Фольклорный праздник "Благовещение"
методическая разработка (старшая группа)

Богомолова Татьяна Леонидовна

Народный праздник "Благовещение" стал кульминационным событием проекта «Музыкальный фольклор, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blagoveshchenie_2022.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Третья встреча Весны – Благовещение

Цель: создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа.
Задачи:

 - формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желанию знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;
- расширять представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях;
- познакомить детей с русскими народными песнями и играми;

Праздник проходит на улице, звучит русская народная музыка, дети, взявшись за руки, образуют круг.

Ведущий. Март сменяется апрелем,

Утро тонет в птичьих трелях!

С нами чудо из чудес –

Благовещение с небес!

Ребята, сегодня праздник Благовещение, встречаем весну в третий раз.       Вот и кончилась зима, в гости к нам пришла весна!

             Солнце стало греть теплее, дни становятся длиннее.

             На дворе звенит капель, праздник будет веселей!

 Ребята, скажите, как весну встречали на Руси в старину?

Дети. Пели песни о весне, водили хороводы, кричали заклички, играли в весёлые игры.

Ведущий. Давайте и мы заведём хоровод. Поможем солнышку растопить снега. (согреть землю). Ведь наш круг похож на солнышко, он тоже круглый, а мы с вами его лучики.

 Хоровод «Веснянка»

Муз. рук-ль.  К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины на полях видны.

Видно, очень тёплые ноги у весны.

Выход Весны под русскую народную мелодию.

Весна (2-ой воспитатель). Здравствуйте, ребята!

Вот и я, пришла Весна,

К вам спешила очень я.

Лесам и птичкам очень я нужна,

Несу с собой тепло и свет

И солнца раннего привет

Долго ли вы меня ждали?

Дети. Долго, очень долго.

Ребенок.  Где ты, солнышко, проснись!

Где ты, скворушка, вернись!

Сыпать снег зима устала,

Кап-кап-кап! Весна настала!

Ведущий. Ребята, становитесь парами! Будем встречать Весну весёлой шуточной пляской! И ты, Весна, потанцуй с нами!

 Весна. Понравилась мне ваша пляска! А я вас научу новой игре. Называется она «Золотые ворота» (Весна с ведущим делают из платков «воротики»)

Русская народная игра «Золотые ворота»

Дети проходят в воротики (сделанные из 2-х платков), хором говорят:

 Идет матушка-Весна, отворяй ворота!

Первым март пришел, белый снег сошел!

А за ним и апрель - отворил окно и дверь!

Ну, а как пришел май - солнце в дом приглашай!

Воротики закрываются, ребенок перед ними становится водящим и ловит других детей.

Весна. Как в народе говорили об этом празднике?

Дети вместе с ведущим говорят русские народные поговорки:

  • На Благовещение Весна Зиму поборола.
  • Если на Благовещение снег на крышах лежит – значит лежать ему долго.
  • Бывает на Благовещение и первая гроза – значит быть лету теплому.
  • Если на Благовещение ночь тёплая - весна дружная.
  •  Мокрое Благовещение - грибное лето.
  •  На Благовещение мороз - к урожаю огурцов.
  •  Благовещение без ласточек - тёплая весна.
  • На Благовещение птица гнезда не вьет, девица косу не плетет.

Ведущий. К празднику Благовещения из теплых краев домой возвращаются птицы, а чтобы они скорее прилетали, дети в старину пели заклички. Давайте и мы с вами споем.

Дети поют закличку «Жаворонки» муз. р. н. часть детей на проигрыш играют на свистульках. 

Жаворонки, прилетите,

Красно лето принесите!

Нам зима – то надоела,

Много хлебушка поела.

  Муз. рук-ль.  А теперь, дети, слушайте меня внимательно. Поднимайте руки, как крылышки, да приговаривайте «Летят! Летят!» Да только будьте внимательны; лететь нужно с теми, кто действительно летать может!

 Рус. Нар. игра «Грачи летят!»

Весна. Сколько мы разных птичек вспомнили… Со всеми полетали…

Так что птиц не надо ловить

Надо птиц всегда любить!

Зимою птицам помогать

Птичьих гнезд не разорять!

Их жалеть, оберегать! Запомнили?!

Весна. Непоседа воробей поиграть зовет скорей!

Русская народная игра "Скачет, скачет воробей".

Выбирают «Воробья». Все дети сидят на скамейке или стоят в ряд или в круг. «Воробей» скачет подскоками, машет «крылышками», созывает детей, а все поют: (мелодия р. н. песни «Вдоль по улице»)

Скачет, скачет воробей-бей-бей,

Собирает всех детей-тей-тей.

Мало, мало, мало нас, нас, нас,

Иди, Сашенька, за нас, нас, нас.

Тот, чье имя произнесли, идет к воробью. Они берутся за руки и вместе скачут. Дети снова поют песенку. Так продолжается до тех пор, пока не наберется 6 – 7 детей. Тогда поют по-другому:

Скачет, скачет воробей-бей-бей,

Разгоняет всех детей-тей-тей.

Много, много, много нас, нас, нас,

Убегайте все от нас!

Дети разбегаются, а «Воробей» с помощниками их ловит.

Весна. А ещё наши прабабушки и прадедушки очень любили старинный обычай – на праздник Благовещения выпускать на волю птичку, в память той радости, которую принесла всему миру весть о скором рождении Спасителя. Задолго до этого они специально ездили на птичий базар, где в клетках у торговцев сидело множество простых серых птичек. Там покупали птичку «на выпуск» и, в день праздника, с радостью и весельем отпускали ее на свободу. Мы с вами тоже делали птичек! (Дети разбирают птиц, сделанных из бумаги. Под музыку произвольно «летают» по участку, кружатся и в конце вешают их на кустики)

Ведущий. Вот и подошел к концу наш маленький праздник.

С Благовещеньем, друзья всех хочу поздравить.

Этот день, чтобы прощать, чтобы Бога славить!

Посмотрите, как весна радуется с нами –

Как украсила всю землю зеленью, цветами.

Вы прислушайтесь вокруг как щебечут птицы.

Радость Благовещенья солнышком искрится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорная гимнастика

Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим,  музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"

Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...