"Рыболовное судно"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Раудина Ольга Валериевна

Конспект ОД "Рыболовное судно" по программе "От Фрёбеля до робота" для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rybolovnoe_sudno.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Рыболовное судно»

Цель: ознакомление детей с назначением судов промыслового флота, особенностями работы рыбаков.

Задачи: развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Воспитывать уважительное отношение к людям, занятым в промышленном рыболовстве (капитан, боцман, механик, матрос). Закрепить представление детей об организации и ведении промышленного рыболовства, Ввести в речь детей новые слова «рыболовное судно»«промысловая рыба»«трюм»Активизировать в речи детей слова «корма»«носовая часть»«палуба»«рыболовные сети»«мачта». Повышать интерес детей к изготовлению поделок из конструктора Совершенствовать умение детей самостоятельно создавать модели конструкторов по схеме. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность.

Материал и оборудование: сотовый телефон (или ноутбук), фотография рыболовного судна, картинка-схема частей рыболовного судна; ткань голубого цвета 1,5x1,5 м («море»); наборы магнитного конструктора «Полидрон», каркасного конструктора «Полидрон», сетка оконная 5x5 см - 2шт. на одного ребенка, прикрепленная с двух сторон

к деревянной палочке, и 10x10см - по 1шт. на ребенка (рыболовная сеть), флаги, мелкие

игрушки, изображающие капитана.

ХОД ОД

  1. Орг. Момент.

Внимание детей привлекает звуковой сигнал с телефона на столе педагога. На телефон пришло голосовое сообщение

Воспитатель предлагает детям прослушать его: «Здравствуйте, ребята! Обращается к вам капитан рыболовного судна «Смелый» Наша команда вышла на рыбный лов. Прибыв на место лова, мы обнаружили очень большое количество промысловой рыбы в море. Трюм нашего корабля уже заполнен ею. Мы просим вас построить несколько кораблей, чтобы выполнить задание на отлов рыбы для последующей переработки на  рыбном заводе. А если мы выловим много рыбы, значит, ее хватит всем  жителям нашей страны. Будем вам очень благодарны за помощь»

  1. Введение нового    понятия (слова)

Воспитатель обращает внимание детей на незнакомые слова: - Ребята, в сообщении есть слова, которые вам не знакомы. Как вы можете их объяснить. Что такое рыболовное судно? (Это такой корабль, на котором ловят рыбу (если дети не смогли ответить, воспитатель сам дает объяснение и просит детей повторить)

- А что такое «промысловая рыба»? (промысловую рыбу ловят в больших количествах для того, чтобы обеспечить всех жителей нашей страны рыбными продуктами, которые полезны для нашего организма).

-Как называют рыбу, которую ловят в очень больших количествах (промысловая рыба)

- А где храниться пойманная рыба на судне? (в трюме)

Суда промыслового флота занимаются добычей рыбы и морепродуктов, их переработкой и доставкой на берег.

Добывают рыбу и морепродукты сейнеры, траулеры, краболовы, тунцеловы, креветколовы, китобои и другие промысловые суда, каждое из которых оборудовано под ловлю разных морских обитателей. Например, для ловли рыбы используют тралы – большие конусообразные сети. А для ловли китов, их добывают в Норвегии, сети не годятся. Используется гарпун – метательное орудие, копье на длинной веревке, которое выбрасывается из особого механизма.

Часто выловленную рыбу или других морских обитателей перерабатывают на перерабатывающих судах прямо в море, поскольку продукция быстро портится. Эти суда – настоящие плавающие заводы.

На рыбоконсервных судах-базах делают рыбные консервы. На больших морозильных траулерах рыбу и морепродукты замораживают. На китобойных судах-базах китов разделывают, обрабатывают или замораживают. У китов в дело идут не только мясо и китовый ус, плавники, но и огромное количество китового жира. Почему суда называются базами? Потому что на таких судах улов хранится и перерабатывается.

Промысловый флот обеспечивает всех людей очень полезными рыбопродуктами.

Работа рыбаков также опасна, как и любых моряков. Рыболовецкие суда могут тоже попасть в шторм. Она еще и трудна, требует большой физической силы, упорства. Нельзя просто сбросить сеть в море и ждать. Рыбу нужно найти. Рыбакам помогает специальное оборудование (эхолокаторы) увидеть, где находятся косяки рыб. Работать приходится в любых погодных условиях. Косяк упустить нельзя.

Не всегда у рыбаков получается богатый улов. Рыбы становится все меньше в морях. Человек загрязняет окружающую среду, нарушая природные законы, выливая в моря и океаны тонны нефти, мазута и других, вредных для морских обитателей, веществ. Поэтому сегодня многие промысловые зоны, в которых раньше ловили рыбу, непригодны для использования. Некоторые моря мельчают, и тоже становятся непригодными для добычи рыбы, например, Каспийское, Азовское и Аральское.

Рыбаки имеют право на вылов только разрешенной, промысловой рыбы. Во всем мире действует запрет на ловлю китов, поэтому работа китобоя ушла в прошлое. Есть запрет на вылов осетровых рыб во время их нереста.

Работа рыбаков требует крепкого здоровья, физической выносливости, терпеливости и стойкости. Хорошему улову рыбаки всегда радуются: значит, будут сытыми люди, и у рыбаков будет хорошая зарплата.

Вопросы и задания

● Для чего нужен промысловый флот? Что такое промысел?

● Что добывают промысловые суда в море, океане или больших озерах?

● Почему промысловые суда имеют разные названия?

● Для чего нужны перерабатывающие промысловые суда?

● Чем занимаются рабочие плавучих рыбных заводов?

● Как рыбаки узнают, где находится косяк рыб?

● Почему сокращаются рыбные запасы морей и океанов?

● Почему работа рыбаков трудная и опасная?

3. Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей)

- Ребята, как мы сможем помочь капитану? - (Построим новые рыболовные суда, которые смогут помочь в ловле промысловой рыбы).

- Из чего мы можем построить их? - [Из конструктора, из бумаги,

слепит ь из пластилина).  Я предлагаю вам построить большие суда из магнитного и каркасного конструктора «Полидрон».

-Но перед этим мы немножко отдохнем:

Физкультминутка:

Тихо плещется вода, мы плывем по теплой речке.

В небе тучки, как овечки, разбежались кто куда,

Мы из речки вылезаем, чтоб согреться,-пошагаем.

А теперь глубокий вдох — и присели на песок.

Над водой летят стрижи.

Под водой плывут ерши,

Плывет лодочка-краса,расписные паруса.

4. Воспитатель предлагает детям выбрать конструктор и разделиться

на подгруппы по выбранному материалу

5. Техника безопасности Педагог предлагает вспомнить и обсудить правила работы с конструктором: конструктор не разбрасываем; не надо брать в рот детали конструктора; не наступаем на детали конструктора.

6. 1. Рассматривание плаката  с выделенными основными частями корабля (корма, трюм, нос, капитанская рубка).

- Ребята, какие части корабля вы знаете? - [Дети называют части

корабля и закрепляют эти названия при повторении).

2. Дети рассматривают схемы постройки судов из конструкторов

 7.Каждой группе предлагаются картинки с изображением схемы последовательности сборки рыболовного судна и его конечный результат. В ходе работы дети свободно общаются друг с другом, используют помощь, помогают другим. По завершении работы оснащают рыболовное судно необходимыми деталями.

8. Практическая работа. Дети конструируют рыболовное судно.

В ходе работы воспитатель проявляет интерес к деятельности детей, уточняет этапы их работы.

- Какие детали возьмете для постройки трюма корабля?  Сколько их у тебя?-  Что ты потом будешь делать? А ты?- Из каких фигур конструируется капитанская рубка?  Как ты соединишь все детали вместе?- Кого и чего еще не хватает, чтобы рыболовное судно вышло на лов промысловой рыбы? (Капитана, команды, рыболовных сетей)- Что должно обязательно развеваться над палубой каждого корабля? (Флаг)

Готовые рыболовные судна дети выставляют на стол, покрытый голубой тканью (море). Включается шум моря. И дети начинают «вылавливать» рыбу.

9. Рефлексия.

Воспитанники показывают готовые рыболовные судна и рассказывают о них: для чего конструировали рыболовные суда? Из какого конструктора, в чем испытывали затруднения?

- Что больше понравилось?

Воспитатель тоже «вылавливает» из «моря» пакет печенья-рыбок и угощает всех ребят.

Фотографирование деятельности и объектов

Педагог фотографирует корабли на «море» и вместе с детьми отправляет сообщение по телефону (или электронное письмо) с фотографиями рыболовных судов капитану корабля «Смелый»

10. Обыгрывание моделей

.Сюжетно-ролевая игра «На рыболовном судне».

Дети распределяют роли, придумывают названия рыболовным

судам; капитаны рыболовных судов с командой отправляются на

лов промысловой рыбы, матросы-рыбаки ловят рыбу на рыболовном судне, привозят в город, сгружают с судна и отправляют на

завод для последующей переработки (отдают в столовую для приготовления пищи, в магазин для продажи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Судно

Цель: Помочь детям выделить зависимость формы судна от его практического названия, формировать обобщенное представление о судне....

Конкурс по конструированию среди детей подготовительного к школе возраста и их родителей "Рыболовный траулер"

Конспект семейного конкурса по конструированию удобно использовать воспитателям старших групп ДОУ при подготовке мероприятия с участием родителей. К нему идёт презентация, которую можно использовать в...

Медитация – визуализация для коллег ДОУ «Судно, на котором я плыву»

 Медитация – визуализация для коллег ДОУ «Судно, на котором я плыву» Во время медитации мы освобождаем ум от негативных переживаний, очищаем тело, что приводит ...

Занятие по теме "Судно"

Конспект занятия...