Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента
материал

Этот материал поможет воспитателям ДОУ познакомиться с работой в нашем детском саду, а также взять себе на заметку использование разнообразных форм, методов, приемов и средств по формированию  экологического воспитания на основе регионального компонента детей старшего дошкоьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию Зарщиковой Н. Н.

«Экологическое воспитание дошкольников

на основе регионального компонента»

«Заставить полюбить природу нельзя,

но помочь полюбить можно».

Н.И. Сладков.   

           В соответствии с Законом РФ «Об образовании» государственный стандарт (ГОС) включает не только федеральный, но и национально- региональный компоненты. Экологическое воспитание в моей работе  стало одним из приоритетных направлений формирования личности дошкольников. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понято ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе.

          На протяжении 4 лет мой профессиональный интерес воплощается  в работе по теме «Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента».  Ценность регионального компонента в экологическом образовании заключается в том, что у воспитанников крепнет любовь к родному краю, его природе. По всем возрастным группам составлено перспективное планирование. Знакомство с природой родного края провожу на занятиях, во время прогулок, экскурсий, в режимных моментах. В своей работе с детьми использую такую форму работы, как проект.  В связи с этим мной разработан и успешно реализуется  на основе регионального компонента долгосрочный проект « Мой край, задумчивый и нежный….» для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта в том, что он является информацией, которую  ребенок получает непосредственно через общение с природой.

           Цель проекта:  формирование основ экологической культуры на основе регионального компонента.

Задачи  проекта:  

- Дать элементарные представления о способах охраны природы.

- Расширять представления детей об охраняемой заповедной зоне.

- Обогащать и закреплять знания детей о том, что растительный и животный мир Мещерского края богат и разнообразен, нуждается в защите и охране.

- Организация работы с родителями по привлечению их к бережному отношению к природе.

          Реализация проекта начинается с подачи детям знаний на участке детского сада, где растут деревья, кустарники, ягодные культуры. Отведено место для маленького огородика. Оборудована птичья столовая. Дети совершают экскурсии на озеро, во фруктовый сад. Каждый год наши воспитанники посещают Окский государственный природный биосферный заповедник. Дети узнают о истории  создания заповедника , о его значимости, а также о флоре и фауне родного края. В селе находится музей космонавтики имени К.Э.Циолковского, где дети знакомятся с неживой природой. Еще при этом воспитывается гордость за то, что на нашей Мещерской земле, в нашем селе родился великий ученый.

Во время экскурсий и наблюдений на прогулке дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять.

Для улучшения эколого-регионального воспитания созданы следующие условия: предметно - развивающая среда, методический, наглядно-иллюстрированный, демонстрационный материал, картотека экологических игр, стихов о природе, загадки, произведения художественной литературы, лэпбук  «Зима», «Охрана природы». Оформлена «Красная книга». Уголок природы обеспечивает возможность для систематической работы по  ознакомлению с природой родного края. Одной из интересных форм работы является проведение экологических акций «Елочка- зеленая иголочка», «Посади дерево», «Синичкин день».

Экологическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Здесь стараюсь продумать, как сообщить важную информацию, использую красочные альбомы, открытки. Когда рассказываю о природе и ее богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание гордости за  то, что у нас есть заповедник, где оберегается первозданность природы. Экологическое воспитание на основе регионального компонента невозможно без  художественной литературы. В своей работе я использую произведения писателей и поэтов, воспевающих Рязанский край.

         Эстетический фон для игровой ситуации создают стихи, загадки. Они позволяют построить работу, чередуя разнообразные методические приемы с художественным словом, что сделает занятие запоминающимся для детей.  

Моя задача заключается в том, чтобы воспитать у детей отзывчивость, быть ответственными и с заботой относиться ко всему живому. Воспитание бережного отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети располагают элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

Экологическое образование – одно из эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально- эстетического, физического развития. Задача в том, чтобы помочь детям раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринимать его ценности и понять взаимосвязи. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности и чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются творческие проявления.

Для успешной реализации задач в своей работе осуществляю игровую, трудовую, проектную,  познавательно- исследовательскую деятельность. При взаимодействии с детьми использую дифференцированный подход, учитываю индивидуальные особенности детей.

           В своей работе использую разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники и акции. Родители помогают собирать экспонаты для оформления развивающей среды, предоставляют фотоматериалы, являются активными участниками конкурсов и выставок. Совместно с родителями создан мини- музей «Птицы нашего края».

          Интеграция регионального компонента по экологии дает возможность формированию у дошкольников целостного взгляда на мир, приобретения знаний о природе. Можно сделать следующие выводы, что использование регионального компонента в экологическом воспитании дает положительные  результаты: у детей сформирован устойчивый интерес к природе местного края, ее состоянию. По результатам мониторинга, за последние 3 года, наблюдается положительная динамика улучшения знаний детей по данному направлению, что подтверждается представленной диаграммой.

E:\graph.png

   2017                                        2018                                           2019                                         2020

Таким образом, можно сказать, что экологические знания могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Экологическая  игра

«Заседание Совета юных экологов».

Педагогический совет от 28.11.2020 г.

Подготовила:

 воспитатель высшей

квалификационной категории

Зарщикова Наталия Николаевна

 МБДОУ детский сад «Светлячок»

с. Ижевское, Спасский район.

                Уважаемые коллеги! Я хочу Вашему вниманию предложить Экологическую игру, которая называется «Заседание юных экологов».  Игра рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:    обобщить знания  о живой и  неживой природе, формировать познавательный интерес к природе родного края.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания о живой и неживой природе, показать их взаимодействие.

Развивающие:

- развивать любознательность, память;

- развивать творческое воображение;

- способствовать развитию познавательных интересов.

Воспитательные:

- формировать самостоятельность в познании окружающего мира;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Форма организации: «Заседание Совета юных экологов».

Приоритетная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: Социально- коммуникативное развитие, речевое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Методические приемы: игровые, практические, словесные.

Предварительная работа: беседа о живой и неживой природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Оборудование: «Газета лесных объявлений», мяч.

Предполагаемый результат: дети расширяют знания о живой и неживой природе,

Сформировать чувство любви, бережного отношения к природе и самостоятельность в познании окружающего мира.

Ведущий:  Уважаемые коллеги, вы сегодня будете юными экологами. А кто это - юный эколог?

( - «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней»).

А как вы думаете - как можно стать юным экологом? («делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)

Ход

Ведущий: Я возьму на себя роль ученого эколога. Я очень рада видеть вас всех! Сегодня  на нашем ученом совете мы  поговорим о живой и неживой природе,  поиграем в умные экологические игры, отправимся в необычное путешествие

Ведущий:  Давайте поприветствуем нашу природу.

Здравствуй небо голубое! (поднимают руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое. (рисуют руками круг)

Здравствуй, вольный ветерок, (качают поднятыми руками)

Здравствуй, маленький дубок! (приседают и показывают маленький дубок)

Игра «Закончи предложение»

Вам надо закончить предложение.

  1. Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

Правильно, неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается.

  1. Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)

Какой можно сделать вывод? Человек и  все живые организмы не могут жить без... (неживой природы).  Молодцы!

Игра «Три слова:

Ведущий:  Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» . в игре существует правило, все о чем мы будем говорить должно относиться только к нашему региону. Я буду называть понятие, а вы отвечать, что  входит в это понятие. (ведущий называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)

  1. Зимующие птицы  нашего края... (воробей, голубь, сова)
  2. Перелетные птицы нашего края... (журавли, ласточка, кукушка)
  3. Дикие животные наших лесов... (волк, лиса, заяц)
  4. Насекомые местного края... (комар, муха, бабочка)
  5. Водоплавающие птицы... (гусь, утка, лебедь)
  6. Ягоды, которые растут в наших лесах … (малина, ежевика, земляника)
  7. Рыбы, обитающие в реках …(щука, сазан, стерлядь)

Молодцы, у вас хорошие знания о природе.

Игра «Угадай, чье объявление» 

На адрес  нашего учреждения  принесли «Лесные газеты». Вам надо внимательно прочитать объявление и дать правильный ответ, кто разместил это объявление.

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе (улитка)

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне (ежик)

3. Уже 15о лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность. (черепаха).

4. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом (медведь)

5. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (волк)

6. Всем, всем, всем! У кого возникла необходимость в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось).

7. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью (сова).

8. Добрым и одиноким птицам могу помочь приобрести семейное счастье! Материнских чувств не испытала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. (Кукушка).

9. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).

Молодцы! Все правильно узнали авторов объявлений.

Игра   «Нюхаем, трогаем, слушаем природу»

Вас ожидает необычное путешествие (Сядьте удобно, облокотитесь на спинку стула, расслабленные  руки лежат на коленях).

 Мы перенесемся мысленно в лес.

Вокруг вас в лесу разнообразные цветы, кустарники, деревья, травы.

Протяните правую руку вперед и «потрогайте ствол дерева: какой он? (ответы).

Теперь поднимите обе руки вверх и коснитесь листвы: какая она? (ответы).       Опустите руки вниз и проведите по травинкам: какие они? (ответы).

Понюхайте лесной воздух, втяните полной грудью и  не надолго задержите эту свежесть в себе! Скажите чем пахнет лес?  (ответы).

Подставьте лицо свежему ветерку. Прислушайтесь к лесным звукам. (звучит запись). Что вы услышали? (ответы). Покой и умиротворение в природе и вашей душе. Откройте глаза).

Надеюсь наше путешествие в лес вам понравилось.

Рефлексивный этап. В завершении нашего ученого совета, мне хотелось бы, чтобы вы – юные экологи, сказали,  что нужно делать для того, чтобы мы еще долго радовались красотой родного края?

( по очереди произносят свои пожелания)

  (Мы должны беречь природу, чтобы были чистыми воздух, вода, а животные и растения росли. И в этом взрослым помогать будем мы – юные экологи.)

Правильно, молодцы!

И мы должны вынести решение: систематически проводить встречи с природой.

Сроки: постоянно.

Ответственные: все участники образовательного процесса.

Ведущий: На этом наш ученый совет экологов закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы и на память о нашей встрече раздаю буклеты.  До свидания.

                   


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента"

Выступление на районной конференции дошкольных работников....

Самообразование "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента" 2015-2016 г.

Одна из задач экологического образования дошкольников - это воспитание экологической культуры. Экологические знания дети получают непосредственно в общении с природой, что способствует формированию у ...

Отчет по самообразованию "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента" 2015-2016 г

Представлен отчет по самообразованию по теме "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента"...

Обобщение педагогического опыта "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента".

Развитие у детей стремления и желания интересоваться растительным и животным миром родного края....

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента»

Создавая правильную развивающую экологическую среду в группе, в процессе ознакомления с родной природой, дети научатся ценить и любить природу, станут бережнее относится ко всему живому. У них появляе...

Семинар – практикум для педагогов "Экологическое воспитание дошкольников с учетом регионального компонента".

Семинар – практикум для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента направлен  на систематизацию знаний педагогов по  экологическому  вос...