«Добро пожаловать в экологию»
материал

Кудряева Мария Николаевна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo-ekologiya_2ml.gr_.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 город Ржев Тверская область

«Добро пожаловать в экологию»

Подготовила воспитатель

Кудряева Мария Николаевна

2018г.

Формировать экологическую культуру дошкольников в детском саду надо с младшего  возраста.

Многие ученые и педагоги дошкольного образования подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательной деятельности , являются: специальная организация наблюдений;  целенаправленное руководство  со стороны педагога.

Между тем, несмотря на наглядно-образный характер мышления дошкольников, необходимо знакомить их не только видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и со скрытыми причинами природных явлений. Важно подарить ребенку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе. Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить.

Цель:

формирование начальных представлений экологической культуры детей младшего  дошкольного возраста.

Задачи:

формировать у ребенка целостное восприятие картины окружающего мира;

- расширять представление о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе;

- развивать познавательный интерес  и наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней;

- воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы через художественную литературу.

Методы:

• Наглядные методы:

наблюдения;

показа сказок (педагогом, детьми) ;

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

проведение дидактических игр;

• Словесные методы:

чтение литературных произведений;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

• Игровые методы:

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.) ;

загадывание загадок;

обыгрывание проблемных ситуаций

• Практические методы 

организация продуктивной деятельности детей;

оформление гербария растений, плодов;

Формы:

Работа  с  родителями
НОД
Труд
Игры
Наблюдения
Экспериментирования
Экологическая тропа
Праздники, развлечения
Целевые прогулки

Совместная и самостоятельная деятельность

Предметно-развивающая среда

Для закрепления пройденного материала детям были созданы тематические альбомы:

« Времена года», « Домашние и дикие животные», « Растения», « Цветы», « Комнатные растения», « Строение цветка, дерева», « Правила поведения на природе».

Так же были сделаны макеты: «Ферма», « Дикие животные», «Аквариум», « Птичий двор».  

Все это дает детям самостоятельно обследовать животных, рассмотреть картинки с животными, растения, увидеть строение цветка (дерева), закрепить правила поведение в природе. Экологические   игры «Кто, где живет»  «Чей хвост», Времена года», и т д.

Во время игр у ребенка развивается познавательный интерес, любознательность, активность, самостоятельность. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же  правильное поведение в природе.

Сотрудничество с родителями

Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания и сотрудничества.

Именно поэтому, прежде чем начать экологическую работу с детьми  проводилась  работа с родителями:

  • родительское собрание «Экология и мы»
  •  папки-передвижки по теме «Воспитываем любовь к природе»
  • предложение родителям сходить с детьми в лес на экскурсию, собрать природный материал вместе с детьми
  •  выставки работ по теме: «Дары Осени»
  • Чтение детям художественной  литературы с экологическим  содержанием.

Наполнение  уголка природы

Оборудование для экспериментирования: (формочки, воронки, лопатки, сито, ёмкости разной формы);

материал для труда (лейки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки, для ухода за комнатными растениями, метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы); природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки).

Ознакомление с природой

Особое  место  занимают  дидактические  игры. Решая  задачи, поставленные в дидактической  игре, ребёнок  учится вычленять отдельные  признаки  предметов, явлений, сравнивать  их, группировать,  классифицировать  по  определенным  общим  признакам.  Дети   учатся  рассуждать,  делать  выводы,  при  этом  тренируется  их внимание,  память, произвольное  восприятие.

«Третий  лишний». Цель: ребёнок определяет лишний предмет.

Пазлы «Домашние животные». Цель: собрать из несколько частей целое.  

Подвижные экологические игры

Помогают  закрепить  знания  о  животных, подражать  их  повадкам  и  образу жизни: « Мыши  и  кот» , « Лиса  и  зайцы» Солнышко и  дождик», « Ветерок».Отражают  явления  живой  и  неживой  природы.  

Наблюдение

Ф.Целенаправленное  чувственное  познание  природных  объектов  через  различные  формы  восприятия – зрительное,  слуховое,  тактильное,  обонятельное  и  др.  

Ф. -за  состоянием  погоды

  •  за  ростом  и  развитием  растений ( мини- огород , огород на территории детского сада)
  •  поиск  животных , которых можно  встретить  в данный  момент  сезона  на  участке  и  в  округе  детского  сада  и  наблюдения  за  ними
  •  рассматривание  растительности ( деревьев, кустарников, цветов)  

      -развивать  умение  различать  и  называть  существенные  детали  и части     дерева ( корни, ствол, ветки, листья); особенности  поверхности (гладкая, шероховатая).

Детское экспериментирование

развивать  устойчивый познавательный интерес дошкольников  поисково -  исследовательской  деятельности

  • обогащать и  уточнять представление детей об окружающем через  элементарное  экспериментирование
  • развивать у  детей  познавательные  способности  

  Эксперимент: « Чтобы  увидеть  воздух, его  надо  поймать»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование, лепка, аппликация.

Беседы

Для развития экологической культуры большое значение имеет НОД. Так на занятиях где дети первично знакомятся с природой, учатся беречь ее, знакомятся с правилами поведения, как ухаживать, выделять характерные признаки в растениях и животных.  Так же стараюсь вызвать яркий эмоциональный отклик, заинтересовать и повысить уровень владения знаниями о красоте и многообразии окружающего мира, помогают мне компьютерные презентации.  С их применением прошли такие занятия  

«Птицы наши друзья»,  «Поймать ветерок», «Путешествие капельки».

Занятие « Птицы наши друзья» задачи были следующие: расширять представления детей о птицах, уточнить названия некоторых из них; воспитывать интерес к птицам, желание оберегать их. Где дети слушали голоса разных птиц, узнавали название птиц. Так же дети играли в игру « выложи лучики для солнышко», выполняли дыхательное упражнения «Чье перышко выше».  В конце занятия дети оправились на прогулку, где покормили птиц.

Во время экологической беседы стараюсь не только давать обширную информацию об окружающем мире, но и стимулирую интерес к экологической культуре. Так же во время бесед задаю детям наводящие и провоцирующие вопросы,  такие как « Как называются животные, которые живут в лесу?», « Что будет, если не поливать растения», « Кто спит зимой?». Темы бесед разнообразны: «Дикие животные», « Цветы», « Птицы наши друзья». Для более наглядного материала на помощь приходит компьютер.

Помогите птицам.  Проводим акции. Изготовление кормушек, корм для птиц. Плакаты «Помогите птицам».

Центр природы

  • Подбор и размещение объектов в уголке природы мы проводили в соответствии с возрастом, руководствуясь Образовательной программой и Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11.
  • Постоянными обитателями нашего уголка - растения, имеющие ярко выраженные основные части, красиво, обильно и долго цветущие.
  • Каждое растение соответствуют  возрасту детей и обозначено табличкой с названием и условным обозначением по уходу, имеет свой паспорт.
  • Мы знакомим детей с комнатными растениями, показываем действия по уходу за ними.
  • Для расширения знаний о природе мы подобрали различную литературу, дидактические игры, раскраски, которые помогают детям наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
  • Изготовили макеты, сухой  аквариум , макеты диких и домашних животных

Календарь природы

Отмечаем погоду, признаки осени.

Собираем урожай

Огород на территории детского сада.

Ф.Уход за комнатными растениями.        

Ф.Труд на участке

Активно использую труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек; зимой — очистка участка от снега. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Каждый год организую вместе с детьми «Зимний огород на окне». Огромный интерес у детей вызывает процесс посадки лука, укропа, петрушки. Дети учатся совместно работать, ухаживают и наблюдают за результатом своего труда. Рассказываю о пользе выращенных растений. Стараюсь подвести понимание детей к тому, что без воды, света и тепла растение не выживет. Все это способствует накоплению экологических знаний и понятий, обогащает экологический опыт детей.

Проектная деятельность 

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста - это организация проектной деятельности.

 Разработаны и реализовываются  краткосрочные познавательно-исследовательские проекты  («Снег полезный или вредный»«Витамины на окне»), способствующие познавательному развитию  младших дошкольников и формированию у них основ экологической культуры.

Ожидаемый   результат.

У детей повысится интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участие в сезонных наблюдениях.

Дети научаться соблюдать  элементарные правила поведения в природе,  взаимодействия с растениями и животными.

Называть некоторые растения, животных и их детенышей. Выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе. Проявлять бережное отношение к природе.

Опыт моей работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добро пожаловать в экологию!

Привлекая детей к тесному общению с природой, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрас...

"Добро пожаловать в экологию" - ОСЕНЬ

Данная информация может быть оформлена, как осенний выпуск экологической газеты для родителей «Добро пожаловать в экологию!», которая будет носить познавательную, духовно-нравственную, природоохр...

"Добро пожаловать в экологию" - ЗИМА

Даннный материал представляет собой подборку статей, которые могут быть использованы для оформления стенда, или ежемесячной гаеты для родителей  в разднвалке в холле детского сада. Вся информация...

Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».

Муниципальное дошкольное образовательное...

"Добро пожаловать в экологию"

Воспитывать бережное отношение к природе....

Рабочая программа кружка "Добро пожаловать в экологию"

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Именно на нас, педагогов дошкольного образования, ...

Мастер - класс по изготовлению книжки - самоделки "Добро пожаловать в экологию"

Данный мастер - класс можно использовать для изготовления любой другой книги, и сдругим содержанием. Книжка выполнена в форме домика зелёного цвета. Домик символизирует экологию - наш общий дом. На до...