Рабочая программа по ненецкому родному языку
рабочая программа

Вануйто Елена Александровна

Основной задачей изучения ненецкого языка является   формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения ненецким языком в устной форме.  С  самого  начала  своего  развития  ребёнок  находится  под  воздействием  системы  определенных отношений  и  это  особенно  важно  в освоении  языка. Язык ребенка,    конкретное  содержание  его  мыслей,  зависит  от  того,  с  кем  он  будет  общаться  и,  конечно  же,  от  условий  окружающей  среды.

 В  процессе  обучения  дети  должны  научиться  воспринимать  и  понимать  ненецкую  речь на  слух  и  говорить  на  ней  в  пределах  доступной  им  тематики,  усвоенных  слов,  несложных  образцов  связной  речи.  Весь  программный  материал  распределён  по  темам,  соответствующий  интересам  и  возможностям  детей,  то  есть  программа  построена  с  учётом  возрастных  особенностей  детей  пяти-шести  лет.  В  каждой  теме  указаны  слова,  образцы  предложений.  Тематический  принцип  даёт  возможность  с  самого  начала  обучения  ненецкому  языку  добиваться  элементарной  связной  речи  и  вместе  с  тем  делать  занятия  родного  (ненецкого)  языка  не  только  обучающими,  но и воспитывающими.  На  каждом  занятии  даётся  определённая  тема,  материал  для  практического  усвоения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………………………2

Планируемые результаты освоения родного языка воспитанниками……...5

Организация учебного процесса………………………………………………….5

       Средняя группа…………………………………………………………….......6

Тематическое планирование……………………………………………………6  

       Перспективное планирование………………………………………………….9

Старшая группа………………………………………………………..……...13 

Тематическое планирование………………………………………...…………13  

Перспективное планирование………………………………………………14 Подготовительная группа………………………………………………...….20 

Тематическое планирование…………………………………………………...20

Перспективное планирование…………………………………………………21

Материально-техническое обеспечение………………………………………..29

Литература…………………………………………………………………………35

Пояснительная записка

Основной задачей изучения ненецкого языка является   формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения ненецким языком в устной форме.  С  самого  начала  своего  развития  ребёнок  находится  под  воздействием  системы  определенных отношений  и  это  особенно  важно  в освоении  языка. Язык ребенка,    конкретное  содержание  его  мыслей,  зависит  от  того,  с  кем  он  будет  общаться  и,  конечно  же,  от  условий  окружающей  среды.

 В  процессе  обучения  дети  должны  научиться  воспринимать  и  понимать  ненецкую  речь на  слух  и  говорить  на  ней  в  пределах  доступной  им  тематики,  усвоенных  слов,  несложных  образцов  связной  речи.  Весь  программный  материал  распределён  по  темам,  соответствующий  интересам  и  возможностям  детей,  то  есть  программа  построена  с  учётом  возрастных  особенностей  детей  пяти-шести  лет.  В  каждой  теме  указаны  слова,  образцы  предложений.  Тематический  принцип  даёт  возможность  с  самого  начала  обучения  ненецкому  языку  добиваться  элементарной  связной  речи  и  вместе  с  тем  делать  занятия  родного  (ненецкого)  языка  не  только  обучающими,  но и воспитывающими.  На  каждом  занятии  даётся  определённая  тема,  материал  для  практического  усвоения.

Тематический  принцип  органически  связан  с  созданием  естественных  ситуаций соответствующей  теме,  благоприятствующий  повторению  слов  как в пределах  одной  крупной  темы,  так  и  близких  по  содержанию: «Моя  семья»,  «Человек - части  тела»,  «Пища и  посуда»,  «Одежда  и  обувь»,  «Чум,  предметы  домашнего  обихода»,   «Детский  сад. Как  дети играют  в  тундре?»,  «Времена  года»,  «Транспорт  севера»,  «Дикие  и  домашние  животные»,  «Птицы», «Рыбы»,  «Деревья,  ягоды  тундры», что  способствует   формированию  активного  и  пассивного словарного  запаса  из  наиболее  часто  встречающихся в  языке  слов.

 На  занятиях  используются  игры,  загадки,  стихотворения,  сказки.  Однако  большую  роль для  изучения  родного  языка,  как  показала  практика,  имеют  игры.  И  не  случайно. Ведь  ведущей  деятельностью  для  дошкольного  возраста  являются  игры.   Умственные  способности  и  самостоятельность  мышления  ребёнка  развиваются  наиболее  активно  именно  в  игре.   Чтобы   проверить  словарный  запас,  углубить  и  уточнить  значение ненецких слов,  полученные  знания  в  практической  деятельности детей, можно использовать   различные  дидактические  игры.

В детском саду систематизированы специальные занятия, предусматривающие не только освоение новых слов, но и на формирование активной и творческой речевой деятельности на родном (ненецком) языке, используются методы и приемы на основе местных природно-климатических условий, традиций и фольклора.  

По изучению родного языка используются предметные и сюжетные картины из жизни посёлкового и тундрового населения Ямала, предметы обихода, в связи с этим в дошкольном учреждении организована специальная предметно-развивающая среда (мини-музей «Тукоця» «Огонек» в квартале Полярный корпус 2, а в корпусе 1 кабинет родного языка), позволяющая использовать потенциал культурно-исторических ценностей родного края  в развитии ребёнка. У ребёнка появляется желание говорить в реальной или воссоздающей ситуации, затрагивающей говорящего. Задачи изучения ненецкого языка в дошкольном учреждении могут быть достигнуты в том, случае, если родной язык будет выступать не только в качестве изучения, а будет регулярно систематически и активно использоваться детьми в их повседневной жизни. Язык усваивается в практической деятельности.

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на  год обучения.  

Рабочая программа является  «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

В соответствии с Законом «О языках» и приказами департамента образования ЯНАО в содержание дошкольного образования введен национально - региональный компонент, который предполагает изучение детьми коренной национальности или другими детьми  по желанию родителей,  родного (ненецкого) языка в период с 1 сентября по 31 мая  2раза в неделю. Направленность программы «родной язык» культурологическая, социально личностная.

Программа направлена:

  • на обучение дошкольников родному языку, на развитие устной речи детей дошкольного возраста;
  • на формирование у детей правильного произношения всех звуков ненецкого языка;
  • на воспитание любви и уважения к своему народу, его культуре, к родному краю. Задачи обучения:
  1. Формировать устойчивый интерес и положительное отношение к изучению родного языка.
  2. Сформировать правильное произношение звуков ненецкого языка, как изолированных, так и в составе слова.
  3. Способствовать обогащению словаря в процессе использования художественного слова, рассматривания предметных и сюжетных картинок, рассматривания альбомов, книг.
  4. Учить детей строить предложения из двух-трех слов.
  5. Развивать познавательные интересы детей в процессе практических занятий, чтения художественной литературы, участия в праздниках, посещения музея.
  6. Познакомить со сказками, пословицами, загадками народов Севера.
  7. Познакомить с культурой, традициями, обычаями народа ненцы.
  8. Расширить знания детей о труде оленеводов, рыбаков, охотников.
  9. Воспитывать патриотические чувства и интернациональные чувства, любовь к родному краю и привитие чувства ответственности за её сохранение.    

Сроки реализации рабочей программы – 2 года (старшая и подготовительная группа).

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – 5-7лет. Родной язык посещают дети коренной национальности, и дети других национальностей по желанию детей или их родителей.

Планируемые результаты работы освоения рабочей программы.

Возраст детей

Планируемые результаты работы

5-6 лет

К концу года в старшей группе у детей должен быть следующий набор знаний, умений и навыков по ненецкому языку:

Иметь представления и знания об окружающей действительности по родному краю. Уметь воспринимать и понимать формы речевого этикета на ненецком языке.  Уточнить представления о женской, детской и мужской одежде.  Работать над произношением спец. звуков ненецкого языка ӈ, л.  Совершенствование ненецкой речи, строить предложения из 2-3 слов. Правильно употреблять существительные в названиях зверей. Выработка правильного произношения. Иметь представление о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных орнаментов; самостоятельно работать над изготовлением предметов быта из различных материалов.  

6-7 лет

К концу года в подготовительной группе у детей должен быть следующий набор знаний, умений и навыков по ненецкому языку:

  1. Уметь отвечать на вопросы по теме «Знакомство»: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь?
  2. Отвечать на вопрос: Кто это? Что это? (среди десяти предметов)
  3. Знать вежливые слова: торова (здравствуйте), лакамбой (до свидания), ӈаркавада (спасибо), сензан’ӈа (будь здоров), ӈаркавада (пожалуйста) и т.д.
  4. Отвечать на вопрос: Какой? Хурка? (по форме, цвету, вкусу, величине, свойству и т.д.)
  5. Считать до 10.
  6. Называть слова в единственном и множественном числах.
  7. Отвечать на вопрос: Что делает?   Ӈамгэм’пэрӈа? (Основные виды движений: стоит, сидит, играет, бежит, прыгает, пишет, читает, говорит, спит, летает и т.д.)
  8. Из слов составлять предложения.
  9. Из простых предложений составлять маленький рассказ.

Организация учебного процесса.

По обучению детей ненецкому языку отводится по 1 непосредственно-образовательной деятельности в неделю – старшая группа – 25 минут, подготовительная группа - 30 минут.  

Формы и виды НОД:  

Формы организации деятельности учащихся: индивидуально-групповые. Обучение родному языку - планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.  

В основе образовательной деятельности лежит игра, так как для детей этого возраста игра является ведущей формой деятельности. Важнейшим методом  обучения  при ознакомлении  с окружающим миром и природой является наблюдение: осмотр помещения детского сада, экскурсии, рассматривание предметов, наблюдение за трудом взрослых, за объектами природы, просмотр видеоматериала.  Важную роль по ознакомлению с окружающим и обогащению словаря играют и другие методы:  

  • беседа;  
  • рассматривание картин, иллюстраций, фотографий;  
  • использование художественного слова (стихи, загадки, сказки, рассказы, физминутки);
  • словесные и дидактические игры, упражнения.

Старшая группа Возраст 5-6 лет.

Тематическое планирование

Содержание обучения составляет в первую очередь конкретный языковой материал, которым должны овладеть дети. Это, прежде всего словарь, куда входят наиболее часто употребляемые слова ненецкого языка, необходимые для элементарного общения. Словарь, предлагаемый в программе, организуется по тематическому принципу. Предлагается 16 тем состоящих из теоретических и практических занятий. Тематический принцип органически связан с созданием естественных ситуаций, соответствующей теме,  повторению слов как в пределах одной крупной темы, так и близких по содержанию: «Дом и семья», «Детский сад»,  «Продукты и посуда», «Мы считаем до 10», «Одежда – национальные изделия из бисера, сукна и меха» и т.д. эти темы способствуют формированию словарного запаса (активного и пассивного) из наиболее часто встречающихся в языке слов.  

Помимо этого, ведётся работа над звуковой культурой речи, поэтому занятия начинаются с фонетической зарядки, которая помогает настроить орган речи на произношение ненецких звуков, слов и фраз.  Их повторение происходит путём повторения (хором и индивидуально). Используется игровой приём: многие звуки в сознании ребёнка связываются со сказочными или знакомыми животными, транспортом, природными явлениями.

Звуковая культура речи включает в себя и работу над дикцией: отчётливым произношением слов и словосочетаний, правильным интонированием в повелительных, вопросительных и повествовательных предложениях.

Для развития связной речи используется описание игрушки, картины, различных ситуаций, вопрос – ответ. Для повышения интереса детей к изучению языка используется сборник Н.Я. Кокорева «Играем пальчиками и развиваем речь», где вырабатывается выразительность речи, понимание значение слов на ненецком языке.  

Большое внимание уделяется знакомству с народнопоэтическим творчеством: стихи, потешки, загадки, песни, сказки.

На каждом занятии используется наглядный пособия: натуральные предметы, наборы ненецких игрушек, предметные и сюжетные картины из жизни ненцев, настольный театр сказок. Большое внимание уделяется небольшой презентации по пройденным темам и просмотр фильмов о жизни ненцев.

Ручной труд играет немаловажную роль в обучении и воспитании детей. В практической части занятий дети работаю с натуральным материалом: мех, сукно, бисер, береста.

При организации обучения ненецкому языку в детском саду необходимо, прежде всего, учитывать требование комплексного подхода к обучению и воспитанию, принцип единства воспитания и обучения. Это значит, обучение ненецкому языку должно внести определенный вклад в общее развитие ребенка.

Перспективное планирование  по родному (ненецкому) языку старшая группа.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема

Вводное занятие

«Учим родной язык». Время года «Нэрё - осень».

Нэрёй манзая вынгана»  - труд

оленеводов в осеннее время

Слова обращения к сверстникам.

Нян’лаханава вад”.

Слова вопросы. Хонаркова вада”.

Рассказать детям о значении изучения и сохранения родного языка.  Повторить представления о сезонных изменениях в природе. Обратить внимание на птиц и подвести к пониманию, что многие птицы улетают в теплые края. Продолжать воспитывать любовь к родному краю. Активизировать словарь, учить умению выражать состояние погоды на ненецком языке.

Пополнить активный словарь по теме "Нэрёйманзаявынгана» Знакомство детей с ненецкими куклами - "Нухуко." Вызвать у детей радость при общении с игрушкой, воспитывать желание играть ими, закрепить в игровой ситуации " Инзеледа - сертабида " лично-притяжательные глаголы. Учить проговаривать слова громко, чётко. Воспитывать любовь к родным. Вызвать у детей радость при игре национальными игрушками, воспитывать желание играть ими.

Материал: набор ненецких кукол, кукольный чум.

Словарь: ӈухуко, сянако, тиртясармик’ пыя, ной нябиӈодяку.

Усвоение детьми слов-обращений (продолжение). Экологический календарь ненцев.

Вэба’ иры”- сентябрь. Пилю’иры” – август. Харв

(лиственница).

Материал: картинки сюжетные, магнитофон, запись на ненецком языке.

Усвоение детьми вопросительных слов. Привитие навыков правильной постановки простейших вопросов. Научить детей чёткому произношению звуков, воспроизводить

звукоподражания с разной силой голоса.

Материал: предметные и тематические картинки, игрушки.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема

«Задаем вопросы на ненецком языке»

Задаем вопросы на ненецком языке»

(закрепление)

Ханянаилева? Где мы живем?

Мяд’ тер. Семья

Усвоение         простейших вопросительных

        предложений         с

вопросительным

словом.         Привитие навыка давать полный ответ на поставленный вопрос.         Материал: картина «Дети играют», игрушка-мяч.

Усвоение простейших

вопросительных

        предложений         с

вопросительным словом. Учить детей давать полный ответ на         поставленный вопрос.         Научить детей         длительно произносить звук ы. вырабатывать умение пользоваться         своим голосом.  

Материал: картина

«Дети играют», карточки с

сюжетными

картинками для игры в «Лото»,

презентация на тему

«Наш посёлок». Продолжать учить детей воспринимать и понимать формы речевого этикета на ненецком языке; вызвать интерес к изучению истории родного селения – Яр-сале, познакомить с гербом, закреплять умение работать сообща при создании единой композиции. Повторение пройденных звуков. Материал: карта ЯНАО, герб села Ярсале, картины и фотографии родного села, земляков.

Развитие         речевых навыков родной речи. Усвоение детьми слов родственной терминологии.

Познакомить детей на родном языке составом семьи.  Звуки н, нь.  Материал: картина «Семья», атрибуты для инсценированной игры (элементы одежды: платок, очки и т.д.)

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема

Мяд’ тер. Семья. (Закрепление)

Мяд’ тер”. Моя семья.

(Повторение)

Роль мужчины в ненецкой семье

Роль женщины в ненецкой семье

Усвоение детьми слов родственной терминологии. Закрепить тему

«Семья»: учить детей по сюжетным картинам составлять предложения и закрепление ранее изученных и усвоение новых слов.  Материал: картина

«Семья», фотографии, мяч для игры.

Усвоение и правильное употребление детьми личнопритяжательных форм имен существительных в родственной терминологии. Показать детям обязанности в ненецкой семье, упражнять в правильном произнесении слогов и слов.  Материал: презентация

«Ненецкая семья».

Познакомить детей с трудом мужчины в тундре, рассказать, что обязанности в тундре делятся на женские и мужские. Показать атрибуты, необходимые для мужского труда.  

Материал: фильм о труде в тундре.

Познакомить детей с трудом женщины в тундре, рассказать, что показать атрибуты, необходимые для женского труда.

Провести беседу, о том, что женщина является самой главной хранительницей очага в чуме.

Материал:  

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Одежда. «Паны». –ягушка

Одежда «Мальця» - малица  

Одежда «Пива» (кисы).  

Одежда Ручной труд.

Продолжать совершенствовать ненецкую речь детей.

Звук – ӈ. Дать определение понятию «ягушка - паны». Дать понятий частей одежды: сись-завязки, пан-подол, икад-воротник, нгобаварежки, лимбикатёплая. Обогащать словарный запас новыми словами.

Материал: картинки с видами одежды, куклы, коробка с одеждой кукол на стол. Дети одеты в национальную одежду.

Продолжать расширять знания детей об одежде.

        Звук         –         ӈ         и         л.  

Активизировать словарь: мальцямалица, сёбякапюшон, таӈгасорочка. Уметь различать малицу и ягушку, знать, кто их носит и шьёт.

Рассматривание иллюстраций

«Одежда         северных народов».

Материал: одежда, поделки из бисера.

Дети         одеты         в национальную одежду.

Познакомить детей с ненецкой обувью, её разновидностью. Отрабатывать правильное произношение слов: пива” -кисы, не’пиваженские кисы, хасава пива-мужские кисы, сэдвы-сшиты, сэдаби-шьют, мядико, мя” - чумик, чум.         Дать детям различие мужской и женской обуви, различать по рисунку. Закрепить тему         «Семья», «Одежда». Научить произносить звук и. Введение в активный словарь новых слов и выражений, закрепление пройденной лексики в игре.

Материал: кисы из камуса, тобаки (меховые чулки), шаблон кисов, карандаши, цветная бумага.

        Сюжетно-ролевая         игра

        «Одень         куклу».

Аппликация «Ягушка и малица». Умение вырезать по контуру, украшать изделие бисером и сукном.  Воспитывать у детей усидчивость, доводить начатое до конца и оценивать работы.

Материал:

шаблон ягушки и малицы, карандаши, цветная бумага, бисер (сукно) для украшения.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Харад’ мя. Дом.

Чум. Ненэй’ мя.  

Посуда и пища.

Хыдянябиӈавар.

Посуда.  Хыдя. (Закрепление)

Усвоение детьми запаса слов на ненецком языке; ознакомление с окружающим.

Объяснить и показать артикуляцию звука ч. Упражнять детей в произнесении звука изолированно, в слогах и в словах.

Формировать произношение звука ч медленно, быстро.

Материал: картина «Дом» или «Комната», карточки с картинками по изучаемому материалу.

Познакомить детей с жилищем ненцев – чумом. Развитие знаний о быте ненецкого народа,

воспитывать уважительное отношение к своему народу.  Повторение звуков с прошлого материала.

Материал: реквизит для установки чума. Иллюстрации с изображением чума. Картина «Стойбище оленеводов».

Фильмы о ненцах.

Усвоение навыка понимания и употребления слов, обозначающих пищу и         посуду.

Формирование

навыков построения и употребления ненецкого предложения.

        Материал:         картина

«На кухне»; предметы кухни разной величины

(ложки, чашки).

Усвоение детьми запаса слов, относящихся к посуде. Закрепление знакомых детям типовых предложений.  Познакомить детей и показать артикуляцию, учить произносить звуки в слогах и словах на ненецком языке, добиваясь чёткого произношения.

Материал: посуда, игрушки, сюжетные картинки, «Ебцотакотохолку».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игры ненцев. Сянакубць’.

Ручной труд.  Ӈуди” манзая.

Времена года. По’ пеля.

Времена года. Сырэй.

Познакомить детей с ненецкими куклами – ӈухуко. Обратить внимание на особенности кукол. Воспитывать у детей интерес к народной кукле – ӈухуко. Развивать чувство гордости за свой народ через национальные традиции. Материал:

национальные игрушки – ӈухуко. Макет чума.

Картинки         с изображением национальных игрушек.

        Побудить         детей

изготовлять

ненецкую куклу – ӈухуко, показать последовательность её изготовления; воспитывать доброту и отзывчивость. Материал: ненецкие орнаментированные

мешочки для рукоделия, где лежат кусочки бумаги, сукно и бисер.

Расширить и обогатить знания детей о характерных явлениях в

экологическом

календаре ненцев; употреблять и

правильно произносить в речи специфические звуки ненецкого языка. Познакомить детей со звуком я.

Расширить словарный запас детей. Материал: картины о жизни ненцев.

Расширить и обогатить знания детей о характерных явлениях зимы. Воспитывать любовь к родной природе, видеть красоту зимней природы, свежесть воздуха, желание радоваться зимним развлечениям. Материал: картины зимней природы, стихи о зиме.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Времена года. Нара.

Домашние животные.

Ненэцяӈгана иленя’ сармик”.

Дикие животные.

Выӈгана иленя’ сармик”.

Домашние и дикие животные.

Расширить и обогатить знания детей о характерных явлениях весны.  Что происходит в тундре. Познакомить с трудом женщины в тундре.

Стихотворение «Небя». Помочь         запомнить         и понять         смысл стихотворения.

Материал: презентация на тему «Весна в тундре».

Сукно,         бисер,         клей, картон.

Закрепление умений и         навыков образовывать         и употреблять в речи формы множественного числа существительных, обозначающих домашних животных. Научить употреблять форму настоящего – будущего         времени глагола         первого         и третьего         лица единственного числа. Материал: картинки с         изображением домашних животных.

Закрепление умений и         навыков образовывать         и употреблять в речи формы множественного числа существительных, обозначающих диких животных.

Материал: картинки с изображением диких животных, игрушки – животные.

Совершенствование

умений и навыков составления ненецких предложений со словами данной тематики.

Материал: картинки с изображением диких животных; игрушки животные.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Домашние и дикие животные.

Звук з.

Домашние и дикие животные.

Тензебтеӈгова.

Олень. «Ты»

Аппликация из бересты.

Орнамент. – Мадавы.

Актуализировать знания детей правильно

употреблять

существительные         в (названиях         зверей) в уменьшительно ласкательном значении. Закрепление умений и навыков правильно отвечать  на         вопрос: Какой? Показать артикуляцию звука         з, упражнять         детей         в

произнесении изолированного звука, в слогах и в словах.

Материал: игрушки, сделанные руками детей из пластилина, картинки животных.

Научить         детей

составлять

коллективные

рассказы         по картинкам         о домашних и диких животных. Материал: картины         из         серии

«Домашние животные» и «Дикие животные».

Воспитать любовь к животным своего края; познакомить с домашним животным – олень, его внешним видом, особенностями

жизни.         Учить образовывать         и употреблять в речи формы множественного числа,

существительных, обозначающих домашних животных. Материал: картина с изображением оленя в         лесу;         трафареты оленей на каждого ребенка; альбомные листы,         карандаши, ножницы,         береста или         сукно,         клей, салфетки.

Познакомить детей с изделиями прикладного искусства народа ненцы; Дать представление о

художественном

разнообразии,

богатстве, красоте народных орнаментов; научить работать над изготовлением

предметов быта из различных материалов (ткани, сукна, бисера, бересты, и т.д.).

Материал: выставка ненецких орнаментов (узоры) в изделиях декоративноприкладного искусства; Сборник орнаментов.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Заячьи ушки». Тэваси ха.

«Сумочка». Туця.

Оформление кулона.

Знакомство с берестой, и берестяными изделиями».

Познакомить детей с орнаментом «Медвежий след». Упражнять

детей выкладывать из бумаги аппликацию орнамента. Вызвать

доброту и отзывчивость.

Материал: альбомный лист, цветная бумага, ножницы, клей.

Фрагменты орнамента на изделиях ДПИ.

Воспитывать детей аккуратно шить

игольницу, закрепляя последовательность

выполнения работы.

Упражнять детей в украшении середины и краёв игольницы.

Развивать чувство ритма, цвета. Ввести и активный словарь

слова: «туця», «пад», «сэдора».

Материал: сукно, бисер, кусочки меха, ножницы, образцы игольниц.

Познакомить детей с новым видом

аппликационной

работы – меховой мозаикой; учить

составлять ненецкий орнамент из

кусочков цветного

сукна, оленьего меха разной формы,

величины и цвета; учить объединять

кусочки камуса в

единую композицию, аккуратно выполнять работу.

Материал: кулоны разной формы и материала для

демонстрации;

основы для кулонов,

различные по цвету кусочки сукна и камуса; клей, салфетки.

Познакомить детей с материалом бересты, её качеством, показать разные изделия из

бересты. Воспитывать интерес к берестяным

изделиям, изготовлять изделия. Материал: береста, ножницы, клей, картон, простой карандаш.

Подготовительная группа возраст 6-7 лет

Тематическое планирование

Предлагается 16 тем состоящих из теоритических и практических занятий. Тематический принцип органически связан с созданием естественных ситуаций, соответствующей теме,  повторению слов как в пределах одной крупной темы, так и близких по содержанию: «Дом и семья», «Детский сад»,  «Продукты и посуда», «Мы считаем до 10», «Одежда – национальные изделия из бисера, сукна и меха» и т.д. эти темы способствуют формированию словарного запаса (активного и пассивного) из наиболее часто встречающихся в языке слов. Звуковая культура речи включает в себя и работу над дикцией: отчётливым произношением слов и словосочетаний, правильным интонированием в повелительных, вопросительных и повествовательных предложениях. Для развития связной речи используется описание игрушки, картины, различных ситуаций, вопрос – ответ. Для повышения интереса детей к изучению языка используется сборник Н.Я. Кокорева «Играем пальчиками и развиваем речь», где вырабатывается выразительность речи, понимание значение слов на ненецком языке.  

Большое внимание уделяется знакомству с народнопоэтическим творчеством: стихи, потешки, загадки, песни, сказки.

На каждом занятии используется наглядный пособия: натуральные предметы, наборы ненецких игрушек, предметные и сюжетные картины из жизни ненцев, настольный театр сказок. Большое внимание уделяется небольшой презентации по пройденным темам и просмотр фильмов о жизни ненцев.

Ручной труд играет немаловажную роль в обучении и воспитании детей. В практической части занятий дети работаю с натуральным материалом: мех, сукно, бисер, береста.

При организации обучения ненецкому языку в детском саду необходимо, прежде всего, учитывать требование комплексного подхода к обучению и воспитанию, принцип единства воспитания и обучения. Это значит, обучение ненецкому языку должно внести определенный вклад в общее развитие ребенка.

Перспективное планирование  по родному (ненецкому) языку Подготовительная группа.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема

Вводное занятие

«Учим родной язык». Время года «Нэрё - осень».

Нэрёй манзая вынгана» - труд

оленеводов в осеннее время

Хонаркова”вада”

Задаем  вопросы на родном  языке  учимся вести диалог

Ӈацекы” садик.

«Детский сад – наш любимый»

Рассказать детям о значении изучения и сохранения родного языка.  Повторить представления о сезонных изменениях в природе. Обратить внимание на птиц и подвести к пониманию, что многие птицы улетают в теплые края. Продолжать воспитывать любовь к родному краю. Активизировать словарь, учить умению выражать состояние погоды на ненецком языке.

Пополнить активный словарь по теме "Нэрёй манзая вынгана» Знакомство детей с ненецкими куклами - "Нухуко." Вызвать у детей радость при общении с игрушкой, воспитывать желание играть ими, закрепить в игровой ситуации " Инзеледа - сертабида " лично-притяжательные глаголы. Учить проговаривать слова громко, чётко. Воспитывать любовь к родным. Вызвать у детей радость при игре национальными игрушками, воспитывать желание играть ими.

Материал: набор ненецких кукол, кукольный чум.

Словарь: ӈухуко, сянако, тиртясармик’ пыя, ной нябиӈодяку.

Обогащение активного словарного запаса по теме "Семья", выработка умений и навыков понимать вопрос: Ӈамгэм’ пэрңа? Что делает? Как вопрос о действии предмета и отвечать на вопрос: Хибяӈамгэм’ пэрӈа? Кто что делает? Побуждать употреблять в речи лично-притяжательные формы имён существительных. Беседа о профессиях родителей, учить уважать труд родителей.

Материал: кукольный чум, набор картинок о действиях человека.

Обогатить словарный запас детей по теме "Детский сад". Закрепить умения и навыки правильно строить предложения. Развивать связную речь. Закрепить употреблять в речи личные формы настоящего времени глагола в первом лице, используя игру "Инзеледа-сертабида", "Слушайте-делайте". Расширять кругозор детей видеть жизнь детского сада и желание рассказывать о ней, воспитывать доброжелательное отношение к окружающему.

Материал: сюжетные картины серия «Детский сад».

Словарь: едэй, тохолкова, сянакова, хубтахана, пэвсюмя” няна.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема

Ӈацекы” сянакубц.

Игра «Ярколава»

Ханзер” ӈацекы” выӈганасянаку?

«Ӈухуко».

Чайная посуда.  Сяй’ хыдя.

Закрепить знания детей по теме "Детский сад", уметь рассказывать по картине, следить за правильным произношением звуков, слов в предложении. Дать детям послушать стихотворение "Хада’ хобцоко", запомнить его содержание, вспомнить и закрепить ранее пройденные загадки. Познакомить с ненецкими играми, научить играть. Воспитывать любовь к играм ненецкого народа, желание ими играть.

Материал: «Вывко», «Тыранийко», «Путко».

Словарь: хобцоко, сертад, сянакубц.

Повторить и закрепить с детьми диалог про детский сад, учить детей составлять рассказ по картине на ненецком языке. Дать детям поиграть по желанию, закрепить правила игр, воспитывать интерес к ненецким играм.

Познакомить с игрой «Ярколава».

Материал: аркан, нарта.

Словарь: едэйку, нум', иба, ярколава, тынзя, тюр, нямд.

Познакомить детей с видами игр в тундре. Продолжать развивать речь детей, продолжать знакомить детей с ненецкими куклами - "Нухуко." Вызвать у детей радость при общении с игрушкой, воспитывать желание играть ими.обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и чёткого произношения слов. Закрепить загадку про аркан-тынзян. Закрепить названия ненецких игр, воспитывать интерес к ним, желание ими играть.

Материал: сюжетные картины, набор ненецких кукол, игровой чум, копыта оленя, косточки оленя.

Словарь: ӈухуко, сянако, хыноць, тэмда, едэйку, танго, иба, сюртяв, мэкад.

Обогатить словарный запас детей по теме "Посуда", познакомить детей с чайной посудой. Закрепить умения и навыки употреблять в речи простые предложения, понимать их смысл, отвечать на заданный вопрос по-ненецки.

Повторить тему  «Мяд' тер"».

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема

Мяд’ тер. Семья.

Мяд’ тер”. Моя семья.

(Повторение)

Роль мужчины в ненецкой семье

Роль женщины в ненецкой семье

Усвоение детьми слов родственной терминологии. Закрепить тему

«Семья»: учить детей по сюжетным картинам составлять предложения и закрепление ранее изученных и усвоение новых слов.

Материал: картина

«Семья», фотографии, мяч для игры.

Усвоение и правильное употребление детьми личнопритяжательных форм имен существительных в родственной терминологии. Показать детям обязанности в ненецкой семье, упражнять в правильном произнесении слогов и слов.

Материал: презентация

«Ненецкая семья».

Познакомить детей с трудом мужчины в тундре, рассказать, что обязанности в тундре делятся на женские и мужские. Показать атрибуты, необходимые для мужского труда.  

Материал: фильм о труде в тундре.

Познакомить детей с трудом женщины в тундре, рассказать, что показать атрибуты, необходимые для женского труда.

Провести беседу, о том, что женщина является самой главной хранительницей очага в чуме.

Материал:  

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Одежда. «Паны». –ягушка

Одежда «Мальця» - малица  

Одежда «Пива» (кисы).  

Одежда Ручной труд.

Продолжать совершенствовать ненецкую речь детей.

Звук – ӈ. Дать определение понятию «ягушка - паны». Дать понятий частей одежды: сись-завязки, пан-подол, икад-воротник, нгобаварежки, лимбикатёплая. Обогащать словарный запас новыми словами.

Материал: картинки с видами одежды, куклы, коробка с одеждой кукол на стол. Дети одеты в национальную одежду.

Продолжать расширять знания детей об одежде.

        Звук         –         ӈ         и         л.  

Активизировать словарь: мальцямалица, сёбякапюшон, таӈгасорочка. Уметь различать малицу и ягушку, знать, кто их носит и шьёт.

Рассматривание иллюстраций

«Одежда         северных народов».

Материал: одежда, поделки из бисера.

Дети         одеты         в национальную одежду.

Познакомить детей с ненецкой обувью, её разновидностью. Отрабатывать правильное произношение слов: пива” -кисы, не’пиваженские кисы, хасава пива-мужские кисы, сэдвы-сшиты, сэдаби-шьют, мядико, мя” - чумик, чум.         Дать         детям различие мужской и женской         обуви, различать         по рисунку. Закрепить тему         «Семья», «Одежда».

Материал: кисы из камуса, тобаки (меховые чулки), шаблон кисов, карандаши, цветная бумага.

        Сюжетно-ролевая         игра

        «Одень         куклу».

Аппликация «Ягушка и малица». Умение вырезать по контуру, украшать изделие бисером и сукном.  Воспитывать у детей усидчивость, доводить начатое до конца и оценивать работы.

Материал:

шаблон ягушки и малицы, карандаши, цветная бумага, бисер (сукно) для украшения.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Пища.  Ӈавар”

Рыба на Ямале

Продукты и

пища. Хыдя”

нябиӈавар”

Ӈарка. – Нюдя.

Большой – маленький, один – много

Толыр” - Счёт

Обогатить словарный запас детей по теме " Ӈавар" - Пища", закрепить знания детей по теме "Посуда".  Побуждать детей слушать небольшой текст на ненецком языке, уметь по его содержанию отвечать на вопросы. Уметь по картине составлять небольшой рассказ на заданную тему. Воспитывать бережное отношение к продуктам.

Материал: предметные картины из жизни ненцев, продукты.

Словарь: ӈаябад, халя, нянь, юр, евэй, сар”ню, юр”.

Закрепить умение правильно называть посуду, пищу на ненецком языке.  Научить детей составлять связный рассказ по нескольким картинам. Уметь слушать небольшой текст на ненецком языке, понимать его содержание и отвечать на вопросы. Познакомить с потешкой «Идекоча».

Материал: картины столовой и чайной посуды.

Словарь:нум, хаер, тензебтехэва.

Сформировать понятие о величине. Пополнить пассивный словарный запас детей понятиями «большой» - «маленький». Показать, что группа образуется из отдельных предметов. Упражнять детей в умении различать понятия «один» - «много».

Материал: счетные палочки, набор «косточки оленя».

Словарь: ӈока, тянё, ӈопой, ӈарка, нюдя.

Продолжать развивать навык детей считать на ненецком языке.  Учить определять количество предметов. Развивать навык счёта.

Отрабатывать интонацию и выразительность речи.

Материал: счётные палочки, рыбки.

Словарь: ӈопой, сидя, няхар, тет, самляӈг.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игры ненцев. Сянакубць’.

Ручной труд.  Ӈуди” манзая.

Времена года. По’ пеля.

Времена года. Сырэй.

Познакомить детей с ненецкими куклами – ӈухуко. Обратить внимание на особенности кукол. Воспитывать у детей интерес к народной кукле – ӈухуко. Развивать чувство гордости за свой народ через национальные традиции. Материал:

национальные игрушки – ӈухуко. Макет чума.

Картинки         с изображением национальных игрушек.

        Побудить         детей

изготовлять

ненецкую куклу – ӈухуко, показать последовательность её изготовления; воспитывать доброту и отзывчивость. Материал: ненецкие орнаментированные

мешочки для рукоделия, где лежат кусочки бумаги, сукно и бисер.

Расширить и обогатить знания детей о характерных явлениях в

экологическом

календаре ненцев; употреблять и

правильно произносить в речи специфические звуки ненецкого языка. Познакомить детей со звуком я.

Расширить словарный запас детей. Материал: картины о жизни ненцев.

Расширить и обогатить знания детей о характерных явлениях зимы. Воспитывать любовь к родной природе, видеть красоту зимней природы, свежесть воздуха, желание радоваться зимним развлечениям. Материал: картины зимней природы, стихи о зиме.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Времена года. Нара.

Домашние животные.

Ненэцяӈганаиленя’ сармик”.

Дикие животные.

Выӈганаиленя’ сармик”.

Пя” – Деревья. Вы” –тундра, лес – пэдара.

Расширить и обогатить знания детей о характерных явлениях весны.  Что происходит в тундре. Познакомить с трудом женщины в тундре.

Стихотворение «Небя». Помочь         запомнить и понять         смысл

стихотворения. Совершенствование

умений и навыков составления ненецких предложений со словами данной тематики.

Материал: презентация на тему «Весна в тундре».

Сукно,         бисер,         клей, картон.

Закрепление умений и         навыков образовывать         и употреблять в речи формы множественного числа существительных, обозначающих домашних животных. Научить употреблять форму настоящего – будущего         времени глагола         первого         и третьего         лица единственного числа. Материал: картинки с         изображением домашних животных.

Закрепление умений и         навыков образовывать         и употреблять в речи формы множественного числа существительных, обозначающих диких животных.

Материал:картинки с изображением диких животных, игрушки – животные.

Закрепить представления о деревьях и кустарниках нашего края, частях его: корень, ствол, ветви, листья. Дать названия на ненецком языке. Обобщить знания о деревьях и кустарниках тундры, лесотундры как о представителях флоры Земли, их красоте и пользе; представление о сезонных изменениях в природе, об их влиянии на жизнь растений. Приучать следить за погодой и уметь коротко выразить состояние погоды на ненецком языке.

Материал: предметные картины тундры, д-и «Певерни картинку».

Словарь: хо, хады, неро, нярцо, паё, пюӈг

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Насекомые тундры.

П. А. Явтысый

С.Н. Няруй.

Орнамент. – Мадавы.

Пополнить знания о среде обитания насекомых, находить их на иллюстрациях и называть на ненецком языке, читать потешки.

Закрепить названия тундровых ягод и растений, отличительные признаки и качество, называть цвет.

Материал: предметные и сюжетные картины насекомых.

Словарь: ненянг, халы, лабмро, небярё, тохондабцо, тямдэ, сисо, пиле, сятора, тирнга, сюра

Познакомить с П. А. Явтысый, с его жизнью и творчеством. Выучить стихотворение «Нявакоця» (Тэвасико) Материал: портрет поэта.  

Словарь: илена, паднананенэць, ил.

Познакомить с С.Н. Няруй, с его жизнью и творчеством. Формировать интерес к малой родине, рассказывать о его достопримечательностях, культуре ненецкого народа, традициях родного края. Выучить произведения С.Н. Няруя. Выучить слова песни «Тэтэль-вэтэль», «Сенгакоця».

Материал: портрет поэта, тексты песен и мелодии.

Словарь: сё”, паднананенэць.

Познакомить детей с изделиями прикладного искусства народа ненцы; Дать представление о

художественном

разнообразии,

богатстве, красоте народных орнаментов; научить работать над изготовлением

предметов быта из различных материалов (ткани, сукна, бисера, бересты, и т.д.).

Материал: выставка ненецких орнаментов (узоры) в изделиях декоративноприкладного искусства; Сборник орнаментов.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Рассказывание ненецкой народной сказки «Как ворон лису перехитрил»

Рассказывание ненецкой народно сказки «Человек и собака».

Хобцокоми хода”.  

Отгадай мою загадку.

Ознакомление с малыми фольклорными формами народов Севера.

Познакомить детей с особенностями природных условий тайги; формировать у детей представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; продолжать формировывать воображение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать интерес и познанию природы, поощрять самостоятельные «открытия». Закрепить знание о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки; умение воспринимать и осознавать образные выражения.

Материал: иллюстрации с изображением флоры и фауны тайги; плакатные иллюстрации к сказке «Как ворон лису перехитрил».

Словарь: тёня, варӈэ, тирць, нельтесь.

Развивать мышление детей понимать образное содержание и идею сказки; передавать, замечать и понимать образное слова и выражения в тексте; уточнить знания детей о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд; о животных Севера. Воспитывать любовь к животным, чувство уважения к жизни и традициям других народов.

Материал:  картина «Дети Севера» из серии «Наши маленькие друзья», иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности; иллюстрации с изображением чума; изделия, сделанные из меха и расшитые бисером.

Научить загадывать загадки, понимать их смысл. Развивать мышление, познавательные способности. Воспитывать любовь к народному творчеству, родному языку.  

Материал: кисы, малица, пояса, иголка с ниткой. Картинки: чум без нюка, чум на который собираются натянуть нюк.

Уточнить представления детей о жанровых особенностях народов Севера. Продолжать учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста. Упражнять в подборе слов, близких по смыслу. Развивать логическое мышление, воображение, творческие способности детей. Активизировать словарь (пословицы, поговорки, приметы).

Материал: иллюстрации к загадкам, фишки.

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения

Дидактическое описание

Состав комплекта

Кол-во

КНИГОПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

1.

ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

ФГОС, программы дошкольного образования, рабочие программы входят в состав обязательного программнометодического обеспечения кабинета

Комплект

2.

Программа «Ненецкий язык в детском саду: пособие для воспитателей доу. – Спб.: «Просвещение», 2008. – 64 с.:ил. сост. Н.Я. Кокорева.

Комплект

3.

Программа «Лаханатохолкудм» (учусь говорить), Яр-сале, 2001.

Сост. Н.Я. Кокорева.  

Комплект

4.

Рабочая программа по родному (ненецкому) языку в дошкольном образовательном учреждении

Комплект

5.

Ненецкий язык в детском саду: Пособие для воспит. Дет. Садов Ямала.-СПб.: отд-ниеизд-ва «Просвещение», 1998-183 с.-ISBN 5-09-009029-7 сост. Окотэтто Е.Н.

Комплект

6.

Презентация «Мини-музей в детском саду» с. Яр-сале, 2008.

Сост. Кокорева Н.Я.

Комплект

7.

М.Я. Бармич «Ебцотакотохолку». Малыш учится: Ненецкий язык в

Учебное пособие по ненецкому

Комплект

картинках. Учеб.пособие для ненецких детск. садов и нач. школ. – СПб.;отд-ние изд-ва

«Просвещение», 2000. – 96 с.ил.

языку включено в перечень

учебников, рекомендованны х МОН РФ.

8.

Бармич М.Я. Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для учся нач. кл. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение».2002. – 183 с.: ил.

Комплект

9.

Колыбельная для тундровичка: Ебцотако’ нюкубц: Сборник песен / Авторы-составители В.Н. Няруй, С.Н. Няруй. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 31с. ил.

Комплект

10.

Ненецкие игры в детском саду /

        Е.Н.         Окотэтто.         –         СПб:

Просвещение, 2002

Комплект

11.

        Ненецие”         хобцоко”.         Ненецкие

загадки. 2005

Комплект

12.

Илени” нямнаӈэда” лаханако”. Сказки о животных / сост. С.В. Тайбарей. – СПб: Просвещение, 2004

Комплект

13.

Явтысый П.Я., Ледкова М.И. «Вы’терко». Книга для допол. чтения в подготовительномпервом классах ненецких школ: Пособие для учащихся. Л.,

Просвещение, 1980.-191с., ил.

Комплект

14.

Пушкарёва Е.Г., Лапцуй А.Т., Н.М. Янгасова, И.А. Богданов «Нюдекоцяинзелена». Маленький слушатель: Хрестоматия для детских дошк-х учреждений (нен.яз.)/ Е.Т. Пушкарёва, А.Т. Лапцуй, Н.М. Янгасова и др. авторы-составители. – С.П.Б.: отдние изд-ва «Просвещение», 1994. – 224 с.: ил.

Комплект

15.

Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы:

уроки предков: Научнометодическое пособие для педагогов и родителей. -  СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,

2003. – 239 с.: ил.

Комплект

16.

Литература, знакомящая с историей, культурой, трудом, бытом ненецкого, коми и русского народов

В соответствии с используемой программой

Комплект

17.

Ненецко-русский словарь / Н.М.Терещенко. СПб:

Комплект

Просвещение, 2003

18.

М.С..Приходько. Хомаку. Картинный словарь руссконещанского языка. Санкт-

Петербург, «Морсар АВ», -  2000.

– 192 с., 855 илл.

Комплект

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

19.

Картины по темам: Времена года (лето, осень,

Животный мир тундры (птицы, звери, рыбы, насекомые; внешний вид животного зимой и летом, взрослое детёныши;нора, чумработницы, труд девочек, труд оленевода, труд мальчика, охотника, труд рыбака (отдельные эпизоды), тундры (деревья, ягоды), семья,

(женский и мужской), игры детей (ловля носиков нарт детьми, дети собирают детский чум, игра в камушки, игра в рожки и т.д.).

        зима,         весна),

животное гнездо),         труд

труд

растительный мир кустарники, чум, аргиш

и

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения.

Для сюжетных картин размер: 66 см х 44 см.

Печатные пособия должны отвечать нормативам

СанПиН, а также требованиям:

должны быть изготовлены из

прочного, пожароустойчивого материала,

        пригодного         для

длительной

эксплуатации и хранения (бумага офсет не менее 150 г/м2 с защитной ламинацией или винил); иметь

необходимые

приспособления для крепления на

вертикальной поверхности; поверхность, которая независимо от         яркости         и

направленности

освещения,         не должна         давать блики и искажения изображения; красочность         4+4

(полноцвет).

Демонстрац ионный материал

20.

Предметные картины в соответствии с тематикой программы по родному языку с учётом тундрового населения: одежда, обувь, головные уборы (мужская, женская, детская).  

Времена года (явления природы: дождь, ветер и т.д.), олень

Используется для работы по развитию речи на

занятиях

Для предметных картин размер

формата А4

Демонстрац ионный материал

(разного, возраста, масти, пола), члены семьи (мама, папа, дедушка и т.д.), ненецкие игрушки и т.д.

21.

Портреты писателей, поэтов.  Портреты ненецких композиторов, исполнителей

5 штук в комплекте и         краткая

информация

Демонстрац ионный материал

22.

Карта Ямало-Ненецкого автономного округа

Используютс

я         для экспозиции в кабинете

Демонстрац ионный материал

23.

Символы Ненецкого автономного округа Флаг, Герб ЯНАО, флаг и герб.

Демонстрац ионный материал

ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

24. Аудиозаписи         по         детскому Комплекты CD-диски:         С.Н. Демонстрац музыкальному         искусству компакт-дисков Няруй        и ионный ненецкого народа и         аудиокассет авторский материал включают материла.

материал для слушания и исполнения.  

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

25.

Комплект детских народных музыкальных инструментов:

  • колокольчики,
  • бубен
  • рожки
  • косточки

-.копытца-тобакоця”

  • деревянные гуделки - вывко - ңохо высушенный и надутый зоб куропатки
  • бубен

Предназначены для использования  на занятиях, в качестве первоочередног о дополнения к занятиям. Набор инструментов определяется содержанием регионального компонента программы и может быть расширен.  

Комплектация инструментов производится дошкольным учреждением

Комплект

МОДЕЛИ, МАКЕТЫ

26.

Модель чума с утварью

Для занятий и игровой деятельности. Для постоянной экспозиции.

шесты деревянные длина 2м – 15 шт. шест         сымзы        – 1шт,         шесты-

перекладины – 2 шт., – крюк для котла - 1, лист для очага – 1, столик 1.

Брезент 1,5м х

1

20м2        –         10-15м длина,  ситец для есера – 4м.

шкурки         оленьи, подушки

27.

Сумки женские (традиционные)

Пад (из сукна), туця’ (из сукна)

1

1

28.

Нарты

        Аргиш        женский         и         мужской

(настольный)

Длина нарты –

        1,3м.         Хорей         –

1,5м Аргиш настольный:

женский 4 нарты, мужской         –         3 нарты. Хорей – 2 шт

1

1

1

29.

Аркан

Длина 10м

1

30.

Рыболовные сети

Длина 5 м

1

31.

Детская одежда для мальчика - малица

Малица из сукна, размер 28-30

1

32.

Детская одежда для девочки - паница

Паница из сукна, размер 28-30

1

ИГРЫ И ИГРУШКИ

33.

        Дидактические         и         настольно-

печатные игры

В соответствии с используемой программой.

Комплектуется

ДОУ

К

34.

Настольный театр по сказкам

35.

Семья ненецких кукол (ӈухуко”) как экземпляр-образец

традиционных кукол

Используется на         занятиях. Для постоянной экспозиции.

10 кукол (10 клювов птиц

(утки, гуся) сукно разных цветов) с одеждой, люлька – 1шт.

1

36.

Кукла-мальчик в ненецкой одежде (малица, пимы, шапка ненецкого покроя).

Кукла-девочка в ненецкой одежде (паница, пимы, шапка).

На занятиях. Для постоянной экспозиции.

Одежда         на куклах.

1

1

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

37.

Персональный компьютер – рабочее место преподавателя Универсальный портативный компьютер  

Используется преподавателем для разработки учебных материалов (текстовых, мультимедийны

х и др.)

1

38.

Манипулятор «Мышь»

1

39.

Коврик для мыши

1

40.

Принтер  

1

41.

Видеомагнитофон (видеоплейер)

Диагональ телевизора – не менее 72 см. Возможно использования

«видеодвойки».

1

42.

Источник бесперебойного питания

Обеспечивает работоспособно сть в условиях кратковременно

        го         сбоя

электроснабжения. В сельской местности с неустойчивым электроснабжением обеспечить бесперебойным питанием все устройства.

1

РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

43.

Бумага формата А4

Количество расходных материалов определяется запросами дошкольного образовательног о         учреждения (должно полностью обеспечивать потребности учебного

        процесса         в

кабинете)

1

44.

Цветные бумага

1

45.

Картридж для монохромного лазерного принтера

1

46.

Диск для записи (CD-R или CDRW), DVD

2

47.

Набор салфеток для протирки оборудования

1

48.

Другие расходные материалы

В соответствии с используемой программой.

Комплектуется

ДОУ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕБЕЛЬ

49.

Компьютерный стол – рабочее место преподавателя

Комплектация производится дошкольным учреждением

1

50.

Тумба подкатная 3 ящика

1

51.

Стул  

1

52.

Шкафы для игрушек, предметов

1

национальной культуры и т.д.

53.

Шкаф комбинированный без стёкол для пособий

1

54.

Ящики для хранения наглядности

1

55.

Тумба под оргтехнику

1

Методическое обеспечение программы.

  1. Национальные изделия из меха, сукна, ткани, бисера, дерева.
  2. Иллюстрации картин, фотографии, сюжетные и предметные картинки.
  3. Методическая и художественная литература, словари, пособия по изучению ненецкого языка. 4. Технические средства: магнитофон, телевизор, DVD.  

Литература:

  1. Кокорева Н.Я. «Лаханатохолкудм’». Учусь говорить. Учебно-методическое пособие издано на основании решения Совета РУО №1 от 20.05.99
  2. Окотэтто Е.Н. «Программа подготовки детей к школе в условиях кочевья и рыболовского стана». Тюмень: Институт проблем освоения Севера СОРАН. 1999 3.Окотэтто Е.Н. Ненецкий язык в детском саду: Пособие для воспит.дет.садов Ямала. – С.П.б.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1998.- 183 с.
  1. М.Я. Бармич «Ебцотакотохолку». Малыш учится: Ненецкий язык в картинках. Учеб.  пособие для ненецких детск. садов и нач. школ. – СПб.;отд-ние изд-ва «Просвещение», 2000. – 96 с.ил.
  2. Бармич М.Я. Картинный словарь ненецкого языка. Пособие для уч-ся нач. кл. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение».2002. – 183 с.: ил.
  3. Колыбельная для тундровичка: Ебцотако’ нюкубц: Сборник песен / Авторысоставители В.Н. Няруй, С.Н. Няруй. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 31с. ил.
  4. Явтысый П.Я., Ледкова М.И. «Вы’терко». Книга для допол. чтения в подготовительном-первом классах ненецких школ: Пособие для учащихся. Л., Просвещение, 1980.-191с., ил.
  5. Пушкарёва Е.Г., Лапцуй А.Т., Н.М. Янгасова, И.А. Богданов «Нюдекоцяинзелена». Маленький слушатель: Хрестоматия для детских дошк-х учреждений (нен.яз.)/ Е.Т. Пушкарёва, А.Т. Лапцуй, Н.М. Янгасова и др. авторы-составители. – С.П.Б.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994. – 224 с.: ил.  
  6. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. -  СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003. – 239 с.: ил.
  7. Саблина В.А. «Едэйко». Учебно-методическое пособие на ненецком и русском языках для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»: 2008. – 63 с.: ил.
  8. Окотэтто Е.Н. Развитие родной речи в младших группах ненецкого детского сада (пособие для воспитателей детских садов). – Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН. 1994 – 115 с.
  9. Кокорева Н.Я. Ненецкий язык в детском саду: Пособие для воспит. дошк. образ. учрежд. - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008. – 64 с.: ил.
  10. Приходько  М.С. «Хомаку». Картинный словарь русско-нещанского языка.

Санкт-Петербург, «Морсар АВ», -  2000.  

  1. Приходько М.С., Приходько О.Б. «Хомани». Книга о жизни лесных ненцев. Сказки, стихи, легенды. Краткий русско-нещанский словарь. ООО «Издательский

Дом “Светлячок”

  1. Серии картин «Одежда. Узоры», «Один день из жизни стойбища», « Транспорт Севера», «Времена года – тундра, лесотундра», «Как дети играют в тундре?», «Животные тундры и лесотундры», «Птицы», «Профессии, нужные в тундре», «Рыбы», «Ягоды Севера», «Деревья и кустарники»; набор предметных и сюжетных картин, фотографии и рисунки для развития речи; «Чум» (большой, для игры), набор ненецких кукол, летние ягушки и малицы в натуральную величину, аудиозапись песен С.Н. Няруя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изучению русского языка для иноязычных детей средней группы.

Рабочая программа по изучению русского языка для иноязычных детей в средней группе....

Рабочая программа кружка по английскому языку для детей 5-6 лет "Английский для малышей"

Кружок "Английский для малышей" предназначен для детей 5-6 лет. Весь материал преподносится в легкой игровой форме, доступной детям....

Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет «Говорим по-английски»

Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучания языкам уже в дошкольном возрасте...

Дополнительная образовательная программа “Говорим на родном языке”

Программа кружка « Говорим на родном языке» направлена на воспитание интереса к овладению башкирским языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а так же поз...

Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Английский язык»

Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Английский язык»...

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению родному языку

Программа разработана с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть относится к части формируемой участниками образовательных отношений, а именно относится к иным программам...