Мастер-класс «Приобщение к истокам русской культуры. Атрибуты национального костюма. Русский национальный платок».
план-конспект занятия

Засова Саида Яшаровна

Цели и задачи:

     познакомить  с народным традициям, обычаями, обрядами;

  • расширение их представлений о культуре русского народа;
  •  развитие эстетического и нравственного восприятия мира;
  • дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре,  о  русской национальной кухне.
  • воспитывать интерес к истории и народному творчеству;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2.docx197.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 18 муниципального района

Учалинский район Республики Башкортостан

 (МАДОУ Детский сад № 18 МР Учалинский район РБ)

Мастер-класс «Приобщение к истокам русской культуры. Атрибуты национального костюма. Русский национальный платок».

                                           Подготовил воспитатель:

                                                                             Засова С.Я.

                           Учалы 2018г.

Цели и задачи:

     познакомить  с народным традициям, обычаями, обрядами;

  • расширение их представлений о культуре русского народа;
  •  развитие эстетического и нравственного восприятия мира;
  • дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре,  о  русской национальной кухне.
  • воспитывать интерес к истории и народному творчеству;

   Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Стали более привычны

Нам полёты на Луну.

Вспомним старые обычаи!

Вспомним нашу старину!

   4. Русский народ

Коренная область расселения русского народа- Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Благодаря этому великое географическое и историческое пространство , объединяемое понятием Русь и Россия.Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, важность этого факта отображена в преамбуле к Конституции РФ. Но по критериям Организации Объединённых Наций, Россия является мононациональным государством, так как более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия — многонациональное государство.

5. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

 Менталитет -    каждый народ имеет свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи  и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями.

«Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа , эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, аккумулируя  в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа.  Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого. 

  6. Традиция, обычай, обряд – понятия тождественные в общих своих чертах, но имеющие свои характерные особенности и п Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов,  направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями.   (Например: русское гостеприимство)  

7.. Обычай  предписывает человеку более детальные поведение и поступки в определённых ситуациях . Он не только символическое, но всякое вообще повторяющееся и установленное традицией действие.

(Например: рукопожатия при встрече близких друзей или родственников, утренняя и вечерняя молитва Богу,  вредными обычай-  угощать спиртным при встрече родственников, друзей и знакомых).

8. Обряд  конкретизирует форму выражения общепринятого в той или иной местности поведения в особо яркие моменты жизни человека (Например:   обряды  свадебный,  крещения, погребения) Обряды считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники.

Обрядовая культура - это и есть порядок во всех проявлениях общественной жизни к данному случаю, обрядовых действий народа, этический кодекс, регулирующий коллективные настроения и эмоции.  

  9. Народный календарь на Руси  назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» его  по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта.  Он включает в себя знание  природы,  сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни и является слиянием языческого и христианского начал, народным православием.   

10. Празднично-обрядовая культура  

Основные зимние праздники –  две святочные недели (святки):   Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"),  ходили по домам колядовать,  девушки гадали , обязательным элементом святок было ряжение

11. Основные зимние праздники –  две святочные недели (святки):   Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"),  ходили по домам колядовать,  девушки гадали , о Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

12. Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж. До этого варили в складчину пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи.  

В Троицу было принято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц.

13. Пасха ( расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник

 На Пасху украшали дом  срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца (Крашенки), посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались) , приветствовали  друг друга:

 «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»

    На Пасху водили хороводы, гуляли  по улицам, катались на качелях, катали яйца . После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день - посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.

Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни.  

14. Посиделки (супредки)  устраивались в осенне-зимний период Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу - пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили, развлекались.

15. Сборы (хороводы, улицы)-  летнее развлечение  молодежи  на околице деревни, на берегу реки или у леса.  Плели венки из полевых цветов,  играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Задерживались допоздна. Главной фигурой был хороший местный гармонист.

16. Обряд русской свадьбы.

Не то что в каждой деревне, но даже и в городе существовали свои особенности, оттенки этого поэтического и одновременно исполненного глубокого смысла действа. Остается лишь удивляться, с какой основательностью и уважением подходили наши предки к рождению новой семьи. Навсегда оставалась у молодых память о главном моменте их жизни.  Молодых осыпали хмелем, так как хмель – это древний символ плодородия и многочадия . Невеста берет  с собою в дом жениха родительское благословение и сундук с приданым .Старинный обычай – разувание мужа молодой женой. Смысл  - таким образом молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие на главенство мужчины в семье .

17. Обряд Крещения

Главным обрядом, отмечавшим начало жизни ребенка было его крещение. Обряд совершали в церкви или дома. Как правило, младенца крестили на третий или сороковой день после рождения. Родителям не положено было присутствовать при крещении, вместо них были крестная мать, которая дарила рубашку и крестный отец, который должен был подарить ребенку нательный крест   

18. Катание на русской тройке

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром

19. Русская изба. Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь).  Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали.

.

22. Русская печь в избе

Главным в доме была печь.  

 

Стены чёрны, закопчёны,

Не красивы изнутри,

Но не гнили и

Служили людям добрым от души.

(топились печи по-чёрному)

По стенам резные лавки

И дубовый стол резной.

Возле печки сохнут травки,

Собирали их весной

Да настой варили, чтобы

Пить зимою от хворобы.

23. Красный угол в русской избе

«… Гой ты, Русь моя родная,

Хаты, ризы в образах…»

24. Посуда   на Руси

25. Русские рушники

Рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы. Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов

Льняное полотенце, по краям

Расшитое большими петухами.

 Весёлое творенье женских рук:

Два петуха – косые гребни, шпоры;

Они трубили зорю, а вокруг

Всё заплели цветы, легли узоры.

26. Русские утварь

27. Русские утварь

Баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!». Не зря веник является не только символом русской парной бани, её украшением, но и инструментом лечения или профилактики болезней. Веники, собранные из разнообразных пород деревьев и лекарственных трав используются для лечения самых разных заболеваний и недугов.

28. На Руси за водой ходили с коромыслом

29. Русский национальный костюм

Женский костюм: 

Девичья рубаха, праздничные головные уборы, понёва

Мужской костюм: 

Рубаха, порты, пояс, сермяга

30. Лапти – один из самых древних видов обуви. Лапти плелись из лыка различных деревьев, преимущественно липы (лычники), из мочала – липового луба, размоченного и разодранного на волокна (мочалыжники). Делались лапти и из коры ракиты (верзки), ивы (ивняки), вяза (вязовики), березы (берестянники), дуба (дубовики), из тала (шелюжники), из пеньковых оческов, старых веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны), из конского волоса – грив и хвостов – (волосянники), и даже из соломы (соломенники).

31. Русское гостеприимство

Русское гостеприимство  тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром  говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!»

Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!»   Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает

Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим!

32. Русское застолье

Православное праздничное застолье с давних времен хранит множество традиций, обычаев и обрядов.   За столом собирались все члены семьи и близкие родственники. Застольный этикет был очень сдержан и строг. За столом сидели чинно, да и разговоры старались вести серьезные и добрые.  Обязательным элементом праздника является молитва.  Для многих праздников предназначались строго определенные ритуальные блюда, и часто их готовили только раз в году. Заранее знали и ждали, когда на столе будут фаршированный поросенок, гусь или индейка, медовый или маковый пирог, пышные и румяные блины, крашеные яйца и куличи .

33. Русская кухня

34. Чаепитие на Руси

Обычай чаепития  на Руси обычай древний  -

Дорог гость – так привечай
Наливай ему целебный
Ароматный, крепкий чай.

35. Народные промыслы

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. 

Богата земля российская разнообразными народными промыслами: гжель, хохлома, жостово, русская матрешка, палех, тульские самовары, вологодские кружева, русская финифть, уральские промыслы, , павловские посадские платки и другие

36. Русский народный фольклор 

Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства (Фольклор): старинные лирические песни, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые, плясовые; однако в повседневной жизни преобладали частушки,песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит, устное народное творчество-  пестушки, загадки, сказки, поговорки и многое другое  частушки

37. Русские народные музыкальные инструменты 

Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен.

струнные инструменты - балалайка, гудок, духовые инструменты

духовые инструменты –дудка, рожок, жалейка   военные трубы, охотничьи рога, бубны.  

38. Обереги на Руси

Ни один дом на Руси не обходился без народных оберегов. Русский народ верил, что обереги надёжно охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных напастей,  для защиты дома и его обитателей от злых духов, болезней, для привлечения домового и его задабривания. Собираясь в дальнюю дорогу, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро и любовь согревали душу и напоминали о родном доме и семье.

39. Кукла- оберег 

Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России. Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи). Тряпичные куклы выполнялись в народных традициях с применением старинных техник и технологий. Народная кукла с давних времён делалась из веточек и лоскутиков, сухой травы. Куклы символизировали всё тайное и волшебное, что есть в душе человека.

40. Писанка 

Писанка -  оберег  и  дошедшая до наших дней традиция росписи птичьих яиц пчелиным воском и красками. Раньше писанки сопровождали человека в течении всей его жизни - от рождения, до смерти, оберегая его от зла. Узоры, которые наносились на писанку не случайны - каждый имеет своё значение. Узоры писанок, цветовые сочетания передавались из поколение в поколение, сохраняя неизменными. Считалось, что писанка придает силу всему, что рождает новое - земле, человеку, животным, растениям. Приносит красоту, здоровье и достаток.
 41.
 Домовые

Домовые – живут в домах и дворах. На Руси верили, что ни один дом не стоит без домового. От уважительного отношения к домовому напрямую зависело благополучие дома. При переезде на новое место домовой обязательно звался с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке или на венике, приговаривая при этом «вот те сани, поезжай с нами  Ежели в котором дому Домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, о всём печётся, и у самого хозяина бороду плетёт в косы. Чей же дом не полюбит, там разоряет хозяина в корень, переводя у него скот, беспокоя его по ночам, и ломая всё в доме.

42. «Генеалогическое древо»

Фамильное древо – схематическое представление родственных связей в виде дерева .Генеалогическим деревом также называют представление родословных в виде восходящих или нисходящих генеалогических таблиц

Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее,

то что радует глаз  ветви – ваши родители, различные линии его потомков

 ствол - ваши предки. 

 А корни –  родоначальник, это что держит крону, это традиции

Приобщение детей к истокам русской культуры (анкетирование для родителей)

1. Можете ли Вы рассказать ребенку о традициях русского народа:

а) Как жили наши предки;

б) Какими занимались ремеслами?

в) Как сеяли хлеб?

г) Какую на Руси носили одежду?

2. Знаете ли Вы русские праздники?

3. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

4. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

5. Надо ли знать народные сказки и былины?

6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

7. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и бабушек? Знает ли об этом малыш?

8. Какие народные игры Вам известны?

9. Играете ли Вы в них с ребенком?

10. Ходили ли Вы в музеи (исторический, краеведческий и др.)

2. Мини-музей «Истоки прошлого».

     1. Что Вы знаете о музеях?

2. Часто ли Вы посещаете с детьми музей, какие?

3. Рассказывает ли Ваш ребенок о групповом мини-музее дома?

4. Что Вы можете предложить для создания мини-музея в группе?

5. Как Вы думаете, почему работа по приобщению детей к истокам народной культуры необходима в воспитании детей дошкольного возраста?

Предлагаю вам пальчиковую игру на мотивы русских народных прибауток и игру «Лень», которая решает много педагогических задач одновременно: знакомит со старинными русскими словами, прививает чувство уважения к трудолюбию и порицанию лени; развивает творческие способности детей.

Пальчиковая игра «Я колю дрова»

Я колю, колю дрова (постукивающие движения костяшками больших пальцев,

Я колю, колю дрова (постукивающие движения костяшками указательных пальцев,

Я колю, колю дрова (постукивающие движения костяшками средних пальцев,

Я колю, колю дрова (постукивающие движения костяшками безымянных пальцев,

Колю дрова на чурочки (постукивающие движения костяшками мизинцев).

Горит огонь в печурочке! (руки соединяют в «замок» и шевелят пальцами)

Мастер-класс: «Русский национальный платок»

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях.

Мы с ребятами делаем проект "Приобщение к русской народной культуре через народные игры".Рассматривая иллюстрации с изображениями народных гуляний, мне пришла идея сделать с вами русские национальные платки, т. к. они являются частью национального костюма.

Платок выполненный в технике аппликация из ткани.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-171791-1444937089.jpg

    Платок выполненный техникой рисование гуашью.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-171791-1444937234.jpg

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Знакомство с особенностями национальных костюмов (русского, ненецкого)

Познакомить детей с особенностями национальных костюмов (русского, ненецкого)...

Проект "Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским"

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.Нео...

Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)

Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...

Районный семинар - практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры"

21 апреля в детском саду "Веснушки" проходил районный семинар-практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской ку...

МАСТЕР – КЛАСС по приобщению детей к истокам русской народной культуры через искусство ручного труда. Вязание крючком

Тема: «Вязание крючком»Подготовила: инструктор по физкультуре Артемьева А.С.Цель :- приобщение к духовно-нравственным и культурным традициям;Задачи мастер-кла...

Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуры через организацию музея Русская изба»

Музей Русская изба стал своеобразным центром народной культуры, открытым для разных категорий людей, причастных к идее духовного и культурного возрождения. За небольшой период работы в...