Наша малая Родина
план-конспект занятия (подготовительная группа)

региональный компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_malaya_rodina.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности

для детей подготовительной к школе группы

«Наша малая Родина»

             

Программные задачи:

1.Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани - вышивкой, кубанской росписью, с фольклором и играми казаков Кубани. Учить самостоятельно, подбирать цвета для росписи «рушника», передавать в рисунке характерные особенности  - грозди калины, рябины, смородины.

Коррекционные задачи:

Развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику, способствовать развитию речи.

Предварительная работа: Экскурсия в краеведческий музей им.В.Самсонова, чтение художественных произведений о Родине, крае, городе, беседы. Рассматривание фотоальбомов «Моя Кубань», «Мой город». Разучивание песен, стихов, пословиц и поговорок о Родине, крае, изготовление поделок. Прослушивание аудио и просмотр видеозаписей Кубанского казачьего хора. Ознакомление с кубанскими обрядами, праздниками.

Оборудование: Старинные вышивки (рушники, салфетки, дорожки и др.) Аудиозапись песен Кубанского казачьего хора. Цветные краски – гуашь, кисточки, фломастеры,  «рушники», салфетки, кубанка.  

Методы  и приемы:  беседа, показ, дид.игра, сюрпризный момент.

ХОД.

– Ребята, мы живем в самой прекрасной стране, это наша большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна?

Дети – Россия.

– А мы живущие в России люди? ( Россияне).

 -  Россия – озера и реки,    родные леса и поля –  все то, что любимо навеки,  Знакомая с детства земля! Ребенок –   вот она Россия – наша страна.  Очень и очень большая она,  Россия – Родина, наш дом,  где вместе с вами мы живем. Есть у человека еще одна Родина – это место где он родился, где его дом, семья и друзья. Это -  малая Родина. А как называется наша малая Родина? Дети – Кубань, Краснодарский край.

– А как называется город, в котором мы  живем?  (г.Ейск).

– (Ответы детей) Наш город, наш край – это наша малая Родина

Под окном смородина,  вишни расцвели.     Яблоня кудрявая,  а под ней скамья    ласковая, милая     Родина моя.

– А какая она, наша Кубань?

– Ответы детей: красивая, большая, родная, хлеборобная, любимая, гостеприимная, богатая…

– Могучие горы, степные просторы, Азовского моря берега… Леса и поляны, сады и лиманы –   все это родная Кубань. Вы уже много знаете о том, как в старину у нас на Кубани жили люди, об их  быте, праздниках, обычаях. Скажите, а чем занимались зимой люди?

Ответы детей: – Вышивали, шили, мастерили…

– Верно. Вечерами люди занимались рукоделием, украшением своих домов – ткали, пряли, вышивали, мастерили поделки, игрушки. Все дружно трудились, а потом веселились. И сейчас я приглашаю вас в нашу «мазанку» поработать, поиграть. Хотите? Тогда милости прошу.

(Дети и воспитатель проходят из группы в мини-музей ДОУ).

Воспитатель – Проходите, проходите, милости прошу в избу. Посмотрите, сколько красивых вещей тут у меня. Их сделали своими руками взрослые с большой любовью. Вот так они украшали свои жилища. А вам нравится? Что вам понравилось? (Ответы детей – скатерти, посуда, самовар...) - А давайте рассмотрим вот эту скатерть на столе. Она очень красивая, украшена ажурным кружевом. А вы знаете, как называли скатерть в старину?

Дети: Настольник, так как ее клали на стол.

 - А как называли полотенца? Дети – Рушники.

– Правильно, давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках, какие узоры подбирали. Что вышивали мастерицы?  Где они находили рисунки для своих узоров? (Ответы детей – в природе, в полях, лугах, лесах, всё что видели вокруг…)

 - Верно, узоры для своих вышивок рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, ягоды, птицы и животные. А какие цвета использовали кубанские мастерицы, чтобы рушник? Дети – Черный, красный.

Воспитатель: А знаете, что означает вышивка, где изображен красный цветок с корнями и бутонами? Это символ крепкой семьи: корни – это бабушка и дедушка, цветы – это родители, а бутоны – это дети. В крепкой семье уважают стариков и любят детей. - Рушники  имели еще и специальное предназначение, ими казачки  украшали свои дома. Самый красивый вешали в красный угол, т.е. в красивый, видный угол и где обычно висела икона. А еще, с наступления весны, девушки с рушниками выходили на улицу  весну встречать, красну завлекать. А старшие женщины пекли «жаворонков» и раздавали их детям. - Хотите стать мастерами и попробовать «вышить» рушники? Согласны, тогда вы будете «вышивать» детские рушники. Проходите к столам, занимайте места и приступайте к работе. Дети садятся за столы, начинают рисовать – прорисовывая веточки фломастером, а ягодки кисточкой - тычком. Звучит народная песня в аудиозаписи. Воспитатель – Ай, да молодцы! Вижу, что у вас получаются красивые рушники, хоть на ярмарку отправляй. Хорошо потрудились, пора и отдохнуть, в игру веселую поиграть.     

Кубанская народная игра  «КОНИКИ».

Игра проводится как эстафета. Выбирают двух – трёх наездников, по свистку атамана, они скачут к плетню, где висит шапка-кубанка. Побеждает тот, кто первым возьмёт кубанку.

– Ай, да казачата и трудиться любят, и играть умеют. А давайте сейчас вспомним с вами кубанские пословицы, я начну, а вы продолжайте.

  - Терпи казак – атаманом будешь.

 - Тот не казак, кто боится собак

 - Хлеб да вода – казацкая еда.

 - Где казак, там и слава.

- Ребята, как вы думаете, почему про человека, который любит встречать гостей, говорят, «хлебосольный»? Из каких слов оно состоит? (Ответы детей – хлеб и соль)

 - Правильно, любили на Кубани гостей встречать и одаривали их хлебом-солью на красивом рушнике. Давайте в память об этой  встречи  мы подарим  каравай нашим гостям. В нашей печи  уже поспел каравай, быстрее его вынимай. Воспитатель выносит каравай: - Вот он хлебушко душистый,  с хрустом, с корочкой витой,  Вот он теплый, золотистый, словно солнцем залитой.  В нем здоровье, наша сила, в нем чудесное тепло.  В нем земли родимой соки, солнца свет Кубанский в нем. Подведение итогов:

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

- Что особенно вам понравилось?

Воспитатель  и дети дарят гостям рушники и каравай.

Источники:  

Гангур Н.А. «Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани». Краснодар, 2009.  

Иванова Т.В. « Система работы по воспитанию чувства патриотизма». Волгоград, 2008.

Утробина К.К. Утробин Г.Ф «Увлекательное рисование методом тычка с детьми дошкольниками». Москва, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наша малая родина -Кубань"

                       На современном этапе развития нашего общества остро встал вопрос о нравственно- патриотическом воспитани...

«Мой город – наша малая Родина»

Цель программы – формирование потребности изучать обычаи и историю своего народа, развивать интерес к предмету....

конспект занятия "Лебедянь- наша малая Родина"

Пробудить в детях чувстао любви к своему городу и уважения к его традидициям и обычаям....

Лебедянь - наша малая Родина

 Выяснить влияние знаний о родном городе на становление и развитие самопознания, самооценки у дошкольников. Разработать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательну...

Проект "Воскресенск-наша малая Родина"

практико - ориентированный проект по курсу ознакомление детей с родным городом...

НОД по познавательному развитию на тему "По тропам нашей малой родины - республики Башкортостан"

Интеграция областей: социализация, коммуникация, познание, здоровье, чтение художественной литературы.Интегративные цели: дать понятие, что такое малая родина; познакомить с её богатствами, особенност...

Проект "Наша малая Родина"

Познавательный проект для детей старшего возраста....