конспект занятия по познавательному развитию "Кубанские народные ремесла"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Акользина Марина Васильевна

для подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4.docx73.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 5

муниципального образования Усть – Лабинский район

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы на тему «Кубанские народные ремёсла.

Особенности быта и культуры»

Составила:

Воспитатель МБДОУ ЦРР № 5

Акользина Марина Васильевна

г. Усть – Лабинск

2021 г.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: «Кубанские народные ремесла. Особенности быта и культуры»

Цель: дать первоначальное представление о многообразии народных             ремесел родного края; познакомить с  терминами «промыслы» и «ремесла» на Кубани, с историей их возникновения, воспитывать  уважение к людям труда. Прививать гордость за свою малую Родину, ответственность за её будущее.

Оборудование и материалы: иллюстрации: посуда, сельскохозяйственный инвентарь, выставка вышитых изделий, презентация «Кубанские народные ремёсла».

Ход занятия:


Дети слушают  фонограмму русской народной  песни  «Во кузнице»  (отрывок).  В кубанском уголке расставлены предметы народных промыслов, иллюстрации.


Воспитатель: Ребята,  какую музыку мы сейчас слушали?

Дети: Русскую народную.

Воспитатель: А какие предметы вы видите в нашем кубанском уголке?

Дети: Иллюстрации с посудой, казак и казачка, хата.

Воспитатель:  А где ещё вы видели такую посуду?

Дети: В нашем краеведческом музее, когда ходили на экскурсию.

Воспитатель: А сейчас мы пользуемся такой посудой?

Дети: У нас на кухне такой посуды нет, мы ей не пользуемся. 

Воспитатель: Правильно. Но в прошлом наши предки не могли без этих вещей обходиться и поэтому изготавливали их своими руками. На картинках вы тоже могли увидеть предметы народных ремёсел. Народные промыслы и ремесла –  важная часть народной культуры. Скажите, а что такое ремесло?

Дети: труд; то, чем занят человек.

Воспитатель: Издавна кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. А кто мне подскажет, как назывались на Кубани эти мастера?

Дети: ремесленники.

Рассказ с презентацией

Воспитатель:  При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только,  о  её назначении, но и о красоте. Из простых природных материалов:  дерева, камня глины, металла – создавались произведения искусства. Сегодня мы  с вами отправимся в путешествие в далекое прошлое нашего края. Какие ремёсла вам знакомы?

Дети: Резчики по дереву, кузнецы и т.д.

Воспитатель:  Верно. Кузнечное ремесло было одним из самых любимых и уважаемых ремесел среди казаков (слайд 2).Что ковали кузнецы? (слайды 3 – 5)

Дети:   Кузнецы ковали  орудия труда, оружие, а ещё красивые решетки, крылечки,  делали подковы лошадям. 

Воспитатель:  Из какого материала выполняли  изделия кузнецы? 

Дети: Из металла.

Воспитатель:  А в современной жизни мы встречаем кованые изделия?

Дети: Да, перила на лестницах, заборы, спинки на лавочках, решетки в парках. 

Воспитатель:  Да, конечно. Металл – это  очень прочный и крепкий материал, поэтому делать такие изделия нелегко. Этому надо долго учиться, быть сильным, выносливым  и любить свою работу.  А теперь представьте, что вы тоже немного научились  кузнечному ремеслу.  Вставайте, давайте  поиграем в игру «Кузнецы».

Подвижная игра «Кузнецы».

Дети, стоя в кругу, говорят считалку:

«Конь ретивый, долгогривый
Скачет полем, скачет нивой.
Кто того коня поймает,
С нами в салочки играет».


По считалке выбирается «кузнец». Остальные  – «жеребцы».  Они подходят к «кузнецу» и говорят:


«Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять».

«Кузнец» отвечает:
«Отчего не подковать?
Вот – гвоздь, вот – подкова.
Раз-два  – и готово!»


«Жеребцы» на слове «готово» убегают, а «кузнец» их ловит.

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы кто такой гончар? (слайд 6)

Дети: Тот, кто делает посуду.

Воспитатель: Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Оно  особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости  залегала хорошая, вязкая глина. А что же делали из глины?  (слайд 7, 8)

Дети: Из глины делали посуду, детские игрушки, кирпич, черепицу для крыш.

Воспитатель:  Правильно, ребята, гончарное ремесло было очень распространенным. Гончаров на Кубани называли горшечниками.  Посмотрите, и назовите,  какие предметы посуды делали гончары (слайды 9 – 12)

Дети: Макитры, кувшины, глэчики и т.д.

Воспитатель: А можете назвать какая посуда для чего предназначалась?

Дети: В чугунке варили картошку, кашу, щи. В кувшин набирали и пили из него воду. В глэчике держали сметану, варенье, молоко.
В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.
(если дети затрудняются, рассказываю сама)

Воспитатель: Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Если посуда «дышит», сохраняет воду прохладной,  даже в сильную жару, значит мастер – настоящий умелец. Славились гончарным мастерством станицы: Пашковская,  Губская,  Надёжная.

Воспитатель: Ещё казаки занимались лозоплетением (слайд 13). Оно является одним из древнейших народных ремёсел.  В быту казаки часто использовали плетеные изделия. А из какого материала плели  изделия и как они назывались? (слайды 14 – 16)

Дети:  Плели из камыша, ивы, талаша. Мастерили столы, стулья. Делали корзины, лукошки, кузова. Изготавливали плетень.

Воспитатель: А в наше время можно встретить плетёные изделия?

Дети:  До сих пор плетеные изделия очень популярны, потому что красивы и удобны. В магазинах и на рынках можно найти и купить  мебель, хлебницы, корзины, этажерки, шкатулки, настенные панно. (слайды 17, 18)

Воспитатель: 

Динамическая пауза

Ну – ка, встаньте, улыбнитесь.

Выше, выше потянитесь.

Ну – ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо наклонитесь,

Пола ручками коснитесь.

Сели – встали, сели – встали,

И на месте поскакали.

Гимнастика для глаз

Дети выполняют гимнастику по предложенным карточкам.

http://vizulon.ru/bitrix/templates/main/images/gimnastika_glaz.jpg

Воспитатель: А теперь посмотрите, что тут у меня. (Достаю из шкатулки (или корзинки)  рушники, скатёрку, показываю детям). Ребята, мы с вами уже много говорила о том, как жили в старину у нас на Кубани, как  отдыхали, как трудились. Скажите, а чем зимой занимались кубанские женщины? (слайд 19)

Дети: Они вышивали, вязали, шили.

Воспитатель: Искусство ткачества и вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье женщина должна была владеть различными видами рукоделия. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Уже с 7 – 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению, вышиванию.

Воспитатель(Показываю скатерть, рушник, фартук с вышивкой (слайды 19 – 21).  Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть (слайд  23). В старину её называли настольник. Как вы думаете, почему она получила такое название?

Дети: Потому что её клали на стол.

Воспитатель: А как на Кубани называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).(или слайды 24 – 25)

Дети: Рушник.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на рушниках рукодельниц?

Дети: Птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой.

Воспитатель: Какие цвета они использовали?

Дети: Красный и черный.

Воспитатель: Вышитыми рушниками  украшали хату. А самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона (слайд 26). А ещё с наступлением весны  девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд.  Женщины же пекли «жаворонков»  или «пташек», которых раздавали детям (слайд 27). Дети ели эти угощения, радовались приходу весны, играли в игры.

Воспитатель: Давайте сейчас с вами поиграем.

Подвижная игра «Кружева».


Играющие выбирают двух водящих. Один – «челнок», другой  – «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач»  – у второй. «Челнок»  по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если  «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.


          Воспитатель: Также на Кубани занимались обработкой кожи и дерева. (слайд 28). Что делали из дерева? (слайды 29 – 31)

Дети: Бочки, посуду, игрушки, сундуки, мебель

Воспитатель: Что делали из кожи? (слайды 32, 33)

Дети: обувь, сёдла, пояса.

ВоспитательНародные ремесла важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины – создавались истинные произведения искусства. А теперь я предлагаю немного поиграть.

Дидактическая  игра «Угадай ремесло»

Воспитатель: Перед вами картинки с изображением разных предметов быта. Предлагаю вам разделиться на команды и  найти предметы, которые делали гончары, кузнецы, резчики по дереву.

Воспитатель: С какими ремеслами вы познакомились?

- Кто такие гончары?

- Какую продукцию они изготавливали?

- Что плели из лозы, соломы, листьев початков кукурузы?

- Кто такие кузнецы? Что они изготавливали? 

Воспитатель: Ребята, мы узнали много нового и интересного о том, как жили люди в старину, чем занимались. Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять такой же интерес к истории своего народа. Потому что без  корней нет и ветвей, а без истории нет и будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) средняя группа «Русские обычаи, традиции и народное творчество»

Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.Познакомить с историей игрушки формировать интерес и бережное отношение к ней.Расширять кругозор детей, развивать...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель;-дать понятие детям «декоративно-прикладное искусство»;-развивать наблюдательность, умение видеть отлич...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

конспект занятия "Славься Оренбургская земля казачьими ремеслами"

В условиях благоприятного развития нашей области, изучение истории и культуры Оренбургского казачества является важной составляющей воспитания и образования дошкольников: именно на здоровых и крепких ...

Конспект занятия по познавательному развитию: "Народная игрушка - свистулька". Старший дошкольный возраст.

В группу внесли неизвестный предмет - старинный портфель.В нём находились коробочки, шкатулка,конверты. А главное - всё было пронумеровано. открывая цифру за цифрой, ребята узнали о народной игрушке -...

Сценарий занятия по патриотическому воспитанию «Народные ремесла Оренбуржья»

Сценарий занятия по патриотическому воспитанию «Народные ремесла Оренбуржья» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет...

Конспект занятия по познавательной деятельности для детей средней группы «Все ремесла хороши»

Цель: Знакомство с народными ремеслами и развитие познавательного интереса к русским народным обычаям и традициям....