Конспект НОД "Природа Югры"
план-конспект занятия (старшая группа)

Мамзонова Ирина Альбертовна

Конспект НОД "Природа Югры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_priroda_yugry_mamzonova.docx30.29 КБ
Файл yavleniya_prirody.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

 «Природа Югры»

Мамзонова  Ирина Альбертовна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка»,

г. Нефтеюганск.

Образовательные задачи:

Упражнять в умении ориентироваться на географической карте.

Расширить и закрепить представления о зимних явлениях  природы.

Формировать представления о связях и зависимостях в живой и неживой природе.

 Упражнять в парном вырезывании, в вырезывании предметов сложной формы по шаблону.  

Упражнять в умении составлять и наклеивать  аппликационную композицию из нескольких частей.

Развивающие задачи:

Развивать познавательные  умения: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Развивать  самостоятельную  познавательную активность.

Развивать способность организации действия

Воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи, умение проводить самооценку и оценку работ сверстников.

 

Предварительная работа:

Знакомство с картой  России,  ХМАО-Югры.

Знакомство с символикой нашего округа.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе на прогулке.

Экспериментирование с водой.

Беседа «Какие деревья растут в сибирском лесу?»

Рассматривание и сравнение веток хвойных деревьев нашего региона.

Просмотр презентации «Северные ягоды».

Вырезывание изображений одинаковых предметов с использованием приема парного вырезывания, составление аппликационных композиций из нескольких частей.

Оборудование:

Игрушка Лунтик

Игра «Подбери картинку»;

Видеоролик «Северное сияние»;

Оборудование для продуктивной деятельности: альбомные  листы, цветная бумага, шаблон элемента флага «Сибирская корона», клей, ножницы.

Ход НОД

Введение в игровую ситуацию.

Дети и воспитатель стоят в кругу.

Воспитатель:  Придумано кем-то просто и мудро

                         При встрече здороваться: «Доброе утро!

                         Доброе утро небу и птицам!

                         Доброе утро  улыбчивым лицам!»

Лунтик:  Доброе утро, ребята! (педагог вносит игрушку Лунтик)

Лунтик: Я путешествую по России, собираю коллекцию флагов регионов и городов России. Есть у меня флаг России, флаг Тюменской области. А флага вашего округа нет. Ребята, помогите мне пополнить коллекцию.  

Воспитатель: Поможем Лунтику? (Ответы детей) Как мы можем помочь? Что будем делать? Как будем помогать? Из чего будем делать флаг?

Основная часть.

Воспитатель предлагает присесть на стульчики перед картой.

Воспитатель: Ребята, как называется наш округ?

Кто сможет показать на карте наш округ?

(Дети показывают округ на карте)

Лунтик: Как выглядит флаг нашего округа? (Ответы детей)

Лунтик: Почему на флаге вашего округа есть зеленая полоса? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, карта  может подсказать ответ на этот вопрос? (Ответы детей) Что растет в наших лесах?

Лунтик: Какие деревья и ягоды  растут в лесах вашего округа?

Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос Лунтика,  предлагаю вам ребята поиграть в игру «Что растет в Югре?». Для этой игры вам нужно разделиться на 2 команды. (Дети самостоятельно разбиваются на 2 команды). Воспитатель: Послушайте, правила игры. Выберите деревья и ягоды, которые растут в лесах нашего округа. Первая команда выбирает деревья, которые растут в наших лесах, и размещает на доске справа. Вторая команда выбирает северные ягоды, и размещает на доске слева.

Воспитанники выполняют задание.

Воспитатель: Назовите деревья, которые выбрали. (Ответы детей)

Назовите ягоды, которые выбрали. (Ответы детей)

 Лунтик: Ребята, почему эти деревья и ягоды растут в вашем округе? (Ответы детей)

Лунтик: Спасибо, ребята, теперь я знаю, почему зеленый цвет есть на флаге. Скажите, почему полоса синего цвета есть на флаге вашего округа?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту нашего округа. Какие водоемы есть в нашем округе? (Ответы детей – речки, озера, болота).

Ребята, вы знаете, как называется самая крупная река, которая протекает в  вашем округе? (Ответы детей).

Кто может показать реку Обь на карте?

Лунтик: Ребята, когда я к вам ехал, я не видел нигде воду. Почему? (Ответы детей).

Лунтик: Ребята, спасибо, теперь я понял, что видел воду, только она замерзла и стала льдом.

Воспитатель: Ребята, Лунтик,  предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка.
Белый снег пушистый в воздухе кружится 
(руки через стороны вверх, покачивания руками над головой) 
И на землю тихо  падает, ложится. 
(присели, руки опустили на пол) 
И под утро снегом (встали, покружились на месте) 
Поле забелело, 
(руки на пояс, повороты туловища влево-вправо) 
Точно пеленою  всё его одело. 
(присели, руки опустили на пол). 

Лунтик: Почему белый цвет есть на флаге вашего округа?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какая зима в нашем краю? (Ответы детей)  В нашем округе  земля покрыта снегом 200 дней.

Лунтик: Ребята, расскажите, что бывает зимой?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, Лунтик, хочу вам рассказать еще об одном зимнем явлении.

Просмотр видеоролика «Северное синие». Педагог сообщает новую информацию.

Северное сияние. В северных краях можно увидеть удивительное явление - северное сияние. Это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление. Оно может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. В наших краях северное сияние - редкое явление. Оно случается один раз в несколько лет. Северяне хорошо знают, что северные сияния чаще наблюдаются в морозные ночи. На Северном полюсе северное сияние можно видеть очень часто.

Лунтик: Какое красивое северное сияние! Как много примет зимы я услышал. Спасибо. Наверное, мне будет трудно их запомнить.

Педагог: Ребята, давайте поможем Лунтику запомнить  приметы  зимы. Предлагаю поиграть в игру «Подбери картинки». Выберите  конверты в соответствии со значками, которые вы получили перед занятием. Присядьте за столы и выложите на стол картинки из  конвертов. Ребята, вам надо выбрать только те картинки, на которых изображены приметы зимы и рассказать о них.

Педагог предлагает каждому ребенку задание в конверте. Воспитанники выполняют задание. Педагог совместно с детьми проверяет правильность выполнения задания. Дети с высоким уровнем помогают выполнить задания детям с  более низким уровнем.

Лунтик: Молодцы, ребята. Я  все запомнил. Спасибо. Теперь я понял, почему на карте вашего округа есть белая полоса.

Воспитатель: Ребята, обо всех элементах флага мы рассказали Лунтику? (ответы детей).

Воспитатель: Что означает изображение сибирской короны на флаге нашего округа?  (ответы детей)

Художественно – продуктивная деятельность.

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже рассказали Лунтику о символике цветов на флаге нашего округа. Что нам осталось сделать? (Ответы детей).  

Воспитатель: Для работы вам необходимо объединиться в пары.   Подберите  материал для работы.  

Ребята, с чего надо начать работу?  (Договориться о том, кто какую работу будет выполнять в паре).

Воспитатель демонстрирует изображение флага.

Воспитатель: Что вы можете сказать о размерах полос на флаге? (Синяя и зеленая широкие одинакового размера, белая уже). Как вырезать две одинаковых  полосы? (Наложить  листы зеленой и синей бумаги друг на друга, сложить пополам, расправить и разрезать по линии сгиба).

Как будете вырезать корону? (Положить шаблон на лист бумаги, обвести карандашом, вырезать)

Воспитатель: Ребята, о чем надо помнить, когда работаем ножницами?  

В процессе работы педагог также вырезает и наклеивает изображение флага, осуществляя напоминание (личный показ) выполнения работы. Работа с детьми была организована таким образом, что дети, которые быстрее справились с работой, помогали товарищам с низким уровнем. По окончании работы дети наводят порядок на рабочем месте.

Итог - Рефлексия.

Воспитатель:  Ребята, чей же флаг мы подарим Лунтику? Оцените свою работу. Все изготовили флаг правильно? (Оценка детьми своих работ)

 Воспитатель: Лунтик, какой флаг ты выберешь для своей коллекции?

Проходит оценка Лунтиком работ детей.

Лунтик: Я выберу этот флага, он выполнен правильно и аккуратно: на нем синяя и зеленая полосы одинакового размера, правильно размещена белая полоса, аккуратно вырезана и наклеена сибирская корона. Спасибо за флаг! До свидания, ребята.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что у нашего города тоже есть свой флаг. Ребята, предлагаю в группе собрать коллекцию флагов городов нашего округа. Вместе с родителями найдите и принесите в группу картинки флагов городов нашего округа.

Воспитатель: Почему мы смогли помочь Лунтику?

Что мы сегодня делали? Что нового вы узнали?  С чем вы справились легко? Что для вас было трудным?

 Тот, кто считает, что со всеми заданиями справился без ошибок, нарисуйте на кружочке смайлик зеленого цвета.  А у кого были трудности при выполнении заданий,  нарисуйте смайлик желтого цвета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С оставила: Мамзонова И.А. Зимние явления природы

Слайд 2

Выпадение снега из облаков называют снегопадом . Соединяясь друг с другом, снежинки образуют снежные хлопья, завораживающий танец которых бывает так приятно наблюдать. Мокрым снег называют тогда, когда снежинки тают при ударе о препятствие; кроме мокрого принято различать сухой и влажный снег — влажный, в отличие от сухого, прилипает к предметам. Снегопад

Слайд 3

Поземка Часто зимой бывает, что снег переносится ветром по поверхности земли или снежного покрова. Кажется, будто волны перекатываются по земле. Такое явление называют поземкой. При позёмке не наблюдается ухудшение видимости. Может возникнуть как в малооблачную погоду, так и в снегопад.

Слайд 4

Метель Метель (вьюга) – самое грозное зимнее явление природы . Ветер поднимает снег и несет его, увлекая за собой. Метель начинается внезапно и очень быстро набирает силу . Во время метели можно замерзнуть, видимость на дорогах становится плохой, поэтому можно заблудиться, водители на дорогах могут сбить пешеходов. Метель оста­вляют после себя перегороженные высокими сугробами улицы, занесенные снегом дороги.

Слайд 5

Часто зимой ветки деревьев покрываются изморозью. Это слой кристаллов льда, образующийся в туманную морозную погоду на ветвях деревьев, проводах . Изморозь состоит из крупных кристаллов, их хорошо видно даже в нескольких шагах. Иногда эти кристаллы изморози растут прямо на глазах, и порой их становится столько, что под их весом рвутся провода . И зморозь

Слайд 6

Иней Иней -это тоже ледяные кристаллы, образующиеся на поверхности предметов в холодные, ясные и тихие ночи. Иней состоит из очень мелких кристалликов, поэтому он похож на изумительную белую вышивку гладью. Такие красивые узоры мы можем видеть на оконных стеклах зимой.

Слайд 7

Северное сияние В наших северных краях можно увидеть удивительное явление-северное сияние. Это быстро меняющееся свечение отдельных участков ночного неба. Северное сияние — это потрясающее по красоте, захватывающее дух зрелище. Оно может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Северяне хорошо знают, что северные сияния чаще наблюдаются в морозные ночи.

Слайд 9

И сточники http:// images.yandex.ru http:// ru.wikipedia.org http:// сезоны- года.рф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Ознакомление старших дошкольников с природой Югры "Сладкая Югринка"

Презентация к занятию по уточнению представлений о природе северного края....

Консультация для родителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югра)

Консультация для родителей , в котрой знакомлю с историёй образования Ханты- Мансийского автономного округа-югра....

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...

Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...