Конспект занятия «По реке Фонтанке»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Цели и задачи:

  1. Уточнить знания детей  о названии набережной,
  2. Дать понятие почему так названа река и набережная,
  3. Сравнить улицу и набережную, познакомить с гранитным убранством набережной, парапетами, рельефами, спусками к воде.
  4. Воспитывать эстетический вкус, умение видеть прекрасное, воспитывать любовь к своему городу.
  5. Работа с родителями:
    1. предложить прогуляться с детьми по Фонтанке от Ломоносовского моста до Летнего сада. Рассмотреть с детьми постройки вдоль Фонтанки (Аничков дворец, Шуваловский дворец, Шереметевский дворец, Цирк, Инженерный замок), сфотографироваться на фоне понравившегося здания, составить вместе с ребенком краткий рассказ о прогулке.
    2. Рекомендовать родителям посетить с экскурсией Аничков дворец (Цель — познакомить детей с внутренним убранством дворца петровских времен).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_reke_fontanke.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«По реке Фонтанке»

Цели и задачи:

  1. Уточнить знания детей  о названии набережной,
  2. дать понятие почему так названа река и набережная,
  3. сравнить улицу и набережную, познакомить с гранитным убранством набережной, парапетами, рельефами, спусками к воде.
  4. Воспитывать эстетический вкус, умение видеть прекрасное, воспитывать любовь к своему городу.
  5. Работа с родителями:
  1. предложить прогуляться с детьми по Фонтанке от Ломоносовского моста до Летнего сада. Рассмотреть с детьми постройки вдоль Фонтанки (Аничков дворец, Шуваловский дворец, Шереметевский дворец, Цирк, Инженерный замок), сфотографироваться на фоне понравившегося здания, составить вместе с ребенком краткий рассказ о прогулке.
  2. Рекомендовать родителям посетить с экскурсией Аничков дворец (Цель — познакомить детей с внутренним убранством дворца петровских времен). 

Оборудование и материалы

  1. Стихотворение В. Нарбута.
  2. Карта центра Петербурга.
  3. Открытки с изображением зданий и мостов на реке Фонтанке.
  4. Загадки.

Название Фонтанка появилось в начале XYIII века в связи с устройством фонтанов в Летнем саду. После того как через реку были перекинуты трубы, питавшие водой из Лиговского канала фонтаны Летнего сада, Безымянный ерик (так раньше называлась река) получил свое новое название.

Он в народе стал именоваться Фонтанной рекой, а со временем – Фонтанкой.

(Показываю реку от моста Ломоносова до Летнего сада на карте, читаю стихотворение)

«Проток убегал, от Невы, возвращался, поэтому ериком он назывался...

(ериком речку такую зовут. Чьи воды обратно к истокам текут.

Был ерик в ту ору еще безымянный, но вот рядом с ним сад разбился фонтанный.

И ерик фонтаны собой опоил. Народ удивлялся, смеялся, шутил!

И ерик впервые услышал «Фонтан!» Потом восклицанья «Зело» и «Шарман».

«Фонтан — это славно!» - подумал проток, и радуясь чуду, он дальше потек...

А после проснувшись, узнал спозаранку, что стал называться отныне Фонтанкой.»

Неповторимое своеобразие придают Фонтанке мосты. Один из красивейших – Аничков мост (показываю изображение моста).

Интересна история этого моста. Многочисленные обозы, следовавшие из Новгорода и Москвы в Санкт-Петербург, должны были переплавляться при въезде в город через Фонтанку. Петр I в 1715 году дал указание военному инженеру Аничкову М.И. для удобства переправы построить деревянный мост легкой конструкции. Мост был сооружен и сохранил до настоящего времени имя его строителя. Позднее мост был капитально перестроен и огражден чугунной решеткой.

Мост украшают скульптурные группы укротителей коней. Автор декоративных групп – Петр Карлович Клодт.

(читаю стихотворение В. Нарбута)

«Четыре черных и громоздких

Неукрощенных жеребца

Взлетели каждый на подмостках

Под стянутой уздой ловца.

Как грозен взмах копыт и пылок!

Как мускулы напряжены!

Какой ветвистой сеткой жилок

Подернут гладкий скат спины...»

Первые две группы были созданы Клодтом в 1841 году и предназначались для пристани у Адмиралтейства. Но Клодт предложил отлить каждую группу в двух экземплярах  и установить на Аничковом мосту. Когда же кони были готовы, император Николай I передал две группы в подарок Прусскому королю в Берлин.

Оставшиеся две группы поставили на Аничковом мосту, заменив подаренные алебастровыми скульптурами. В 1843 году обветшавшие скульптуры заменили на бронзовые, но вскоре они были сняты и отправлены в подарок неаполитанскому королю.

В 1850 г. Клодт создал две совершенно новые группы, изображающие начало укрощения коня. Эти две группы и поныне стоят на мосту со стороны Московского вокзала.

Во время Великой Отечественной войны статуи были зарыты в саду дворца пионеров (сейчас – Дворец творчества юных). В 1945 году они вновь заняли свое место, став таким образом олицетворением мира, вернувшегося на нашу землю.

Каждый из угловых зданий, окружающих Аничков мост, имеет свою богатую, примечательную событиями историю. Наиболее величественное из них – Аничков дворец, точнее целый дворцово-парковый ансамбль, предназначавшийся для дочери Петра I Елизаветы. Сооружен он  в 1741-1754 годах по проекту известного русского архитектора М.Г. Земцова в стиле русского барокко. Во дворце часто устраивались балы и приемы.

Колоннаду обращенного в Фонтанке здания «кабинета» создал Д. Кваренги. Чугунная ограда с золоченым орнаментом, установленная вокруг сада с северной стороны, принадлежит К.И. Росси. Он же автор двух садовых павильонов.

Напротив Аничкова дворца, по другую сторону Фонтанки, находится бывший дворец князей Белосельских-Белозерских, автор здания – архитектор А.И. Штакеншнейдер. Здание имеет два парадных одинаково эффектных фасада и выглядит по своему величественно, красочно и нарядно.

В 80-е годы через Фонтанку было построено 7 однотипных мостов, из которых до нашего времени первоначальный вид сохранили Старо-Калинкин мост и мост Ломоносова (ранее назывался Екатерининским, а затем Чернышевым мостом).

Мост Ломоносова – интересный памятник русского мостостроения. Четко очерчены арки его пролетов. Живописный облик придают ему четыре гранитные башни, к которых располагались подъемные механизмы. При въезде на мост поставлены гранитные обелиски с фонарями.

        Вот сколько нового мы узнали о нашей реке Фонтанке и окружающих ее достопримечательностях.

 А сейчас, ребята, я приготовила для вас загадки. Давайте вместе попробуем их отгадать, а заодно и вспомнить, что мы сегодня узнали.

1. Вы найдете у Фонтанки

С детства всем знакомый дом

Там танцуют обезьянки,

Кот играет на шарманке,

Ходит мишка колесом.

Там жонглеры и атлеты.

И всегда, зимой и летом,

Зрителей полон кругом!

Ну, так что это за дом? (Цирк)

2. Красивый мост. Любимый нами

Известен четырьмя конями.

Но имя носит он не Клодта,

А подполковника, чья рота

Здесь мост срубила из осины.

Недолговечна древесина...

Опоры каменными стали,

А мост все также люди звали

По старой дедовской привычке...

И мы зовем его... (Аничков)

3. Много лет тому назад появился Летний сад.

Люди знатные хотели, чтоб фонтаны в нем звенели.

Где же взять для них воды, кто спасет нас от беды?

Протекая недалеко, не велика, не мала.

Той воды не пожалела, речка добрая, дала.

Мне воды совсем не жалко, говорит река… (Фонтанка)


Используемая литература:

  1. Первые прогулки по Петербургу. Е.А. Никонова.
  2. Санкт-Петербург для малышей. В.К. Дмитриев.
  3. Рассказы по истории города для детей.  В.К. Дмитриев.
  4. Рекомендация по проведению экскурсии в Аничков дворец для родителей
  5. По рекам и каналам Ленинграда, автор-составитель Т.П. Абелева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: Путешествие по реке. Главный водный путь России - река Волга"

Дать  детям представление о красавице реке Волге, как природном доме и его обитателях;  познакомить с проблемами загрязнения воды в реках; прививать  элементарные навыки экологической к...

Конспект занятия "Голубые реки России"

Конспект занятия "Голубые реки России"...

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....

Мосты реки Фонтанки

quot;Мосты реки Фонтанки" Познавательный материал поможет провести виртуальную экскурсию по реке Фонтанки...

Конспект занятия №5 "Реки и озера"

Пятое заняти ез цикла "Юный эколог". Продолжаем знакомство с водными ресурсами планеты. Обсуждаем, чем отличаются различные водоемы, и какие реки и озера есть в нашей стране и нашей области....

проект "река фонтанка"

проект для средней группы "река Фонтанка"...

Конспект занятия "Реки России. Реки нашего города" в подготовительной группе.

Представляю конспект занятия "Реки России. Реки нашего города" в подготовительной группе....