Музейная педагогика
методическая разработка (средняя группа)

Успенская Ольга Михайловна

Экскурсионная работа в детском саду

для детей старшего дошкольного возраста

из опыта работы педагогов подготовительной к школе группы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАЕТЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 1»

Сообщение

Экскурсионная работа в детском саду

для детей старшего дошкольного возраста

из опыта работы педагогов подготовительной к школе группы.

Успенская О.М.,

 воспитатель высшей кв. категории

Гусь-Хрустальный, 2023г.

                                                                                                                     

Небольшой, но в нем дела большие.                                                                                                                      Город мой встает передо мной.                                                                                                                    Как частица Родины — России,                                                                                                                    Сердцу самый милый и родной.

В соответствие с требованиями ФГОС основные общеобразовательные программы предлагают дошкольным учреждениям отказаться от учебной модели обучения, а взамен развивать проявления самостоятельной познавательной активности у детей. Этому целиком и полностью соответствуют технология музейной педагогики.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей. Она создает условия для погружения личности в специально организованную развивающую предметно-пространственную среду. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя.

При организации экскурсий в музее с дошкольниками мы проследуем такую цель как развить познавательную активность старших дошкольников через ознакомление с историческим центром города (Музей хрусталя им. А.В. Мальцова, городской Историко-Художественный музей, Гусевской Хрустальный завод, ж/д вокзал, «мальцевские домики»

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Воспитывать любовь к родному краю  и уважение людям, заботящимся о его процветании;
  • Воспитывать интеллигентность;
  • Формировать самосознание, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • Формировать у дошкольников представления о музее, привлекать родителей к обогащению музейной,  развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;
  • Развивать  творческие и организаторские способности детей, в соответствии со своими склонностями и интересами.
  • Создавать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую музейную деятельность;
  • Обогащать  речь детей, развивать активный словарь за счет формирования у детей определенного объема информации в музейном пространстве;
  • Развивать коммуникативные навыки посредством социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;
  • Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности. Развивать познавательные интересы.

Развивая музейную педагогику в ДОУ, можно интегрировать двумя направлениями:

1) экскурсионная работа детского сада с музеями.

2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Нашу работы мы распределили на 3 этапа.

Первый этап своей работы мы организовали следующим образом:

• Составление плана работы.

• Диагностика интересов детей по проблеме исследования.

• Изучение литературы, статей.

• Работа с интернет -ресурсами, посещение сайтов.

• Создание развивающей среды в группе.

• Подбор демонстрационного материала для бесед: иллюстраций, слайдов, фотографий.

• Разработка занятий с детьми, мастер-классов с родителями.

• Анкетирование родителей: «Родной свой город мы любим и знаем».

Анкетирование родителей проводилось на тему: «Родной свой город мы любим и знаем»

В анкетировании приняли участие 12 человек. Оно показало, что вопрос познавательного интереса к родному городу актуален и педагогам необходимо продолжать работу в этом направлении.

Проанализировав анкету было выявлен, что все родители считают необходимым приобщать детей дошкольного возраста к культуре родного края и на вопрос «нужна ли вам помощь педагогов?» все родители ответили утвердительно.

В целом по результатам анкетирования можно сделать следующий вывод: Вопросы познавательного интереса к родному краю актуальны в любые времена.

Необходимо знакомить детей с малой Родиной, с ее самобытностью, воспитывать чувства любви и благодарности.

Вторым этапом было проведение самой деятельности со всеми участниками образовательного процесса: педагог-ребенок-родитель.

•Проведение с детьми занятий,  мастер-классов с родителями;

•Проведение экскурсий, посещение музеев;

•Организация творческих выставок;

•Проведение совместных праздников с родителями;

Нахождение ребенка в музейной среде станет интереснее и полезнее, если в условиях детского сада вместе с воспитателем при рассматривании изделий народных промыслов он будет рассуждать, что придает им красоту. В рамках реализации календарно-тематического планирования мы разработали тематические занятия:

- «Где работают наши родители»

- Экскурсия, наблюдение, рассказ воспитателя.,

«Что мы знаем о прошлом и настоящем Хрустального завода?»

- Беседа, рассматривание слайдов, показ фильмов о заводе. «Знакомство с интересным человеком»

- Приглашение одного из родителей, работника завода, рассказ о профессиях завода, показ продукции, выпускаемой на заводе.

А так же посещение знакомство воспитанников с исторической частью города:

1. Экскурсии по микрорайону (знакомство с архитектурой мальцевского домика).

2. Экскурсия в историко-краеведческий музей.

3. Экскурсия в музей на железнодорожный вокзал.

4. Экскурсия в музей Хрусталя им. Мальцова.

5. Экскурсия на Гусевской Хрустальный завод.

По данным темам, мы составили перспективный план работы с детьми, где выставки  по различным темам  организовываются 1 раз в 2 недели,  мы работаем по каждому из  направлений  темы, накапливая у детей опыт по данной теме, расширяя кругозор, привлекая краеведческий музей к тесному сотрудничеству, родителей, и просто интересных людей нашего города, края.

Организация экскурсий по исторической части города, с нашей точки зрения, направлена на то, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, родной природе, к истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

При проведении воспитательно-образовательной работы с детьми в музейно-образовательном пространстве нами были использованы следующие методы: проектирование, ролевые игры,  поисковая стратегия, театрализация, ситуация «погружения», образовательные занятия в музее, игры – путешествия, музейные образовательные занятия, экскурсии

В работе по данному направлению были использованы следующие формы работы с аудиторией:

-организация  выставок «Хрустальная грань», «Музей Хрусталя» (экспонаты и предметы выставки созданы руками детей, воспитателей и родителей);

-организация праздников (с привлечением родителей Любимова Н.А., Тростина Л.Г. ).

-организация совместной художественной деятельности; (авторские работы воспитанников подготовительной к школе группы);

 - мастер – классы педагогов и родителей, социальных партнёров для детей ДОУ («Владимирская роспись», «Алмазная резьба», «Рисуем по стеклу»).

 

Третьим этапом было проведена диагностика, создание детского альбома.  

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что музейная педагогика заняла очень важное и нужное место в работе нашего ДОУ. Экскурсионная работа способствовала внедрению национально-регионального компонента в воспительно-образовательный процесс. Практика показала, что дети демонстрируют более высокий уровень развития по основным образовательным областям при проведении мониторинга на конец учебного года. Посещение музеев влияет на «профессиональную ориентацию» детей: некоторые из них выражают желание стать художником, чтобы тоже «вешать свои картины в музее», кто-то хочет стать военным, машинистом поезда, библиотекарем, экскурсоводом, добывать полезные ископаемые и проводить раскопки для поиска новых экспонатов для музея.

Информационные источники:

Официальный сайт администрации города

Современные фотографии

Исторические фотографии

Брошюра о городе Гусь-Хрустальный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...