Проект «Моя семья и семейные традиции»
проект (средняя группа)

Шилова Евгения Михайловна

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Любовь к близким, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Именно семья может создать для своего ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx293.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 « Сибирячок» г. Канск

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе

«Моя семья и семейные традиции»

Автор проекта:

Шилова Евгения Михайловна

воспитатель

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Вид проекта: информационно-творческий, краткосрочный.

Участники проекта:  воспитатель, дети средней группы (4-5лет) родители.

Актуальность проекта: 

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Любовь к близким, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Именно семья может создать для своего ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением, а пример взрослых, особенно близких людей, имеет огромное значение в становлении личности ребенка. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому

Цель проекта: Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи.

Задачи проекта:

Образовательные:

Формировать у детей представления о семье, о нравственности отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.

Развивающие:

Развивать любознательность, наблюдательность, творческое воображение воспитанников в процессе совместной деятельности со взрослыми.

Воспитательные :

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях. Показать ценность семьи для каждого человека

Ожидаемые результаты: 

- умение составлять рассказ о членах своих семей, их домашних обязанностях, увлечениях, о семейных праздниках и традициях; детском саде, городе, в котором они живут;

- знание детьми своей фамилии, имени, отчества, имен родителей, бабушек и дедушек;

- формирование чувства гордости, любви и уважения к своей семье;

- формирование представлений о профессиях своих близких

- умение организовать сюжетно – ролевые игры на тему «Моя семья»;

- приобретение навыков социального общения со сверстниками;

Срок реализации проекта: с 30 января по 3 февраля 2023 года (1 неделя)

Формы организации проекта:

1. Беседа с детей «Что я знаю о семье».

2. Консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?»

4. Выставка «Генеалогическое древо семьи».

5. Создание лэпбука  «Семья».

6. Выставка детских рисунков «Моя семья».

7. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин», «Дочки-матери».

10. Консультация «Семья и семейные ценности».

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • Подбор методической и справочной литературы по теме проекта.
  • Определение цели и задач
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.

II этап – основной

  • Реализация задач проекта через организацию детской деятельности и взаимодействие с родителями.
  • Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
  • Выставка «Генеалогическое древо семьи»
  • Создание лэпбука «Семья»
  • Выставка детских рисунков «Моя семья»
  • Консультация для родителей «Генеалогическое древо семьи»
  • Разработка консультации для родителей «Семья и семейные ценности».

Формы организации детской деятельности (Приложение 1)

ОО «Развитие речи»

  1. Чтение художественной литературы

«Мама для Мамонтенка» Непомнящая Д.

  1. Отгадывание загадок

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Беседа

         «Что я знаю о семье».

        «Расскажи о своей семье» (показ семейного древа)

  1. Игровая деятельность

Д/игра "Какая у вас семья?" (игра проводится с мячом).

           Д/игра "Кто, чем занимается в вашей семье?".

           Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин», «Дочки-        

            матери».

ОО «Физическое развитие»

  1. Физ.минутка

         «Семья»

 ОО «Познавательное развитие»

  1. Просмотр мультфильмов по сказке В.Г Сутеева «Мешок яблок»

 ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Продуктивная деятельность

Рисование «Моя семья»

Формы работы с родителями (Приложение 2)

  • Предложить родителям посмотреть с ребенком мультфильм «Волк и телёнок» побеседовать после просмотра.

  • Домашние задание изготовить семейное древо.
  • Консультация для родителей «Генеалогическое древо семьи»
  • Разработка консультации для родителей «Семья и семейные ценности».

III этап. Итоговый (Приложение 3)

Анализ деятельности, подведение итогов. Распространение эффективного опыта.

Приложение 1

«Мама для Мамонтенка» Непомнящая Д.

Случилось это на берегу далёкого и холодного Ледовитого океана.
Однажды сердитые волны разбили большую ледяную скалу. Пригрело солнышко, и лед стал медленно — медленно таять.

Во льду был замёрзший Мамонтёнок. Он отогрелся на солнышке и ожил. «Мама!» — позвал Мамонтёнок, но ему никто не ответил. Он подождал немного, а потом пошёл искать маму.
Долго шёл Мамонтёнок. Иногда он останавливался и звал маму, но мамы нигде не было. Мамонтёнок устал и проголодался.

«Кто ты такой?» — услышал он чей-то голос. Это был Северный олень. Мамонтёнок никогда не видел его раньше и испугался.
«Я маму ищу!» — сказал он. «Так ты детёныш!»- удивился Северный олень. «Детёныш, — сказал Мамонтёнок.- Я спал, потом проснулся, а мамы нет!» И он вздохнул.
«Я никогда не видел твоей мамы! — сказал Олень. — Может, её знает дядюшка Морж?»

Для того чтобы во что-то верить, вовсе не обязательно знать, правда ли это.

Цикл о Муми-троллях

Реклама

Дядюшка Морж очень удивился, увидев Мамонтёнка. «Кто ты такой?»- спросил он. «Я детёныш! — сказал Мамонтёнок. — Я спал, потом проснулся, а мамы нет!» — «А как зовут твою маму?» — «Мама!» — сказал Мамонтёнок.


Дядюшка Морж вспомнил, что давным-давно, когда на Севере было тепло, здесь жили огромные звери, похожие на Мамонтёнка.
«Но они ушли в Африку, когда настали Великие холода!»
«Я тоже хочу в Африку! — сказал Мамонтенок. — Я хочу найти свою маму!»

«А ты не побоишься?» — спросил его Морж и Северный олень.
«Не побоюсь!» — сказал Мамонтёнок.
Тогда Морж подогнал к берегу большую льдину, Олень принёс травы на дорогу, и Мамонтёнок поплыл в Африку к маме. 

«По синему морю к зелёной земле
Плыву я на белом своем корабле.
Меня не пугает ни волны, ни ветер!
Плыву я к единственной маме на свете!
Скорей до земли я добраться хочу,
«Я здесь! Я приехал!» — я ей закричу.
Пусть мама услышит, пусть мама придёт,
Пусть мама меня непременно найдёт!
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети?»
И вдруг льдина под Мамонтёнком подтаяла и разломилась! «Мама!» — закричал он.

И тут появились Дельфины. Они подхватили Мамонтёнка на спины и помчались к земле. Дельфины выбросили Мамонтёнка на песок и уплыли. Мамонтёнок открыл глаза.
Это была Африка.

Перед ним был Олень, но совсем другой.
«Ты кто такой?» — спросил его Мамонтёнок. «Я — Олень из Африки, — ответил Африканский олень.- А ты кто?»
«Не знаю, — сказал Мамонтёнок. — Я ищу маму. Дядюшка Морж сказал, что она здесь.»

«Я не видел здесь твоей мамы! — сказал Африканский олень. — Может быть, Мудрый Какаду ее знает? Он живёт на свете очень давно!»
И Олень позвал Какаду. Какаду очень удивился, увидев Мамонтёнка, и сказал, что впервые видит такого зверя. И они с Оленем стали думать, где искать маму этого странного детёныша.


«А я знаю, где его мама!» — вдруг услышали они чей-то голос. И они увидели Обезьянку. В руке у Обезьянки был банан. «Лови!» — крикнула она Мамонтёнку.
Мамонтёнок поймал банан хоботом. И тут все закричали: «Да это же Слонёнок! Только волосатый!»


«Так, значит, я — Слонёнок! — обрадовался Мамонтёнок. — Значит, моя мама здесь, и вы её знаете?» — «Конечно! Ее зовут Большая Слониха!» — закричали звери. И они пошли к большой Слонихе.

Скоро настала ночь и взошла луна. Но они все шли и шли. И наконец пришли на поляну. Там, вся залитая лунным светом, стояла Слониха. Она спала.

«Мама!» — закричал Мамонтёнок. Слониха долго смотрела на Мамонтёнка, а потом сказала: «Кто это?» «Это же я, — сказал Мамонтёнок. — Я тебя так долго искал! А ты меня не узнала!» И он заплакал. «Ты что слонёнка не узнаешь? — закричали Олень, Обезьянка и Какаду. — Посмотри, у него хобот и уши как у тебя! Только он в шубе, потому что с севера!»

«Тише!» — сказала Большая слониха и подошла к Мамонтёнку. Она внимательно посмотрела на него и сказала: «Не плачь! Ты действительно не Слонёнок, ты — Мамонтёнок! Но все-таки ты — мой сын!» 

«Я ничего не понимаю! — сказал Мамонтёнок. — Почему я твой сын, если я не слонёнок?»
«Потому что давным-давно, когда настали Великие холода, мамонты пришли с Севера в Африку и стали слонами.»
«Значит, я Слонёнок, который жил давным-давно!» — обрадовался Мамонтёнок.

«Ура! Наконец-то он нашёлся!» — закричали животные.
На смену африканской ночи пришло утро.
Когда животные возвращались обратно, Обезьянка спросила: «Как вы думаете, это правда, что мамонты стали слонами?» «Не знаю», — сказал Африканский олень. А мудрый Какаду сказал: «Какое это имеет значение? Он нашёл МАМУ, и это главное!»

Вопросы к сказке:

  • Кто  главный герой сказки?
  • Зачем заяц отправился в лес?
  • Что нашёл в лесу заяц?
  • Почему яблоня называете «дикая»?
  • Сколько яблок набрал заяц? (много, полный мешок)
  • Кого первого встретил заяц у яблони? (ворону).
  • Кого вторым встретил заяц в лесу? (медведя)
  • Каким вы представляете себе Медведя?
  • Кто подбежал потом к Зайцу?
  • Кто встретился Зайцу по дороге еще?
  • Где встретил Заяц волка?
  • Что можно сказать о волке, он какой?
  • Когда Заяц прибежал домой, что он увидел? 
  • Расскажите, какие подарки принесли зайчатам звери? 

Загадки:

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна СЕМЬЯ!

***

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (семья)

***

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

***

Она лучше всех на свете,

Без неё прожить нельзя,

Есть она у Маши, Паши

И конечно у меня (семья)

***

Папа, мама, старший брат,

Таня, дедушка Игнат —

Много разной тут родни.

А все вместе кто они? (семья)

***

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша. (мама)

***

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая. (мама)

***

Кто стирает, гладит, шьёт.

Колыбельные поёт?

Кто нас лечит от простуды?

Кто начальник всей посуды?

Чашек, ложек и кастрюль,

Щёток, тряпок и пилюль.

Кто нас будит утром рано?

Ну, конечно, это (мама)

***

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама,

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша (мама)

***

Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал: «Вставать пора»?

Кашу кто успел сварить?

Чаю — в пиалу налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто цветов в саду нарвал?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех? (мама)

***

Книжки вечером читает

И всегда всё понимает,

Даже если я упряма,

Знаю – любит меня (мама)

***

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый. (папа)

***

Самый смелый, самый сильный,

Утром с бородою мыльной,

Рулит на машине важно,

В стену гвоздь забьет отважно,

Любит нас и нашу маму,

Это наш любимый. (папа)

***

Свяжет тёплые перчатки,

Поиграет в ладушки.

В волосах седые прятки,

Это моя (бабушка)

***

Кто сидит на кресле в зале,

Знает все, что есть в журнале?

На футбол и на охоту

Очень с ним пойти охота.

Нам на все он даст ответ.

Это наш любимый. (дед)

***

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой. (братишка)

***

Я рад ему, и он мне рад,

В один мы ходим детский сад,

У нас родители - одни,

Один любимый круг родни,

Одни игрушки, самокат.

Всё потому, что он мой. (брат)

***

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая. (сестренка)

***

Мамы старшая сестра —

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

***

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» — говорит мне. (дядя)

***

Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная. (бабушка)

***

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый. (дед)

Физкультминутка:

«Семья»

Мама, милая, родная, (ладони прикасаются к щекам,

движения головой – влево - вправо)

Папа тоже дорогой. (вытягивают руки вперёд).

Бабушка совсем седая, (поглаживая виски в сторону затылка)

Дед уже не молодой. (поглаживание щёк вниз)

Брат похаживает в школу, (ходьба на месте)

А сестра лишь в детский сад, (сгибание ног в коленях)

Я скажу, ребята, смело (сгибание правой руки в локте,

большим пальцем прикасаясь к груди)

Что семье я очень рад. (руки от груди разводят в стороны).

Картотека сюжетно-ролевых игр

«Дом, семья»


Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.

«Больница»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. 

Роли: врачи, медсестры, больные, санитарки. 

Игровые действия: Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Больных посещают родные, друзья. 
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

«Магазин»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель.

Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».

Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки

Беседа: «Что я знаю о семье»

        

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать.

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

 Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

 Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна …

Дети: семья.

Воспитатель: Правильно! Мы поговорим сегодня о семье. Как вы думаете, что такое семья?

Дети: Семья - это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка

Воспитатель: Правильно. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят, уважают друг друга, заботятся друг о друге.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "Какая у вас семья?"

Д/игра "Какая у вас семья?" (игра проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч детям и спрашивает: Какая у вас семья? Ребенок, поймавший мяч, должен ответить подбирая прилагательное. (большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастлива) Если дети затрудняются подобрать прилагательное, применяю метод прямой подсказки, например: если у вас все живут дружно то семья? (дружная); А если в семье все друг о друге заботятся то семья? (заботливая)

Воспитатель: Молодцы, вижу, замечательные у вас семьи. А еще мне хочется узнать, кто чем занят в вашей семье.

Давайте поиграем в игру "Кто, что делает в нашей семье?"

Д/игра "Кто, чем занимается в вашей семье?".

Воспитатель задает вопрос: Что делает мама (папа, бабушка, дедушка, брат, сестра) Дети подбирают глагол (гладит, стирает, готовит, моет посуду, ходит на работу, зарабатывает деньги, проверяет уроки, играет, читает, мастерит и т. д.)

Воспитатель: Спасибо ребята, я очень рада, что вы так много знаете о своей семье, о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье. Из ваших ответов я поняла, что у вас у всех дружные семьи. Семья очень нужна каждому человеку, большому и маленькому. Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге.

Дети садятся за столы и рисуют портрет "Моя семья"

Молодцы! Ребята у вас получились замечательные портреты

В конце беседы воспитатель совместно с детьми  оформляет выставку детских работ.

Приложение 2

Консультация для родителей

«Генеалогическое древо семьи».

     Вопрос «Нужно ли знакомить детей с родословной?» в настоящее время имеет, скорее, риторический характер. В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Подавляющее большинство педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, также считают этот вид деятельности важным средством нравственно-патриотического воспитания. 
    Давайте же вместе с ребенком составим свое генеалогическое дерево. Это будет интересно не только ему, но и Вам! 

   Генеалогическое дерево – это родословная семьи. Ребенка дошкольника 4-6 лет уже можно привлекать к составлению истории своего рода. Целесообразно начать эту работу с самого ребенка и его ближайшего окружения. 

     На схеме каждое поколение располагается на определенной ступени. Это развитие рода в системе. Первым на схеме обозначается он сам. Можно приклеить его фотографию или сделать рисунок. Рядом приклеиваются фотографии братьев и сестер, если в семье несколько детей. Это первое поколение. 
    От фотографии ребенка вниз проводится линия, разделяющая схему на две части. Это «ствол» (его можно изобразить, нарисовав дерево). 
От «ствола» вправо и влево обозначаются мама и папа (также можно использовать фотографии). Это второе поколение. Затем ниже на ступени – бабушки и дедушки. Очень важно, чтобы ребенок запоминал имена, отчества, фамилии родственников, род их занятий, место где родились, то, как прошло детство. 
     Родители могут вести летопись семьи. В специальную тетрадь или альбом записываются все сведения о родственниках, истории их жизни. Хорошо использовать документальные материалы (письма, телеграммы, дневники и пр.), аудиовидеозаписи. После того как ребенок хорошо усвоит информацию о маме, папе, бабушках и дедушках, можно переходить к рассказу о тетях и дядях, т.е. о братьях и сестрах мамы и папы, их женах, мужьях и детях. Это тоже второе поколение родственников. Ребенку рассказывают о том, что у дяди и тете есть жена и муж (на схеме они обозначены геометрическими фигурами меньшего размера), а также дети. Это двоюродные братья и сестры. Они тоже относятся к первому поколению, соответственно эти родственники располагаются на одной ступени с ребенком.   Только после того, как будут усвоены сведения о ближайших родственниках, можно продвигаться в «глубь веков». Генеалогическое дерево можно оформить в альбоме или на отдельном листе, а можно сделать панно: для этого на листе ватмана расчерчивается схема, которая заполняется по мере изучения истории семьи. 

     Можно поместить панно в специальную рамку или придумать более оригинальное оформление. Например, в форме старого манускрипта или древнего документа, сохранившегося на «выделанной коже». «Состарить» бумагу можно с помощью концентрированного раствора марганцовокислого калия, чая или кофе. Их наносят кисточкой, ватным тампоном или губкой. После высыхания бумага приобретает коричневый оттенок. Не страшно, если не получится ровно окрашенной поверхности. Некоторые погрешности в окраске также помогут создать впечатление старины. 
     Генеалогическое дерево, выполненное подобным образом, с одной стороны, станет оригинальным украшением, а с другой – будет стимулировать познавательную активность ребенка. При этом следует помнить, что схема должна быть составлена по аналогии с проводимой ранее. Овалы, которые окажутся еще не заполненными, будут возбуждать естественное детское любопытство. Взрослому нужно только постараться вовремя удовлетворять его. 

        

Консультация для родителей

«Семья и семейные ценности»

Что такое семья?

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Семья... На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

О семейных традициях

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции - это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение.

То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

Начните с малого - чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.

Семейные традиции и ритуалы:

  • позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде";
  • в вашей семье состоится то, что заведено;
  • дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
  • настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день – праздник";
  • создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
  • позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
  • Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:
  • повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;
  • традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
  • можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,

– Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы? Вместо привычных "привет-пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник – вторую. Можно придумать и специальные формы прощания – вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день. Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим, и... очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники "национальной" кухни – одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, – например, как держать палочки или... пить из блюдца. Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник впервые выходные лета. Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это... действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и... конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое детство. Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное – почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи. Отличный вариант - ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние конфликты.

Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

Приложение 3

C:\Documents and Settings\гоша\Мои документы\Загрузки\IMG_20230127_152942.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт педагогического проекта Тема: «Семья и семейные традиции»

Девиз проекта:«Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом,Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!»...

Проект «Моя семья и семейные традиции»

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий с...

Проект " Моя семья и семейные традиции."

В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению семейных связей. Поэтому так важно...

Проект «Моя семья и семейные традиции»

Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; Осуществление взаимодействия ДОО и семьи ч...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Моя семья и семейные традиции»

Семья - любви великой царство.В ней вера, праведность и сила.Семья — опора государства,Страны моей, моей России.В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подраст...

Проект " Моя семья и семейные традиции" Вторая младшая группа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка Детский сад № 122      Проект " Моя семья и семейные традиции"Вторая м...

Проект «Моя семья и семейные традиции»

Семья-это труд, друг о друге работа,Семья- это много домашней работы.Семья -это важно! Семья – это сложно!Но счастливо жить одному не возможно!...