Природные богатства Алтайского края
план-конспект занятия (старшая группа)

Мартыненко Марина Дмитриевна

ООД по познавательному развитию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon file0069.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта занятия

ФИО педагога   Мартыненко Марина Дмитриевна

Образовательная область   Познавательное развитие

Возрастная группа   старшая

  Тема занятия:  Природные богатства Алтайского края.

   Цель: Формировать и совершенствовать представления детей о природных богатствах Алтайского края (соль, глина, гранит, серебро, золото и др.).

   Задачи:

  1. Расширять представления детей о природных  богатствах  Алтайского края – его полезных ископаемых: глина, песок, соль, гравий, гранит. А также формировать представления детей о  месторождениях полезных ископаемых: соль – в озерах, гранит в горах, глина, песок по берегам рек и озер и др.
  2. Формировать активную позицию – не равнодушного созерцания, а деятельного участника решения всех экологических проблем, возникающих от внедрения человека в природу (брать полезные ископаемые не в ущерб природе), развивать психические познавательные процессы.
  3. Воспитывать бережное и уважительное  отношение к богатствам края. Обеспечить психологический комфорт воспитанников, вызывая эмоциональный отклик на занятие.

Предварительная работа:

- просмотр презентации  «Край ты наш, любимый!»;

- чтение произведений алтайских писателей;

-  тематические беседы

            - рассматривание иллюстраций об Алтае

            - чтение литературы о полезных ископаемых

Дидактический материал :

- набор полезных ископаемых

- изделия из серебра и золота

- иллюстрации о  Колывани

- « Алтайское солнце» - книга об Алтае

- музыкальная запись песни об Алтае

- карта Алтайского края.

   Интеграция:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

  1. Организационный момент, начало занятия:

 Цель: Установление контакта с детьми, создание положительной мотивации на занятии.

Задачи:

      1. Привлечь детей к совместной деятельности;

  1. Активизировать мыслительную деятельность детей;
  2. Поддержать интерес и желание к совместной деятельности.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети заинтересованы, слушают педагога, включаются в занятие, отвечают на вопросы,

 проявляют интерес.

Дети слушают музыку.

- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашему родному Алтайскому краю. Мы с вами  узнаем, что хранит в себе земля Алтая.

( Включаю музыку, песня об Алтае).

Установление эмоционального контакта

2. Основная часть занятия.

Цель: познакомить детей с богатствами Алтайского края - его полезными ископаемыми: золото, серебро, гранит, гравий; местом их рождения, их назначением.

Задачи:

  1. Формировать любовь  и чувство ордости за  родной  край.
  2. Расширять представления детей о природных  богатствах  Алтайского края
  3. Воспитывать бережное и уважительное  отношение к богатствам края.
  4. Расширять познавательный интерес;

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Рассматривают  иллюстрации.

Дети подходят к столам с оборудованием,  рассматривают природные материалы, которые находятся у них на столе.

Дети рассматривают карту.

Слушают

Рассматривают иллюстрации.

Дети выполняют движения по тексту.

Слушают

Дети рассматривают иллюстрации, картинки  

и природный материал на столах

Отвечают на вопрос, рассуждения детей.

Чем богат Алтай? Богатство Алтая это : Леса, озёра, реки, горы, поля, города, деревни и сёла, люди, которые живут на Алтае.

- Посмотрите, что у вас находится на столе. Это гранит, песок, глина, соль - все это полезные ископаемые; а это изделия из серебра и золота. Итак, мы отправляемся в путешествие в Горную Колывань, чтобы узнать, где добывают гранит и серебро,  золото и глину (показываю на карте, где находится Колывань).

- Но сначала я вам расскажу легенду о Колывани.

    «Давным-давно по русской земле ходили слухи, что на Руси есть земля, покрытая каменным покрывалом. А под ним текут реки расплавленного серебра и золота. Но туда дороги нет, зорко охранял сокровище Горный змей - коварное чудовище о семи головах. От одного его свиста все вокруг превращается в прах. Люди с опаской обходили эти места»

- Представьте, что мы с вами в Горной Колывани.

(- Ребята, давайте здесь немного отдохнем на полянке.

Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу.
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.  
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот.
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.

- Итак, мы с вами в Горной Колывани. Здесь расположены рудники, которые известны во всем мире, где добывают золото и серебро; здесь расположены месторождения серого, белого, фиолетового и золотистого мрамора.

- Такой мрамор идет на строительные нужды. Им облицовывают здания. А еще в Горной Колывани есть месторождение яшмы  (показываю  иллюстрацию). Из глины изготавливают красивые вазы, их изготавливают камнерезы (показываю  картинку).

- Такие вазы заказывала для русских царей, и сейчас они находятся в музее (показываю картинку).

- В Кулундинской низменности много соленых озер. Здесь имеются месторождение поваренной соли. Это в Бурле, Кулундинском и Кучукском, Михайловском озерах (показываю на карте расположение месторождений и картинки озер).

- Почти во всех местах Алтая есть материалы, которые могут быть использованы для строительных работ - глина, песок, гравий, гранит и т.д. (показываю иллюстрации).

- Ребята, вот какой богатый и щедрый наш Алтайский край. Ребята, что нужно сделать, чтобы сохранить эти богатства?

Чтение стихотворения:

Отсюда уходят пугливые лоси,

Здесь слышится гром

Оглушительной силы,

То мрамор ломают

На белом откосе

У этого мрамора алые жилы.

   

На столах стоят мисочки со строительным материалом.

Беседа, рассказ воспитателя

Беседа, рассказ педагога

Рассказ воспитателя, показ иллюстраций

Вопросы к детям

Использование художественного слова

3. Заключительная часть занятия:

Цель: Подведение итогов занятия.

Задача: учить детей радоваться результату своей деятельности, обобщать и делать выводы.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Практическая деятельность детей, рисуют.

Дети обсуждают работу, задают друг другу вопросы

Ребята, а сейчас давайте возвращаться из нашего путешествия в группу и чтобы у нас остались приятные воспоминания о нашем путешествии предлагаю вам представить, что вы сейчас камнерезы и  делаете вазы. Давайте нарисуем вазы,  и вы вечером расскажете родителям о нашем путешествии по родному Алтайскому краю.

(выставка детских рисунков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Природные богатства нашего края"

Тема: Природные богатства нашего края. Предметное содержание.1.Расширять и обогащать знания детей о нашем крае.2.Дать элементарные представления о полезных ископаемых нашего края - нефти и газа.3...

Природные богатства Алтайского края

Конспект    непосредственно-образовательной деятельности       (старшая группа)...

Проект "Природные богатства Орловского края "

Природные богатства Орловского края....

Природно-климатические условия Алтайского края

Природно-климатические условия Алтайского края...

Сценарий конкурса чтецов (посвященный юбилею Алтайского края ) «Люблю тебя, мой край Алтайский!».

Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, посвящённый юбилею Алтайского края, проводится с целью речевого развития и формирования интереса к художественному слову, с целью развития умения чу...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию "Природные богатства Алтайского края"

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию разработан для подготовительной группы, позволит сформировать и совершенствовать представления детей о природных богатствах Алт...