Проект по экологическому воспитанию «Что мы знаем о березке»
проект (старшая группа)

Рязанова Наталья Прокопьевна

Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву - березке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_berezka.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экологическому воспитанию

«Что мы знаем о березке»

                             (для детей старшей группы)

                                                                                             

Проект подготовила:

воспитатель Рязанова Н.П.

 

                                                            Введение                                                        

  Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формировании экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

  Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

 Наш город Нижневартовск, в котором мы живём, находится в суровом краю. Зимы у нас длинные, а лето короткое, но от этого здесь не менее интересно. Природа Самотлора - сурова и прекрасна, в ней есть своя неповторимая прелесть и красота.

 Однако наши дети из-за климатических условий ограничены в общении с объектами природы. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому – стало целью моей педагогической работы.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

 Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Тип проекта - познавательно-исследовательский.

Участники проекта - педагоги, дети, родители.

Сроки реализации - 3 дня, краткосрочный.

Проблема. Получить представление о берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.

Тема «Что мы знаем о березке»

 Цель проекта: вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву - березке;  вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

Задачи:

- познакомить детей с березой, её особенностями и отличиями от других деревьев;

- развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;

- способствовать накоплению детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой;

- воспитывать интерес детей к объектам природы.

   Ожидаемый результат

   Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

  Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Интеграция образовательных областей

Коммуникация:

- беседы;

- свободное общение.

Познание:

- рассказ воспитателя;

- рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций.

 Исследовательская деятельность:

- обследование и рассматривание листьев;

- определять форму: круглые, овальные, резные;

- окраску: оттенки зелёного, жёлтого цвета;

- величину - использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья;

- поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий  не блестящий; плотность и толщину листьев;

- дидактические игры.

Чтение художественной литературы:

- чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме;

- загадывание загадок;

- рассматривание картин, открыток, иллюстраций.

Социально-личностное развитие:

- социализация;

- экскурсии: по участку детского сада;

- наблюдения;

- труд;

- безопасность.

 Художественно-эстетическое развитие:

- продуктивная деятельность;

- совместная работа с родителями.

 Физическое развитие:

- подвижные игры;

- физкультминутки.

                                            Этапы проекта

1-й этап - начальный

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

2-й этап - деятельный

1. Беседа с детьми «В гости к Зайке».

Прогулка

1. Наблюдение за березами.

  • Знакомство с березой.
  • Исследовательская деятельность.
  • Игра «Узнай дерево».
  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор».

2. Экскурсия по территории детского сада.

  • Отгадывание загадок про березу. «Отгадай мою загадку».
  • Дыхательное упражнение «Ветерок».
  • Дидактическая игра «Найди листок какой покажу».
  • Физкультминутка «Березонька».
  • Народные приметы про березу.

Работа с родителями

  • Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».
  • Анкетирование родителей «Отношение   родителей   к   проблеме экологического   воспитания».

Занятие

  • Чтение книг о березе (развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии и иллюстраций).
  • Рассматривание слайдов про березу.
  • Беседа по прочитанному произведению.
  • Дидактическая игра «Сложи картинку».
  • Физкультминутка «Березка».
  • Коллективная работа рисунок-аппликация «Осенняя береза».

3-й этап - коллективная реализация проекта

1. Развлечение «Во поле береза стояла»

  • Хоровод возле березы (под музыку «Во поле береза стояла»).
  • Исполнение песни про осень.
  • Инсценировка «Лесные музыканты».
  • Чтение стихов про березу.
  • Игра «Жмурки с Петрушкой».
  • Угадывание загадок про березу.
  • Игра-сюрприз «Прятки с платком».

2. Выставка рисунков и поделок сделанные детьми, совместно с родителями.

Заключение

В результате проделанной работы есть положительные результаты:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются у умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Я планирую продолжать работу кружка «Юный любитель эколог», что позволит удовлетворить индивидуальные запросы и потребности детей. Кружок б носит интегрированный характер, построенный на взаимодействии природоведческих знаний и деятельности ребенка.

Литература

1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. - 240 с.

2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.

3. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. - 72с.

4. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.

5. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

5. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

                                                 

Приложения

Беседа с детьми

Цель. Развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву.

(Группа разделена на 2 части на одной половине стоят стулья для детей, на другой стороне стоит домик, деревья, стульчик, а на нем сидит зайка. Возле домика зайки береза). Дети сидят на стульях.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня на почту детского сада пришло какое-то необычное странное письмо (показывает большой конверт с большой печатью).

Воспитатель: Ребята, прочитаем его?

Дети: Да, прочитаем.

Воспитатель: (читает). «Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. Меня зовут Зайка. Сегодня когда я проснулся и вышел на улицу, увидел возле своего дома необычное дерево, такое дерево я еще никогда раньше не видал. Помогите мне пожалуйста разузнать, что за дерево выросло возле моего дома. Ваш Зайка.»

Воспитатель: Ну что же, ребята, поможем Зайке?

Дети: Да.

(Воспитатель с детьми подходят к домику зайки, здороваются.)

Воспитатель: Показывай, зайка, что за чудо дерево у тебя выросло, мы с ребятами пришли тебе помочь. (Зайка показывает березу).

Воспитатель: Так ведь это же береза, разве ты не знаешь? А вы ребята догадались?

Дети: Да, это береза.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Потому что он белый и с белыми точками.

Воспитатель: Правильно береза единственное дерево в мире с белой корой. А чтоб побольше узнать про это дерево тебе, Зайка, и вам, ребята, нужно будет отправиться обратно в наш детский сад, где мы с вами узнаем побольше про это чудо дерево. (Все вмести отправляемся и садимся на стульчики).

                                           Прогулка

                               Наблюдение за березами

Цель. Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход беседы. Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья? Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка? (Ствол белый.). Показать детям, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.

Воспитатель: - Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев зимой очень хрупкие.

         Стало вдруг светлее вдвое,

         Двор как в солнечных лучах

         Это платье золотое

         У березы на плечах.

         Утром мы во двор идём -

         Листья сыплются дождём,

         Под ногами шелестят

         И летят… летят… летят…

Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

Игра на прогулке «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» - они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее желтые листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.

Народные приметы. Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Отгадать загадку: Висят на ветке

                                  Золотые монетки.

                                                  (Осенние листья.)

Трудовая деятельность: сбор опавших листьев на участке, уход за поломанными ветками.

Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» - составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.

Работа с родителями

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»

   Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

  С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

  Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

  Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

   Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

  Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

  Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

   Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.

  Пожелание вам -  воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

Анкета

«Отношение   родителей   к   проблеме экологического   воспитания»

1.        Что такое экология?

2.        Есть ли у вас комнатные растения? Если нет, то почему?

3.        Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4.        Посадили ли Вы дерево?

5.        Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6.        Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7.        Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

8.        Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9.        Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10.      Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?

11.      Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12.       Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

13.       Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14.    Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду?                                                                                                                 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию детей «Люблю березку русскую»

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав,...

Проект по патриотическому воспитанию "Теперь я знаю и горжусь!"

Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживает самые суровые испытания, пока живы традиции, пока не оскудела историческая память. В последние годы наблюдается отч...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Проект по экологическому воспитанию "Знаем, любим, бережем"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста,...

Презентация проекта по экологическому воспитанию "Знаем, любим, бережем"

Проект «Знаем, любим, бережем" краткосрочный. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней....

Конспект беседы по экологическому воспитанию."Что мы знаем о птицах?"

Беседа «Что мы знаем о птицах?»Цель: Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц....