Конспект открытой образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Я и мои воспитанники разговариваем по–татарски»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кондратьева Татьяна Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obr_deyat-ti.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №28 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Конспект образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

на тему: «Я и мои воспитанники разговариваем по–татарски»

(подготовительная группа)

                                                                                                            Воспитатель:

                                                                                                           Т. Н. Кондратьева

Лениногорск, 2014

        

Цель: развитие и совершенствование, как у детей, так и у воспитателя, первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме в процессе театральной деятельности.

Задачи:

  1. Повысить у детей словарный запас, развивать у детей выразительность речи, диалогическую речь. («Речевое развитие»).
  2. Развивать память, внимание, музыкальное восприятие. («Художественно – эстетическое развитие»).
  3. Развивать у детей уверенность в себе, дружеские взаимоотношения. («Социально – коммуникативное развитие»).
  4. Воспитывать у детей желание говорить на татарском языке, любовь к родному татарскому языку. («Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»).

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Методы и приемы:

  • практические: инсценировка сказки;
  • наглядные: обзор окружающего оформления зала;
  • словесные: диалог.

Оборудование: татарские национальные костюмы девочки и мальчика, полумаски (репка, собака, кошка, мышка), музыкальный центр, макеты (деревья, домик, забор, колодец).

Словарная работа:

  • активный словарь: шалкан, бабай, әби, кыз, песи, эт, тычкан, зур үскән.
  • пассивный словарь: гаҗеп, чәчте орлыгым, бик файдалы, дисәм.

 

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

-Исәнмесез, балалар!

Без бүген рус халык әкиятен татар телендә күрсәтербез. Әкият “Шалкан” дип атала. Рәхим итеп карагыз.

Дети средней группы (зрители):

-Исәнмесез!

Дети подготовительной группы инсценируют сказку.

Балалар костюмнардан ярым түгәрәк ясап төзелгәннәр.

Создано положительное эмоциональное  настроение.

2.

-Бабай шалкан утырткан. Шалкан зу-у-ур булып үскән.

-Әби бабайга, бабай шалканга тотынган, тарталар – тарталар, тартып чыгара алмыйлар икән. 

Кыз әбигә, әби бабайга, бабай шалканга тотынган. Тарталар – тарталар, тартып чыгара алмыйлар.

 

Акбай кызга, кыз әбигә, әби бабайга, бабай шалканга тотынган. Тарталар – тарталар, тартып чыгара алмыйлар икән.

Песи эткә, эт кызга, кыз әбигә, әби бабайга, бабай шалканга тотынган. Тарталар – тарталар, тартып чыгара алмыйлар икән.

-Тычкан песигә, песи эткә, эт кызга, кыз әбигә, әби бабайга, бабай шалканга тотынган. Тарталар –  тарталар икән – шалкан килеп тә чыккан.

-Әй, бабабыз бик уңган.

Үстергән шундый шалкан.

Шалкан үскән, зур булган.

Бөтен бакчабыз тулган.

Без әбигә булышырбыз.

Бергәләп тәмләп ашарбыз.

(Кунакларга карап, кулларын җәеп).

Шалканнан авыз итәргә.

Без сезне дә чакырабыз.

Бабай. (Чыга, кулын каш өстенә куеп, шалкан тирәсендә йөри).

Йә, Аллам, йә, Аллам.

Качан үскән бу шалкан?

Кайсы ягыннан тартыйм.

Ничек кенә чыгарыйм?

Тукта, әбине чакырыйм әле. Әбисе, әбисе, дим, чык әле монда.

Әби. (Яулыгын төзәткәләп).

Ятып кына торыйм, дисәм,

Тагын нигә чакыра?

Нәрсә булган бу бабайга,

Шалканга карап тора?

Бабай. (Шалканга күрсәтеп).

Күр, әбисе, нинди шалкан

Үскән безнең бакчада.

Бергәләп тартып чыгарыйк.

Тотын минем аркага.

Әби. (Маңгаендагы тирен сөртеп ала).

Булмый, бабай, туктале.

Кызны чакырыйк әле.

Кызым. Кызым. Алия.

Кил әле син бирегә. 

Кыз.

Ай, битләрем алланды.

Иреннәрем кызарды.

Әбием, тагын нәрсәгә.

Мине өйдән чыгардың?

Әби. (Кулы белән күрсәтеп).

Кара, кызым, күрәмсең.

Шалкан ничек үскәнен.

Бергәләп тартып карыйк.

Бу шалканны чыгарыйк.

(Кыз, бии-бии, шалкан тирәли әйләнеп чыга, әбигә килеп тотына).

Кыз. (Кулларын карый).

Ай, кулым арыды.

Тартуы авыр ла.

Акбайны чакырыйк.

Булышсын тартырга.

Акбай. Акбай. Кайда син.?

Ник бирегә килмисең.

Акбай, булыш, бик авыр.

Бу шалканны тартуы.

Акбай. (Чыга).

Һау- һау-һау. Ни булды монда?

Көн буе саклыйм йортны.

Бер каракны китермим,

Энәгә дә тидермим.

Һау-һау. Нәрсә булды, Алия?

Кыз. (Күрсәтеп).

Тотын минем артыма.

Әйдә шалкан тартырга.

(Акбай кызның артына тотына).

 

Акбай. (Туктап, тирен сөртә).

Һау-һау-һау. Булмый болай.

Шалкан бигрәк зур булган.

Кая син, Мияубикә?

Ярдәмгә килеп җит лә.

Мияубикә. (Киерелеп – тартылып чыга).

Мияу-мияу-мияу мин.

Һәрвакытта уяу мин.

Сөт эчәм, тычкан тотам.

Йокларга бик яратам. (Киерелеп ала).

Акбай-Акбай. Ник уяттың мине?

Акбай. (Күрсәтеп).

Бабай шалкан үстергән.

Шалкан гаҗәп зур булган.

Тартып-тартып карыйбыз.

Һич чыгара алмыйбыз.

Булыш әле, Мияубикә.

 

Мияубикә. Мияу-мияу, арыдым.

Ә шалкан чыкмый һаман.

Бергә-бергә җиңел булыр.

Ярдәм сорыйк тычканнан.

Тычкан-тычкан, чи-чи-чи.

Син кайларда йөрисең?

Һич тимәскә сүз бирәм.

Килсәң иде бирегә.

Тычкан. (Чи-чи-чи килеп чыга).

Качып ипи кимердем.

Әллә шуны сиздеңме?

Мияубикә, ни кирәк?

Чабып килдем тизрәк.

Мияубикә. (Күрсәтеп).

Бабай үстергән шалкан.

Шалканы бик зур булган.

Тычкан, ярдәмең кирәк,

Тартып чыгарыйк тизрәк.

 

Шалкан. (Торып баса).

Бабай чәчте орлыгым.

Сулар сибеп үстерде.

Витаминлы, бик файдалы.

Тәмле булып өлгердем.

(Балалар түгәрәк ясап, шалканны уртага алалар һәм җырлыйлар).

 

Под музыку дети подготовительной группы покидают музыкальный зал.

Дети рационально используют и своевременно возобновляют запас воздуха во время речи.

У детей сформирована способность выполнять движения, согласовывая их с текстом.

Дети изображают при помощи мимики лица различные эмоции.

Пополнение словарного запаса, у детей развита выразительность речи.

Развита память, внимание, музыкальное восприятие.

Развиты такие качества, как уверенность в себе, дружеские взаимоотношения.

У детей есть желание говорить на родном татарском языке.

3.

Диалог с детьми средней группы по содержанию сказки.

-Балалар, шалканны кем утырткан?

-Шалкан нинди булып үскән?

-Бабайга кем булышкан?

-Тагын кем?

-Дөрес.

-Әкият ничек дип атала?

-Сезге әкият ошадыма?

-Безнен әкият ошанга мин бик шат! Сау булыгыз!

Диалог детей средней группы с воспитателем. Дети располагаются на ковре полукругом около воспитателя.

-Шалканны бабай утырткан.

-Шалкан зу-у-ур булып үскән. Показывают движениями рук какая репка большая выросла.

-Бабайга әби, кыз булышкан.

-Эт, песи һәм тычкан.

-Әкият “Шалкан” дип атала.

-Әйе!

- Сау булыгыз!

Развита диалогическая речь детей – сформировано умение отвечать на вопросы полным ответом.

Развито слуховое и зрительное внимание.

Дети активные и эмоциональные.

4.

Рефлексия.

Воспитатель хвалит детей, благодарит за проделанную работу, предлагает детям высказать свое мнение о театрализации сказки, сказать, что понравилось в процессе театрализации.

Дети делятся впечатлениями о театрализации сказки, рассказывают о том, что им больше всего понравилось.

Закреплен и обобщен материал по теме «Я и мои воспитанники разговариваем по - татарски».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие"на тему "Поможем бабушке Федоре"

В интересной форме дети закрепят знания  о посуде, ее видах.  назначении и роли в жизни человека. Закрепят умения составлять описательный рассказ о посуде по схеме, поупражняются в сер...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.

Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" по теме "Домашние животные" с детьми средней группы со сложным дефектом.

Организация образовательной деятельности «Речевое развитие» направлено на развитие у детей со сложным дефектом интереса к образовательной деятельности, развитии речевой активности, обогащение словарно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Мир добра и зла по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда» в подготовительной к школе группе

Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо образовательной области  «Речевое развитие»на тему «Мир добра и зла по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда»в подготовительной к школе группе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» по теме: «Составим сказку» в старшей группе.

Конспект непрерывной образовательной деятельности  Возрастная группа: старшаяТема комплексно-тематического планирования: «Красота в искусстве и в жизни»Тема НОД: «Составлен...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области: "Речевое развитие" на тему: "Дары осени" для детей 4-5 лет

Цель помещаемого материала: развитие речи детей, обогащение чувствительного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи, развитие фонематического слуха, обогащение словаря детей, за...