!

 

      Башкирия,

Моя земля и небо,

Мой соловьиный край.

Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не был.

Мне жаль того,

Кому не пел курай…

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_region._komponent._avtosohranennyy.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

         

                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр  образования  №69» с изучением отдельных предметов

                         Орджоникидзевского  района  городского  округа   город  Уфа

                                                   Республики  Башкортостан

                                     

         

                             

                                              КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ООД

               по  реализации  регионального  компонента  

                                  в  старшей  группе   по  теме :

                 «БАШКОРТОСТАН -  МОЙ  КРАЙ  РОДНОЙ».

   

                                                                     Разработала : воспитатель

                                                                             

                                                                          Шакмаева  Татьяна  Юрьевна

Уфа, 2021 год.

                                       

                         

        Задачи :

-обобщить знания детей  о  родном  городе, крае, его  растительном  и  животном  мире;

-закрепить знания о символике республики;

-закрепить  знания   о  жилище древних башкир, о национальных музыкальных инстрементах;

-закрепить знания звуко-буквенного разбора слов;

-развивать речь, внимание, память;

-воспитывать  интерес  к  истории, культуре  родного  края;  чувство патриотизма.

                    Интеграция образовательных областей:

          речевое, познавательное, социально-коммуникативное,

          художественно- эстетическое, физическое  развитие.  

  Оборудование: карты  России и Башкортостана, иллюстрации города Уфы, портрет президента Республики Башкортостан, символика, иллюстрации с изображением природы Башкортостана, макет юрты, курай ,иллюстрации одежды и орнамента,  мяч для игры.

 

Предварительная работа: беседы с детьми, заучивание стихотворений, рассматривание альбомов и иллюстраций по данной теме.


1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

 Пальчиковая гимнастика:

Дружат  в  нашей  группе

Девочки  и  мальчики.

Мы  с  тобой подружим

Наши  пальчики.

Один, два, три, четыре, пять,

Пять, четыре, три, два, один.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

-Как называется наша страна?   (показ карты России)

-Наша Родина большая, от запада до востока, от севера до юга.

Назовите столицу России. (Москва)

-Это наша общая Родина, и где бы мы не жили – мы граждане России. Но у каждого  из нас есть своя малая Родина.

Послушайте отрывок из  стихотворения  Ф.Рахимкуловой «Откуда родом ты»  в исполнении …  (читает ребёнок)

«Откуда родом ты?» - меня спросили,

И я ответил гордо:  «Из России,

А если говорить точней – с Урала я,

Там родина – Башкирия моя.

У наших гор вершины до небес,

И соловьиных песен полон лес,

Богаты недра нефтью, серебром,

Поляны – ягодами, а сердца – добром.

Там Агидель несётся с горных круч –

Поток её прозрачен и могуч,

К великой Волге путь её лежит

Бегут года, и Агидель  бежит…»

-Как называется наша республика?  (Башкортостан)

-Назовите главный город республики. (столица – город Уфа)

-На территории нашей республики 21 город. Перечислите их (Стерлитамак,Сибай, Учалы, Туймазы, Кумертау. Белебей, Мелеуз, Янаул, Бирск, Октябрьский, Нефтекамск, Дюртюли, Белорецк, Ишимбай, Благовещенск, Агидель, Давлеканово, Баймак, Салават, Межгорье).

-Наша республика многонациональна. В ней живут люди более 70 национальностей.

Какие национальности вы знаете?  (русские, башкиры, татары, чуваши, мордва, марийцы, украинцы, белорусы,…)

-Природа Башкортостана необыкновенно красива: горы, равнины, степи, реки, озёра  (показ иллюстраций).

-Назовите реки .

-Назовите озёра.

-В лесах нашей республики обитают разные виды животных.

-Какие животные обитают в лесах нашего края?  (медведи, волки, лисы, бобры, рыси, лоси,…;  показ иллюстраций)

-Ещё встречаются более 300 видов птиц.

-Назовите знакомые вам.  (сороки, вороны, голуби, воробьи, синицы, снегири, грачи,…)

-В последнее время исчезли некоторые виды животных. Как вы думаете,-почему?

-Мы с вами знаем правила поведения в лесу. Вы должны их помнить всегда!

-Для охраны животных на территории нашей республики создан заповедник.

-Что такое заповедник?

-В Башкирском заповеднике люди заботятся о редких  животных – лосях, медведях. На зиму заготавливают сено, делают зимовники для зверей и кормушки для птиц.

3.ФИЗМИНУТКА.

- Проведем игру «Поймай и назови».

-Правила игры : Я буду передавать мяч, а вы должны правильно отвечать на вопросы.

-Назовите столицу нашей республики.

-Сколько всего городов на территории Башкортостана?

-назовите самое большое озеро ( Асылыкуль)

-Самая известная река (Белая - Агидель)

-Назовите известную пещеру (Капова пещера - Шульганташ)

- Самое любимое лакомство нашего народа (мёд)

- Известный герой - батыр ?( Салават Юлаев)

-На какой улице нашего города ты живёшь?

4.ПРОДОЛЖЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ.  

         

1.   ПОВТОРЕНИЕ  ЗНАНИЙ  О  РОДНОМ  ГОРОДЕ.

-Сначала  мы с вами повтори знания о нашем родном городе –Уфе – столице Башкортостана.

УФА- главный город нашей республики, здесь живёт и работает наше правительство во главе с президентом.

-Как зовут нашего президента?  ( ХАБИРОВ РАДИЙ ФАРИТОВИЧ )

-Правительство заботится о том, чтобы все люди нашей республики жили хорошо и счастливо.

-А кто является коренным населением республики?  (башкиры)

-Правильно. История нашего края интересна    и  удивительна. Известно, что первые поселения на башкирской земле появились тысячи лет назад.

-С какого места начинался наш город?  

-Правильно, там, где сейчас стоит памятник «Монумент Дружбы».  (показ фото крепости Уфы, памятника «Монумент  Дружбы» )

 С тех пор город рос и развивался. Про Уфу было написано много стихотворений.

                        (одно из стихотворений читает ребёнок )

                         «УФА»   Г. Рамазанов.

Всего лишь три буквы, короткое слово,

Но где – то вдали его назови –

Сколько встанет за ним родного,

Сколько в нём зазвучит любви!

В нём – отчизна отцов святая,

В нём – любимая, милый дом.

Сердце манит оно, сверкая,

Как три звёздочки над стихом.

-Раньше , в давние времена, башкиры вели кочевой образ жизни, т.е. переходили с одного места на другое. Как называлось жилище башкир?

-Что вы знаете о юрте?

-Какой формы юрта?

-Из чего сделана?  (из  войлока)

-В юрте было очень удобно : прохладно летом в жаркую погоду, и тепло, когда на улице холодно.В юрте было красиво и просторно, там не было никакой мебели, кроме сундука, в котором хранились праздничные наряды. Юрта делилась на 2 части: мужскую и женскую.

-Что находилось в женской половине?  (посуда, люлька, самовар, прялка, …)

-Что в мужской?  (одежда, оружия)

-У каждого народа своя культура, т.е. свои особенности, обычаи, традиции.

Вот башкирский народ славится национальными  музыкальными инструментами.

-Назовите известный музыкальный инструмент  башкир.

        (дети читают стихотворение)

           «Про курай»     Николай Старостин

В детстве слушал я курай,

Звуки нежные его.

О башкирской флейте этой

Мы не знали ничего…

Вырастает тот тростник,

Где свободный ветер бродит.

И по осени за ним

Кураист башкир приходит.

…Ты поведай нам курай,

Как красив Урал седой.

И о том, как по степи,

Где-то скачет конь гнедой.

- Послушаем мелодию курая .( Воспитатель включает аудиозапись)

-Каждый город по своему красив и у каждого есть свои достопримечательности.

 -Наш город большой  и в нём много достопримечательностей. Есть различные памятники, музеи, кинотеатры.Ребята, вы - молодое поколение, вы станете взрослыми, умными , вашей задачей будет - беречь и сохранить наше богатство - полезные ископаемые , зелёные леса ,реки и озёра.

  1. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,      

- Ребята, вы очень много знаете о родной республике. Знаете историю,культуру,обычаи башкирского народа.

- Давайте мы с вами раскрасим одежду  башкирской девушки орнаментом.

- Что такое орнамент ?

- Орнамент - это последовательно выполненный узор.

-Какие цвета присутствуют в башкирском орнаменте?

- Чёрный цвет - это земля,на которой мы живём, стоим, по которой мы ходим. На чёрном фоне рисовали или вышивали элементы.

-Красный - цвет жизни, крови, башкиры сражались за свои права. Использовали обычно ярко красный цвет.

- Жёлтый - цвет тепла, доброты, цвет солнца.

- Зелёный- цвет травы, деревьев, т.к. на территории нашей республики много лесов, полей и лугов.

-Синий - цвет воды, наша республика богата реками, озёрами.

- Какие элементы включает башкирский орнамент?

- «Бараньи рога», волна, сердце, ромб, «зиг- заг» - треугольные элементы.

- Назовите, какие виды одежды башкирской девушки показаны на листочках?

-Платье,камзол,сапоги. Изобразим на одежде элементы башкирского орнамента.

(Воспитатель показывет последовательность выполнения работы).

Практическая работа (выполняют акварельными красками, у каждого ребёнка рабочее место) .

                       

     

5.  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.    

-Что нового вы узнали?

-Берегите, любите Родину! Будьте достойными гражданами своей Родины!

      Башкирия,

Моя земля и небо,

Мой соловьиный край.

Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не был.

Мне жаль того,

Кому не пел курай…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация регионального компонента в старших группах.

Перспективный план по реализации регионального компонента в старшей (подготовительной) группе д/с на примере Ставропольского края. ...

НОД Тема: «Ямальский край» (Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с содержанием регионального компонента в старшей группе

Программное содержание:Развивать умение  детей  в дифференциации звуков (с – з); - работа над высотой тона в вопросительном и повествовательном предложении.Упражнять детей в словообраз...

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ-КУБАНОВЕДЕНИЕ) СТАРШАЯ ГРУППА Составитель: Скоридченко С.А. воспитатель МБДОУ Д/С №14 "Ромашка" г. Белореченска Краснодарского края

Особую роль в воспитании патриотизма. формировании эстетического воспитания дошкольников в современном обществе играет культура, традиции. обычаи, народное прикладное искусство. Именно с народной игры...

Конспект НОД с учетом национально-регионального компонента «Я живу в городе Иланский Красноярского края» старшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Иланский детский сад № 50»             Конспект НОДс учетом н...

Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ (знакомство дошкольников с родным городом)

Любой край, область, даже не­большая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций...