Эссе "Мои методические находки"
методическая разработка (подготовительная группа)

Зарипова Лилия Зуфаровна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_novoe.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Березка»

ЭССЕ

«Мои методические находки»

Зариповой Лилии Зуфаровны,

воспитателя  МАДОУ «Березка»

«Педагог – он вечно созидатель.

Он жизни учит и любви к труду.

Я педагог, наставник, воспитатель,

За что благодарю судьбу».

Педагог – это очень благородная, нужная, чудесная и ответственная профессия! Профессия, которая ко многому обязывает.

Я, являясь воспитателем детского сада, понимаю, что должна выстраивать образовательную деятельность с детьми в соответствии с современными требованиями (Федеральный государственный образовательный стандарт, Профессиональный стандарт педагога). Думаю, что такие личностные качества как мобильность, готовность к переменам, желание и умение учиться  новому  способствуют в итоге моему профессиональному росту. В чем это выражается?

К примеру, в повышении профессиональной компетентности. Я стремлюсь к саморазвитию, все время нахожусь в поиске интересных идей, изучаю современные методы и приемы, технологии  работы с детьми. В прошлом году (средняя группа детского сада) на основе наблюдений за детьми выявила, что дети недостаточно знают правила поведения в природе, соответственно не сформирована потребность, например, выбрасывать мусор в урну, а не на газон; не могут назвать животных, насекомых и растения, произрастающие в нашей местности. То есть, о собственном крае дети знают совсем немного, несмотря на наличие оптимального природного окружения (лес, река, просека, огород на территории,  городской краеведческий музей). Я сделала вывод о том, что, во-первых, родители  не осознают значимости и не уделяют внимания  данному вопросу (не организуют экскурсии в музей, прогулки в лес, к реке и т.д.), а во-вторых, что мне необходимо найти новый подход в работе с детьми, использовать все возможные способы для решения данной проблемы. И я их нашла!

Конечно же, я начала работу с себя, ведь недаром в народе говорят «Хочешь изменить мир – начни с себя». Я выбрала в качестве темы по самообразованию  «Формирование экологических представлений у старших дошкольников в условиях Севера». Проделав работу по собственному самообразованию я поняла, насколько мои собственные знания о Югре были поверхностны!

В процессе работы по самообразованию я стремилась к поиску  новых подходов, приемов работы с детьми, которые позволили бы вызвать у детей интерес к теме природы.  Настоящей находкой для меня стала возможность использования ИКТ-технологий в условиях комнаты экологии ДОУ. В детском саду есть 2 комнаты экологии для организации детской деятельности природоведческого характера, которые снабжены двумя комплектами оборудования «Живой уголок» («Растительный»  и «Животный» мир).  Это своеобразный электрофицированный стенд с сенсорным экраном. Стенд с сенсорным ЖК-дисплеем имеет световую индикацию, на которой отображены растения или животные. Если я или ребенок выбирают  изображение с помощью сенсорной указки, то  включается аудиозапись «рассказ виртуального учителя» об особенностях данного животного/растения. Также данный стенд имеет возможность запустить видеоролик, слайд-шоу.

Конечно, для начала мне пришлось изучить данное оборудование с тем, чтобы в системе использовать его в процессе совместной деятельности с детьми. В настоящее время в работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую возможности комнаты экологии  на занятиях по ознакомлению детей с природой, на занятиях по дополнительному образованию. В старшей группе я осуществляю кружковую работу экологической направленности (кружок «Югорика»). Я разработала дополнительную образовательную программу «Югорика», которая реализуется в рамках инновационной деятельности детского сада.  Мною был составлен перспективный план кружка  на 2 года, где запланированы занятия в комнатах экологии по темам: «Животные севера», «Родной край - Югра», «Растения родного края», «Северный олень», «Правила поведения в природе», «Птицы Югры» и др.

Я заметила, что новый  материал воспринимается детьми в несколько раз лучше, благодаря использованию комбинации разных форм передачи информации. Ребенок одновременно может получать информацию визуально, а также тактильным и звуковым методом. Я стараюсь использовать разнообразные формы организации занятий, используя современные игровые технологии, имеющие творческо-поисковый характер: игры-путешествия, игры-экспериментирования, квест –игра, игры-загадки. По теме изученного материала дети прослушивают познавательную информацию диктора, просматривают видеоролик, мультфильмы. Кроме того, планирую свою деятельность таким образом, чтобы дети не только получали готовый материал, но и сами добывали новую информацию из разных источников  в процессе исследовательской деятельности: в комнате экологии («Растительный мир» дополнительно к электрифицированному стенду оборудована лаборатория, где дети любят экспериментировать, проводить различные опыты, рассматривать разнообразные коллекции (ракушек, камней, сыпучих материалов), гербарии); у родителей; на основе познавательных мультфильмов (к примеру, все известный «Лунтик»).

Понимая тот факт, что проводить работу по экологическому образованию только в стенах детского сада, не включая формы работы, позволяющие непосредственно соприкоснуться с природой, невозможно, я стала активно использовать такие формы работы с детьми как экскурсии (в лес, библиотеку, музейно-выставочный центр). Хочется отметить, что детям очень нравятся походы в лес: им интересен рассказ педагога и при этом непосредственное восприятие объекта, наблюдение за ним (за муравьем, белкой, сорокой и.т.д.). Большую помощь при организации экскурсий мне оказывает инструктор по физической культуре, которая организует серию подвижных игр с детьми на воздухе, вносит элемент неожиданности (появление сказочного героя).

Экскурсии в библиотеку вызывают не меньший интерес у детей: сама обстановка библиотеки, инсценировки и рассказы библиотекаря способствуют возникновению вопросов у детей, порой весьма неожиданных (например, «Почему снег белый?»). Тему экскурсии заранее обговаривает старший воспитатель со мной и библиотекарем.

Экскурсии в музейно-выставочный центр я организую при участии родителей в выходные дни. Родители детей всегда готовы к совместным экскурсиям и с удовольствием откликаются на приглашение. Огромный интерес у детей вызывают чучела животных в музее: где, как ни там можно увидеть реального северного животного (медведя, россомаху, оленя и т.д.)! Надеюсь, что с открытием мини-музея в детском саду, у меня будет больше возможности для ознакомления детей с природой Югры.

Использование технологии проектной деятельности также позволили мне активизировать родителей, привлечь их внимание к проблеме экологической культуры и безопасного поведения детей в природе. В прошлом году они стали  активными участниками экологического проекта «Зимушка-зима».  

На сегодняшний день благодаря моей целенаправленной работе по экологическому образованию значительно обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы, в том числе, при помощи родителей: создан центр краеведения (книги о природе Югры, жителях Югры, фотоальбомы, сувениры и т.д.), оформлены тематические альбомы, фотоальбомы, картотеки дидактических игр и т.д.

Могу с уверенностью сказать, что используемые мною формы, методы и приемы работы с детьми дают свои результаты: значительно повысился уровень знаний детей о животном и растительном мире Югры, правилах поведения в природе, бережном отношении к объектам живой и неживой природы. Родители солидарны со мной в том, что необходимо знать и любить свой край, и оказывают посильную помощь в моих начинаниях.

На достигнутом я не собираюсь останавливаться – несмотря на небольшой стаж работы я планирую внедрить в собственную практику музейные технологии (когда будет открыт музей) и использовать их в совместной деятельности с детьми.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Мои методические находки"

Эссе составлено для участия в региональном конкурсе "Мастерская современного урока"....

Эссе по теме: «Мои методические находки»

Я уверенна, только целеустремленный педагог будет искать новые педагогические технологии, осваивать их, находить интересные методы и приемы работы для достижения поставленных целей, повышать качество ...

Детско - родительский проект "Книга - наш друг" (Методическая находка)

    Детско - родительский проект "Книга - наш друг"      Актуальность:       Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране.  ...

ЭССЕ на тему «Мои методические находки»

В этой статье поделилась своими находками по развитию мелкой моторики рук дошкольников, которые можно использовать на занятиях в игровой форме по познавательному развитию....