"Реализация регионального компонента в возрастных группах ДОУ"
консультация

Мещерякова Азалия Рамильевна

Реализация регионального компонента в возрастных группах ДОУ

 

Социально-коммуникативное развитие

Конкретизация задач

 

Группа раннего возраста (от 1 года 6 месяцев до 3 лет)

Формировать позитивную установку к народным игрушкам как произведениям творчества народных умельцев.

Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных  эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде.

Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи на материалах народных игр, потешек. Приобщение к нормам поведения и гостеприимства. Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей в ходе организации народных игр, развивать эмоциональную отзывчивость на народные игры – «пестушки».

 

Вторая младшая группа (от 3 до 4лет)

Формировать позитивную установку к народным игрушкам как произведениям творчества народных умельцев. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, чувство собственного достоинства, формирование позиции «Я» при исполнении потешек, организации народных игр.

Воспитание внимательного и уважительного отношения к членам семьи старшего и младшего поколений, к своей родословной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация регионального компонента в возрастных группах ДОУ

Социально-коммуникативное развитие

Конкретизация задач

Группа раннего возраста (от 1 года 6 месяцев до 3 лет)

Формировать позитивную установку к народным игрушкам как произведениям творчества народных умельцев.

Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных  эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде.

Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи на материалах народных игр, потешек. Приобщение к нормам поведения и гостеприимства. Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей в ходе организации народных игр, развивать эмоциональную отзывчивость на народные игры – «пестушки».

Вторая младшая группа (от 3 до 4лет)

Формировать позитивную установку к народным игрушкам как произведениям творчества народных умельцев. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, чувство собственного достоинства, формирование позиции «Я» при исполнении потешек, организации народных игр.

Воспитание внимательного и уважительного отношения к членам семьи старшего и младшего поколений, к своей родословной.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Дать детям сведения об отношениях в семье к старым людям, больным и сиротам, к малым детям. Отношение семей к людям, попавшим в беду.

Способствовать исполнению колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности.

Поощрять самостоятельное исполнение пестушек в играх с куклами. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, чувство собственного достоинства, формирование позиции «Я» при исполнении потешек, организации народных игр. Дать сведения о календарных обрядах и традициях народов Южного Урала. Воспитание внимательного и уважительного отношения к членам семьи старшего и младшего поколений, к своей родословной. Приобщение к нормам поведения и гостеприимства. Формировать добросердечное, дружелюбное отношение к родственникам. Познакомить детей со значением слов «родня», «родственники», «племянница», «двоюродный».

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Дать сведения детям о том, что все народы, живущие на Южном Урале (кочевые, оседлые), жили по определенному порядку, ладу. Дать сведения о смысловом значении слова «лад» — порядок, правильное, полезное устройство мира, семьи, дома, отношений с родными, близкими людьми, т.е. жизни.

Поддерживать желание рассказывать потешки, прибаутки куклам в сюжетно-ролевых играх.

Развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к играм народов Южного Урала. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, чувство сопереживания оказывать помощь детям в их социализации в процессе организации народных игр.

Продолжать знакомить детей с особенностями семейных традиций и календарных обрядов.

Познакомить с особенностями взаимоотношений в семьях разных народов (в казачьей семье, башкирские семейные взаимоотношения). Дать детям представления о родственных связях в семье, Дать детям знания о народных особенностях режима семьи. Познакомить детей со взаимоотношениями супругов в семье: отец (муж)– хозяин дома, кормилец семьи, выполняет самую тяжелую работу, защита и опора всей семьи, заботится о родителях, братьях и сестрах; мать (жена) – хозяйка дома, приучает детей к домашней работе, «ведет» дом, следит за взаимоотношениями в семье.

Познавательное развитие

Конкретизация задач

Группа раннего возраста (от 1года 6 месяцев до 3 лет)

Дать представление об отдельных предметах быта: изба, люлька и т.д. Развивать интерес к народным игрушкам. Закреплять сенсорные эталоны в процессе взаимодействия с народными игрушками. Вызывать положительны эмоции от общения с объектами природы.

Вторая младшая группа (от3 до 4 лет)

Познакомить детей с традиционным жилищем русских –избой. Познакомить детей с традиционным жильем башкир и других кочевых народов –юртой. Расширить представление о родном селе. Познакомить детей с улицами, на которых дети проживают. Вызывать положительные эмоции от общения с природой.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Познакомить детей с традиционным жилищем русских –избой. Познакомить детей с традиционным жильем башкир и других кочевых народов – юртой. Дать представление о родном селе. Познакомить детей с главными улицами и знакомым и объектами. Воспитывать бережное отношение к родной природе; переживать положительные эмоции от общения с природой.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Познакомить детей с историей заселения Южного Урала людьми: впервые люди стали проживать на Южном Урале около 70 тысяч лет назад. Объяснить название «первобытные люди»: эти люди были первыми, их быт, уклад, порядок жизни являлся первым, до этого человек не проживал на территории Южного Урала. Время появления первых людей (мустьерская эпоха): люди жили в пещерах — пещерных стоянках, не строили домов, занимались охотой и собирательством.

Дать сведения детям о расселении первобытных людей: жили по берегам рек и озер, возле родников и ключей, вода, огонь — основа жизни человека.

Познакомить детей со строением первых жилищ человека — землянок прямоугольной формы с очагом на полу. Появление скотоводства и земледелия, обработки камня. Объяснить название «каменный век» — все атрибуты в основном изготавливались из камня. Познакомить детей с понятиями «бронзовая», «медная эпохи».

Дать сведения о добыче железной, медной руды, появлении первой металлургии. Появление городов-крепостей в эпоху бронзы. Сюжеты первых рисунков людей (животные, сцены охоты).

Дать сведения детям о том, что на протяжении долгого времени на Южном Урале проживали разные народы (одни народы уходили на другие земли, другие переселялись на Южный города, роли Магнитки в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать бережное отношение к родной природе; переживать положительные эмоции от общения с природой.

Речевое развитие

Конкретизация задач

Группа раннего возраста (от 1 года 6 месяцев до 3 лет)

Обогащать пассивный словарь детей названием предметов быта на примере малых фольклорных форм. Воспитывать интерес к народному слову, к образам произведений фольклора. Развивать эмоциональный отклик на произведения фольклора народов Южного Урала (пестушки, заклички, потешки, прибаутки, колыбельные). Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Познакомить с колыбелью (люлькой), обогащать пассивный словарь (колыбель, люлька).

Воспитывать интерес к народному слову, к образам произведений фольклора.

Продолжать развивать эмоциональный отклик на произведения фольклора народов Южного Урала (пестушки, заклички, потешки, прибаутки, колыбельные).

Приобщать детей к устному поэтическому творчеству. Помочь понять назначение потешек, прибауток, пестушек. Исполнять ласково и нежно. Стимулировать участие детей в исполнении потешек, прибауток педагогом (договаривание слов, выполнение движений). Поощрять самостоятельное выполнение пестушек в играх с куклами. Поддерживать желание произносить заклички вместе с педагогами.

Продолжать знакомить детей с колыбельными песнями. Дать детям некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельных песен.

Познакомить с некоторыми фольклорными образами (кот Баюн, Гули – гуленьки, Сон и Дрема).

Обратить внимание на характер исполнения (нежно, ласково). Способствовать исполнению колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности.

Средняя группа ( от 4 до 5 лет)

Формировать понимание основного содержания фольклорных произведений народов Южного Урала. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений. Воспитывать интерес к народному слову, к образам произведений фольклора.

Развивать эмоциональный отклик на произведения фольклора народов Южного Урала (пестушки, заклички, потешки, прибаутки, колыбельные). Уточнять представления детей о пестушках, потешках, прибаутках , их содержании и форме. Помочь детям понять роль пестушек, потешек в воспитании маленьких детей (учат движениям, забавляют, развлекают).

Поддерживать желание рассказывать потешки, прибаутки куклам в сюжетно – ролевых играх.

Познакомить детей с небылицами, особенностями их содержания. Вызвать интерес к небылицам, желание находить ошибки в тексте. Поддерживать чувство радости, возникающее при слушании небылиц.

Познакомить детей с содержанием и формой закличек, приговорок. Способствовать восприятию закличек, приговорок, как способа общения с природой. Привлекать детей к коллективному исполнению закличек, приговорок. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями колыбельных песен. Показать отличие и сходство народных и авторских колыбельных песен.

Развивать исполнительские умения (исполнять колыбельные протяжно, нежно, ласково).

Развивать творческие способности детей (самостоятельное придумывание детьми отдельных строк в колыбельных)

Познакомить детей с докучными сказками, особенностями их формы (отсутствие завершенности, повторности). Вызвать интерес к докучным сказкам, желание узнать новые сказки.

Познакомить детей с пословицами и поговорками. Привлекать внимание к содержанию пословиц в конкретных ситуациях.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Формировать понимание основного содержания фольклорных произведений народов ЮжногоУрала.

Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

Дать сведения о семантическом значении слова «природа» — то, что дано при рождении («при родах», «природе»). «Род», «родня», «природа» — слова, обозначающие условия жизни любого народа. Родственные отношения в семье сравнивались с природными явлениями. Формировать умения выделять выразительные средства фольклорных произведений (сравнения Воспитывать интерес к народному слову, к образам произведений фольклора. Формировать представления об отличительных особенностях фольклорных произведений различных жанров (пестушки, заклички, потешки, прибаутки, колыбельные, докучные сказки, небылицы, загадки, пословицы).

Развивать исполнительские навыки детей. Создавать условия для самостоятельного исполнения детьми фольклорных произведений в сюжетно- ролевых, театрализованных играх.

Обогащать знания детей о поэзии пествования, ее роли в воспитании детей в семье.

Учить выделять в тексте образные средства языка. Способствовать исполнению детьми, прибауток в театрализованных играх, на фольклорных праздниках. Совершенствовать исполнительские умения детей.

Уточнять представления о жанровых особенностях небылиц. Учить детей рассуждать, развивать логичность и доказательность высказываний. Учить придумывать небылицы по аналогии с готовыми текстами. Развивать чувство юмора.

Уточнять представления о жанровых особенностях закличек, приговорок.

Развивать умение произносить заклички выразительно (интонация просьбы). Развить творческие способности. Учить придумывать свои варианты закличек и приговорок.

Уточнять представления детей о колыбельных, их содержании, форме. Помочь понять роль колыбельных в жизни семьи, во взаимоотношениях родителей, дедушек, бабушек, детей (взаимная любовь, забота). Учить видеть выразительные образы колыбельной, образные средства языка (эпитеты: точеная, золоченая), ритм, рифмы, наличие слов, создающих ритм колыбельной («баю – бай», «люли – люли»). Развивать творческие способности детей –умение сочинять свои колыбельные песни).

Художественно-эстетическое развитие

Конкретизация задач

Группа раннего возраста (от 1 года 6 месяцев до 3 лет)

Воспитывать интерес к народному искусству. Вызывать положительные эмоции в процессе рассматривания народных игрушек, взаимодействия с ними. Формировать положительный эмоциональный отклик на произведениях малых фольклорных жанров.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Приобщать детей к народному искусству, стимулируя интерес к его художественным образам.

Создавать условия для накоплени я и активизации эмоционально- эстетических переживаний.

Знакомить детей с назначением отдельных предметов быта, одеждой, жилищем (избой), обращая внимание на некоторые их художественные особенности (форма, цвет, ритм). Формировать положительный эмоциональный отклик на произведений малых фольклорных жанров.

Знакомить с произведениями уральского декоративно- прикладного искусства; обогащать опыт слухового восприятия музыки народов уральского региона; знакомить детей со сказками и фольклором народов Южного Урала.

Развивать эстетическую эмпатию у дошкольников в процессе восприятия произведений уральского декоративно-прикладного искусства.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Приобщать детей к народному искусству, стимулируя интерес к его художественным образам.

Создавать условия для накопления и активизации эмоционально-эстетических переживаний.

Знакомить детей с назначением отдельных предметов быта, одеждой, жилищем (избой), обращая внимание на некоторые их художественные особенности (форма, цвет, ритм).

Стимулировать желание детей рассказывать об увиденном, пережитом в процессе общения с искусством, передавать свои впечатления в изобразительной деятельности (рисование, лепка).

Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества Южного Урала; знакомить со звучанием и внешним видом различных музыкальных инструментов южноуральского региона.

Продолжать знакомить с произведениями уральского декоративно-прикладного искусства.

Развивать эстетическую эмпатию у дошкольников в процессе восприятия произведений уральского декоративно-прикладного искусства.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Знакомить детей с народным искусством, активизируя интерес к его художественным образам.

Создавать условия для обогащения, пополнения и активизации эмоционально- эстетических переживаний детей, действенного их приобщения к народному искусству.

Продолжать знакомить детей с предметами быта, народным жилищем (избой), одеждой (русского и башкирского народа), подводить к пониманию выразительной функции отдельных художественных средств (форма, цвет, ритм, чередование, симметрия).

Стимулировать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов искусства в изобразительной деятельности, подводить их к созданию выразительного образа на основе повтора, вариации. Развивать умение рассказывать об увиденном, пережитом в процессе общения с искусством, используя образные слова. Воспитывать бережное отношение к природе, предметам искусства, украшающим жизнь людей.

Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества Южного Урала.

Знакомить с музыкой народов Южного Урала, со звучанием и внешним видом различных музыкальных инструментов южноуральского региона.

Продолжать знакомить с произведениями уральского декоративно-прикладного искусства.

Развивать эстетическую эмпатию у дошкольников в процессе восприятия произведений уральского декоративно-прикладного искусства.

Физическое развитие

Конкретизация задач

Ранний возраст (от 1 года 6 месяцев до 3 лет)

Учить согласовывать движения рук, ног, тела с содержанием народных потешек, пестушек.

Знакомить с детей с русскими народными подвижными играми Уральского региона.

Учить управлять своим телом в процессе организации народных игр.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Знакомить детей с отдельными несложными подвижными играми народов Южного Урала (русскими, башкирскими, татарскими); прививать интерес к национальным играм и традициям.

Закреплять основные движения и развивать физические качества посредством народных подвижных игр. Создавать условия для проявления детской игровой культуры.

Развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к подвижным играм народов Южного Урала.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Знакомить детей с подвижными играми народов Южного Урала (русскими, башкирскими, татарскими); прививать интерес к национальным играм и традициям.

Закреплять основные движения и развивать физические качества посредством подвижных игр народов Южного Урала. Создавать условия для проявления детской игровой культуры.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Продолжать знакомить детей с подвижными играми народов Южного Урала (русскими, башкирскими, татарскими); прививать интерес к национальным играм и традициям.

Закреплять основные движения и развивать физические качества посредством подвижных игр народов Южного Урала.

Развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к подвижным играм народов Южного Урала. Создавать условия для проявления детской игровой культуры.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация регионального компонента в старших группах.

Перспективный план по реализации регионального компонента в старшей (подготовительной) группе д/с на примере Ставропольского края. ...

конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе "В гости к девочке Уралочке"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе «В гости к девочке Уралочке»Воспитатель: Ульман Ольга Николаевна, Челябинская область, г. ...

Реализация регионального компонента в подготовительной группе

Реализация регионального компонента в подготовительной группе...

Реализация регионального компонента в средней группе "Кэнчээри"

Мы в средней группе "Кэнчээри " создали Якутский уголок. Чтобы дать детям понятия малой родины ,культуры, самобытности. ...

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе

В материале представлено подробное тематическое планирование работы с детьми4-5 лет по патриотическому воспитанию...

Конспект итоговой ООД по реализации регионального компонента в старшей группе по теме "Башкортостан-мой край родной ".

   Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение                                  ...