Развивающие игры для юных горожан.
статья (старшая группа)

Шапкина Ирина Владимировна

Зачастую дети, живущие в городе, не знают, какая улица главная, где находится театр или что такое музей. Помочь детям лучше узнать и полюбить свой город могут увлекательные и интересные творческие задания, и игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_dlya_yunyh_gorozhan_dlya_sayta.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры для юных горожан.

Хорошо ли вы знаете свой город? Зачастую дети, живущие в городе, не знают, какая улица главная, где находится театр или что такое музей. Краеведы, педагоги и просто неравнодушные люди обеспокоены что вырастает целое поколение жителей, имеющих смутное представление о достопримечательностях, историческом прошлом родного города. Может быть, в этом кроется причина грязных улиц, сломанных скамеек в парках. Разрушенных детских площадок?

Помочь детям лучше узнать и полюбить свой город могут увлекательные и интересные творческие задания, и игры. Они предоставляют благоприятные условия для умственного развития дошкольников, побуждают анализировать, сравнивать, обобщать то, что дети видят и узнают об окружающей жизни, стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой.

Предлагаем вашему вниманию некоторые игры и игровые задания, которые мы используем в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Словестные развивающие игры и творческие задания

Игра «Закончи фразу»

Задачи:

- формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать составлять высказывание;

-закреплять знания об особенностях родного города.

Примеры фраз для предложения: «Наш город называется…». «Город стоит на берегах рек…..», « Главная улица города - ….».

***

Ведущий (взрослый) предлагает детям какой – либо предмет и говорит начало фразы. Взяв предмет в руки, ребенок должен закончить фразу. Усложненный вариант игры предлагает использование «волшебной стрелочки» (стрелкой может быть рука воспитателя, вращающаяся стрелка и т.д.)

Игра «Интервью»

Задача: развивать коммуникативные умения, желание поделиться своими впечатлениями и знаниями с товарищами.

Оборудование: микрофон, бейджик с надписью «Корреспондент газеты».

***

«Корреспондент газеты» (воспитатель, дети) задает вопросы по определенной теме (например, «Моя улица», «Театры и музеи нашего города» и др.), а участники игры отвечают.

Примерные вопросы «корреспондента»: «На какой улице вы живете?», «Что находится на вашей улице?», «Чем известна (знаменита) ваша улица?», «Что самое красивое на вашей улице?», «Ваш любимый уголок на вашей улице?».

Игровое творческое задание «О чем говорят названия»

Задачи:

- обращать внимание на то, что названия улиц «умеют разговаривать»;

-вызывать интерес к разгадыванию этой информации;

- развивать воображение.

***

Дети знакомятся с тем, как в старину люди давали названия улицам, разгадывают тайны говорящих названий (переулок Проезжий, улица Восточная и т.д.)

Воспитатель предлагает пофантазировать и придумать собственные названия улицам паркам, опираясь на их достопримечательности, особенности.

Игры, помогающие запомнить достопримечательности города, развивающие мышление, зрительное восприятие.

Игра «Собери картинку»

Задачи:

- развивать умение видеть и соотносить части и целое;

-узнавать наиболее известные достопримечательности города.

Оборудование: разрезные увеличенные открытки с видами города.

***

1-й вариант. Дети собирают открытку из частей, сверяясь с увеличенной фотографией, называют то, что на ней изображено, обмениваются своими впечатлениями о посещении данного места в городе.

2-й вариант (усложненный).

Игра может проходить в форме соревнования «Кто быстрее соберет картинку?»

Игровое задание «Узнай здание по контуру»

Задача: развивать зрительное восприятие.

Оборудование: открытки с архитектурными достопримечательностями города и карточки с контурами (тенями) этих объектов.

***

Детям необходимо среди теней узнать заданный архитектурный объект.

Игровое задание «Что изменилось?»

Задачи:

- развивать внимательность;

-побуждать замечать изменения в облике города.

Оборудование: фотографии одних и тех же объектов в разное историческое время, в разное время суток.

***

Воспитатель предлагает сравнить фотографии старого и современного города, вид города в разное время года и суток, найти отличия в его облике.

Игры – ассоциации

Игра «Город»

Задача: развивать быструю реакцию на слово, умение подбирать подходящие по смыслу слова.

***

Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель произносит слово – сигнал: город. Дети по очереди называют визуальные образцы, связанные со словом «город» ( я вижу дом и т.п), запахи ( запах сирени, бензина, свежего хлеба), пытаются выразить словами чувства, которые вызывает город, свое отношение к нему ( я чувствую радость, мне нравиться гулять по улицам в солнечный день).

Игровое задание «Любимый город»

Задача: формировать личное отношение к родному городу

Оборудование: открытки с видами города.

***

Каждый ребенок выбирает по одной открытке и подбирает определение – характеристику для города, опираясь на сюжет отраженный на выбранной им фотографии. Например, для фотографии, на которой запечатлены соревнования по прыжкам с трамплина, дети подбирают такие определения: наш город – солнечный, спортивный…

Игры с планами и картами города

Игра – загадка «Узнай, где я нахожусь»

Задача: развивать ассоциативную память.

Оборудование: карточки с составленными заданиями, карта города.

***

Ведущий (взрослый или игровой персонаж) называет слова- ассоциации: фонтан, театр, университет, праздники – это... (Театральная площадь)

Игра «Знатоки города»

Задачи:

- закреплять знания о достопримечательностях города;

-развивать связную речь.

Оборудование: карта- схема родного города с проложенным замкнутым маршрутом (обозначен чередующимися синими и красными кружками), карточки с изображением достопримечательностей города и их описанием, кубик, фишки.

***

Игроки по очереди кидают кубик и делают ход на определенное количество шагов в соответствии с выпавшими по кубику числом. Если игрок остановился на синем кружке, он берет карточку с изображением достопримечательности города, и воспитатель зачитывает описание карточки (усложнение- ребенок сам выбирает карточку и рассказывает о данной достопримечательности).

Если игрок остановился на красном кружке – карточку он не берет.

Побеждает игрок, собравший большее количество карточек.

Игра «Догадайся по описанию»

Задача: развивать внимание, ассоциативное мышление, память.

***

Ведущий зачитывает описание объекта по карточке, не называя сам объект.( усложнение) – дети описывают задуманный объект). Игроки должны догадаться и назвать его, затем карточка с объектом размещается на увеличенной карте- схеме города.

Игровое задание «Панно «Улицы города»

Задачи: помогать учиться ориентироваться в своем микрорайоне, запоминать достопримечательности района, улицы, ПДД.

Оборудование: панно, фигурки (девочка, мальчик, машина)

***

Детям предлагается помочь персонажам найти дорогу к дому культуры, школе и т.д., рассказать, по какой улице пройти, на что обратить внимание.

Игровое задание «Где находится памятник»

Задача: продолжать учить ориентироваться на карте-схеме города.

Оборудование: карта- схема города, фишки для обозначения памятников, зданий, открытки с изображением достопримечательностей города, жетоны.

***

Ведущий (взрослый) предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно получает жетон, в конце игры подводится итог.

Подобные игры можно использовать для ознакомления дошкольников с любым населенным пунктом – городом, поселком, наполняя их своим содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».

1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...

Методическое пособие. «Развивающие игры в работе с детьми детского сада» (развивающие математические игры для детей 3-7 лет)

Актуальность темы:Программа «давайте поиграем» ориентирована на возрастующую познавательную активность детей, развитие творческих способностей дошкольников. Программа помогает подготовить дошкольников...

Правила юных горожан

Беседы по сказкам Шапкая...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

"ЮНЫЕ ГОРОЖАНЕ – БОЛЬШИЕ ПАТРИОТЫ".

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Данная проблема под...