Консультация для педагогов: «Особенности организации занятий по региональному компоненту»
консультация (старшая группа)

Апатова Диана Расуловна

 

«Особенности организации занятий по региональному компоненту»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка  - д/с «Фантазия»

        

Консультация для педагогов:

«Особенности организации занятий по региональному компоненту»

                                                                                                          Подготовила: Апатова Д.Р

https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/29454854/29454854_1000.jpg

 

                                         

г. Пыть – Ях

2022г.

                                           

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко–культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально – культурных особенностей своей социальной среды.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы) .

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, селу, Родине можно так же путем создания в ДОУ уголков природы, «Край, в котором я живу»

Условно содержание знаний о родном крае можно разделить на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родногогорода(села). Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры региональной направленности, работу в творческих мастерских, но и участие в творческих конкурсах

Взаимодействие с родителями.

Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся беседы, родительские собрания, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду

Также родители с большим интересом ежегодно принимают участие в проведении народных праздников, развлечений. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни коренных жителей ХМАО, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей , сборники музыкальных произведений.

Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.

Сущность работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В. А. Сухомлинский «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания».

Нам, взрослым необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми.


«Реализация регионального компонента

в системе образовательной работы с дошкольниками»

Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;

- развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнавать больше

об особенностях края, природы, истории;

- формировать стремление приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.

Я предлагаю примерный перечень этих знаний и умений при использовании регионального компонента в воспитательно-образовательной работе.

В системе дошкольного образования значительно расширилось программно - методическое обеспечение образовательного процесса.

Комплексные программы "Детство", "Истоки" дают широкие возможности для использования потенциала народной культуры в воспитании детей.

В программе "Истоки" проблема патриотического воспитания осуществляется через познавательное и эстетическое развитие ребенка - дошкольника. Познавательное развитие включает такие разделы как "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок". В рамках данных разделов происходит формирование начал самосознания ребенка-дошкольника и овладение элементарными сведениями по истории, географии и культуры Родины, воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контексте истории, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, воспитания бережного отношения к природе, ознакомление с отечественными произведениями живописи, графики, скульптуры и декоративно - прикладным искусством.

В обучении и воспитании детей:

- Необходимо широко использовать все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей.

- Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

- Очень важно ознакомить детей с предметами народной творчества.

Обобщая сказанное, можно заключить, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине, своему народу, его культурному богатству и разностороннему таланту.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

- организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;

- комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая)

- создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

- учет специфики организации и построения педагогического процесса;

- использование форм и методов направленных на развитие эмоций и чувств.

Ведущие идеи:

Создание условий для гармоничного развития ребенка с учетом индивидуальности личности на всех основных этапах дошкольного детства;

Создание среды, направленной на адаптацию к современному социуму;

Педагогическое взаимодействие с родителями, ориентация их на роль воспитания в семье;

- профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса на

основе общности ценностно- смысловых позиций (воспитателей, специалистов службы

сопровождения);

- обобщение опыта педагогической деятельности на каждом образовательном этапе, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям и со всеми субъектами деятельности (детьми, педагогами, родителями). Таким образом, если мы хотим воспитать настоящего полноценного будущего поколения, нужно в первую очередь прививать любовь к своей Родине, традициям, культуре.

Совместно с родителями можно:

• Собрать материал: потешки, пословицы, поговорки, загадки, песни и др.

• Организовать с детьми башкирские народные игры.

• Оформить фотоальбомы: «Наша семья» , «Наш детский сад» и т. д. ;

• Создать картотеки подвижных народных игр

• Организовать сюжетно – ролевые игры с региональным содержанием;

• Организовать и провести совместно с родителями фольклорные праздники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание модели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента

Методические рекомендации.Создание модели  образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента...

Консультация на тему: «Фольклор, как средство реализации регионального компонента». Опыт работы.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Л...

Консультация для педагогов "Особенности организации взаимодействия педагогов с дошкольниками"

В консультации отмечено наиболее важные  моменты организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Консультация для педагогов «Особенности организации музыкальных занятий с использованием логоритмики для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».

Музыка одна из самых сильных по эффективности форм                организации коррекционного, воспитательного и развиваю...