Конспект занятия по краеведению "Любимый город"
план-конспект занятия (старшая группа)

Валекайте Данутэ Пятросовна

Конспект  занятие - путешествие для старшей группы по краеведению "Любимый город

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_kraevedeniyu_lyubimyy_gorod.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия – путешествия по краеведению в старшей  группе «Любимый  город»

Цель: Формирование элементарного представления детей о своем родном городе

Задачи:

Образовательные:

1.Обогощать представление детей об окружающем мире.

2.Учить отвечать на вопросы, формировать умение понимать учебную задачу

и выполнять ее самостоятельно.

3.Формировать у детей понятие «Малая родина»

Развивающие:

1.Обогатить словарный запас детей.

2.Развивать умение, общаться внутри коллектива, проявлять инициативу.

3.Способствовать развитию речи, мышления, памяти у детей.

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство патриотизма (любовь к малой родине).

2.Воспитывать доброжелательность, желание сохранить чистоту и порядок в своем городе.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседа  о родном городе, рассматривание альбомов и иллюстраций с видами и достопримечательностями города Мончегорска, экскурсии.

Оборудование: Магнитофон, музыка для фона, оборудование для показа презентации, картинки отдельные элементы для задания «Собери герб», д/и «Замочная скважина», д/и «Лучик всезнайка» с фонариком, ключи и ларец с подарком, ларец с сюрпризом.

Ход мероприятия:

Звучит весёлая музыка, воспитатель заводит хоровод

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Какое у вас настроение? (Ответы детей)

Воспитатель:  Покажите мне ваши ладошки, давайте их, потрем, друг о друга, что вы чувствуете?

Дети: тепло!

Воспитатель:  Ребята, это тепло наших добрых рук и душ, давайте его подарим, друг другу и улыбнемся. Какие вы молодцы, только такие добрые и чуткие люди могут жить у нас в городе!

Воспитатель: Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение, и вы мне скажите, о чём сегодня пойдёт речь.

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле — каждый колосок,

Звери, птицы, и жуки,

Муравьи и мотыльки…

Всё, что рядышком со мною, —

Это всё моё родное!

Как же мне в краю родном

Не заботиться о нём!

- Ребята, вам понравилось это стихотворение?  О чём оно?

Дети:  О  Родине…

Воспитатель: Правильно, о родине, о родном крае.

Скажите, пожалуйста, как называется город, в котором мы живём?

Дети: Мончегорск.

Воспитатель: А вы знаете, как называют жителей нашего города?

Ответы детей, если дети затрудняются в ответе, воспитатель помогает и называет правильный ответ.

- Совсем недавно, наш город отпраздновал свой день рождения.

Я открою вам секрет,

Мончегорску много лет! Целых – 85!

Будем город поздравлять!

Мончегорск - наш родной  город! Это наша малая родина, потому что здесь мы родились, живем, растём,  преобразовываем его. А вместе с нами растет и Мончегорск! Я предлагаю вам сегодня отправиться на экскурсию, чтобы лучше узнать наш город. Вы согласны?

Дети: Да!

Звучит музыка. Воспитатель оборачивается.

Воспитатель: Посмотрите, а кто это к нам идет?

Выходит Городовой.

Городовой: Здравствуйте, ребята и взрослые! Я услышал, что вы собрались город поздравлять? А меня вы знаете?

Дети: Нет.

Городовой: Я самый настоящий Городовой! Вы вот про домовенка Кузю слышали?

Дети: Да.

Городовой: Вот он - Домовой, от слова «Дом», т.е. живет в доме и следит за его порядком. А я храню историю целого города, оберегаю его достопримечательности и покой жителей. От слова «Город»  я - Городовой! И появился я тогда, когда появился город Мончегорск. Можете подсказать, сколько мне лет?

Ответ детей.

Городовой:  Правильно! А знаете, зачем я пришел? Поразили вы меня, любознательные мои! Понравилось мне, что вы городом интересуетесь. Хотел вам помочь лучше его узнать, приоткрыть его историю, провести по заветным улочкам…

Да вот беда приключилась! Ох-ох-ох!

Воспитатель: Что случилось, уважаемый городовой?

Городовой: Потерял я ключи от ларца, в котором тайны о городе свои храню! Но вот, чтобы их найти, нужно испытания пройти! Испытания серьезные, сложные, не каждый может до их конца дойти!

Воспитатель: Как же быть, ребята? Вы хотите помочь городовому?

Дети: Да.

Воспитатель: А как мы поможем?

Дети: Пройдем все испытания.

Воспитатель: Видишь, Городовой, какие ребята у нас смелые, ничего не боятся. Мы все дружно отправимся проходить испытания.

Городовой: Спасибо вам, ребята! Только к испытаниям еще нужно дойти. Я проведу вас короткой дорогой, а вы за мной повторяйте.

По городу - Жемчужине

Идём с друзьями дружно мы!

Мы по городу шагаем, (идут)

То, что видим, называем:

Светофоры и машины, (поворот туловища влево)

Ярмарки и магазины, (поворот туловища вправо)

Скверы, улицы, мосты, (смотрят вдаль, привставая на цыпочках)

И деревья, и кусты! (Потянулись вверх - присели)

Ведь всего не описать,

Будем город изучать!

Городовой: Вашей дружной команде я дам маршрутную карту, на которой отмечены наши остановки с заданиями в памятных местах нашего города.  Вы готовы к  выполнению заданий?

Дети: Готовы!

Воспитатель: Тогда, начинаем!

Городовой: С этого места мы начнём  проходить испытания!  Это место вам знакомо, а что это за место и  на какой улице оно находится, мы сейчас узнаем!  Послушайте мою загадку.

Что за Диво-дом?

А игрушек, сколько в нем!

Там играют и поют,

Дети весело живут,

Сколько в доме дошколят!

Этот дом ведь

Дети: Детский сад!

Воспитатель: А как называется улица, на которой находится наш детский сад?

Дети: Улица Ферсмана

Воспитатель: Кто же живет в нашем саду?

Дети: Взрослые и дети.

Городовой: Чем же занимаются здесь дети?

Дети: Играем, рисуем, кушаем, гуляем…Ответы детей.

Воспитатель: Расскажите, ребята, а кто из взрослых работает в детском саду?

Дети: (Дети называют сотрудников детского сада) Заведующий, воспитатели, младшие воспитатели, повар, дворник, прачка.

Городовой: Ребята, а вы знаете название своих улиц, на которых вы живёте?

Дети: Да! ( По очереди называют свои улицы)

Ребёнок читает стихотворение:

Чтоб в беду нам не попасть.

Адрес должен каждый знать.

Он нас к дому приведёт,

Никогда не подведёт,

Но, а если вдруг случится

Вам случайно заблудиться,

Ты, дружок, не пугайся,

К постовому обращайся.

Воспитатель: Молодцы! Задание выполнено, отправляемся дальше!

Городовой: А знаете ли вы, как называется главная улица нашего города?

Ответы детей. Если дети затрудняются ответить, Городовой им помогает.

Проспект Металлургов

Городовой: А у нас  вторая остановка. И это Площадь Революции. Главная улица нашего города проходит через эту площадь.  Посмотрите ребята, какая наша площадь?  (Ответы детей)       

 - Просторная, красивая, оживленная, здесь празднуются праздники.

Каждый город имеет свои символы: флаг, герб и гимн.

На этой улице я предлагаю вам выполнить задание «Собери герб»

Вам необходимо собрать герб Мончегорска из отдельных элементов картинки.

Дети выполняют задание за столом. Воспитатель помогает тем, кто испытывает затруднения.

Городовой: С проспекта Металлургов мы с вами попадем в наш городской парк.

Воспитатель: Посмотрите ребята, мы пришли с вами в парк. Здесь очень красиво, много деревьев. Давайте вспомним правила поведения в природе и  поиграем, если это можно делать, то хлопаем, если нельзя, то топаем.

Проводится игра «Можно – нельзя».

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

Убирать не буду? (нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Городовой: Молодцы!  Знаете правила! Но это ещё не всё!

Дидактическая игра «Замочная скважина» (коррекционное задание)

Я  для вас приготовил игру – упражнение, называется эта игра  «Замочная скважина». Вам нужно суметь рассмотреть сквозь замочную скважину фотографии достопримечательностей, и назвать их. Сложность состоит в том, что на рассмотрение одной фотографии  вам отводится всего лишь 30 секунд.

Дети подходят к столам, где лежат фотографии и трафарет замочной скважины, выполняют задание.

Городовой: Молодцы! Отправляемся дальше. И третья остановка называется   «У подножья Монче - тундры»

Воспитатель: Ребята, наш город находится в Монче – тундре. «Монча» в переводе с саамского языка означает – красивая.  А вы знаете, что наш край очень богат и разнообразен  растительным и животным миром.

На этой остановке мы с вами вспомним, какие растения растут в нашем краю. Но сначала нам нужно сделать гимнастику для глаз «Мостик».

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.                        

Закрывают оба глаза.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.                

Продолжают стоять с закрытыми                                                                 глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.        

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.                        

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,                                

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,                                        

Глаза смотрят вправо- влево.

Заниматься вновь начнем.                                        

Глазами смотрят вверх, вниз.

Показ презентации. Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем городовому, какие мы знаем ягоды нашего края? Посмотрите на слайд и назовите эти ягоды

Дети:  Брусника, черника, морошка, голубика

Воспитатель:  А кто из вас знает это растение?

(Ответы детей)

- Карликовая береза, Это кустарник, форма листиков округлая, и размером они малы, как мелкие монетки! Листья сверху темно – зеленые, а снизу светло- зеленые.

А теперь вспомним животных Кольского края.

 – Давайте рассмотрим их, скажите, пожалуйста, какие из них хищные, а какие травоядные?

(Ответы детей)

- А это росомаха, лесной зверь – одиночка, ведет ночной образ жизни. Она часами может сидеть, неподвижно выслеживая добычу.

Городовой: Как интересно, ребята, вот, сколько вы знаете! Предлагаю поиграть вам в игру «Лучик всезнайка». (Игра  с фонариком)

Детям  раздаются карточки с животными, они должны ответить, чем питается животное и с помощью луча-фонарика проверить свой ответ.

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы тоже справились! Идём дальше.

Следующая остановка «Физкультурная», остановимся мы на городском стадионе, там проходят тренировки спортивных команд.

Городовой: Здесь вы должны показать свою ловкость, внимание и смелость. Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру наших предков, коренных жителей севера саамов. А игра эта называется  «Важенка и оленята».

Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости, сообразительности.

Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов (можно обручи, в каждом из них находится важенка и двое оленят). Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею оленята.

Топают по лужам

Оленята малые

Терпеливо слушая

Наставленья мамины

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманных оленей волк уводит к себе. Игра проводится 2 – 3 раза.

Городовой: Молодцы ребята! Вы сильные и ловкие! Понравилась вам игра?

Ответы детей.

Воспитатель: Отправляемся дальше!

Городовой: Ну, вот мы добрались до последней на сегодня, остановки.

- Что мы видим?

(Ответы детей).

- А вы знаете главный символ нашего города?

Дети: (Ответы детей). Если дети затрудняются в ответе, городовой им помогает.

Городовой уточняет: Это Площадь пяти углов и символом нашего города является  - скульптура Лося

Воспитатель: Так как у нашего города было День Рождения, а в день рождения принято дарить подарки. И я вам предлагаю сделать подарок для нашего любимого города. Постройте из кубиков или конструктора, на ваш выбор, город будущего. Какой бы вы хотели видеть его в будущем. Это будет отличным подарком для нашего города.

Дети выполняют постройку.

Городовой: Спасибо ребята, что помогли мне ключи отыскать. В знак моей благодарности, хочу подарить вам подарок.

Городовой находит свой заветный ключ от ларца, открывает его и достаёт оттуда книгу о Мончегорске  и  угощение для ребят.

Рефлексия: Скажите,  трудно вам было пройти все испытания? Что труднее всего давалось? Хочу я всех вас похвалить! Все трудности прошли. Увидел я, что знаете вы о городе очень много, и нет в моем ларце тех тайн, которые вы не раскрыли.

Ну, а мне пора уходить,  до новой встречи, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятияпо рисованию в младшей группе по рисованию "Звери в лесу"

конспект занятияпо рисованию в младшей группе "Звери в лесу"...

Конспект занятияпо математике во второй младшей группе "Один - много"

Конспект занятия по математике во 2-ой младшей группе «Один – много» Цель: Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесн...

Конспект занятияпо развитию математических представлений в средней группе. "Путешествие в сказку "Колобок."

Цель: Дети будут называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделяя их свойства (форма, цвет, размер).Задачи:1. Формировать умения детей различать геометрические ...

Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные

Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...

конспект занятияпо ознакомлению с окружающем

ознакомление детей с животным миром...

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Конспект занятияпо развитию речи «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».

Занятие проводила с детьми средней группы.  Тема занятия «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака». Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала во...