Конспект занятия "Пернатые жители нашего края"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Алексеева Маргарита Алексеевна

Занятие  познакомит детей  с многообразием и жизнедеятельностью птиц, активизирует познавательные способности, повысит интерес  к  природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pernatye_zhiteli_nashego_kraya.docx40.73 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский д/сад» Верхнекетского района Томской области

Конспект занятия по экологии

для детей подготовительной группы

 "Пернатые жители нашего края"

 

                                               Подготовила Алексеева М.А. , воспитатель

2021г

Задачи:

  • Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых.
  • Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности.
  • Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц.
  • Развивать познавательный интерес.
  • Учить составлять паспорт для птицы.

Ход  занятия

1.  Организационная.

Воспитатель: Ребята, 12 ноября отмечается экологический праздник «Синичкин день».

В этот день в разных уголках нашей страны готовятся к встрече «зимних гостей» — птиц, остающихся на зимовку, — синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей.

Люди мастерят для них кормушки, заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, мастерят и развешивают кормушки. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетают из лесов ближе к человеческому жилью и ждут помощи от людей.

В честь этого замечательного праздника, я вас приглашаю сегодня в путешествие, где нас ждут наши друзья  птицы, которые живут в нашем крае, и мы их видим каждый день.

2.  Основная часть

Озорной мальчишка
В сером пиджачишке 
По двору шныряет,
Крошки собирает
(Воробей)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. 
(Синица)

Воспитатель: Первая наша    станция «Загадайкино».

 - Отгадайте загадки: 

 (воспитатель показывает картинки с изображением птиц воробья, синицы).

- Что вы знаете об этих птицах? (ответы детей)

Воспитатель: 

Воробей – маленький, коричневый, с черными пятнами, ножки короткие, клюв тонкий, ходить не умеет, а только прыгает. Воробьи чистоплотны, постоянно купаются: зимой в снегу, весной и летом – в лужах и в пыли (таким путем они избавляются от насекомых). Весной воробьи строят гнезда под крышами домов, выкармливают птенцов, они уничтожают много вредных насекомых, а также питаются хлебными крошками и семенами растений.

Синица – живет в парках, садах, лесах. Они, очень подвижные птицы. Порхая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются с акробатической ловкостью, держатся на самых тонких веточках. Обшаривая самые узкие щели на коре деревьев, эти птицы вытаскивают оттуда насекомых, запрятавшихся на зиму. Назвали эту птичку  так за её песенку  «си-си-си».

- Отправляемся дальше, следующая   станция.«Ребусная».hello_html_m11f79522.gif

-  Отгадайте ребусы

Дети разгадывают,

воспитатель показывает картинки

с изображением птиц – вороны и сороки.

Воспитатель: Расскажите, что вы знаете об этих птицах? (ответы детей)

Воспитатель:

Ворона и сорока живут рядом в городе, деревне. Они все едят. И разные кусочки еды во дворе соберут, и в поле слетают. Ворона там за мышами и другими мелкими зверьками охотится, поедает яйца и птенцов. Это большие птицы. Оперение у вороны черное с синим, ноги и клюв тоже черные.

 Сороку называют «белобокой» за ее белые бока. Она истребляет вредных насекомых, разоряет гнезда мелких птиц.

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше и следующая станция,

                                                      «Собирайкино».

Воспитатель: Здесь нас ждет следующее задание, но прежде нам нужно разделиться на 4  группы. Выберите на подносе кружок любого цвета, который вам нравиться. Подойдите к столу, где лежит похожая фигура. Каждой группе нужно собрать картинку и назвать птицу, которая изображена на иллюстрации.

                Дети разбиваются на группы и собирают картинки птиц

Воспитатель: Какая птица у вас получилась? (ответы детей)

-Молодцы, все группы справились с заданиями

Игра «Я вам, вы мне»

Воспитатель: Ребята, а сейчас предлагаю вспомнить и поиграть в игру «Я вам, вы мне»

- Внимательно послушайте и  попробуйте догадаться, о какой птице идет речь?

Его можно назвать красавцем. Спинка у него черная, крылья тоже черные, брюшко белое с черными крапинками, на голове ярко-красное пятнышко, точно беретик. У него  большой и крепкий клюв, а язычок у него длинный, чтобы проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры. За это  его прозвали доктором или санитаром леса. Крепкий клюв помогает  ему  мастерить себе жилище. Две недели надо ему, чтобы выдолбить большое дупло. Весной в этом  дупле появятся у него птенцы. Они родятся слепыми, неоперившимися. Родители старательно будут выкармливать их мошками, личинками жуков и бабочек. Но скоро птенцы подрастут и начнут сами добывать себе корм. (дятел).

Воспитатель: Молодцы, правильно. Теперь ваша очередь  загадывать.

Дети по желанию описывают птицу,

 а воспитатель пробует определить о ком идет речь.

Воспитатель: Отправляемся дальше,  и следующая  станция называется

«Паспортный стол»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у птиц, тоже есть паспорта, в которых говорится, как птица выглядит, чем питается, где строит гнездо?(ответы детей)

Воспитатель: Занимаются составлением птичьих паспортов люди по профессии орнитологи. А помогают им и дети и родители . Вот какой паспорт им прислали дети из сибирского города Томска на  птичку кедровку.

   (показывает)

«Кедровка — это небольшая кочующая птица. Питается кедровыми орехами, желудями, семенами шишек, ягодами. Тело покрыто перьями. Кедровка откладывает яйца, из  которых вылупляются птенцы. Окрашена в темный коричневато-бурый цвет с белыми пятнами, которых нет только на верхней стороне головы.  На конце хвоста светлая полоска».                                                                                        Воспитатель: Ребята, а вы  хотели бы вы попробовать помочь орнитологам   оформить паспорта для  птиц, обитающих в нашей  местности? (ответы детей)                                                                                                         - Воспитатель: Подходите к столам и выбирайте себе птичку, для  которой будите составлять паспорт. Приклейте птичку на середину листа, возьмите в руки простой карандаш и проведите стрелочку к правильному ответу                                                                                                                                                                                                                                                    

Задание  1.  «Вид птицы».                                                                                                                           Воспитатель: Выберите  картинку в соответствии с тем, к какой группе относится ваша птица —зимующая, перелетная или кочующая

Обозначения:

зимующая птица—зима в городе;

перелетная птица — пальмы и летящие птички;

кочующая—лесной пейзаж

  Воспитатель:   Проведите стрелочку к правильному ответу

                                          Задание 2.  «Чем питается птица».

Воспитатель: Определите, чем питается птица. Проведите стрелочку к правильному ответу

                                         Задание 3. «Чем покрыто тело птицы».

 Воспитатель: Определите, чем покрыто тело птицы. Проведите стрелочку к правильному ответу

Задание 4.

«Где птица откладывает яйца и выводит свое потомство?»

Воспитатель:  Определите, где птицы откладывают яйца и выводят свое потомство. Проведите стрелочку к правильному ответу

                                                            Задание 5.  

                         «Какие цвета могут быть в окраске птицы?»

Воспитатель: Определите, какие цвета могут быть в окраске птицы. Проведите стрелочку к правильному ответу.

Воспитатель: Замечательные паспорта у вас получились.

А кто из вас хотел бы рассказать о своей птичке? (опираясь на паспорт, дети по желанию рассказывают о птице)

Подвижная игра «Совушка Сова»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете игры про птиц? (ответы детей)

-Хотите поиграть в новую игру?

-Для этого нам нужно выбрать сову (из числа играющих выбирается сова)

Продуктивная деятельность

Оригами «Голубь».

Воспитатель:  Ребята послушайте стихотворение:

Прилетели голуби
На мое окно. 
Поклевали голуби
Просо и пшено.

Наклонили головы, 
Дарят мне свой взгляд,
За мою заботу
Спасибо говорят!

Воспитатель показывает картинку с голубем и предлагает сделать его из бумаги.hello_html_4201db67.gif

 По схеме объясняет и показывает, как делать голубя

-  Загните углы квадрата к середине.

-  Перегните пополам вперед.

-  Сделайте надрез и отогните крылья вверх.

-  Вогните «клюв» внутрь, и нарисуйте глаза.                                              

-  Посмотрите, какая красивая стайка голубей у нас получилась.

3. Заключительная.

Воспитатель: Наше путешествие закончилось.

-О ком мы сегодня вели беседу?

- Что вам запомнилось?        

-Что нового вы узнали?

-Вы сегодня молодцы,  все отлично справились со всеми заданиями. А самое главное помогли орнитологам в составлении птичьих паспортов, которые обязательно пригодятся всем любителям птиц

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД "Коренные жители нашего края"

НОД  знакомит дошкольников с жизнью и бытом коренного населения  "ханты "и "манси"....

Конспект НОД " Жители нашего леса"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы  тема : « Жители нашего леса »Цель: активизировать знания детей жителях нашего леса....

Конспект организованной – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Лесные жители нашего края»

Тема: «Лесные жители нашего края»Цель: Формирование представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Систематизировать знания детей о диких животных нашего края....

детско-родительский проект "Лесные жители нашего края"

Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы.Заложить первые ориентиры в мире животных, как живых существ обеспечить первоначальное понимание связи их в прир...

конспект ООД по озн "Лесные жители нашего края"

Цель:  закрепить знания детей о жизни диких животных леса родного края....

План конспект по окружающему миру "Лесные жители нашего края" для детей старшей группы

Расширение и углубление знаний детей о диких животных обитающих в наших лесах.https://nsportal.ru/albom/2020/03/04/lesnye-zhiteli-nashego-kraya...

Проект "Лесные жители нашего края"

Проект по окружающему миру...