Конспект занятия "Путешествие по реке Миасс" для детей 5-6 лет
план-конспект занятия (старшая группа)

Анна Вячеславовна Корецкая

 

Конспект  познавательно-речевого занятия по Южному Уралу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия 30.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Тема: «Путешествие по реке Миасс»

Тема недели: "Мир природы"

(образовательная область «Речевое развитие»)                                                                      

Цель: Приобщение  детей  к истории родного края

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познание»,  «Художественно-Эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Формы и виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,  двигательная,  музыкально-художественная.

Задачи:

Образовательные

 -Продолжать формировать грамматический строй речи, упражнять в словообразовании;

-Закрепить правильное произношение звука р , выделять этот звук в начале, в середине, в конце слова;

-Расширение словарного запаса описательных прилагательных    (ОО «Речевое развитие»)

-Ознакомление с памятниками природы, водными ресурсами и интересными фактами о главной  водной артерии - реке Миасс (ОО «Познавательное развитие»)

(ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

Развивающие

-Развивать диалогическую речь детей. (ОО «Речевое развитие»)

-Развивать игровую деятельность через знакомство с новыми игровыми ситуациями; развивать уверенность в собственных силах. 

(ОО «Социально-коммуникативное развитие »)

-Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, координацию речи с движением. (ОО «Физическое развитие»)

Воспитательные

Продолжать воспитывать познавательный интерес любовь к малой родине (ОО «Социально-коммуникативное развитие)

Предварительная работа:  видео- презентация                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Методы и приемы:

 - практические:  мотивация, погружение в игровую ситуацию

- наглядные: рассматривание фотографий

 - словесные: использование художественного слова ( малых фольклорных форм), ситуативные беседы, напоминание

 

Материалы и оборудование:

Карта Челябинской области, фото реки Миасс  у истока, устья, в городе, уральских гор , родника ,национальных парков, звуковые схемы и фишки

  магнитофон  с вход USB, флешкарта с записью, рюкзак, продукты, картинки: сумка, портфель, рюкзак

- На каждого ребенка: билеты, карточки со схемами ,кружочки

1.Вводная часть.    

 Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

2. Основная часть.

Речевая деятельность детей.

С/ игра «Сбор рюкзака»

 Речевая игра "Разведчики, искатели, знатоки"

 Игра малой подвижности «По лесочку».

«Пикник»

Сообщение новой информации о реке Миасс

С/игра " Вода-водичка"

Возвращение

 3.Заключительная часть

      Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД

Длительность НОД

   

Содержание  образовательной деятельности

Структурные компоненты

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

 Вводная

часть

Включение  (игровой фон )

Воспитатель интересуется, как ребята провели выходные, выезжали на природу. и предлагает сходить в поход на нашу реку. выясняет как она называется.

Дети собираются на ковре

 С/ игра «Сбор рюкзака»

      Ребята, как вы думаете. все ли продукты можно взять с собой в поход в привычном виде

       Масло ... масленке

      Хлеб в ... хлебнице

      Сухари  в  .... сухарнице

      Соль в ... солонке

      Конфеты в ... конфетнице

      Сахар в  ... сахарнице

      Соус в ... соуснице

      Суп в ...  супнице

       Салат в ... салатнице

       Молоко в  ... молочнике

       Кофе в  .... кофейнике

       Чай в...  чайнике

   Воспитатель подводит итоги, что так много предметов нам с собой не нужно и предлагает всем пройти в электричку( на билетах  геометрическая форма указывает нужный вагон)    

                           

Дети раздумывают и отвечают в чем будут продукты

Речевая игра "Разведчики, искатели, знатоки"

 В каждом вагоне лежит свое задание, чтобы можно было продолжать путь и найти карту, ведь без неё никак в пути не обойтись

 

Дети проходят к столам и выполняют своё задание

Знатоки: прочесть слова (река, родник, ручей, ромашка, береза, озеро)

 Искатели: на схемах найти звук "р"в словах знатоков

Разведчики: проговаривают подготовительные упражнения по схемам к звуку "р"(капля, лошадка, грибок, трактор)

 Игра малой подвижности

Ребята получают поздравление о выполненном задании

В лес отправимся гулять

Будем весело шагать

- По травке!

- По песочку!

- по камушкам!

 - По болотцу!

- По ромашковой поляне

Все гуляют вместе с нами?

Здравствуй, лес!

Мы попали в край чудес!

Дети выполняют движения

«Пикник"

 

Воспитатель предлагает расположиться на поляне вокруг костра. разложить дрова

Сообщение новой информации

 Воспитатель показывает карту челябинской области и сообщает, что мы попали  в город Миасс

Дети присаживаются на ковер

Словесная игра  " Вода-водичка"

Воспитатель сообщает, что рядом бьет родник, предлагает "попробовать" водичку

 Дети по кругу передают кружку и подбирают прилагательные к воде : чистая. прозрачная...

Рефлексия (самоанализ)

Ребята нам пора возвращаться, нам это сделать легко ,повернитесь вокруг себя и мы в садике

Что запомнилось больше всего?

Что расскажете Надежде Владимировне? родителям?

.

                  Главной рекой нашего края является Миасс, т.к. 2/3 населения Челябинской области используют ее воду. Река Миасс берет свое начало в Башкирии, вблизи деревни Орловка, на склонах хребта Нурали на высоте 700 м. Места там таежные, нехоженые, под ногами хрустят грузди и на каждом шагу можно попасть в нити паутины. Первые 100 км река течет на север и слева ее сопровождают силуэты Уральских гор. Пройдя от истока 30 км река начинает набирать силу. Вскоре течение Миасса теряется в пруду у деревни Смородинка. Пруд зарос камышами, осокой, водорослями. Здесь реку ждут сельские заботы: она орошает поля, поит животных на фермах. Вскоре Миассу придется их оставить и подготовиться к встрече с городом, которому она дала Имя. Какой это город?

До города Миасс, река сравнительно чистая, но что же с ней стало после прохождения по территории города? От заводских стоков вода реки потемнела, по ней растеклись нефтяные, радужные пятна. Берега заросли осокой. В таком состоянии река Миасс пребывает в черте города, а это 20 км. После прощания с городом – тезкой, Миасс еще далеко несет его отметины. Вода уже не такая прозрачная, как в верховьях.

Дальнейший путь реки лежит среди красивейшей долины, которую называют Золотой. Река как бы жмется к Ильменскому хребту, слушая говор сосен. Здесь вода вьется между зарослями ивняка. Вода становится чище и в нее глядятся ивы. Долину называют золотой не за внешнее великолепие, а потому что река Миасс славится своей золотоносностью. Именно в этой долине был найден самородок весом 36 кг. Но вода нам дороже золота!

Река прощается с горами недалеко от Карабаша. Здесь Миасс поворачивает на юго-восток, образуя Аргазинское водохранилище. Чтобы река пришла в Челябинск без мути, запаха и вредных бактерий, она должна отстояться в Аргазинском водохранилище. От него до Челябинска 70 км. По пути кружит она по лесу и затейливо извивается в широкой долине Зауральской холмистой равнины. Весной в ней отражаются белые облака, цветущая черемуха, и река впитывает медоносных запах и слушает соловьиные трели. Здесь она очищается, отдыхает, набирается сил. Скоро Челябинск и река словно старается украсить зону отдыха горожан.

У южных ворот Челябинска реку Миасс перегородили плотиной и создали Шершневское водохранилище. В нем вода отстаивается и поит весь город. В благодарность за это люди загадили ее отбросами своих предприятий и городскими стоками. Пересекая Челябинск с юга на север, Миасс становится все более мутным и грязным. На выходе из города река больше похожа на грязную вонючую лужу. Когда же мы, люди, такие умные и сильные поймем, что вода это наше национальное богатство?!

Из одного зернышка можно вырастить колос пшеницы, а из капли воды реки не вырастить. Река Миасс – труженик, исстари крутившая жернова мельниц. По ней сплавляли лес для строительства Челябинска. Миасс кормилец и поилец. Судя по раскопкам археологов, эта река много веков назад поила и кормила рыбой многочисленные народности, населявшие ее берега. Итак, от истока до устья река преодолевает 658 км и впадает в реку Исеть, которая впадает в реку Тобол, затем в Обь, далее в Карское море Северного Ледовитого океана. Значит, загрязняя реку, мы загрязняем Северный Ледовитый океан.                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «По реке Фонтанке»

Цели и задачи:Уточнить знания детей  о названии набережной,Дать понятие почему так названа река и набережная,Сравнить улицу и набережную, познакомить с гранитным убранством набережной, парапетами...

КВН «Путешествие по реке» для детей старшего дошкольного возраста (о влиянии природы на здоровье детей и безопасность на природе)

КВН «Путешествие по реке» для детей старшего дошкольного возраста(о влиянии природы на здоровье детей и безопасность на природе)...

Конспект занятия "Голубые реки России"

Конспект занятия "Голубые реки России"...

Конспект экскурсии на водоём "Возле нас есть река" для детей подготовительной группы

Предлагаю вашему вниманию конспект экскурсии с детьми к водоёму.Именно экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе....

«План – конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «У реки росла рябина, а река текла, рябила».

«Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» (в соответствии с требованиями Федерального государственног образова...

Конспект открытого занятия "Река и речные обитатели"

Структура образовательной деятельности – уточнение и систематизирование знаний детей о реке и её обитателях....