Дополнительная образовательная программа “Говорим на родном языке”
материал (подготовительная группа)

Гилимшина Нурсиля Вилдановна

Программа кружка « Говорим на родном языке» направлена на воспитание интереса к овладению башкирским языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а так же познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне и на создание базы для дальнейшего изучения башкирского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №7 «Колокольчик» г.Янаул

муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

Адрес: 452800, город Янаул, ул. Некрасова, д. 11.Телефон: 8 (34760) 5-68-17,  5-43-08

E-mail: Det_sad_7@mail.ru

Сайт: detsad7yanaul.edu-rb.ru

        Принят                                                                                                                                        Утверждаю:

             на заседании                                                                                                                               Заведующий МАДОУ

             Педагогического совета                                                                                                            ДС № 7 «Колокольчик» г. Янаул

             Протокол от _______________                                                                                                  _____________ Валиахметова Ю.И.

                                                                                                                                                                   Приказ от ______________________

  Дополнительная образовательная программа

“Говорим на родном языке”

(срок реализации: 2 года, возраст детей: 5-7 лет)

 

Янаул 2022


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………..3

Актуальность, цель, задачи, принципы рабочей программы…….3

Формы подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы………………………………………5

Структура организации дополнительной образовательной деятельности………………………………………………………...5

Сведения о сроках реализации программы……………………….5

Календарно - тематический план ………………….………………6

 Список литературы ……………………………………………….14







                                                        Пояснительная записка

В центре внимания современной системы образования находится личность, которая воспитывается и развивается в поликультурном обществе. Подъем национального самосознания, стремление к этнокультурному самоопределению обуславливают огромный интерес к освоению национальной культуры и родного языка в регионах с многонациональным составом населения, каким является Республика Башкортостан. В таких условиях проблема формирования двуязычия (билингвизма) приобретает актуальность. Провозглашение башкирского языка, наряду с русским, государственным языком республики, значительно повысило его статус, что дало возможность обучать детей башкирскому языку и как родному, и как государственному языку республики, начиная с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происходит формирование личности ребенка, воспитываются чувства уважения к другим нациям, любви к родному краю и отечеству посредством обучения на родном языке.

При составлении рабочей программы я опиралась на основную программу З.Г.Нафиковой, Ф.Г.Азнабаевой «Оскон», «Изучение государственному башкирскому языку детей разных национальностей в детских садах». Данная программа предназначена для детей 5 -7лет.

Программа кружка « Говорим по-башкирски» направлена на воспитание интереса к овладению башкирским языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а так же познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне и на создание базы для дальнейшего изучения башкирского языка в начальной школе.

Новизна предлагаемой программы состоит в том, что при обучении башкирскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей (навыков свободного общения и прикладного применения языка).

                                Актуальность, цель, задачи, принципы рабочей программы.

Актуальность программы - знание языка является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языку уже в дошкольном возрасте.

Цель программы – развитие лингвистических способностей дошкольников, приобщение детей к культуре башкирского народа, его истокам, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней.

Технология реализации задач построена с опорой на исторический материал.

Задачи:

- развитие навыков аудирования (понимание речи на слух);

- развитие навыков «говорения» (т.е. формирование у ребенка представления о башкирском языке как средстве общения);

- формирование первичных навыков диалогической и монологической речи на башкирском языке;

- учить выразительному чтение стихотворения;

- расширение словарного запаса и активное его использование;

- воспитание интереса и уважения к традициям и обычаям башкирского народа на материале сказок, потешек, поговорок и т.п.

При разработке программы кружка учитываются основные принципы обучения башкирскому языку для детей дошкольного возраста:

• комплексной реализации образовательных и практических целей;

• доступности (от простого к сложному);

• коммуникативной направленности, создание условий для речемыслительной активности детей в каждый момент обучения, осознанного владения башкирским языком;

• наглядности.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения овладения башкирским языком (на элементарном уровне) как средством общения.

Форма обучения: индивидуально – групповая.

Ожидаемые результаты:

- формирование у детей знаний о башкирском языке;

- усвоение детьми типичных грамматических конструкций и словосочетаний;

- формирование у детей умений различать башкирские звуки и правильно их произносить;

- развитие связной речи на башкирском языке.

             

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Для контроля знаний учащихся и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:

- выставки творческих работ;

- проведение праздников;

- проведение открытых уроков для родителей;

- проведения конкурсов чтецов;

Учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:

• правильное звукопроизношение;

• автоматизация звуков в речи;

• словарный запас детей;

• усвоение типичных грамматических конструкций и словосочетаний;

• развитие связной речи детей.

Методы исследования предполагает следующее:

- наблюдение педагога;

- выполнение диагностических заданий;

- анализ результатов деятельности ребенка.

Структура организации дополнительной образовательной деятельности:

1 этап – психологическое вхождение в образовательную деятельность;

2 этап – познавательный или знакомство с неизвестным (новым): игры, релаксации, работа с наглядным материалом, презентации и т.д.;

3 этап – практический или работа в материале;

4 этап – завершающий или психофизическая разгрузка: терапевтические игры, аудиотренинги, рефлексия.

Сведения о сроках реализации программы:

Программа предусматривает изучение башкирского языка как государственного языка в течение двух лет, начинаем со старшей группы, а заканчиваем в подготовительной группе. Занятие идет в неделю один раз.

В старшей группе 20- 25 минут, в подготовительной 25 -30 минут. Программа состоит из четырех блоков: I блок - «Дом, в котором я живу», II блок - «Мастер на все руки», III блок- «Родимый край – золотая моя колыбель», IV блок – «Моя родина- Башкортостан».

         Календарно - тематический план для старшаей возрастной группы

Время проведения

Тема

Кол-во занятий

 Цели и задачи

Методичекие приемы

Словарная работа

Сентябрь

1 неделя

1

Здравствуй, новый учебный год!

1

Дать общее понятие о детском саде, знакомство с тематическими уголкам детского сада, с названиями дргих групп, формировать умение запоминать полученную информацию, развивать память, воспитать любовь к своему второму дому.

Беседа о детском саде, о воспитателях, об игрушках, о тематических уголках. Чтение стихотворений о детском саде

Балалар баҡсаһы, уйынсыҡ, Һаумыһығыҙ! Һау булығыҙ!

2-3 неделя

2

Родной детский сад!

2

Ознакомление обучащихся с детским садом. Повторить название детского сада, мышление, связную речь. Воспитать любовь к Родине.

Просмотр фотографий детского сада открыток, видео. Прослушивание песни об Уфе

Балалар баҡсаһы,

4 неделя

3

Башкортостан - родная республика

1

Ознакомление  с названием Республики Башкортостан. Понятие о большой Родине. Ознакомить с картой Башкортостана. Беседа о столице – Уфе.Дать понятие о гербе и флаге.. Воспитать любовь к Родине

Чтение стихотворений Прослушивание гимна РБ

Өфө, Башҡортостан, баш ҡала

 Октябрь

1 неделя

4

Уфа – столица Башкортостана

1

Объяснение понятия «столица». Дать информацию об Уфе. Развивать память, мышление, связную речь. Воспитать любовь к Родине.

Путешествие по городу. Просматривание картин и открыток, видео. Прослушивание песни об Уфе

Баш ҡала, Өфө, һәйкәлдәр,мәсет, Ағиҙел йылғаһы

2 неделя

5

Янаул – мой родной город

1

Дать информацию о нашем городе Янаул. Рассказать о достопримечательностях города. Развивать память, мышление, связную речь. Воспитать любовь к Родине

Путешествие по городу. Просматривание картин и открыток, видео.

Янауыл ҡалаhы, һәйкәлдәр,мәсет, Буй  йылғаһы.

3 неделя

6

Моя Семья

1

Введение новых лексических единиц, обозначающих членов семьи, обобщающее слово «семья»; формирование навыков диалогической речи; упражнение в правильном произношении  звуков, воспитать любовь к семье

Беседа о семье, папка с картинками на тему “Семья”

Ғаилә, әсәй, атай, ағай, апай, улым, ҡыҙым

4 неделя

7

Это Я

1

 Ознакомить с местоимениями я, ты, он,она, мы, вы. Познакомить с названиями частей тела; закрепить умение понимать, различать вопросительные предложения со словами «что?», «кто?» и уметь отвечать на них; развивать фонематический слух и восприятие, воспитат в детях уважительное отношение к себе

Игра на внимание “Покажи ...”

Кәүҙә, баш,аяҡ, ҡул, танау, ауыҙ, күҙ, сәс

Был нимә?

Ноябрь

1 неделя

8

Единство Россия-Башкортостан

1

Знакомство с символами, с территорией на карте. Развивать память и мышление.Воспитать любовь к Родине

Прослушивание гимна, просмотр картин – символы РБ и РФ

Республика, Башҡортостан, Рәсәй, берҙәмлек

2 – 3 неделя

9

Природа Башкортостана.



2

Рассказать  о достопримечательностях природы Башкортостана - пещерах Шульган - Таш, горе Янган-тау. Развивать речь и мышление детей. Воспитать бережное отношение к природным культурам родного края

 Цветные открытки, иллюстрации, фотоснимки календаря «Башкортостан».
Прослушивание песни  «Юрюзань».

Тәбиғәт, тау, йылға, күл, мәмерйә

3-4 неделя

10

Приветствие

2

Формирование умений и навыков детей здороваться и прощаться, правильно называть свое имя; введение новых лексических единиц

(здравствуй,привет, до свидания, пока, да, нет, спасибо, хорошо, мальчик, девочка); выработка умений понимать вопросы: Кто это? Что это? Как тебя зовут?  Воспитывать в детях вежливость, любовь и уважение к сверстникам, к старшим

Игра “Я - ...”

Һаумыһығыҙ! Һау булығыҙ! Рәхмәт

Был кем? Исемең нисек?

Декабрь

1-2 неделя

11

Игрушки

2

Обогащение словарного запаса детей за счет названий игрушек. Развивать память, мышление.Воспитать бережное отношения к игрушкам.

Выучить потешки.

Уйынсыҡ, ҡурсаҡ, машина.

3 неделя

12

Скоро Новый год!

1

Беседа о временах года, о зиме, о празднике! Учить детей отвечать «Да», «Нет». Воспитать трепетное чувство к праздникам

Просмотр картин. Рисование – «Моя елочка».

Яңы йыл байрамы,шыршы, шыршы уйынсыҡтары Эйе\юҡ

4 неделя декабря

13

Детский фольклор. Считалки


1

Разучивание считалок. Объяснение сути данного жанра детского фольклора. «Отправился летом, вернусь осенью»; игры «Не говорить «да» и «белый», «Кап та коп», их разучивание, объяснение условий и игра.Воспитать любовь к детскому фольклору

Считалки « Куда отправился абзый - агай?»,

Балалар фольклоры, һанамыштар

  Февраль

1 неделя

14

Животные.

1

Знакомство домашними и  дикими животными. Развивать речь, память, мышление. Воспитать бережное отношения к животным

Просматривание картинок, слайдов. Развивающая игра – «Найди половинку картины»

Хайуан, йәнлек, януар, йорт хайуандары, ҡырағай йәнлектәр

2 неделя

15

Птицы

1

Дать информацию о птицах, которых мы знаем – домашние и дикие. Информация о птицах мира. Развивать любознательность, память детей. Воспитать бережное отношения к птицам, к природе

Просматривание картины. Лепка - Воробей

Ҡош, ҡышлаусы ҡоштар, йылы яҡ, турғай, күгәрсен

3 неделя

16

Праздник День Защитников Отечества

1

Информация о празднике. Беседа о Защитниках Родины. Развивать умственные способности,связную речь.Воспитать любовь к героям Родины

Просматривание картин

Байрам, Ватан,

Ватанды һаҡлаусылар көнө

4 неделя,

Март

1 неделя

17

Башкирские  сказки

2

Понятие о народных сказках. Чтение сказка о хитром работнике и глупом бае. Развивать усидчивость, внимание, мышление.Воспитать любовь к народным сказкам

Чтение сказок «Бай и нищий», «Сказка о земле». Беседа по их содержанию.

әкиәт, халыҡ әкиәте, бай, ярлы

2 неделя

18

Праздник мам и бабушек

1

Беседа о празднике.

Дать информацию о празднике 8 марта. Развить память и мышление, творческое воображение. Воспитать любовь и уважение к мамам и бабушкам.

Изготовление открытки для мам и бабушек вместе с девочкой с Луны Зухра-кыз

әсәй, өләсәй, байрам, ҡотлау открыткаһы

3 неделя

18

Наши земляки. Герои

1

Беседа о наших земляках-героях. Развивать связную речь, впечатлительность, мышление.

Воспитывать чувство восхищения героизмом своих земляков

Карта республики, цветные фоторепродукции, открытки, портреты.

Геройҙар,батырҙар, карта, Башҡортостан Республикаһы

4 неделя,

 

19

Овощи и фрукты

1

Информация об овощах и фруктах, ягодах. Понятие об обобщающем слове. Развивать внимание, память.Воспитать любовь и уважение к труду взрослых

Просмотр картин, плакат

Йәшелсә, емеш-еләк, алма, ер еләге,ҡарбуз

Апрель

1-2 неделя апреля

20

Обрядовый фольклор башкирского народа


2

Сведения об обрядовом фольклоре башкирского народа. Ознакомление с календарными праздниками «Кәкүк сәйе”. Воспитать любовь к народному фольклору.

Прослушивание народных мелодий, связанных с этими праздниками.

Фольклор, йола, көй

3 неделя апреля

21

Из истории письменности

1

Письменность башкир в прошлом. Понятие об арабской графике, тюркской письменности, которыми пользовались башкиры. Сведения о медресе, школах, гимназиях, университетах. Развивать речь детей, внимание, память. Воспитать интерес к письменности, к грамотности, к учебе

Путешествие  на лошади

Яҙыу, яҙма,мәҙрәсә, мәктәп

4 неделя,

 

 

22

Посуда и продукты питания

1

Беседа о продуктах питания. Ознакомить с названиями посуды. Отвечать на вопрос «Что это?» Развивать память и мышление, связную речь детей. Воспитать бережное отношение к труду взрослых

Темаичекие папки и плакат

Ҡашыҡ-аяҡ, ҡалаҡ, тәрилкә, сынаяҡ, сәйнүк

Был нимә?

Май

1 неделя

23

Славные сыны Башкортостана

1

Сообщение о героях башкирского народа. Беседа о ВОВ, о параде, о Победе.

Просмотр тематических папок с фотографиями

Герой, батыр, Салауат Юлаев

2 неделя

24

Башкирские народные блюда

1

Информация о башкирских народных блюдах. Развивать память, творческие способности, воображение. Воспитать интерес к башкирским блюдам.

Просматривание картинок. Наглядный пример. Рисование – нарисовать Стол для угощения

Аш-һыу, сәксәк, ҡорот, ҡаҙы, тултырма

3 неделя

25

Одежда и обувь

1

Расширение словарного запаса детей за счет названий одежды, обуви; закрепление умений вести мини-диалоги, развитие логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики рук. Воспитать любовь и уважение к труду взрослых

Тематичкеские папки с картинками

Кейем-һалым, баш кейеме, аяҡ кейеме

4 неделя

26

Башкирский народный костюм

1

Информация о том, что одевали башкиры  раньше. Понятие о народной одежде, о народном костюме. Развивать речь и мышление. Воспитать интерес к народным костюмам

Просматривание картин, тематических папок. Наглядный пример: кукла в башкирском наряде

Башҡорт халыҡ кейме, камзул, елән, бүрек, ситек

4 неделя

27

Волшебные слова

1

Беседа о волшебных словах. Дать понятие о волшебных словах. Развивать речь, мышление, память, самостоятельность.

Подвижная игра «Скажи волшебное слово»

Зинһар, зинһар өсөн, ғафү ит, рәхмәт!ҙур үҫ

                 

Список используемой литературы:

  1. Р.Л. Агишева. Фольклор и литература Башкортостана.- Уфа: Китап, 2011.
  2. Ф.Г. Азнабаева, З.Г. Нафикова. Волшебные звуки.- Уфа: Китап, 2004.
  3. Ф.Г. Азнабаева, Г.Р. Шафикова, Г.М. Зиганширова. Я- личность (на башкирском языке).- Уфа: Китап, 2011.
  4. Ф.Г.Азнабаева, З.Г.Агзамова «Играя развиваемся».Наглядное дидактическое пособие (на башкирском языке).-Уфа: Китап,2010.
  5. Р.Х. Гасанова. Земля отцов. – Уфа: БИРО, 2004.
  6. Н.Х. Давлеткулова. Маленьким друзьям (на башкирском языке).- Уфа: Китап, 2009.
  7. З.Г. Нафикова. Растем, играя (на башкирском языке).- Уфа: Китап, 2010.
  8. З.Г. Нафикова, Г.Г. Галеева . Программа комплексного обучения и воспитания детей в башкирских детских садах (на башкирском языке).- Уфа: Китап, 2009.
  9. З.Г. Нафикова Ф.Г. Азнабаева. Искра (на башкирском языке).- Уфа: БИРО, - 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «ОБУЧЕНИЕ РУССКОГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ КОМИ ЯЗЫКУ».

Дополнительная образовательная программа  «ОБУЧЕНИЕ РУССКОГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ КОМИ ЯЗЫКУ»....

Дополнительная образовательная программа «ОБУЧЕНИЕ РУССКОГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ КОМИ ЯЗЫКУ».

Дополнительная образовательная программа   «ОБУЧЕНИЕ РУССКОГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ КОМИ ЯЗЫКУ». Срок реализации 1 год...

Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности "Родной край"

Программа расчитана на старший дошкольный возраст. Программа способствует формированию у детей ценностного отношения к своей малой родине....

Дополнительная общеобразовательная программа-дополнительная общеразвивающая программа «Happy English» (английский язык)

Программа по изучению английского языка для дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет...

1 Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Учусь красиво говорить»

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.     Дополнительная образо...

Собственная методическая разработка. Дополнительная образовательная программа "Будем говорить правильно".

Данная рабочая программа разработана для детей младшего и среднего дошкольного возраста....

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению родному языку

Программа разработана с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть относится к части формируемой участниками образовательных отношений, а именно относится к иным программам...