Проект «Моя семья и семейные традиции»
проект (средняя группа)

Правосуд Елена Михайловна

Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; Осуществление взаимодействия ДОО и семьи через приобщение к народным и семейным традициям, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель: Правосуд Е.М . Сыктывкар - 2021г . МБДОУ « Д етский сад № 96 » ПРОЕКТ « Моя семья и семейные традиции» (Средняя группа)

Слайд 2

Воспитание ребенка — очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование личности. Но самой большой силой и мощью обладает семья . Родители — первые, с кем ребенок знакомится, первые, кто его окружает и заботится о нем, первые, кто на него существенно влияет. И даже независимо от того, сколько времени вы проводите с ребенком, оно будет копировать в первую очередь поведение родителей . Семейные традиции - очень ценное средство воспитания. Традиции , адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Неизменным остаётся их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, передаче культурных ценностей

Слайд 3

Актуальность темы: «Без прошлого нет будущего» Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. В суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями. В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём. Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!

Слайд 4

Цель проекта: Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; Осуществление взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям , способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи. Задачи : 1. Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «родные», «семья», «близкие». 2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях. 3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность. 4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь. 5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях. 6. Повысить качество отношений «семья - детский сад». Срок реализации: кратковременный (одна неделя) Вид проекта : творческий, информационный. Участники проекта : воспитанники группы, воспитатели, родители.

Слайд 5

Ожидаемые результаты проекта : В результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания . Дети будут знать: прошлое своей семьи; профессии своих родителей, бабушек и дедушек; значение своей фамилии; смогут полностью назвать свое имя и отчество; смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной; пополнят словарный запас (род, родословная, традиции) ; Родители: приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках; укрепят меж семейные и внутрисемейные связи; будет развито чувство гордости за свою семью; будут уважительно относиться к своим предкам; научатся организовывать семейные праздники; Педагоги: расширят знания о народных праздниках, их происхождении; разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей; пополнят атрибуты для сюжетно – ролевых игр; будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству; будут уважительно относиться, и интересоваться традициями семьи.

Слайд 6

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и картинок.

Слайд 7

Демонстративный материал

Слайд 8

Аппликация «Мои увлечения» «Мои любимые игрушки»

Слайд 9

Рисование «Моя семья

Слайд 10

Лепка: «Хлебобулочные изделия»

Слайд 11

Пальчиковые гимнастики, дидактические игры

Слайд 12

Сюжетно-ролевые игры

Слайд 13

Строительные игры Конструирование «Мой дом моя крепость».

Слайд 14

С емейный фотоальбом «Традиции нашей семьи»

Слайд 15

Альбом кулинарных рецептов семьи

Слайд 16

Выставка семейных работ «Моё генеалогическое древо» .

Слайд 17

Совместная творческая работа родителей и детей. Рисунки посвященные «Дню матери »

Слайд 18

Данный проект – это яркий пример того, что дружная семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в обычных буднях, праздничных заботах, ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы, где закладывается уважение, любовь и привязанность ребёнка к семейным традициям, осознания себя членом этой семьи.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 96» г. Сыктывкара

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Моя семья и семейные традиции»

(Средняя группа)

Разработал воспитатель:

Правосуд Е.М.

Сыктывкар, 2021

Паспорт проекта

Название (тема) проекта

«Моя семья и семейные традиции»

Разработчики и руководители проекта

Правосуд Елена Михайловна

Вид проекта

Творческий, информационный

Период реализации проекта

Краткосрочный (1 неделю)

Участники проекта

Воспитанники средней группы;

Воспитатели группы;

Родители воспитанников;

Описание проекта        

Актуальность и значимость проекта

В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Работа в условиях реализации ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.

Наблюдая за детьми средней группы, мы увидели, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они, нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, при- жаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых

Анкетирование показало, что в нашей группе много молодых семей, не имеющих своих традиций. Они считают это лишним, не актуальным.

 В результате дети недополучают эмоционального контакта, понимания в семье.

Возникает противоречие: с одной стороны признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.

Данное противоречие позволяет сформулировать гипотезу исследования: если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей со своей фамилией, именем и отчеством родителей, своего рода и родословной, с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно - нравственных качеств детей среднего возраста. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья и семейные традиции», которая поможет детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Цель проекта

Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; Осуществление взаимодействия ДОО и семьи через приобщение к народным и семейным традициям, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

Задачи проекта

1. Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «родные», «семья», «близкие».

2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

6. Повысить качество отношений «семья - детский сад».

Ожидаемые и полученные  результаты проекта

Я предполагаю, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Дети будут знать:

прошлое своей семьи;

профессии своих родителей, бабушек и дедушек;

значение своей фамилии;

смогут полностью назвать свое имя и отчество;

смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;

будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;

пополнят словарный запас (род, родословная, традиции);

Родители:

приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;

укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;

будет развито чувство гордости за свою семью;

будут уважительно относиться к своим предкам;

научатся организовывать семейные праздники;

Педагоги:

Расширят знания о народных праздниках, их происхождении;

Разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;

Пополнят атрибуты для сюжетно – ролевых игр;

будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;

Родители будут уважительно относиться, и интересоваться традициями семьи. Особенность проекта, заключался в том, что вместе с семьей мы не только познавали, осваивали новое, трудились, но и работали в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становились активными участниками жизни детей в детском саду.

Таким образом, я думаю, что выбранное мною направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям.

При работе с детьми выявилась проблема. 

Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.

За время реализации проекта

«Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысился.

Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей, в большинстве семей появились новые семейные традиции.

Содержание проекта

1 этап: Подготовительный

  • Составить перспективный план проекта.
  • Опрос детей по данной теме.
  • Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности.
  • Подобрать дидактические игры.
  • Подобрать иллюстрированный материал.
  • Подобрать художественную литературу по теме «Семья».
  • Подобрать материал для продуктивной деятельности.
  • Совместное изготовление родителей и детей атрибутов для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин».
  • Анкетирование родителей на тему: «Семейные традициипраздники, увлечения».

2 этап: Основной

Беседы: «Для чего человеку семья?», «На кого хочу быть похожим?», «За что я люблю маму», «Семейные праздники», «Выходной день в моей семье», «Для чего человеку дано имя» (знакомство со свидетельством о рождении).

  • Проблемные ситуации: «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка».
  • Ситуативная игровая образовательная деятельность «Моя семья».
  • Дидактические игры: «Скажи ласково», «Найди свою маму», «Чья мама?», «Разложи по порядку» (картинки людей с учетом возрастных изменений).
  • Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Больница»,«Праздник в доме»,«Дочки - матери», «Семья», «День рожденья», «Пикник на природе».
  • Чтение художественной литературы по теме «Семья»:

Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Толстой «Бабушка и внучка», В. Катаев «Цветик - семицветик»,

С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Дедушка и внучка», р. н. с. «Гуси-лебеди», Б. Емельянов «Мамины руки», ненецкая народная сказка «Кукушка». Знакомство с пословицами и поговорками о семье.

  • Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники».
  • Художественно – эстетическая деятельность:

Рисование: «Моя семья»,

Лепка: «Хлебобулочные изделия»,

Аппликация: «Мои увлечения»

Конструирование «Мой дом моя крепость».

  • Домашний просмотр мультфильмов: «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик - семицветик». ( носит рекомендательный характер)

Дидактическая игра с родителями «Корзина добрых дел», «Собери портрет из деталей».

  • Консультации для родителей: «Семья и семейные ценности!», «Влияние семьи на развитие ребенка»
  • Рекомендации для родителей (папка передвижка) «Возрождение семейных традиций», «Как провести выходной день с ребенком», Памятка для родителей «Чаще говорите детям…».

3 этап: Заключительный

  • Выставка  семейный фотоальбом «Традиции нашей семьи»
  • Выставка рисунков и фотографий блюд: «Любимые блюда нашей семьи»;
  • Выставка: «Семейное древо»
  • Выставка рисунков о семье;

Выставка поделок из лепки «Хлебобулочные изделия »,

 Коллективный плакат «Мои увлечения, мои любимые игрушки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт педагогического проекта Тема: «Семья и семейные традиции»

Девиз проекта:«Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом,Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!»...

Проект «Моя семья и семейные традиции»

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий с...

Проект " Моя семья и семейные традиции."

В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению семейных связей. Поэтому так важно...

Проект «Моя семья и семейные традиции»

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабуш...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Моя семья и семейные традиции»

Семья - любви великой царство.В ней вера, праведность и сила.Семья — опора государства,Страны моей, моей России.В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подраст...

Проект " Моя семья и семейные традиции" Вторая младшая группа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка Детский сад № 122      Проект " Моя семья и семейные традиции"Вторая м...

Проект «Моя семья и семейные традиции»

Семья-это труд, друг о друге работа,Семья- это много домашней работы.Семья -это важно! Семья – это сложно!Но счастливо жить одному не возможно!...