Технологическая карта НОД "Коренные жители нашего края"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Рязанцева Татьяна Петровна

НОД  знакомит дошкольников с жизнью и бытом коренного населения  "ханты "и "манси".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korennye_zhiteli.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Организованной учебной деятельности для детей подготовительной группы»А»

Раздел программы: Ребёнок входит в мир социальных отношений.

Познание + Социализация+ Коммуникация.(С ИКТ)

Тема: Коренные жители нашего края.

Цель: расширение представлений о жизни и быте коренных жителей  ханты и манси.

Задачи: Расширять представления детей о жизни и быте коренного населения ханты и манси .Познакомить с название жилья,  средств  для передвижения, одеждой коренного населения.  Воспитывать любовь к родному краю, уважение к коренным жителям ханты и манси.

Обогащать словарь за счет слов  чум, нарты, кисы, малица.        

Форма организации: виртуальная экскурсия.        

Методы и приёмы: словесный(беседа, рассказ), практический, игровой, Наглядный: (показ презентации, рассматривание)

Словарная работа: чум, малица, кисы, унты, нарты, ханты, манси, ягушка.

Материал: презентация , дидактическая игра «Собери целое из части», мяч.

Иметь: - представление о  жизни и быте коренных жителей ханты и манси.

Знать :основные отрасли занятия коренных жителей ханты и манси.

Уметь: собирать целое из частей и называть отрасли, одежду, праздники  хантов и манси.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно побудительный

 Ребята, мы с вами уже очень много интересного узнали об истории нашего родного края, посёлка, людях которые здесь живут. Давайте вспомним о нашем родном крае, как называется поселок в котором мы живём? Какой национальности люди живут в нашем посёлке? – Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы побываем у хантов и манси.  И узнаем как они живут, чем занимаются? Я вас приглашаю на экскурсию



(Коренные – ханты, манси; русские, киргизы, украинцы, татары, башкиры)

Организационно поисковый

Презентация (Приложение№1) Слайд1

Ребята, а где живут  ханты и манси? Правильно, они живут в тундре, в тайге. Слайд2

 Мы с вами живем в домах, а что служит им домом? Слайд3

Как вы думаете, почему чум, а не дом?

Раньше ханты часто переезжали с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается. Из чего состоит чум?

Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием.

В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между летним и зимним чумом?

 – У летнего чума покрытие из бересты, а у зимнего – из оленьей шкуры.

– А что служит полом в чуме? Слайд4

 – Чем согревают чум? – Правильно, в середину чума ставится железная печь, а летом – костёр. Дым от костра отгоняет летом комаров.

Дети, а какая-нибудь мебель есть в чуме?

Вместо обычного стола возле очага находится невысокий узкий столик. За этим столиком жители чума кушают. За столиком находится сундучок с небольшим запасом еды и посуды.

 Как вы думаете чем занимаются мужчины? Слайд 6,7,8.

А женщины? Так как чум не большой, а в чуме живет много людей, поэтому у каждой вещи есть свое место, и живущие в нем поддерживают порядок. Занимается хозяйством в чуме женщина (чум работница). Что она делает ребята?

А это игрушки. Из чего они сделаны? Как вы думаете кто делает игрушки. Слайд9

– Вот как много дел у мужчины, а в свободное время он так же любит мастерить. Что он умеет делать?

 – Мастерит посуду и различные поделки из дерева, игрушки детям .

Ребята, а какая посуда у северных народов?Слайд10

– Посуда крупная, потому что большая семья, и сделана из дерева.

Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Посмотрите кокой орнамент на посуде. Его получали способом: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание

А почему посуда именно деревянная?

– Ханты и манси часто переезжали с одного места на другое: обычная посуда будет биться, поэтому они делают её сами из дерева. Такая посуда намного легче и прочнее.

– В тайге зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тайги шьют себе специальную одежду. Слайд11,12,13.

 – Малица – сплошная мужская шуба из оленьего меха с капюшоном.

– А почему мужчины не носят шапку? – Они много времени находятся на улице, чтобы не сдували сильные ветра. Мужчины надевают капюшон от малицы.

На ногах мужчины носят длинные сапоги, сшитые из оленьего меха. Как они называются? – Кисы.

 – Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и не где его не бросает и не снимает.

- Ребята, вспомните, как называется женская шуба? – Ягушка

 – Чем отличается ягушка от малицы? – Ягушка – женская одежда, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто.

 – Расскажите нам о женском головном уборе. – Женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, а по краям шапки прикреплены металлические бляшки и монеты, это для того, чтобы шапку ветром не сносило.

 – Есть ещё одна деталь в женской одежде – ложные косы. Это две переплетённые косы из цветных ниток, к ним тоже прикреплены металлические бляшки, пуговицы, монеты; они очень тяжёлые. Такие косы нужны для того, чтобы спина была ровная, не горбилась. – Мы с вами говорили, что для мужчины пояс – гордость. Что является гордостью для женщины?

Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки

Как вы думаете , есть ли праздники у народов севера?

Медвежьи игрища Слайд 14.

Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась до наших дней. Медвежьи игрища проводятся один раз в семь лет и по случаю добычи медведя. В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) и 4 (если медведица). 

Праздник оленевода.

Как вы думаете кем для хантов  является олень?

Основной транспорт - лодка

Жизнь ханты так  тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде .Слайд15,16,17.

Всегда ли могут ханты использовать лодку?

А в кокае время года не могут?

Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.

Нарты

Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.

Как вы думаете кто изготавливал нарты?


Дидактическая игра с мячом «На кого охотятся охотники? Назовите зверя или птицу .»

Предлагаю вам игру « Собери целое из частей»

(Чум, нарты, малица, ягушка, медвежьи игрища.)

Ответы детей:




Чум



Предположения детей.






Зимой покрытие должно быть более теплое.



 Кладут доски и оленьи шкуры.

Печкой







Пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой.


Хозяйка варит еду, убирает в чуме, занимается рукоделием, обрабатывает оленьи шкуры, смотрит за детьми.

Из дерева.










Предположения детей.






Ответы детей.































Сумочка















































Ловят мяч и называют.

Собирают целое из частей.

Рефлексивно корригирующий

 Где мы с вами сегодня побывали?

 О чём мы сегодня с вами говорили?

Что нового узнали?


 В гостях у хантов и манси.

Как живут, где живут , во что одеваются ханты….

НРМДОБУ «ЦРР- Детский сад Улыбка»

Технологическая карта НОД   в подготовительной «А» группе

Коренные жители нашего края

 Выполнила: Рязанцева Т.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Лесные жители нашего края»

Тема: «Лесные жители нашего края»Цель: Формирование представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Систематизировать знания детей о диких животных нашего края....

детско-родительский проект "Лесные жители нашего края"

Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы.Заложить первые ориентиры в мире животных, как живых существ обеспечить первоначальное понимание связи их в прир...

конспект ООД по озн "Лесные жители нашего края"

Цель:  закрепить знания детей о жизни диких животных леса родного края....

План конспект по окружающему миру "Лесные жители нашего края" для детей старшей группы

Расширение и углубление знаний детей о диких животных обитающих в наших лесах.https://nsportal.ru/albom/2020/03/04/lesnye-zhiteli-nashego-kraya...

Проект "Лесные жители нашего края"

Проект по окружающему миру...

Конспект занятия "Пернатые жители нашего края"

Занятие  познакомит детей  с многообразием и жизнедеятельностью птиц, активизирует познавательные способности, повысит интерес  к  природе....

Технологическая карта "Мы жители планеты Земля"

Данную технологическую карту можно использовать для полноценного проведения занятия по окружающему миру. Полностью расписана деятельность воспитателя и предполагаемая деятельность детей, в данном заня...