НОД "Знакомство с коренными жителями"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Панова Юлия Алексеевна

Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере.

Задачи:

- познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры;

- развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;

- воспитывать чувство уважения к образу жизни, традициям и обычаям других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_no_16_znakomstvo_s_korennymi_zhitelyami.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

№ 16 «Знакомство с коренными жителями»

Цель: Формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере.

Задачи:

- познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры;

- развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;

- воспитывать чувство уважения к образу жизни, традициям и обычаям других народов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами продолжим познавательное путешествие по нашей малой Родине – Ямалу. И сегодня вы узнаете немало интересного о тех людях, которые проявили гостеприимство, приняв нас с вами на их северной земле. Как вы думаете, кто это?

Дети: коренные жители Ямала.

Воспитатель: Какие национальности народов Севера вы знаете?

Дети: Ханты, ненцы, селькупы. (слайд 2)

Воспитатель:

– Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы побываем у ненцев. Ребята, а где живут ненцы и ханты?

Дети: В тундре.

Воспитатель: Правильно, они живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а что служит им домом?

Дети: Чум. (слайд 3)

Воспитатель: Правильно, а знаете как по-ненецки чум? «Мя».

Воспитатель: Как вы думаете, почему чум, а не дом?

Дети: Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается. (слайд 4)

Воспитатель:  Из чего состоит чум? Давайте заглянем в него, и посмотрим, из чего собирается чум, как он обустроен.

Дети: Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием. (слайд 5)

Воспитатель: В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом? (слайд 6)

Дети: На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры.

Воспитатель: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора), а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер).

Воспитатель: А как вы думаете, что может  служить полом в чуме?

(Кладут доски, оленьи шкуры)

Воспитатель: Чем согревают  чум? (Железной печкой)

Воспитатель: Правильно  в середину чума ставится железная печь. А мебель у ненцев простая. (слайд 7)

Вместо обычного стола стоит невысокий узкий столик, за которым жители чума кушают. За столиком находиться сундучок с небольшим запасом еды и посуды.

Воспитатель: Из чего сделанная посуда? (из дерева). (слайд 8)

Воспитатель: Почему именно из дерева?

Дети: Потому что жители тундры переезжают с места на место обычная посуда может  разбиться, а деревянная посуда на  много легче и прочнее.

Воспитатель: Ребята, в чуме живёт одна большая семья, и живущие в чуме поддерживают порядок. Хозяйством занимается женщина.

Воспитатель: что она делает?

Дети: Ведёт хозяйство, готовит еду, убирается в чуме, занимается рукоделием, смотрит за детьми. (слайд 9)

Воспитатель: Ребята, у женщины очень много дел по хозяйству в чуме, но ведь у неё есть свободное время и она большая мастерица. Она находит время  заниматься рукоделием. Она большая мастерица:  шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи, выполняет узоры из меха, ткани, плетёт из бисера. Шить одежду и плести бисером - это очень трудоёмкая работа. (слайд 10)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, любят играть дети коренных жителей?

Я вам предлагаю поиграть игру:

«Полярная сова и евражки»

Полярная сова находится в углу комнаты. Остальные играющие - евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна (барабана),  евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Воспитатель: У хозяина тоже много работы. Чем занимается хозяин? (оленеводством, рыболовством, охотой). (слайд 11)

Воспитатель:   Для чего им нужны олени?

Дети:  Они едят мясо оленя – оленину.

Дети:   Они на оленьих упряжках  передвигаются по тундре. (слайд 12)

Дети:  Из шкур оленя они строят  свои дома – чумы.

Дети:  Из шкур оленя они шьют себе  одежду.

Воспитатель: Как называются сани,  на которых передвигаются  коренные жители?

Дети:  Нарты. (слайд 13)

Воспитатель: Что такое нарты? На что они похожи?

Дети: Нарты похожи на русские санки.

Воспитатель: Правильно у нарт есть полозья, с помощью которых они передвигаются, есть место для сидения. Всё это делают из дерева без единого гвоздя и поэтому нарты очень легкие и удобные  в обращении.

Воспитатель: А какая разница между нартами и санками?

Дети: На нартах катаются круглый год, а на санках только зимой.

Воспитатель: Ребята, с помощью чего управляют оленьей упряжкой? (хореем)

Воспитатель: Хорей – это длинный шест. (слайд 14)

Как вы думаете, в тундре холодно?

Дети: Холодно.

Воспитатель: Тундра – это открытая  местность, там  нет  леса, и дуют очень сильные ветры и метели. (слайд 15) Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют  себе тёплую одежду.

Воспитатель: А как называется верхняя мужская одежда?

Дети: «Малица». (слайд 16)

Воспитатель: Кто расскажет о малице? (из чего шьют, и какая она).

(Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры. Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает).

Воспитатель: Как называется женская верхняя одежда?

Дети: «Ягушка». (слайд 16)

Воспитатель: У малицы  есть капюшон, а ягушка похожа на пальто, и нет капюшона. На  ягушке вышивают узоры.

Воспитатель: Если мы посмотрим на одежду, что в ней необычного? Похожа она на нашу одежду. Что бросается в глаза, на всех вещах, что можно заметить? (орнамент)

Воспитатель: Да, ребята, на каждой вещи, есть какой-то орнамент и на обуви, которую ненцы носят зимой. Как она называется? (кисы)  (слайд 17)

Красивый орнамент? А, скажите он везде одинаковый?

Дети: Нет, везде разный, потому, что каждый орнамент имеет свое название.

«Локоть лисицы» «Макушка чума»  «Заячьи уши». (слайд 18)

Воспитатель: Жители Севера не только много трудятся, но и умеют отдыхать. На праздниках танцуют, поют, прыгают через нарты, борятся, соревнуются в езде на оленьих упряжках, играют в народные игры.

Воспитатель: Ямал – это наш край родной, здесь живут ваши родители, здесь есть ваш дом. Вы родились на Ямале. Ямал – это наша малая Родина. Все кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край. (слайд 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД "Коренные жители нашего края"

НОД  знакомит дошкольников с жизнью и бытом коренного населения  "ханты "и "манси"....

Мероприятие для старших дошкольников "ХАНТЫ И МАНСИ - КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРА"

Тема краеведения очень актуальная. Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в последние годы всё увереннее набирает силу процесс реа...

Цикл бесед по ознакомлению детей с природой родного края, его коренными жителями.

Беседы для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования представлений о коренных народах Севера, их традициях....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе " Праздничная одежда коренных жителей Севера".

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»....

«Украшение одежды коренных жителей Севера».

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».Цель: расширить представление о культуре народов ханты и манси.Программные задачи:Образовательные:...

проект "Коренные жители севера: ханты и манси"

сведения о малочисленных народах севера, образе жизни и быта ханты и манси....