Проект «Сказкотерапия, как метод формирования нравственно – патриотических представлений у дошкольников»
презентация к уроку (старшая группа)

Немчинова Екатерина Николаевна

Цель: содействовать формированию нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников методом сказкотерапии. 

Специфика использования сказкотерапии в процессе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста определяется особым статусом и психотерапевтическим потенциалом сказки, которые воздействует на глубинные жизненные ценности и эмоционально-ценностный мир, отношения к себе, к семье, к миру, к людям, к своему месту в мире.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Департамент образования комитета по социальной  политике

и культуре администрации города Иркутска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города  Иркутска детский  сад № 126

(МБДОУ г. Иркутска детский сад № 126)

664043  г. Иркутск, бульвар Рябикова, 47  тел. 30-26-25

E-mail: ds-126@yandex.ru

Проект: «Сказкотерапия, как метод формирования

нравственно – патриотических представлений у дошкольников»

Воспитатель: воспитатель Немчинова

Екатерина Николаевна

г. Иркутск, 2023

 

        Область интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

        Вид проекта: практико – ориентированный, групповой.

        Возраст детей: 5 – 6 лет.

        Участники проекта: дети старшей группы,  воспитатель  группы, педагог – психолог, музыкальный руководитель, родители.

        Сроки реализации проекта: краткосрочный (с 13.02.2023 по 10.03.2023).

        Ресурсы проекта: проектор, мультимедийный экран, ноутбук, дидактические пособия, энциклопедии, настольные игры, костюмы и атрибуты.

Актуальность

Проблема нравственно - патриотического воспитания детей в настоящее время актуальна: материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности.

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и уважение к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нравственно – патриотическое воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".

В связи с этим возникла необходимость найти методы для решения этой проблемы и один из методов - сказкотерапия.

Сказки – универсальный материал, с помощью которого можно воспитывать, развивать и даже лечить. Сказкотерапия для дошкольников – это доступный и очень эффективный метод коррекции детских психологических проблем. Сложный психоанализ с помощь сказок проводят психологи. А вот занятия по сказкотерапии вполне доступны воспитателям и родителям.

Духовный мир ребёнка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Все эти чувства может дать русская народная сказка.

        Цель: содействовать формированию нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников методом сказкотерапии.

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования включены задачи:

  1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

  2. Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное;

  3. Привлекать детей к воспроизведению образов сказок и их героев;

  4. Закладывать основы нравственностивоспитывать моральные ценности;

  5. Разработать диагностические методы и игровые приёмы, направленные на исследование влияния русских народных сказок на воспитание нравственно - патриотических качеств дошкольников; 

  6. Воспитывать чувства привязанности, любви к своим близким и к Родному краю;

  7. Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры;

  8. Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

        Формы реализации проекта:

  • Беседы;
  • Продуктивная деятельность детей;
  • Показ спектакля из сказки;
  • Праздничные мероприятия к 8 Марта;
  • Выставки творческих работ детей и родителей;
  • Экскурсия в Музей г. Иркутска;
  • Посещения театров.

        Продукт деятельности: Постановка сказки к 8 Марта «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

        Ожидаемые результаты проекта:

  • заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине и семье;

  • приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Дети:

  • Знают определенные сказочные сюжеты, составляющие духовно – нравственный опыт человечества;

  • Научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства;

  • Стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

        Педагоги:

  • Дополнение патриотического центра: Дидактическая игра «Народы России»;
  • Буклет «Сказкотерапия, как метод формирования нравственно – патриотических представлений у дошкольников»;
  • Изготовление лепбука «В гостях у сказки»;
  • Сценарий сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Родители:

  • Проявляют интерес к совместной деятельности;

  • Посещают театры с детьми;
  • Оформление костюмов и атрибутов для постановки сказки в ДОУ.

        Осуществление проекта: проект реализуется в несколько этапов:

1 этап – Подготовительный

Месяц

С педагогами

С детьми

С родителями

Февраль

1.Составление перспективного плана.

2.Отражение целей и задач проекта.

3.Изучение теоретической и методической литературы.

1.Мониторинг (определение степень знаний детей).

1.Анкетирование, беседы.

2.Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению.

2 этап – Практический

Февраль

1.Подготовка видео просмотра сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

2.Пополнение центров: «Театрализованной деятельности»,  «Развитии речи», «Патриотического воспитание».

3.Изготовление лепбука (развивающий альбом «Русская народная сказка», мнемотаблицы)

«В гостях у сказки».

3.Дидактическая игра «Народы России».

1.Чтение сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

и обсуждение.

2.Загадки о сказках, героев сказок.

3. Пересказ сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

детей и педагога.

4.Просмотр мультфильма: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

5.Имитационные упражнения. Изобрази понравившегося героя из русской народной сказки.

6. Дыхательная, артикуляционная гимнастика.

7. Игра в настроения.

8.Изображение в рисунках любимых персонажей и понравившихся сцен сказки.

9.Репетиция сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1.Буклет «Сказкотерапия, как метод формирования нравственно – патриотических представлений у дошкольников»

2.Положение о проведении конкурса «Книжки-малышки своими руками»

3 этап – Итоговый

Март

1.Сценарий сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1.Продолжать работать над мимикой, жестами.

2.Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

3.Пробуждать к показу характерных особенностей персонажа спектакля и входить в образ героев сказки.

4.Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

5.Вручение медалей за лучший костюм к 8 Марта.

1.Посещение музеев и театров.

2.Изготовление «Книжки-малышки»

2. Оформление костюмов и атрибутов для постановки сказки.

3.Награждение грамотами за активное участие в жизни ДОУ.

4 этап - Презентационный

1.Презентовать свою проектную деятельность на личном сайте.

2.Презентация к проекту.

3. Опубликовать проект.

        Приемы сказкотерапии:

  • Чтение с придумыванием окончания. Дети не всегда согласны с авторской концовкой, они могут придумать свое окончание, основываясь на своих эмоциях и переживаниях;
  • Рисование сказки. Здесь сказкотерапия соединяется с рисуночной терапией, что особенно может быть полезно в работе с детскими страхами;
  • Психологические игры на сказочной основе;
  • Сочинение сказок с помощью специальных картинок (карточек) и «говорящих» кубиков, где новое событие зависит от выпавшего (случайного) изображения;
  • Театрализация: театрализованные игры, настольный, пальчиковый, магнитный театр, куклы-перчатки.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ г. Иркутска детский сад 126 «Сказкотерапия, как метод формирования нравственно – патриотических представлений у дошкольников» Здравствуйте!

Слайд 2

«Воспитатели – люди, которые всегда в душе остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им свое сердце» Немчинова Екатерина Николаевна, воспитатель (1категория)

Слайд 3

«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем» В.А. Сухомлинский

Слайд 4

Актуальность Проблема нравственно - патриотического воспитания детей в настоящее время актуальна: материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нравственно – патриотическое воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены, как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". В связи с этим возникла необходимость найти методы для решения этой проблемы и один из методов - сказкотерапия. Сказкотерапия для дошкольников – это доступный и очень эффективный метод коррекции детских психологических проблем. Сложный психоанализ с помощь сказок проводят психологи. А вот занятия по сказкотерапии вполне доступны воспитателям и родителям. Духовный мир ребёнка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Все эти чувства может дать русская народная сказка.

Слайд 5

Цель: содействовать формированию нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников методом сказкотерапии Задачи: Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками; Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное; Привлекать детей к воспроизведению образов сказок и их героев; Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности; Разработать диагностические методы и игровые приёмы, направленные на исследование влияния русских народных сказок на воспитание нравственно - патриотических качеств дошкольников; Воспитывать чувства привязанности, любви к своим близким и к Родному краю; Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры; Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

Слайд 6

Этапы работы 1. Подготовительный 2. Практический 3. Итоговый 4. Презентационный

Слайд 9

Анкетирование «Нравственное - патриотическое воспитание дошкольников»

Слайд 15

Чтение и обсуждение сказки . Загадки о сказках, героев сказок. Пересказ сказки: детей и педагога. Просмотр мультфильмов. Имитационные упражнения. Изобрази понравившегося героя из русской народной сказки. Дыхательная, артикуляционная гимнастика. Игра в настроения. Изображение в рисунках любимых персонажей и понравившихся сцен сказки. Репетиция сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Виды деятельности:

Слайд 28

https://nsportal.ru/nemchinova-ekaterina-nikolaevna

Слайд 29

До Новых встреч!



Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия, как метод формирования

нравственно – патриотических представлений у дошкольников»

        Область интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

        Вид проекта: практико – ориентированный, групповой.

        Возраст детей: 5 – 6 лет.

        Участники проекта: дети старшей группы,  воспитатель  группы, педагог – психолог, музыкальный руководитель, родители.

        Сроки реализации проекта: краткосрочный (с 13.02.2023 по 10.03.2023).

Актуальность

Проблема нравственно - патриотического воспитания детей в настоящее время актуальна: материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и уважение к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нравственно – патриотическое воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".

В связи с этим возникла необходимость найти методы для решения этой проблемы и один из методов - сказкотерапия.

Сказкотерапия для дошкольников – это доступный и очень эффективный метод коррекции детских психологических проблем. Сложный психоанализ с помощь сказок проводят психологи. А вот занятия по сказкотерапии вполне доступны воспитателям и родителям.

Духовный мир ребёнка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Все эти чувства может дать русская народная сказка.

        Цель моего проекта: содействовать формированию нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников методом сказкотерапии.

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования мною были выделены следующие задачи:

  • Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
  • Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное;
  • Привлекать детей к воспроизведению образов сказок и их героев;
  • Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;
  • Разработать диагностические методы и игровые приёмы, направленные на исследование влияния русских народных сказок на воспитание нравственно - патриотических качеств дошкольников; 
  • Воспитывать чувства привязанности, любви к своим близким и к Родному краю;
  • Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры;
  • Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

В ходе подготовки и разработки данного проекта я использовала 4 этапа.

        1 этап – Подготовительный

Собрала информацию, изучила литературу. Использовала компьютерные технологии, подобрала иллюстративный материал, художественную литературу, пословицы, поговорки. Обработала информационный материал.

Наметила план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей. Дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки?» через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.

  Провела мониторинг с детьми: по методике М.И. Новицкой, С.Ю Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой для определения уровня развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников в детском саду.

        Была проделана предварительная работа с родителями (анкетирование, оформила стенд, изготовила буклет «Сказкотерапия, как метод формирования нравственно – патриотических представлений у дошкольников», выяснила заинтересованность родителей по данной теме).

        2 этап – Практический

        Этот этап я начала с обогащения предметно – развивающей среды:

Необходимо помнить о том, что развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации, прежде всего, должна обеспечивать безопасность жизни воспитанников, а затем, должна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• эстетически-привлекательной.

        Это все я учла при создании центров в группе:

        Театрализованный центр, центр патриотического воспитания,  речевой центр и т.д. (в них добавился лепбук «В гостях у сказки», мнемотаблицы, развивающие альбомы «русская народная сказка», дидактические игры)

        В процессе реализации проекта были организованы следующие виды деятельности: с ними вы можете ознакомиться на слайде. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание на такой вид деятельности, как

        Чтение и обсуждения сказок.

Так как же читать (рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий рассказа сказки - это эмоциональное отношение взрослого к слушателю. При рассказе от взрослого требуется выражение подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь.         Педагог во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

Сказка рассказана. После чтения необходимо побеседовать с детьми, чтобы выяснить их эмоциональное отношение к героям, поступкам, раскрыть их чувства. Планируя вопросы для беседы, я стремлюсь помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему.

Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время.

        Также на своих занятиях я включаю имитационные упражнения (например: изобрази понравившегося героя из русской народной сказки, дыхательную, артикуляционную гимнастику,  игры на эмоциональный отклик детей, например: «Игра в настроения», а также дидактическая игра «Народы России» (можете просканировать QR-код) и ознакомиться. Таким образом я знакомлю родителей со своей работой.

        На   родительском собрании по теме «Нравственно – патриотическое воспитание в семье, через сказку» мною было предложено, привлечь детей к участию в игре драматизации сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» на праздник 8 Марта.

        Где родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в работе над драматизацией.  Дома помогают детям разыгрывать сказку, обсуждают персонажей, оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов для постановок, вместе с детьми посещают театры, читают книги, что способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащению внутреннего мира.  

        Также с целью развития читательского интереса детей к книге, привлечения внимания к совместной деятельности ребенка и его родителей был организован конкурс «Книжки – малышки своими руками». Главным результатом стала гармонизация детско-родительских отношений, улучшение эмоционально-комфортного состояния детей, через русскую народную сказку. (положение было создано на базе детского сада)

        3 этап – Итоговый – Драматизации сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

        Драматизация поспособствовала воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность и любовь к семье.

        В группе состоялась выставка книжки – малышки созданные совместно с родителями. Все дети и родители активно включились к созданию удивительных и красочных книжек. Каждый ребенок, который принес свою книжку, рассказал и показал своим сверстникам, о чем она. Всех детей наградили медалями за проделанную работу.

        Мониторинг показал, что качество проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, через сказкотерапию повысился на 50%.

        4 этап – Презентационный - Презентовала свою проектную деятельность на личном сайте.

        Специфика использования сказкотерапии в процессе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста определяется особым статусом и психотерапевтическим потенциалом сказки, которые воздействует на глубинные жизненные ценности и эмоционально-ценностный мир, отношения к себе, к семье, к миру, к людям, к своему месту в мире.

        Предложенная методика является подходящим способом для коррекции структуры личности.

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ "Проектная деятельность в ДОУ как метод формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Сценарий педагогического совета в ДОУ по формированию нравственно-патриотических качеств, чувств у дошкольников через проектную деятельность. В ходе педсовета воспитатели выступают с презентациями сво...

Педагогический проект "Использование современной технологии "Проектная деятельность" для формирования нравственно-патриотических ценностей у дошкольников

В последнее время широко используются современные технологии. Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности детей. Сем...

Педагогический проект по формированию нравственно-патриотического воспитания у дошкольников «Мой любимый город».

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже...

ПРОЕКТ «ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» по формированию нравственно-патриотических чувств старших дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравств...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»

Педагогический  проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»...

Проект «Я – ребенок, и я имею право…» (формирование нравственно - правовых представлений старших дошкольников посредством дидактической сказки)

В проекте научно обосновано и практически доказано, что в ходе реализации проекта у воспитанников проявляется наибольший интерес к сказкам, и, закладываются основы нравственно-правового воспитания.Кон...