Конспект открытой образовательной деятельности образовательная область "Речевое развитие"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Матвеева Светлана Владимировна

Цель: закрепить представления о комнатных растениях и навыка ухода за ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaktusenok.docx913.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4 «Теремок» города Новопавловска

Конспект открытой образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»

Направление: «Развитие речи»

Тема: «Комнатные растения»

с воспитанниками  

старших групп комбинированной направленности

Матвеевой Светланы Владимировны

учителя-логопеда

Новопавловск 2019

Тема ООД: «Комнатные растения.

Цель: закрепить представления о комнатных растениях и навыка ухода за ними.

Задачи:        

Коррекционно-воспитательные задачи. 

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,

самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитание любви и бережного отношения к комнатным растениям.

Коррекционно-развивающие задачи.

-Развивать связную речь, зрительное внимания и восприятия,

-Развивать моторику и координацию движения.

-Закреплять знания детей о потребностях комнатных растений в воде, свете, тепле.

Коррекционно-образовательные задачи.

-Уточнить и актуализировать словарь по теме «Комнатные растения»

 -Совершенствовать синтаксические стороны речи, составление сложноподчиненных предложений со словами «для того чтобы»

-Автоматизировать звука [р] в словах и предложениях.

Оборудование: карточки с изображением комнатных растений, магнитная доска. Комнатные растения, мяч, лейка.

Предварительная работа: рассматривание комнатных растений, совместная работа

по уходу за растениями, работа по схемам 

-«Потребности растений», 

-«Полив комнатных растений», 

-«Строение цветка»,

заучивание пословиц о труде, чтение стихотворений и загадок о растениях, просмотр презентации.

Речевой материал: загадки, рассказ, игры.

Используемые методы: игровые методы, словесный метод, наглядный метод, практический метод.

Здоровье сберегающие технологии: дыхательная гимнастика, физминутка.

План занятия: организационный момент, мотивационный момент, основной этап, рефлексия.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Логопед: перед тем как мы с вами начнем заниматься давайте вспомним как мы будем с вами говорить.

Логопед: говорим всегда красиво смело и неторопливо, ясно четко говорим, потому что

не спешим!!!! Но для этого нам нужно привести в порядок наше дыхание и я вам предлагаю выполнить дыхательную гимнастику «Бабочка».

2. Мотивационный момент.

Логопед: Ребята, я вам предлагаю отгадать загадку:

«На окне у меня целый зимний сад:

Тут кактус, фикус и герань, рядышком стоят.

Фиалка нежно распускается,

Подскажите мне ребята,

Как растения эти растения одни словом называются?»

Логопед – Правильно, комнатные! А почему такие растения называют комнатными?

Логопед – И поговорим мы с вами сегодня    о комнатных растениях и о том, как

за ними ухаживать.

Логопед: Ребята, в загадке говорилось и о кактусе, который тоже стоит среди растений

в нашем кабинете.

У него своя история о том, как он сюда попал. И я вам сейчас её расскажу.

 Его зовут Кактусёнок. Он - круглый, зелёный и колючий. Но колючий он только снаружи, а на самом деле Кактусёнок очень дружелюбный, отзывчивый и любознательный. Рос

он в другом доме вместе со своими сестрами и братьями Кактусиками. Недавно хозяйка пересадила его в красивый маленький горшочек и подарила нашему детскому саду.

Кактусёнку здесь очень нравится, одно его огорчает: вокруг, в больших цветочных горшках, растут неизвестные ему растения, его новые «соседи», с которыми он очень хочет познакомиться поближе и узнать о них, как можно больше, но немного стесняется

и просит нас помочь. Ведь ему так нужны друзья! Поможем ему познакомиться с его новыми «соседями»?

Дети: Поможем.

Логопед: присядет тот, кто назовет комнатное растение. 

3. Основной этап.

Игра «Подбери признак к растению»

Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения отвечать полным ответом.

Логопед: Ребята, наш Кактусёнок с вашей помощью теперь знает, как зовут его «соседей». И сейчас я предлагаю вам рассказать ему о том, какие они, назвав их признаки. Я начну, а вы продолжите.

Это кактус- наш Кактусёнок. Он колючий, зеленый.

Варвара, а фиалка какая?

Фиалка (какая?) – низкая, мягкая, цветущая.

Логопед: Правильно!

Ваня, Фикус (какой?) – высокий, гладкий;

Тамерлан, Герань (какая?) – мягкая, цветущая;

Аким, Кактус (какой?) – колючий, зелёный;

Артур, Папоротник (какой) – высокий, узко лиственный зеленый;

Света, Алоэ (какой?) – высокий, длин лиственный, колючий;

Леша, Пальма (какая?) –пушистая, длинно лиственная, зеленая;

Логопед: Молодцы! Теперь кактусенок знает какие у него соседи.

Логопед: а как за ними нужно ухаживать мы сейчас расскажем.

Беседа «Уход за комнатными растениями»

Логопед: ребята, а что нужно растениям, чтобы они оставались всегда зелёными

и цветущими?

 Логопед: конечно, чтобы растения оставались зелёными и цветущими, за ними нужно ухаживать.

Логопед: ребята, а как нужно ухаживать за растениями?

Логопед: правильно, их поливают, опрыскивают. А ещё?

Логопед: верно. Гладкие  листья растений  протирают мокрой тряпочкой, рыхлят землю

в горшочках. А  как ухаживают за мягкими листьями растений?

Логопед: Правильно, ребята. А ещё растениям нужен солнечный свет, поэтому их ставят на окно или рядом с ним.

Игра «Закончи предложение».

Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. 

Логопед: давайте поиграем в игру, которая называется «Закончи предложение»

 и расскажем нашему Кактусёнку, для чего растениям нужен именно такой уход и зачем комнатные растения нужны человеку.

 Подойдите ко мне и встаньте вкруг.

Я буду каждому из вас кидать мяч и начинать предложение, а вы будете ловить мяч

 и продолжать предложение. Свой ответ начинайте со слов

«для того чтобы…»

Логопед: комнатные растения нужно поливать…..

- листья на комнатных растениях нужно протирать…

- комнатным растениям нужен солнечный свет….

- комнатные растения нужны человеку…..

- для чего ещё комнатные растения нужны человеку?

Логопед: молодцы!

Физкультминутка.

Логопед: ребята, представьте, что вы все - маленькие растения, вы - мои комнатные растения (дети садятся на корточки).

Логопед: то растение, к которому я подойду и полью из лейки, начинает подниматься, расти и тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх

и потянуться ( дети встают на носочки, поднимая руки и потягиваясь)

Логопед: когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову ( логопед «поливает каждое растение» и в заключение «поливает сразу всех», дети поднимаются)

Логопед: а теперь вы будете тянуть свои листики-руки в ту сторону, куда я скажу,

 но слушайте внимательно, потому что показывать я буду совсем другие действия,

вам важно повторить только то движение, которое я назову, а не покажу (логопед путает детей, заканчивает физкультминутку).

Игра «Ботанический сад» (развитие связной речи)

Логопед: я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Ботанический сад». Одни ребята    будут работниками ботанического сада, а я и другие ребята придём к вам на экскурсию в ботанический сад посмотреть на комнатные растения и послушать ваш рассказ о них.

Логопед: готовы.

Дети: да!

1Ребенок - Это герань - комнатное растение. Герань растет как кустик. У герани прочный стебель, круглые листья, и цветы голубого цвета. Нуждается в поливе и рыхлении почвы. Хорошо растет на солнечном месте.

2 Ребенок - Это алое. У него крепкие стебли и треугольные блестящие листья, светло-зеленого цвета. Любит регулярный полив и солнечное место.

3 Ребенок - Фикус - комнатное растение. Растет как дерево. У него коричневый стебель

и овальные темно-зеленные листья. Нуждается в регулярном поливе. Листья фикуса нужно протирать, убирать пыль.

4 Ребенок - Это кактус – комнатное растение. У кактуса один стебель, зеленного цвета, покрытый колючками, листьев нет.

        
5 Ребенок - Это фиалка - комнатное растение. У нее круглые мягкие листочки и красивые белые, или фиолетовые цветы.

 Герань – не только красивое, но и полезное растение. Её даже называют «доктор ухо-горло-нос», потому что она помогает людям справиться с болезнями уха, горла и носа.

А вот комары, мухи и моль, наоборот, не любят запах герани и улетают.

4. Рефлексия.

Рефлексия

Логопед: Как вы думаете смогли мы помочь нашему Кактусенку?

Логопед: что мы для этого сделали?

Логопед: вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего?

Логопед: вы молодцы! вручаю шарики (в виде цветов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый показ непосредственно образовательной деятельности Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" (нетрадиционное рисование) "Золотая рыбка"

Задачи:1. Продолжать учить детей рисовать методом тычка при помощи поролонового тампона.2. Закреплять умение рисовать зубной щеткой и пальцем.3.Закреплять знания детей по произведению А. С. Пушкина "С...

Конспект открытого занятия непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Путешествие по сказке Колобок»

Цель. Задачи: обучающие, развивающие, воспитывающие.Предварительная работа.Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей.Методы и приемы. Оборудование. Демонстр...

Конспект открытого показа непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Наша печка хороша!»

Тема: “Наша печка хороша”.Возрастная группа: старшаяНаправление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского ...

Конспект открытого занятия Непрерывно -Образовательной Деятельности, образовательная область «Коммуникация» средняя группа

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД для детей средней группы (4-5ЛЕТ) на тему "Путешествие в сказку "Гуси - лебеди"....

Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по (речевому развитию) На тему: «Путешествие в страну Красивой речи » для детей подготовительной группы.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе в«Путешествие в страну Красивой речи»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развит...

Конспект открытого мероприятия организованной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе «Лаборатория профессора Всезнайкиной»

МБДОУ «детский сад «Ромашка» Конспект открытого мероприятияорганизованной образовательной деятельностипо познавательному развитию во второй младшей группе«Лаборатори...