Конспект музыкального занятия в технологии "Ситуация" Л.Г. Петерсон на тему: "Путешествие на Ольхон"
методическая разработка (подготовительная группа)

Наталья Иннокентьевна Глызина

Расширять представления детей о природе родного края, уникальности озера Байкал; познакомить с традициями и культурой населения острова Ольхон,  бурятами. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-tablitsa.docx28.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия в технологии «Ситуация» Л.Г.Петерсон на тему: «Путешествие на Ольхон»

Задачи:

Расширять представления детей о природе родного края, уникальности озера; познакомить с традициями и культурой коренного населения острова Ольхон бурятами; продолжать учить соотносить тембры музыкальных инструментов со звуками природы; продолжать знакомить детей с музыкой П.И. Чайковского; закреплять умение детей двигаться в соответствии с характером музыки через разучивание элементов бурятского национального танца «Ёхор». Совершенствовать исполнение песни  без напряжения, естественным голосом, передавая ее характер. Развивать слуховое внимание, чувство ритма. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Беседа «Зачем растениям нужна  вода, солнце, земля». Разучивание стихов о Байкале, знакомство с  легендами Байкала,  бурятских народов. Слушание национальной бурятской музыки, знакомство с бурятским музыкальным инструментом «хур».

Оборудование: аудиозаписи: бурятской национальной музыки, музыкальное сопровождение к танцу «Ехор», произведение из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Подснежник», голос Шамана, видеоролик танца «Ехор» в исполнении детского коллектива, презентация  «Путешествие на Ольхон».

Музыкальные инструменты: колокольчики, маракасы, тамбурины, металлофоны,  рубель, ложки деревянные; макет горы: (2стула, куб, ткань коричневого цвета 3х3); письмо от старейшего жителя острова Ольхон.

ЭТАПЫ

деятельности

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1.Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Слайд 1 «Озеро Байкал»

- Ребята, к нам пришло письмо от старейшего жителя  острова Ольхон, который находится на  озере  Байкал. Хотите ли вы узнать, что в нем написано?

- « Мне выпало огромное счастье  жить у самого большого, чистого озера планеты. Природа   нашего острова Ольхон сурова и непредсказуема.  Но в последнее время наблюдаются  странные явления   с солнечным светилом. Часто набегают темные тучи и закрывают собой Солнце. Солнечные  лучи  не прогревают землю, природа увядает. На водах Байкала  шторм,  волны.  Увядают растения, не спеют ягоды, звери и птицы голодают. Погибают мальки рыб и байкальские водоросли. По бурятским легендам, для того, чтобы призвать и вернуть Солнце на наш небосвод нужно собраться в большой хоровод, вокруг священной горы и исполнить бурятский ритуальный танец «Ехор».  В моей деревне осталось мало жителей, в основном это пожилые люди, которые с трудом передвигаются и не могут участвовать в нашем хороводе. Мы просим Вас о помощи! Помогите нам, встаньте с нами в большой хоровод, чтобы исполнить ритуальный танец и вернуть солнечный свет всему живому на нашем острове»

- Ребята, вы хотите помочь жителям острова Ольхон и природе Байкала?

Педагог привлекает внимание к письму в его руках.

Мотивация детей на дальнейшую деятельность.

Дети отвечают на вопросы

Дети заинтересованы  в выполнении заданий.

2.Актуализация

(повтор, закрепление) знаний и умений.

- Ребята, какие байкальские легенды вы знаете? Кто из вас бывал на Байкале, на острове Ольхон? Что интересного вы там видели? Какие растения вам встречались? А вы знаете, какие рыбы водятся в озере? Какие животные обитают в байкальских заповедниках? Как  вы туда добирались? На чем вы добирались до острова Ольхон? Кто коренные жители Байкала?    Как вы думаете, чем Солнце помогает всему живому на планете?                              

- Да, на  озере Байкал много прекрасных мест,  которые удивляют и завораживают нас своей красотой. Многие горы и сам остров Ольхон -  священные земли  для бурятского народа. Предлагаю вам отправиться в путешествие на остров  Ольхон! Вы готовы?  

- Путь  нам предстоит не близкий. Будьте внимательны, друзья. Нам надо пройти по опасному пути, ведь туристическая тропа  не простая, извилистая.

Музыкально – ритмическое движение

«Лабиринт» под музыку «Шотландский марш».                                        

-Кажется, мы подошли к самому берега Байкала.

Слайд 2 «Виды Байкала»

- Прислушайтесь, Байкал встречает нас своей волшебной музыкой. Давайте присядем на его берегу и послушаем ее.

 Слушание музыки П.И.Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».

- Ребята, кто узнал это произведение? Как оно называется? Кто его автор? Какая картина природы вам представляется под эту музыку?

- Ребята, а у природы своя музыка. Какие звуки природы вы знаете? С помощью какого музыкального инструмента можно изобразить звуки дождя? А вы хотели бы с помощью наших музыкальных инструментов оживить стихотворение? Я буду читать текст, а вы в нужный момент оживляйте рассказ звучанием наших инструментов. И, конечно же, мой рассказ о природе Байкала.

«Изумрудная волна»

Выбегает величаво и вольна        (металлофон)
Из Байкала изумрудная волна.     (чемез)
Из-под сумрачного неба сквозь туман        (маракасы)
Недовольно смотрит вслед Хамар-Дабан. (ксилофон, ложки)
Ах, какая у Байкала глубина –                (музыкальный треугольник)
Не дотянешься до каменного дна,  (палочки, рубель)
И гуляет от темна и до темна           (бубен)
По Байкалу Изумрудная волна.       (чемез)
Ой, волна, ты волна – синие просторы,  (металлофон)
А вокруг тишина, тайга и горы.      (маракасы, ксилофон)
Ой, волна, ты волна – синие просторы, (бубенцы, колокольчики)
А вокруг тишина, тайга и горы. (шуршалки, ксилофон)

- Предлагаю отдохнуть и искупаться!

Физкультминутка «У Озера»

- Вот мы к озеру спустились,       Дети образуют круг.

Наклонились и умылись.            Наклоняются, трут лицо руками.

Раз, два, три, четыре               Изображают, что брызгают себе водой в лицо.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.         Идут по кругу.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,                Изображают                        брасс, двигаясь по кругу.

Одной, другой – это кроль.          Изображают кроль, двигаясь по кругу.

Вышли на берег крутой.               Идут по кругу, взявшись за руки

Слайд 3 «Паром»

-Чтобы нам до острова Ольхон добраться, переправа здесь нужна, и конечно, как всегда, поможет песня нам, друзья!

Исполнение песни «О Байкале» на мотив песни «Лодочка» ф.н.р.

Проведение беседы-опроса.

Организация детей для выполнения упражнения

Включение аудиозаписи

Чтение стихотворения, предложение детям музыкальных инструментов, организация музицирования.

Оказание помощи детям, которые испытывают затруднения.

Организует детей на выполнение движений по тексту

Организует детей на исполнение песни, аккомпанирует на фортепиано

Дети отвечают на вопросы.

Дети выстраиваются в колонну, двигаются вперед, выполняя перестроения (по одному, в парах, четверками и обратно)

Дети слушают музыку, отвечают на вопросы музыкального руководителя.

Отвечают на вопросы

Дети выбирают музыкальные инструменты, озвучивают стихотворение в произвольном порядке.

Дети выполняют движения по показу педагога, повторяя слова.

Дети, свободно расположившись по залу, исполняют песню

Дети развернуто и полно отвечают на вопросы, ориентируются в данной теме.

Самостоятельно выполняют движения, ориентируясь  в пространстве.

Дети ориентируются в знакомых классических произведениях. Связывают характер музыки со знакомыми природными пейзажами.

Дети озвучивают стихотворение с помощью правильно подобранных музыкальных инструментов.

Снятие напряжения и усталости, повышение работоспособности, детской активности.

Дети ритмично исполняют песню. Чисто интонируют мелодию, четко проговаривают  слова, передают характер песни.

3.Затруднение в ситуации

Слайд 4 «Остров Ольхон»

-Вот мы и приплыли на бурятские земли.  Ребята, а вы знаете кто такой Шаман?  Шаман для бурятского народа – это добрый колдун, который  помогает  в  сложных ситуациях. Его обязательным атрибутом является бубен. Через ритуальные танцы и песни он обращается к духам, которые помогают справиться с

негативными явлениями природы.    А вот и сам шаман.

Слайд 5 «Шаман»

Аудиозапись голос Шамана:

Солнце спрятало за тучи

Свой последний теплый лучик,

Потемнело за окном.

Прогремел раската гром,

Мы не можем долго ждать,

Надо Солнце нам позвать!

Помогите нам, ребята,

Танец «Ехор» станцевать!

Слайд 6 «Пасмурный день на острове Ольхон»

- Ребята, посмотрите, и действительно над островом Ольхон нет солнечных лучей. Чтобы задобрить духа Солнца, необходимо исполнить ритуальный  танец «Ехор»! И тогда Солнце засияет ярко и обогреет все вокруг, оживет и расцветет  природа этого края.  Вы хотите помочь озеру и байкальским берегам? А сможете исполнить танец «Ехор»? А почему не сможете? А хотите научиться? Кто вам может в этом помочь?

Педагог рассказывает детям  о Шамане, включает аудиозапись его голоса.

Создает ситуацию затруднения.

Дети смотрят  и слушают Шамана

Дети формулируют свою «детскую» цель.

Дети осознали затруднение в ситуации. Определяют взрослого, который может им помочь в разучивании танца.

4. Открытие нового знания

Показ видеоролика «Танец Ёхор в исполнении детского коллектива.

Разучивание танца «Ёхор»

Предлагает детям познакомиться с танцем через показ видеоролика. Музыкальный руководитель показывает движения танца, акцентирует внимание на ритме, движении рук и ног.

Дети разучивают движения под счет, затем под музыку по показу музыкального руководителя.

Дети желают разучить ритуальный танец «Ёхор». Заинтересованы, внимательны, активны.

5.Включение нового знания в систему знаний

Слайд 7 «Ольхонская гора»

- Ребята, а вот и ритуальная гора. Давайте встанем вокруг нее в хоровод и исполним наш танец для того, чтобы оживить Байкальскую природу!

Организует детей на исполнение танца, участвует в нем совместно с детьми.

Дети исполняют разученные движения под музыку в общей связке.

Дети исполняют танец полностью, не сбиваясь с ритма, выполняя последовательность движений.

6.Осмысление (итог)

Слайд 8 «Солнечный день на Байкале»

- Ребята, посмотрите,  у нас получилось! Я вижу улыбки на лицах людей. Природа оживилась, расцветает все вокруг!  

Давайте будем Байкал беречь,

Не будем силы свои жалеть.

Пусть будет вечно он голубой,

Наш красивый Байкал, дорогой!

- Вот и закончилось наше путешествие. Все жители острова Ольхон, а также звери и птицы благодарны вам за помощь.

- Что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия? Какие задания были для вас легкими? В чем испытывали затруднения? Что бы вы хотели повторить на следующем занятии? О чем бы вы хотели рассказать своим родителям?

Подводит итог по результату путешествия. Активизирует детей к осмысленному диалогу и собственным умозаключениям.

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Дети самостоятельно подводят итог, понимают смысл своих действий. Испытывают чувство внутреннего удовлетворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада Тема: «Путешествие в стране Светофории»

Программное содержание: Уточнить понятие «знак», умение различать дорожные знаки и знаки поведения в лесу. Упражнять в умении  выделять дорожные знаки(сервиса, запрещающие ,предупреждающие),объед...

Конспект итогового занятия по развитию речи подготовительная группа. Тема: «Путешествие в страну Пушкинских сказок».

Программное содержание:1. Закрепить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина;2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;3. Замечать и выделять изобразительно ...

Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе на тему: "Путешествие с Капитошкой"

Конспект интегрированного занятия  во 2 младшей группе на тему: "Путешествие с Капитошкой"....

Конспект открытого занятия НОД в области "Музыка" по теме "Путешествие в весенний лес"

Данное занятие развивает чувство ритма, закрепляет умение передавать характер музыки в движении, формирует эмоционально- радостные ощущения от активного участия в музицировании....

Конспект открытого занятия для родителей в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое куклы». (занятие проводится совместно с эстетом)

Занятие проводится как итоговое. На это занятие приглашаются родители. Ему предшествует большая работа, которая проводиться совместно с эстетом. Дети рассказывают о том, что узнали на других занятиях....

Конспект интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы Тема: «Путешествие на загадочные острова»

Тема: «Путешествие на загадочные острова»Программные задачи: 1) Закрепить полученные знания о весне, её приметах, месяцах, праздниках.2)...

Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной к школе группе тема "Путешествие по музыкальной планете"

Цель данного занятия-развитие и обогащение музыкально-интеллектуального кругозора детей, воспитание интереса к различным культурам мира....