Башкирские народные сказки
картотека (старшая группа)

Жаппарова Альбина Заквановна

Башкирские народные сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bashkirskie_skazki.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека башкирских сказок

Подготовила А.З.Жаппарова

Воспитатель высшей квалификационной категории

Источник: интернет ресурс

«Благодарный заяц»

В праздничный день родители послали маленького сына звать гостей: «Зови такого-то дядю, такого-то дедушку, такого-то зятя...», - и назвали ему так много разных имен, что сразу и не упомнить.
Послушный мальчик выбежал на улицу и тут же забыл, кого ему велели звать в гости. Вернуться домой и переспросить он не посмел. И придумал: «Позову-ка я всех своих деревенских со всех улиц, авось среди них окажутся и те, кого мне велели позвать». И он обегал с приглашением в гости все дома по обеим сторонам улиц и переулков деревни. Все благодарили за приглашение и обещали прийти. Мальчик вернулся домой.
Начали собираться гости. Все жители деревни один за другим собрались и ожидают угощенья. Отец и мать испугались:
- Что это такое? Где же взять угощенья для стольких людей?
А мальчик сказал родителям, что он забыл, кого велели позвать, и потому позвал всю деревню.
Ждут гости угощенья. Собирают им на стол все запасы, сколько было еды в доме, и видят и родители и сам мальчик, что этого мало.
- Сам испортил дело, сам и поправляй! - сказали с досадой родители своему мальчику.
Заплакал мальчик, оттого что причинил родителям такое огорчение. Со слезами вышел он из дому и побежал за околицу, а потом и в лес. Сел там на старый пенёк и горюет.
Вдруг видит он, что к нему скачет старый дружок - серый зайка. Этого зайчика добрый мальчик вырастил дома, потому что зайчик был сиротой, а затем, когда зайчик вырос, выпустил его в лес. Подскакал зайчик к мальчику и уселся у его ног.
Рассказал мальчик зайчику о своём горе. Выслушал зайчик, пошевелил длинными ушами, встал на задние лапки, взял мальчика за руку своими передними лапками и сказал:
- Ладно, не горюй, дружок! Иди домой - всё будет... Потом зайчик прыгнул в сторону от мальчика и поскакал в лес. Только его и видели!
Послушался мальчик зайчика и ушёл из леса домой. А там уж гости съели и выпили всё поданное угощенье, какое нашлось в доме. Ждут ещё и не уходят. Некоторые начали попрекать хозяев, что позвали в гости, а угощенья совсем мало. Среди гостей были и сердитые люди, те и говорят:
- Нечего было и звать всех, коли угощать нечем! Выглянул в это время кто-то в окно, испугался и позвал всех посмотреть. Сначала все тоже испугались, а потом удивились: что же это такое? Полна улица всяких зверей, и все идут к дому, и каждый зверь что-то тащит.
Медведи катят кадки с мёдом, волки тащат целые туши мяса, олени на рогах бережно несут вёдра с молоком, тушканчики и суслики тащат мешочки с зерном, белки и зайцы - полные корзинки разных ягод и орехов, лисицы в зубах несут кур и гусей. Этих своих лесных друзей зайчик попросил помочь горю мальчика. Зайчик рассказал им, как мальчик его, зайчика, вырастил и выпустил на волю. Тесно стало во дворе, когда звери сложили там угощенье. Так же, толпой, звери ушли обратно из деревни в лес. От изумления гости не могли слова вымолвить.
Отец с матерью не знали, что и делать от радости. Но больше всех радовался мальчик. Три дня и три ночи подряд хозяева угощали гостей. Когда все гости разошлись по домам, осталось ещё много угощенья.
Вот как зайчик отблагодарил доброго мальчика за то, что он его вырастил и выпустил на волю. Зайчик был тоже добрый.

«Алп-Батыр"

В давние времена на берегу Агидели жили, говорят, старик со старухой. Старик ходил на охоту, а старуха пряла пряжу и ткала полотно. Так и жили они, пока не достигли глубокой старости. Спохватились однажды: жизнь-то прошла и ни одним ребёнком их не одарила. Умрут они, и не будет никого, кто бы их помянул добрым словом.
Сильно опечалился старик. Захватив с собой лук со стрелами, топор к поясу приладив, покинул он родной дом. Шёл он, шёл, пока не достиг подножья какой-то горы.
Там и присел отдохнуть. Ко сну стало клонить. И привиделся ему сон, - явился хозяин горы и говорит:
-Эй, дед, ты чего пригорюнился?
-Сколько лет на свете прожил, -молвил старик,- а ни одного сына не нажил. Вот помру, и переведётся мой род. Потому и горюю.
На это хозяин горы отвечает:
-Без чьей-то смерти никто на свет не родится. Если сыном обзаведёшься, сам умрёшь.
Согласился старик. Тогда хозяин горы скрылся за камнем, а старик глубоко задумался. Вскоре камень, прислонившись к которому он сидел, начал содрогаться. Старик пробудился и, схватив топор, ударил им что есть мочи по камню. Оттуда, расколов гору, вышел юноша исполинского сложения. Подивился старик. А тот приблизился к нему и сказал, улыбаясь:
-Вот пришёл я к тебе в сыновья.
-Добро, сынок,- обрадовался старик и обнял его. -Я ждал тебя всю свою жизнь.
Сын имел могучую стать и был красив. Пальцы у него были большие, как руки, а руки -как бревна, ступни -как лодки, плечи широкие, как луг, а тело могучее, как дуб.
-Сынок, возьми в таком случае моё оружие,- сказал старик и протянул ему лук, стрелы и топор.
-Отец, пусть твоё оружие при тебе останется,- ответил молодец. -Для меня изготовим что-нибудь покрупнее.
Но старик не согласился:
-Нет, сынок, этот лук и топор остались мне от деда. Я их передам тебе. Отныне они будут твоими. Возьми, стрелами будешь птиц подбивать, топором лес рубить.
Тот взял лук из рук старика и, приладив стрелу, тронул тетиву. Стоило ему чуть-чуть её оттянуть, как лук с треском сломался. От того треска дрогнула гора, посыпались камни, и старик упал замертво.
-Алп!- хотел вымолвить что-то старик да не успел: испустил дух.
Поначалу растерялся силач. Но что делать, с почестью схоронил своего отца.
Наточил топор и, проверяя его остроту, положил на ладонь, точно лезвие бритвы. Потом углубился в лес. Там срубил высокий дуб и смастерил из него лук, выстругал дубовую стрелу, снабдив её острым каменным наконечником. Из жил трёх медведей свил тетиву и натянул её на лук. Вооружился и пошёл странствовать по свету.
Перевалив гору Урал-тау, сделал семь шагов и остановился. Там, где ступал, остались просторные поляны. Он присел отдохнуть. С противоположной горы заметила его девушка, дочь хана. Она жила в большой юрте, в которой могли уместиться два косяка лошадей. А сама она была богатыркой-красавицей. Подозвала к себе девушка незнакомца и спросила:
-Как твоё имя, егет?
Он расстерялся. Не знал ведь, что у людей есть имена.
-А что такое -имя?
Девушка улыбнулась:
-Как к тебе обращаются люди?
Он ответил:
-Перед смертью отец обратился ко мне со словом "Алп".
-Выходит, ты Алп-батыр. Если сумеешь одолеть меня в борьбе, я пойду за тебя замуж.
Егет согласился и вступил с ней в единоборство. Семь дней, семь ночей боролись они. Наконец Алп-батыр победил могучую девушку. Сказал:
-Ну, красавица, выполняй свое обещание.
Девушка ответила:
-Моя душа давно с тобой. Я твоя, а ты мой. Померились силой, теперь будем вместе.
-Сначала назови своё имя, красавица,- сказал Алп.
-Моё имя Бархын.
-Бархын-хылу. Владеет сердцем пусть хылу,- промолвил Алп-батыр и обнял девушку.
Свадьбу справили. Вместе жить стали. Родилось у них семеро сыновей, от которых, сказывают, происходят семь башкирских родов. Эти семь родов поселились на отрогах Уральских гор. Семь полян, где ступал Алп-батыр, стали местом для их яйляу.

«Жадный богач и Зиннят-агай»

В давние времена был один богач. Звали его Саранбай, и был Саранбай жадным и скупым. Вот как-то собрался он ехать на ярмарку. Встал спозаранку и начал думать, чего бы взять с собой в дорогу поесть.
А чего только не было у него: и овец, и коз, и гусей, и кур — всего было ровно по тысяче голов. Муки у него тоже было ровно тысяча пудов.
И вот думает жадный богач Саранбай:
«Если заколю одного гуся на еду в дорогу, то останется только девятьсот девяносто девять гусей; если заколю одну курицу, то тоже останется только девятьсот девяносто девять куриц; если напеку хлеба из одного пуда муки, то останется тоже только девятьсот девяносто девять пудов; если зарежу одну овцу, то останется тоже только девятьсот девяносто девять овец. Этак ведь потеряется ровный счет добру!»
И не знает жадный богач, как ему быть. Пошёл он за советом к соседу Давлетбаю, такому же жадному, как он сам. Сосед тоже собирался ехать на ярмарку. Саранбай спросил:
— Что делать, сосед? Что взять на дорогу?
— Нашёл над чем ломать голову! Вели Зинняту зарезать своего гуся — он тоже едет на ярмарку.
Обрадовался совету жадный богач и спешит к бедному Зинняту:
— Соседушка, Зиннят! Отвези-ка нас с Давлетбаем на ярмарку и зарежь своего гуся на дорогу.
Не хотелось ехать Зиннят-агаю, но перечить богачу не посмел. Повёз он жадного Саранбая с его соседом Давлетбаем на ярмарку, а на дорогу зарезал своего гуся.
Вот они остановились на ночлег в одной деревне.
Жадный богач и жадный сосед его думали об одном: как бы ухитриться съесть целого гуся и не делиться со своими спутниками.
Жадный богач Саранбай придумал такую хитрость: кто увидит ночью хороший сон, тот и съест целого гуся.
Легли спать. Всю ночь жадный богач Саранбай и жадный сосед его Давлетбай думали, как бы лучше обмануть других и самим съесть целого гуся.
Утром жадный Саранбай начал рассказывать:
— Ну, спутники мои, вот какой хороший сон я видел: сижу я у себя дома, вдруг подкатывает к моему крыльцу один человек на паре рысаков и спрашивает: «Дома ли хозяин?» Я выхожу к нему навстречу. «Пойдем, Саранбай-агай,— говорит этот человек:— я приехал за тобой!» Я сел и поехал. И вбт привез он меня в такое место, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Кругом цветы, фруктовые деревья, всюду поют птички. Оказывается, мы приехали в рай. Вот подходит ко мне один ангел и говорит: «Ты, Саранбай-агай, будешь жить здесь». Вот какой сон я видел! Прямо чудо!
Затем начал рассказывать его сосед Давлетбай:
— А мне снилось, что я на красивом белом коне вознесся к самому аллаху. Прилетел я на небо и вижу — там собрались все богатые и знатные люди. Они ласково приняли меня и похлопали по моей спине*,— закончил он свой рассказ.
Настала очередь Зинняту рассказать свой сон.
— Что говорить, оба вы видели очень хорошие сны, — начал Зиннят спокойным голосом,— а меня вы оставили одного. Один из вас поехал в рай, другой вознесся на небо. А я не знал, что вы останетесь там недолго. Захотел я есть, да и съел всего гуся, а вам ничего не оставил.
Жадный богач Саранбай и жадный сосед его Давлет-бай только рты раскрыли от удивления. Они не нашлись ничего сказать, и пришлось им несолоно хлебавши вернуться домой.

«Кто сильнее?»

Жил  когда-то старик со старухой, и была у них дочь. Когда дочь выросла, старик со старухой стали задумываться: какого бы ей найти жениха?
- Выдам её замуж за самого сильного на свете, - сказал старик.
И вот, чтобы найти самого сильного, старик отправился в путь. Пришлось ему как-то идти по льду. Лёд был скользкий, старик поскользнулся и упал.
Рассердился старик и говорит:
- Эх, лёд, ты, кажется, очень силён! Иначе не удалось бы тебе так быстро свалить меня с ног. Будь женихом моей дочери!
Лёд и говорит в ответ:
- Если бы я был силен, я не таял бы от солнца. Тогда старик отправился к солнцу и говорит:
- О солнце! От тебя тает лёд. Стало быть, ты сильнее его - будь женихом моей дочери! Солнце отвечает:
- Если бы я было сильным, туча не могла бы закрыть меня.
Тогда старик отправился к туче.
- Туча! Туча! Ты закрываешь даже солнце, будь женихом моей дочери!.
Туча отвечает:
- Если бы я была сильна, дождь не пробивал бы меня насквозь.
Старик отправился к дождю и говорит:
- О дождь! Ты, видно, очень силён, ты даже тучу пробиваешь насквозь. Будь женихом моей дочери!
Дождь и говорит в ответ:
- Если бы я был силён, земля не выпивала бы меня до капли.
Тогда старик опустился на землю и обратился к ней:
- О земля! Ты сильнее всех: ты даже дождь выпиваешь до капли. Будь женихом моей дочери!
А земля и говорит:
- Будь я сильна, травка не пробивалась бы сквозь меня.
Тогда старик отправился к травке и говорит ей:
- Травка! Ты пробиваешься даже сквозь землю, стало быть, ты очень сильна. Будь женихом моей дочери!
Травка отвечает:
- Если бы я была сильна, бык не поедал бы меня. Старик пошёл к быку:
- Эй, бык, ты, никак, очень силён - ты поедаешь даже траву. Будь женихом моей дочери!
Бык отвечает:
- Если бы я был силен, то нож не колол бы меня. Старик пошёл к ножу:
- Нож! Ты колешь даже быка. Значит, ты сильнее всех. Будь женихом моей дочери!
Нож говорит в ответ:
- Был бы я силён - не вертел бы мной человек, как хотел. Нет, я не силён.
- Человек, оказывается, сильнее всех,- сказал тогда старик и выдал дочь за человека, который был сильнее всех.

«Ленивая девочка»

Жили когда-то очень давно бабушка и внучка. Бабушка так состарилась, что работать уже не могла. А внучка была очень ленива. Бабушка с каждым годом всё старела и слабела. Вот дожила она до весны и думает: «Пить-есть надо, люди вон сеют, и нам надо что-нибудь посеять». И говорит она об этом внучке.
- Не надо, бабушка, - ответила ей внучка. - Ты уже стара стала, к осени умрёшь, а там, глядишь, найдётся добрый человек и возьмёт меня в свою семью. К чему нам хлеб?
Так они и не посеяли ничего.
Настала осень. Народ убирает хлеб с полей. Старуха не умерла, и внучку никто не взял на воспитание. Стали они голодать.
Как-то зашла соседка, увидела, что бабушке с внучкой совсем нечего есть, и сказала:
- Хоть бы пришли и взяли у меня немного проса... Соседка ушла. Бабушка говорит внучке:
- Сходи, внучка, принеси проса! А внучка отвечает:
- Надо ли, бабушка? Может, просо у неё нехорошее...
Всю зиму голодали бабушка с внучкой и едва не умерли. Но чуть только пришла весна - внучка вышла в поле на работу.
- Зачем трудиться? - смеялись над ней соседи. - Бабушка твоя уже стара, недолго ей жить. А тебя кто-нибудь возьмёт на воспитание. К чему вам хлеб?
- Нет уж, - отвечала внучка. - Я теперь поняла. Недаром старики говорят: если собираешься на летнюю кочёвку, прежде засей поле.

«Непобедимый Чемид-Чудзин»

Жил на свете бедный пастух Чемид-Чудзин.
С детства он сильным и ловким был, сильнее всех своих сверстников. А как подрос, так его и взрослые опасаться и уважать стали. Знали все, что кому из них с силачом Чемид-Чудзином в бою не справиться: всякого он легко одной рукой победит.
Много лет пас бедный пастух Чемид-Чудзин стада богатого Чанара. Но однажды разгневался богач на своего пастуха и прогнал его. Взвалил Чемид-Чудзин котомку на плечи и пошёл куда глаза глядят.
Долго шёл он, устал.
Привела его дорога в густой лес. Выбрал Чемид-Чудзин тенистую полянку, положил под дерево котомку, лёг и заснул.
Спит он и видит сон - будто подходит к нему старик с большой белой бородой и говорит:
"Здравствуй, богатырь".
"Какой я богатырь! Я простой пастух",- отвечает Чемид-Чудзин.
"Нет, ты богатырь. Слушай, что я тебе скажу. Под этим деревом, в тени которого ты спишь, есть железная дверь. Дверь эта ведёт в подземелье. Уже сто четыре года стоит там волшебный конь и ждёт богатыря, который его оседлает. Садись на него, и станешь настоящим богатырем. Не давай в обиду слабых, помогай бедным и наказывай злых и богатых".
Проснулся Чемид-Чудзин - и сам не знает, верить своему сну или не верить. Встал он на ноги, схватил за нижние ветви дерево, под которым спал, вырвал его и видит - в глубине ямы большая железная дверь.
"Кажется, старик-то мне правду сказал",- подумал Чемид-Чудзин. Открыл он дверь и спустился в подземелье.
Не прошёл он и трёх шагов, как появился перед ним, словно из-под земли, белоснежный конь. Грива у коня кольцами, шерсть шёлковая, подковы из чистого золота. Драгоценное седло на коне, и привешено к седлу богатырское оружие.
Остановился конь перед Чемид-Чудзином и заржал, словно от радости. Чемид-Чудзин не стал долго раздумывать. Вскочил он на коня, выехал из подземелья и помчался по лесной дороге.
Доехал он до первого перекрестка, и встретился ему незнакомый богатырь на сером коне.
- Куда, богатырь путь держишь? - спрашивает Чемид-Чудзин.
- Еду я в турецкую землю. Там собираются богатыри со всей земли. Кто окажется всех сильнее за того падишах свою дочь отдаст.
- А как зовут тебя?
- Зовут меня - Сагиб-Али.
- Сагиб-Али, возьми меня с собой.
- Поедем, дорога широкая - двоим места хватит.
Долго ехали богатыри через дремучие леса, через высокие горы. Переплыли много быстрых рек, доехали до перекрестка трех дорог - и встретился им богатырь на черном коне.
- Куда, богатыри, путь держите? - спрашивает.
- В турецкую землю,- отвечают богатыри.- Там собираются силачи со всего света. Самому сильному падишах свою дочь в жены отдаст.
- Возьмите меня с собой,- просит их новый товарищ.
- А как зовут тебя?
- Зовут меня - Мухамед-Керим.
- Поедем, дорога широкая - троим места хватит.
Едут богатыри, беседу дружескую ведут, а Сагиб-Али и говорит:
- Братья, напрасно мы все трое в турецкую землю едем. Ведь там падишах нас друг с другом бороться заставит. Придётся нам в единоборстве друг на друга руку поднять. Давайте лучше бросим жребий: пусть один из нас к турецкому падишаху едет а другие двое от перекрестка вправо и влево разъедутся.
Согласились богатыри, кинули жребий, и пал жребий на Чемид-Чудзина.
- Ты поезжай в турецкую землю,- говорят ему Сагиб-Али и Мухамед-Керим,- а мы - один вправо, а другой влево поедем. И ровно через три года все мы на этом перекрестке соберемся. А если не придет кто-нибудь из троих, значит, случилось с ним какое-нибудь несчастье. Поклянёмся, что будем помогать один другому, что бы ни случилось.
Поклялись богатыри, распрощались и разъехались в разные стороны.
Поехал Сагиб-Али направо. Много стран он объездил, многих слабых и обиженных защищал, много добра людям сделал - и стало имя его известным от моря до моря.
Однажды, когда он ехал дремучим лесом, услышал голос:
- Богатырь, спаси меня от злой смерти, помоги мне. Злой волшебник держит меня тут в неволе.
Сагиб-Али подъехал к краю дороги и увидел, что к дереву привязана молодая красивая девушка.
Соскочил богатырь с коня, разрубил верёвки. А девушка вдруг превратилась в огромную змею и проглотила его.
Испуганно заржал черный конь и бросился от дороги в чащу.
А Чемид-Чудзин ехал да ехал прямой дорогой в турецкую землю. На третий день пути встретился ему старик с большой бородой.
"Где я его видел?" - подумал Чемид-Чудзин и вспомнил: этот старик с ним во сне разговаривал.
Теперь он остановил богатыря и спрашивает:
- Куда, сынок, путь держишь?
- В турецкое царство,- отвечает Чемид-Чудзин.- Хочу с другими богатырями сразиться, своё счастье испытать.
- Это ты всегда успеешь,- отвечает старик,- поезжай лучше в царство киргизское, сразись с царем Замигулом.
- А зачем мне с ним сражаться? - спрашивает Чемид-Чудзин.
- У царя Замигула,-говорит старик,-есть волшебный камень. Кто его в руках держит, у того все желания исполняются. Камень этот может даже мертвых воскрешать. Победишь Замигула - камень этот твоим станет.
- Спасибо за хороший совет, отец,- говорит Чемид-Чудзин.-Конечно, я лучше к Замигулу поеду.
Повернул он коня и поехал в киргизское царство.
Привёз его конь в киргизское царство, к самому двору царя Замигула.
Стоит царский шатёр - весь из красного шёлка, золотой решеткой обнесен, а на решетке отрубленные головы человеческие. Однако не испугался храбрый богатырь Чемид-Чудзин, спрыгнул с коня и перелез через решётку.
Входит он в царский шатёр.
Сидит в шатре древняя старушка, войлочную попону для коня шёлком и золотом вышивает.
Поздоровался с ней богатырь, а старушка и говорит:
- Как ты попал сюда, добрый молодец? Ведь это шатёр злого царя Замигула. Если он застанет тебя здесь убьет. Видишь, сколько людей он уже сгубил и головы их на решетку повесил?
- Авось меня не убьет,- отвечает Чемид-Чудзин.-Я сюда, бабушка, за делом приехал. Надо узнать, где у Замигула волшебный камень спрятан. Помоги мне, если можешь.
В это время за оградой конский топот послышался, громкий крик.
- Это Замигул вернулся,- говорит старушка - спрячься скорее.
Посадила она его в угол и прикрыла старым войлоком.
Входит в шатёр царь Замигул. Халат на нем шёлковый, тюбетейка жемчугом вышита, черные волосы в мелкие косы заплетены, в руках плетка ременная.
Садится Замигул за стол.
- Давай, старуха, есть - проголодался я. Подает ему старушка золотые блюда с кушаньями, а сама спрашивает:
- Долго ты ездил, Замигул. По лесам гонялся?
- Да,- отвечает царь,- охотился. Совсем было загнал оленя белого, да увернулся он от меня и в горах скрылся. Ну да я его все равно найду.
- А как же ты найдешь его? - спрашивает старушка.
Усмехнулся Замигул:
- Есть у меня камень волшебный. Этот камень открывает мне всё, что я знать хочу. Опущу я его в коду, погляжу на дно - и ничто от меня не скроется.
Поел Замигул, встал, снял со стены золотой меч и опустил его рукоятку в чан с водой.
- Вот, гляди, старуха. Камень в рукоятку меча вставлен. Гляжу я на дно чана и вижу, что олень в горную пещеру спрятался. Завтра поеду туда и достану его.
Повесил Замигул меч обратно на стену и лёг на мягкие подушки отдыхать. Вышел тут Чемид-Чудзин из угла, снял волшебный меч со стены, на двор выбежал и кричит:
- Царь Замигул, вставай! Я с тобой биться приехал, твою голову с плеч снять.
Услышал Замигул, с подушек поднялся:
- Молод ты, богатырь, чтобы с Замигулом биться. Не боюсь я никого. Мне смолоду предсказано, что смерть мне только от руки богатыря Чемид-Чудзина написана. А ты кто такой?
- А я и есть богатырь Чемид-Чудзин!
Выскочил Замигул из шатра, второпях и про меч свой забыл. А Чемид-Чудзин ждет его, на коне вокруг шатра скачет, волшебным мечом размахивает.
Вскочил и Замигул на коня, да как увидел, что богатырь его меч в руках держит, испугался.
Бросился он на Чемид-Чудзина, хочет меч отнять, а богатырь только поднял руку с волшебным мечом - упал Замигул мертвым.
Вошёл Чемид-Чудзин в шатёр.
- Нет больше, бабушка, злодея Замигула. Не будет он теперь добрых людей безвинно казнить. А старушка поглядела на богатыря и говорит:
- Доброе дело ты сделал, богатырь. Долго я тебя ждала. Меня сюда отец мой, старый орел, на помощь людям отправил. Теперь я могу в родные степи воротиться.
Обернулась старушка молодой орлицей, вылетела из шатра и унеслась за дальние горы.
Поклонился ей вслед богатырь, сел на коня и поехал к перекрестку, где он с Сагибом-Али и с Мухамедом-Керимом расстался.
Приезжает он туда и видит-нет богатырей. Только серый конь и черный конь бродят, понурые, со сбитыми набок седлами.
"Видно, с моими братьями беда случилась",- думает Чемид-Чудзин. И вдруг слышит голос:
- Помоги мне, добрый богатырь. Спаси меня от волшебника, который меня в плену держит.
Обернулся Чемид-Чудзин, а у дороги молодая девушка к дереву привязана.
- Проверю сейчас, правду ли ты говоришь,- отвечает богатырь.
Опустил он волшебный меч в ручей, заглянул на дно и узнал всю правду.
- Не девушка ты - змея лютая. Ты моих братьев проглотила. Отдавай их сейчас же, не то плохо тебе придётся! - закричал Чемид-Чудзин.
Испугалась девушка, обернулась змеей, чтобы на богатыря кинуться, а Чемид-Чудзин ударил волшебным мечом, рассёк змею на две части. Вышли из неё названые братья, стали обнимать Чемид-Чудзина.
- Как ты осмелился с этой волшебной змеёй бороться? - спрашивают. А богатырь отвечает:
- Да ведь мы друг другу слово давали - один за другого в беде стоять.
И Сагиб-Али, и Мухамед-Керим никогда с Чемид-Чудзином не расставались и, как родные братья, его любили.

«Охотник Юлдыбай»

«Того, кто отделится от людей, растерзает медведь, того, кто отстанет,— съест волк», говорит старинная башкирская пословица. «Когда на дикого зверя идёте, нужно идти в согласии между собой, быть дружными и выручать товарища»,— так говорят старые охотники на Урале.
Не такими были товарищи Юлдыбая, поэтому-то чуть и не погиб молодой охотник.
Юлдыбай был сыном старого, опытного уральского охотника Янхары. Хозяин леса — косолапый медведь, любитель чужих телят — острозубый, толстохвостый волк, любительница уток и кур — хитрая лиса, длинноухий трусливый заяц, — все они были как послушные бараны в руках старого охотника Янхары.
Янхары жил на краю небольшого аула со своей женой; у них был единственный сын, которого звали Юлдыбай.
С малых лет Юлдыбай вместе с отцом ходил на охоту. Сколько бы они ни охотились, никогда не уставал молодой батыр. Какой бы зверь им ни повстречался, не трусил Юлдыбай, а смело помогал отцу.
— Ты — верный и надежный товарищ,— говорил своему сыну старый Янхары, и это очень радовало молодого охотника Юлдыбая.
Но не долго пришлось Юлдыбаю охотиться вместе с отцом. Умер старый охотник. Юлдыбай остался один со своей матерью. Жили они бедно.
Молодой Юлдыбай взял колчан и стрелу отца и стал один ходить на охоту. Этим он кормил себя и свою мать.
Однажды двое сверстников Юлдыбая попросились с ним на охоту. Юлдыбай согласился, и они втроём пошли в лес. Дело было летом. Охотники попали в малинник. Как красные бусы украшают шею девушки, так и малина красовалась на лесной опушке. Недалеко от охотников, возле старого вяза, кто-то грузно шагал. Это был медведь. Страшным голосом зарычал медведь при виде охотников.
— Вынимайте кинжалы, все, как один, нападём на косолапого!— сказал Юлдыбай своим товарищам.
Он выхватил кинжал и, как пущенная из лука стрела, бросился на медведя.
А спутники Юлдыбая струсили и побежали назад без оглядки. Они прибежали домой и сказали матери Юлдыбая, что сына её растерзал медведь.
— Так не поступают друзья в беде! Сына моего оставили на растерзание медведю, а сами убежали, как зайцы!— закричала мать Юлдыбая.
Взяла она старый меч своего мужа и сказала:
— Где тело моего сына? Идёмте вместе, покажите мне! Если и при мне будете трусить, то я брошусь не на медведя, а на вас!
Пошли они туда, где остался Юлдыбай с медведем. Прошли через малинник. Тихо подошли к огромному старому одинокому вязу.
Они услышали слабый, невнятный стон и тяжёлые вздохи.
Под большим деревом лежал издыхающий медведь. В груди у него торчал глубоко всаженный кинжал. Около медведя лежал окровавленный Юлдыбай. Он был без памяти.
Втроём содрали они шкуру с медведя и завернули в неё ослабевшего Юлдыбая; раны ему смазали медвежьим салом и на руках понесли его домой.
Вскоре Юлдыбай выздоровел. С тех пор в ауле его стали звать батыром, а двух его товарищей — трусами.

«Сарбай»

Были когда-то дряхлые старик со старухой. За всю долгую жизнь детей у них не было. Была у них одна лишь собака, по кличке Сарбай. Сарбай был красивый пёс, и старики очень любили его. Но вот у старика со старухой родился ребёнок.
После этого жизнь Сарбая стала уже другой: хозяева не обращали на него внимания, редко кормили, и он стал худеть.
Однажды побежал Сарбай в лес и встретил там своего старого знакомого, волка.
- Друг Сарбай! Что с тобой? - удивился волк. - Что ты такой печальный?
- Раньше единственной радостью хозяев был я, - ответил Сарбай и пригорюнился. - А теперь родился у них ребенок, и я уже не в почёте. Тяжело мне стало жить.
- Не горюй, Сарбай, - сказал волк. - Как только наступит лето и хозяева твои пойдут жать хлеб, я утащу у них ребёнка. Тогда они опять станут любить тебя, как раньше.
Задумался Сарбай, но стал ждать наступления лета.
Вот оно и пришло. Стало жарко. Когда поспели хлеба, началась жатва, старик со старухой взяли с собой в поле ребёнка и стали жать хлеб. Ребёнок спал в арбе, а Сарбай лежал возле.
Вдруг подкрался к арбе волк и унёс ребёнка. Ребёнок жалобно заплакал, и Сарбаю стало жалко его, и он с неистовым лаем бросился в погоню за волком.
Старик со старухой работали далеко, но услышали лай Сарбая, подбежали к арбе и увидели, что ребёнка нет.
С горя начали они громко плакать. А тем временем Сарбай догнал волка и отнял у него ребёнка.
Сарбай принёс ребёнка старикам. Они очень обрадовались. В награду за спасение ребёнка стали они кормить Сарбая лучше прежнего, и зажил он припеваючи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Башкирская народная сказка "Медведь и пчелы"

Эта башкирская народная сказка очень интересная для инсценировки и драматизации. ...

Конспект ООД по чтению и обыгрыванию башкирской народной сказки «Медведь и пчелы»

Цель:1. Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине, родному краю.2. Активизировать словарь детей: юрта, улей, бортевой домик, пчелиный мед.3. Развивать творческ...

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Тема: Башкирская народная сказка «Ленивый сын»

Программное содержание:1. Познакомить детей с башкирской народной сказкой.2.Учить детей видеть поучительный смысл сказки3. Формировать представление о башкирах.4.Развивать познавательный интерес, любо...

Конспект занятия на тему: «Путешествие по башкирским народным сказкам»

Чтение детям башкирских сказок: «Лиса-плотник», «Медведь и пчёлы», «Лиса – сирота», «Лесная девочка», «Гюльгизар», «Заяц у медве...

Картотека «Путешествие по башкирским народным сказкам» для детей

Цель: формирование эмоционального отношения к башкирским наролным сказкам. Задачи:Обучающие: Учить узнавать детей знакомые  башкирские народные сказки, героев сказок с помощью загадок.Формировать...

Сборник "Башкирские народные сказки"

Сборник "Башкирские народные сказки"...