проектная работа "Народное наследие-детям"
проект (старшая группа)

Гульдар Абдулловна Баимова

Проектная работа "Народное наследие-детям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_nasledie-detyam.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Народное наследие-детям.

Социализируясь, ребенок осваивает элементы культуры, которые ему предлагает общество в виде культурного наследия, и, перерабатывая их, определяет свой индивидуальный жизненный маршрут. Он невидимыми нитями истории связан с нашими далекими предками, с их традициями и культурой, мышлением. Живя в настоящем, ребенок держит в руках эти невидимые нити. 

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Знакомство с традициями, обычаями башкирского народа помогает воспитывать любовь, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Различные праздники оказывают благотворное влияние на развитие любознательности, социализации детей. Именно от нас будет зависеть, будут ли наши дети тянуться, поддерживать, уважать и развивать традиции нашего народа.

Понимая значение народных традиций, обычаев, культур в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, разработан проект «Народное наследие-детям». Для реализации проекта составлено перспективно-тематическое планирование.

Обучение в нашем МАДОУ ЦРР-д/с «Айыукай» ведется на родном (башкирском) языке по региональной программе «Башкортостан-тыуған илем» авторов Ф.Г.Азнабаевой, Г.Ш.Альбековой, А.Р. Буранбаевой, К.Ф.Муртаевой, содержание которого составляет 40% и   по программе «От рождения до школы» под редакцией Н,Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

Внедряя региональную программу, дети всех возрастных групп на протяжении всего дошкольного возраста соприкасаются с народным творчеством: будь то знакомство с народным фольклором, с народными обычаями, традициями. Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который будет носителем черт характера, присущего своему народу, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее.

Цель проекта: 

   Возрождение лучших культурных традиций, праздников, событий и насыщение жизни ребенка искусством, введение его в мир культурных ценностей башкирского народа.

Задачи:

- Формировать у ребенка чувство любви к Родине, к своим близким; изучение родного языка, истории и культуры башкирского народа, освоение общечеловеческих ценностей.

- Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; мотивировать желание узнать больше об особенностях своего народа;

-  Воспитывать уважительное отношение к культуре, к традициям, обычаям; нравственные качества личности.

Ожидаемые результаты:

   Уважительно относится к себе, к своему народу и его традициям, к своей республике. Знает некоторые традиции, обряды и обычаи народа, представителем которого является он сам и его семья.

   Знаком с башкирским народным декоративно-прикладным искусством и промыслами народов Башкортостана, с произведениями художников, скульпторами, архитекторами, композиторами, художниками Башкортостана.

 Знает свое шэжэрэ и его отличительные признаки, семейные традиции, историю, духовную и материальную культуру башкирского народа.

Этапы реализации:

   подготовительный – постановка цели, задачи; методическое оснащение темы проекта, материально- техническое обеспечение проекта: пополнение методической литературы, художественной литературы для детей, перечня игрушек, оборудования по областям; обогащение и дополнение предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей, интересов и желания детей, составление тематического перспективного планирования мероприятий;

   основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; привлечение родителей к сотрудничеству и сотворчеству по осуществлению проектной деятельности;  

   заключительный – итоговое мероприятие «Балкыш».

Содержание перспективного плана по реализации проекта

1. Корама (лоскутная пластика)

2. Пчеловодство

3. Волшебный батик

4. Коневодство у башкир

5. Чудеса из войлока

6. Рыболовство

 

Перспективно-тематическое планирование на весь учебный год разделено на темы.

№п/п

Тема

Содержание

Сроки

Итоговое мероприятие

1

Корама

(Лоскутная пластика)

1.ООД «Знакомство с историей лоскутной пластики».

2. Настольная игра «Составь узор» Изучение подбора  цветов  и составление узоров национального колорита разных народов.

3. Режиссерская игра «Повседневная работа башкирских женщин»

4. Интерактивная презентация «Конкурс умельцев».

5. Встреча с бабушкой-рукодельницей.

6. Организация выставки работ мам и бабушек.

7. Лоскутная пластика «Лоскутное одеяло» (конструктивная деятельность)

Октябрь

Праздник «Корама» с приглашением бабушек-рукодельниц.

Выставка кукол в национальных костюмах «Хоровод дружбы»

2

Пчеловодство

1. ООД «Пчеловодство – промысел башкирского народа»

2. Рисование

 «Цветы для пчелок».

3.Познавательно-экспериментальная деятельность

 «Такой разный мед»

4. Встреча с пчеловодом

5. Сюжетно - ролевая игра

«Мы - пчеловоды»

6. Работа с родителями: изготовление улья, костюмов для подвижной, сюжетно-ролевой игры.

7. Разучивание стихотворения «Пчелка» Г.Раевой.

8. Подвижные игры

«Медведь и пчелы», «Кому какой цветок».

9. Оформление «Уголок пчеловода»

Ноябрь

Обрядовый праздник “Күс айырыу” (Пчелоотделение)

3.

Волшебный  батик

1.ООД «Волшебный батик»

Цель: Познакомиться с историей возникновения художественного батика, составление несложной технологии изготовления картины.

2. Познавательно – исследовательская деятельность «Техника «холодного батика»».

3. Декоративное рисование «Раскрась платок»

4. Интерактивная игра «Четвертый лишний»

5. Совместная деятельность вместе со взрослыми: «Нагрудник в технике «холодный батик»».

Январь

Мастер-класс по изготовлению нагрудника в технике «холодный батик»

Выставка изделий из батика

«Золотые руки».

4.

Коневодство у башкир

1. Беседы на темы: «Коневодство», «Как лошади помогают людям»,

«Как делают кумыс»

2. Разучивание песни «Салават батыр»

сл.Р.Ураксиной, муз.А.Зиннуровой

3. Ручной труд «Плетение кнутов для лошади»

4. Создание мини-музея «Коневодство»

5.Создание картотеки игр на тему «Домашние животные»

Февраль

Народные игры-соревнования «Конный биатлон», «Ылак».

5.

Чудеса из войлока

1. ООД «Знакомство с войлоком»

1.Чтение художественной литературы про войлочные изделия (стихотворение, рассказы, пословицы).

2. Встреча с бабушками

«Моя бабушка – дизайнер».

3.Дидактическая игра «Собери узор для Салимы».

4. Виртуальная экскурсия по музеям республики “По следам войлока”.

5. Оформление альбома с иллюстрациями предметов войлочных изделий

6. Совместный труд детей со взрослыми. «Бусы из войлока в подарок нашим мамам».

Январь-март

Проведение мастер-класса «Войлочная фантазия» для детей.

6.

Рыболовство у башкир

1. ООД “Рыбы – живые существа”

2. Интерактивная беседа “Рыболовство – промысел народа”

3. Аппликация “Рыбка”

4. Сюжетно-ролевая игра “На  рыбалке”

5. Подвижная игра “Рыбак и рыбки”

6. Рассматривание альбома «Рыбы».

Апрель

Создание макета озера “Талкас”.

7

Итоговое мероприятие “Балкыш”

Май

Организация выставки и праздника с участием родителей.

                                                 

Заключение

Построение всего образовательного процесса вокруг одной темы дает большие возможности для успешной социализации, развития коммуникативных навыков общения, использования информационно-коммуникативных технологий, экспериментирования разными материалами с учетом возрастных особенностей и развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...

Картотека дидактических игр по приобщению к духовно – нравственному наследию детей дошкольного возраста

Возрождение и сохранение культурных и нравственных ценностей и традиций России...

Картотека дидактических игр по приобщению к духовно – нравственному наследию детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игрпо приобщению к духовно – нравственному  наследию детей дошкольного возраста...