Учимся играя!
статья (старшая группа)

Электронная игра для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii_russkaya_izba.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Фрякина Ирина Вадимовна

Воспитатель МКДОУ детский

 сад №4 «Золотой петушок»

г.Родники Ивановская область

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через работу мини-музея «Русская изба»

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные.

В.В.Путин

Актуальность:

В дошкольном возрасте происходит становление личности, социальных и гражданских качеств, формирование патриотических чувств и развитие духовности. Одно из важных направлений воспитания и воздействия на личность – это знакомство с народной культурой и творчеством.

Дети, начиная с дошкольного возраста испытывают дефицит знаний о истоках русской культуры, традициях, нравственных устоях, самобытном укладе жизни русского народа. В нашем городе недостаточно краеведческих музеев где дети наглядно могли бы ознакомиться с традиционным бытом русского народа.

Интересная форма знакомства детей с историей и культурой нашей богатой страны России в детском саду- это музейный уголок или мини-музей, который бы стал неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды детского сада.

С этой целью в нашем детском саду создан мини-музей «Русская изба»

Задачи

  • Формировать чувство патриотизма, любви к Родине на основе знакомства с русскими народными культурными традициями;
  • Создание оптимальных условий для ознакомления детей с историей, культурой, бытом и народными традициями русского народа;
  • Ориентировать семью на нравственно-патриотическое воспитание детей;

Направления работы

  • Проведение фольклерных праздников и мероприятий  (В среднем 2 раза в месяц)
  • Проведение занятий по ознакомлению детей с окружающим миром. Развитию речи, изо деятельности( по планам воспитателей и в зависимости от темы  занятия)

Идея создания мини-музея появилась давно. Мы обратились с просьбой к родителям, знакомым, сотрудникам приносить старинные вещи, утварь, орудия труда. Так по крупицам «С миру по нитке» стали появляться экспонаты «Русской избы».

Изба – колыбель наших предков. Обитель добра и тепла.

В избе есть русская печь и домашняя утварь: утюг, самовар, чугунки, стол с лавками, стиральная доска, коромысло, на полу постелены домотканые половики. Предметы располагаются так, чтоб можно было подойти к ним.

Дети погружаются в другую необыкновенную и историческую среду, при этом обогащая свой практический, эмоциональный и культурно-исторический опыт.

Первое мероприятие, конечно же  было знакомство с мини-музеем, эго экспонатами.

В начале учебного года, чтоб создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональный отклик мы решили отпраздновать день рождения Бабы Яги. Воспитатели преобразили музей в избушку Бабы Яги. Ребята по просьбе Бабы Яги выполняли задания, помогая ей встретить гостей.  Навели порядок в избушке, помогли приготовить праздничный обед. Ну и какое же день рождение без подарков, цветов и хороводов. Баба Яга научила детей играть в русские народные игры «Капуста» и «Золотые ворота»

В октябре прошли 2 мероприятия  16 октября «День хлеба» и  24 октября  «День русской матрешки»

На «Дне хлеба» дети познакомились с обрядами связанными на Руси с хлебом. Сравнили муку пшеничную и ржаную,  караваи из муки пшеничной и ржаной.

На «Дне Русской матрешки» дети узнали историю русской матрешки, разнообразие и назначение народной игрушки. Так же расписали ложки-матрешки.

18 ноября отметили «День рождения Деда Мороза». Дети получили знания о истории жизни и добрых делах Деда Мороза, чем он отличается от своих друзей Д.М. разных стран. В нашем музее была наряженная  ретро-игрушками  елка, вокруг которой дети водили хороводы, загадывали желания.

24 декабря запомнился детям «Днем варежки». Дети познакомились с отличительными особенностями варежки и рукавицы. Познакомились с историей Варежки. Украсили варежки для снегурочки.

Главным русским народным праздником на Руси считалась «Масленица». Всю неделю дети знакомились с каждым днем масленичной недели, узнавали обычаи, разучивали заклички, песни и частушки. В музыкальном зале прошли масляничные гуляния после чего  в музее дети изготовили куклу оберег «Домашняя масленица».

После веселых масленичных гуляний 22 марта дети отметили «День весеннего равноденствия» древний славянский праздник. Познакомились с традициями

празднования этого дня: закличками, народными приметами, играми «Матушка-Весна», «Солнце». Выпекали из песочного теста символ праздника «Жаворонков»

Кроме развлечений, как мы уже говорили,   в избе проходят и занятия целиком и часть занятий, знакомство с различными видами народно-прикладного искусства. Например занятие «От лучины до лампочки»

В результате такой работы у детей:

  • расширяются знания об истории крестьянского жилища избы о её устройстве
  • знакомятся со старинными предметами домашнего обихода
  • словарный запас обогащается названиями предметов русского быта чугун ухват кочерга печь прялка веретено и др.
  •  дети знакомятся с народным фольклором песнями, хороводами, пословицами, поговорками и играми
  • дети знают русские народные и хороводные игры и играют в них
  • Формируется положительное отношение к культурным ценностям традициям русского народа: гостеприимство, почитание старости
  •  знают пословицы поговорки о хлебе, о труде, о Родине

В связи с пандемией и особым режимом работы детского сада в этот период мы пока не смогла провести мероприятия с родителями и приглашать гостей.

В наших дальнейших планах активизировать работу с родителями:

- посещение открытых мероприятий, приуроченных к тематическим датам, активное участие в них.

-проведение мастер-классов по изготовлению пособий и выполнению творческих заданий.

-проведение консультаций с использованием наглядных пособий.

-пополнение мини-музея предметами народно-прикладного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!

Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности.  Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)

laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...

Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»

Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....

Родительское собрание во второй младшей группе « Учимся – играя, играя - учимся»

Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание.Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь...