конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "Вышиваю я узоры"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Акользина Марина Васильевна

для подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 5

муниципального образования Усть – Лабинский район

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы

на тему «Вышиваю я узоры»

Составила:

Воспитатель МБДОУ ЦРР № 5

Акользина Марина Васильевна

г. Усть – Лабинск

Конспект образовательной деятельности по аппликации для детей подготовительной к школе группы на тему: «Вышиваю я узоры»

Цели и задачи:  Продолжать углублять знания детей о кубанской одежде, названии, разных её частях. Развивать интерес у детей к национальным костюмам, кубанскому орнаменту. Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.

Материалы: Куклы в  национальных  костюмах: казак и казачка; вышитые изделия – крестом и гладью –  для выставки  (рушники, скатерти); журналы с иллюстрациями вышитых изделий, детские казачьи костюмы, пяльцы, набор игл, напёрсток, ножницы, нитки мулине, клей, карточки с образцами орнаментов, листы бумаги в клеточку на каждого ребёнка, квадратики  цветной бумаги  чёрного, красного, жёлтого цветов размером 7х7 мм, подборка кубанских  казачьих песен на CD диске.

Интеграция образовательных областей  «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье»,  «Художественное творчество».

Задачи:

· Воспитывать любовь к народному творчеству,  эстетическое отношение к народному прикладному искусству;

· Познакомить детей с вышивкой. Учить различать вышивку, выполненную крестом и гладью;

· Развивать мышление, учить делать умозаключение;

· Способствовать развитию связной речи;

· Учить детей составлять орнамент на бумаге для вышивки крестом;

· Развивать мелкую моторику.

Обогащение словаря: Экскурсовод, наперсток, пяльцы, гладь, крест, рушник, мулине, стежок, вышивальщица.

Предварительная работа:

· Рассматривание готовых вышитых изделий (салфетки, сорочки, рушники, скатерти и т. д.).

· Посещение краеведческого музея – выставки « Вышивка Кубанских мастериц».

· Беседы с детьми на тему « Чья мама или бабушка умеет вышивать?».

· Совместно с родителями сбор вышитых изделий для выставки.


Ход занятия:

        
Звучит фонограмма народной мелодии «Камаринская».  

Воспитатель:  Ребята, сегодня  я  хочу пригласить вас в музей. Я буду экскурсоводом. Для чего нужны экскурсоводы?

Дети: Чтобы показывать экспонаты в музее и рассказывать о них

Воспитатель: В нашем музее сегодня выставка вышивки. Посмотрите на изделия. Какие предметы вы видите?

Дети: Рушники, скатерти, косоворотку, сарафан, передник.

Воспитатель: Чем украшены изделия?

Дети: Вышивкой.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего рукодельницы украшали вышивкой одежду и предметы быта?

Дети: Чтобы придать одежде праздничный вид. Для создания хорошего настроения в доме, рушники украшали вышивкой. Красивая одежда поднимала престиж, подчёркивала достаток, отличала от иногородних. У незамужних девушек и молодых женщин до 35 лет рукава рубах богато украшались растительным  и геометрическим орнаментом.

Дидактическая игра «Чей костюм?»

Воспитатель: Я предлагаю немного поиграть. Перед вами разложены фрагменты народных костюмов. Вам необходимо подобрать к каждому фрагменту картинку с костюмом, и назвать, чей это костюм.

Воспитатель:  Вышивание – это украшение ткани цветным орнаментом. Женщины обычно занимались вышивкой вечерами, после работы в поле, пели песни. В узорах вышивки они передавали свое настроение. Орнамент вышивки складывается из стежков. Стежки – основные элементы всякой вышивки. Только опытная вышивальщица  может освоить все существующие в данном  ремесле  разновидности  швов. А как вы думаете, что нужно вышивальщице для работы? (Показ на выставке)

Дети: Нитки, иголки, ножницы.

         Воспитатель: Верно! Вышивальщицы имеют небольшой набор инструментов: иглы, напёрсток, ножницы, пяльцы  и, конечно же, им нужны материал и нитки для вышивания. Очень сложная и кропотливая работа – вышивать. Для того чтобы на ткани появился красивый узор, нужно научиться некоторым премудростям. Прежде всего, необходимо выбрать правильно иглу. А подбирается она в зависимости от ткани, на которой будет проводиться вышивка, от толщины ниток. Как вы думаете, какая игла понадобится мастерице, если ткань будет лёгкая шёлковая, а ниточка тоненькая?

Дети: Тонкая иголочка.

Воспитатель: Также вышивальщице нужен напёрсток, который бережёт её пальцы. Он  необходим, если она вышивает на плотном материале. Место напёрстка – средний палец правой руки. Для натяжки ткани рукодельницы используют  круглые пяльца (Показ). Вышивать становится намного легче, и вышивка получается более аккуратная. Для вышивания лучше всего подходят нитки мулине (Показ).  Если ткань плотная, толстая, то вполне подойдёт шерстяная нить. Посмотрите внимательно на изделия и скажите, какие цвета используют в кубанской вышивке?

Дети: чёрный, красный, желтый.

Воспитатель: Правильно. Каждый цвет имеет своё значение. Белый – зарождение жизни, чёрный – цвет кубанского чернозёма, красный – цвет любви и жизни. На этом наша экскурсия в музей заканчивается.

Дидактическая игра «Рушничок»

Воспитатель: Ребята, перед вами конверты, в которых лежат разрезанные картинки рушников с разными орнаментами. Вам нужно разделиться на группы по числу конвертов и собрать все рушники.

Работа детей в группах.

Воспитатель: Давайте, немного отдохнём.

Динамическая пауза «Ты давай-ка, не ленись!»

Ты давай-ка, не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи.

 (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.

(Повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени.

(По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.

Воспитатель: Скажите, а вы бы хотели научиться вышивать?

Дети: Да, конечно.

Воспитатель: Тогда  я приглашаю всех в мастерскую. Посмотрите, что вы видите на столах?

Дети: Листы бумаги в клеточку, квадратики черного и красного цветов.

Воспитатель: А с чем можно сравнить листы бумаги в клеточку?

Дети: Они похожи на канву.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужны квадратики?

Дети: Из них можно выложить узор.

Воспитатель: Я  предлагаю  вам выполнить один из предложенных орнаментов, которые вы видите на карточках (карточки с разными орнаментами),  или придумать  свой  узор  для  вышивки  крестом. Чтобы работы получились  аккуратные, надо сначала  задуманный  узор выложить на рушнике, а затем  поочерёдно наклеивать каждую деталь, промазывая её на клеёнке клеем и промакивая  излишки  салфеткой.

Самостоятельная работа детей.  Прослушивание кубанских песен.

Воспитатель: Давайте посмотрим, у кого какой узор получился? Чьи узоры вам понравились? Чем понравились? Понравилось ли вам занятие? Какие трудности у вас возникали в ходе занятия? Молодцы, ребята! Потрудились вы на славу! А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и поплясать под народную мелодию.

Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (Аппликация)" Башкирские узоры"

Конспект проведения  ООД по художественно-эстетическому развитию (Аппликация)" Башкирские узоры"...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Подсолнушки» на тему: «Морозные узоры на окнах»

Цель:  создание условий для представления у детей понятия «морозные узоры» и «кружевоплетение», основываясь на  зимнее явление природы «морозные узоры» и ...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в компенсирующей группе «Затейники» на тему: «Морозные узоры на окнах»

Конспект  занятия по художественно-эстетическому развитию в компенсирующей группе «Затейники» на тему:            «Морозны...

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в младшей группе. Тема:«Узоры на платье»

Конспект составлен для проведения открытого занятия  в младшей группе....