Конспект открытого образовательного занятия "Путешествие по Бурятии"
план-конспект занятия (старшая группа)

Михайлова Оксана Викторовна

Региональный компонент в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Путешествие по Бурятии17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной  деятельности в старшей группе "Весёлые гномики"  на тему: "Путешествие по Бурятии".

Цель: воспитывать этнотолерантность, отзывчивость на прекрасное в традициях и обычаях бурятского народа.

Задачи:

  1. Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о культуре, традициях бурятского народа.
  2. Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна.
  3. Продолжать знакомить с бурятским орнаментом и элементами бурятского национального костюма.
  4. Воспитывать чуткость к художественному слову, учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
  5. Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке.
  6. Продолжать знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством. Развивать декоративное творчество детей.

Предварительная работа: разучивание Бурятских народных игр; знакомство с гербом, флагом Бурятии; знакомство с Бурятскими орнаментами.

Материалы: картинки с бурятским орнаментом, флэшка с записью приветствия шамана, разрезной герб и флаг Бурятии, головные уборы для декорирования, клей, салфетки.

Ход НОД:

Воспитатель с детьми заходят в группу. Воспитатель в бурятском национальном головном уборе.  

"Сайн байна!"- Здравствуйте, ребята!

Улан - Удэ, Бурятии моей столица!

 Мне б воздухом твоим напиться!

 Мне б в небе воспарить, как птица,

Любуясь красотой твоёй!

- Ой, а о чём это я сегодня? И почему так необычно с вами поздоровалась? И вокруг нас кругом что-то интересное….(обращает внимание на картинки приклеенные к стенам)

 Посмотрите на них какой-то орнамент изображён. Ребята, а чей орнамент он вам напоминает? (Дети отвечают и рассматривают картинки). Подвожу к тому, что орнамент напоминает Бурятские узоры.

-А вы обратили внимание, что на картинках с орнаментом есть стрелочки? А куда же они нас приведут? (Идём по направлению стрелочек и находим флэшку)

Прошу детей присесть на стульчики.  Предлагаю посмотреть, что записано на флэшке. (А там Бурятский шаман приглашает детей в путешествие по нашей малой Родине-Бурятии.) 1 СЛАЙД

 Сегодня, ребята, мы совершим путешествие по нашей Республике.

- Ребята, а вы знаете что такое малая Родина?

- Россия это наша страна.

Малая Родина, это то - место где мы родились и живем.

Даже у каждого растения, у каждой былинки есть своё место, откуда она берёт жизненную силу.

 Как называется наша малая Родина?

Правильно, Республика Бурятия. Она очень красива и своеобразна.

. Ребята, а столицей Бурятии является город?.. (город Улан-Удэ) 2 СЛАЙД

Город Улан-Удэ стоит на берегу реки Уды и Селенги. А река Селенга несет свои воды в самое глубокое и чистое озеро в мире. Вы знаете это озеро? Как оно называется? (Воспитатель показывает 3 СЛАЙД о Байкале). Это гордость нашего края. Самое большое озеро в мире, которое имеет огромный запас пресной воды.

- А вы знаете какая вода называется пресной?

Предлагаю нам вместе разобраться в этом. Попробуем?

Опытно-экспериментальная деятельность. (на столе по 2 стакана на ребёнка, один большой стакан, один маленький, вода в них обычная и солёная)

- Посмотрите ребята, одинаковые ли стаканы? А вода в них? Цвет? Запах?

На вкус пробуем по очереди, сначала простую воду, затем солёную. Обсуждение.  Делаем вывод о том, какая вода нам более подходит, и итог, что именно эта вода находится в огромных запасах озера Байкал.

-Ребята, озеро Байкал для бурят всегда было священным, они ему поклонялись, просили помощи, кормились. Байкал называли- батюшкой, морем священным, наделяли недюжей силой, Байкал считается одним из великих символов нашей Республики.  

А я предлагаю вам поиграть в народную, бурятскую игру "Иголка, нитка, узелок" (проводится народная игра). Дети присаживаются на стульчики.

(Обращаю внимание на экран, на котором снова появляется Шаман Мунген. Он просит детей о помощи, чтобы они сложили герб и флаг Бурятии.) 4 СЛАЙД, СЛАЙД 5 (разобранный герб и флаг Бурятии)

-Ребята, у нас неприятность. Кто-то развалил все части герба и флага, давайте вместе их сложим обратно. (Под народную музыку дети собирают герб и флаг из частей).

А вот теперь обратите внимание на экран. Вы молодцы, правильно выполнили задание. СЛАД 6 Герб и Флаг- это официальные символы. А какой ещё есть официальный символ у нашей республики Бурятия? Конечно, это Гимн.(Включаю отрывок гимна. Слушаем стоя.)

(Обращаю внимание на экран, на котором снова появляется Шаман Мунген. Он благодарит детей за помощь, и сообщает о приготовленном сюрпризе для них) СЛАЙД 7

- Где-то здесь спрятан волшебный сундучок, в котором находится задание для вас. Я думаю, что вам не сложно будет его найти. (Дети отправляются на поиски сундучка. находят его, открывают, а в нём Малгаи-головные уборы бурят.)

- Предлагаю вам выбрать то, чем вы будете украшать малгаи (пластилин, краски, клей, шарики из цветных салфеток) и приступить к работе. Дети подходят к столам, выбирают необходимые материалы и украшают малгаи. Звучит красивая бурятская музыка.

-Посмотрите как красиво у вас получилось, молодцы!

-  Далее обращаю внимание детей на экран, на котором шаман Мунген прощается с ребятами. СЛАЙД 8

-Наше сегодняшнее путешествие по Республике Бурятия, подошло к концу. Вам было интересно окунуться в национальную культуру нашей малой Родины? Но на этом мы не останавливаемся, и в следующий раз узнаем о традициях и праздниках нашей Бурятии. Ну, а сейчас, по обычаю нашей группы, предлагаю закончить наше путешествие.

Ритуал прощания: ( стоя в кругу).

( тихо) - Я, молодец! ( положить правую руку на сердце)

( громче) - Ты, молодец! ( положить кулачок на кулачок к центру круга)

( громко) - Мы, молодцы! ( взявшись за руки, поднять руки вверх).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Тема:<<Путешествие за Цветиком-семицветиком>>.Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления....

Конспект открытой образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Физическое развитие» Тема: «На поиск сокровищ с капитаном Ураганом»

Развитие психо-физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через формирование широкого круга выполняемых игровых действий, решение проблемно-игровых ситуаций с использованием игрового пар...

Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе демонстрирующий обоснованное и эффективное использование на практике современных образовательных технологий

Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной  деятельности по познавательному развитию в средней группевоспитателя МБДОУ ЦРР ДС № 33 Арслановой Зайнаб Шихмагомедовны, д...

Конспект открытой образовательной деятельности в первой младшей группе. Образовательная область «речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально — коммуникативное....

Конспект открытой образовательной деятельности образовательная область "Речевое развитие"

Цель: закрепить представления о комнатных растениях и навыка ухода за ними....