народный праздник «Кузьминки»
план-конспект занятия

Цель: Закрепить знания  детей о народном празднике «Кузьминки», традициях его празднования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzminki.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Закрепить знания детей о народном празднике «Кузьминки», традициях его празднования.

Образовательные:

- закрепить представления детей о старинном, обрядовом празднике «Кузьминки», о традициях, связанных с этим праздником;

- формировать знания малых фольклорных жанров: пословиц и поговорок, хороводных игр;

- закрепить знания детей о ремесле на Руси

Развивающие:

- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми;

- развивать внимание, память;

- развивать устную связную речь, активизировать словарь детей;

- развитие познавательного интереса к народной культуре;

Воспитательные:

- формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость;

- прививать уважение к традициям русского народа;

- учить, внимательно, слушать педагога и ответы других детей, не перебивая товарища.

Предварительная работа:

- рассказ и беседа о народном празднике Кузьминки и его традициях;

- просмотр иллюстраций и презентаций о празднике братьях - кузнецах

-знакомство и заучивание наизусть малых форм русского фольклора.

- знакомство с ремеслами на Руси

-наблюдение за изменениями в природе с приходом ноября.

-слушание русской народной песни «Во кузнице».

-знакомство с русскими народными играми «Кузнец», «Дударь», «Курочка - рябушечка».

- знакомство с ремеслами на Руси

Оборудование: русский народный костюм, сундучок, тряпичная кукла Кузьма и Демьян, ноутбук с записью фонограммы музыкальных произведений, корзинка с подковами, самовар, демонстрационный материал, продукты труда ремесленников, угощенье.

Ход

Звучит русская народная песня и воспитатель выходит в русском народном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, мои пригожие!

Дети: Здравствуй, Марьюшка. (отдают низкий поклон)

Воспитатель: Ребятушки, сегодня, я, как и обещала, приглашаю вас на настоящие посиделки.

Но сначала вам нужно отгадать загадку, которую я для вас приготовила, а отгадка находится в моем волшебном сундучке. Ну что загадывать?

Загадка:

В сундучке - то не спроста,

Два братишки-молодца.

Жили в Азии когда-то

Кузнецы- два добрых брата

Хоть и были небогаты,
Но с людей не брали платы.

Дети: Кузьма и Демьян

Воспитатель: Ребятушки, слова заветные помните, давайте все вместе хором попросим сундучок открыться.

ДЕТИ: «Сундучок мой сундучок

Приоткрой нам свой бочок»

Звучит музыка, воспитатель открывает сундучок.

Воспитатель: Правильно, это обрядовая кукла Кузьма и Демьян. А на какой народный праздник наши предки делали такую куклу?

Дети: На Кузьминки.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь добро пожаловать на кузьминские посиделки. Сядем с вами рядком, да поговорим ладком. (садятся на стулья).

Воспитатель: А скажите мне, девицы-красавицы, да красны молодцы, в каком месяце на Руси праздновали Кузьминки.

Дети: На Руси праздник отмечался после окончания уборочных работ в поле и огороде.

В ноябре.

Воспитатель: А как ноябрь звали в народе? Как величали?

Дети: Грудень, потому, что всюду лежит грудами замерзшая земля.

А еще его называли Ледень. Ноябрь самый студёный месяц осени. Начинаются заморозки, ледовые кузнецы сковывают воду.

Воспитатель: Правильно. Обычно в эту пору небольшие морозы:

- Демьянов путь – не путь, а только перепутье!

Это означает, что праздник Кузьмы и Демьяна проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили, что «Кузьминки – по осени поминки».

Предлагаю вам сыграть в игру «НАЧНИ – ЗАКОНЧИ».

Я начинают пословицы, а вы заканчиваете.

Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде.

Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы .

Не заковать реку зиме без Кузьмы и Демьяна кузнеца.

Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются.

Воспитатель: Ой, вы мои хорошие пословицы мне подарили. Я их в свой сундучок положу.

Немало народных примет было связано с этим днем. Какие приметы вы знаете?

Дети: «На Кузьмин день тепло, то и зима теплая».

«Если на Кузьму и Демьяна листья остались на деревьях, то будет суровая зима и неурожайный год».

Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.

Воспитатель: Молодцы, ребятки. А в честь кого же был назван этот праздник?

Дети: А назван он в честь братьев Кузьмы и Демьяна.

Они ходили по деревням и всем помогали. Ведь в деревне все делается своими руками: и печь, и стол, и ложки и плошки.

Они были добрыми и денег за свою помощь не брали, делали просто так от души и поэтому их называли бессеребрянники.

Воспитатель: На Руси Кузьма и Демьян почитаются как покровители ремесленных дел.

А вы знаете, какие ремесла были на Руси?

А я сейчас проверю. Послушайте внимательно и назовите ремесло.

Сколочу вам лавку, стол,

Да еще скамейку.

Не охотник, не маляр

Ремесло мое - (столяр)

Могу лошадь подковать,

Цепь железную сковать

Смастерить меч – кладенец,

Ремесло мое - (кузнец)

Изготовлю вам из глины:

Миску, крынку и горшок.

У меня отличный дар,

Ремесло мое – (гончар)

Постучу я топором

Выстрою из бревен дом

По дереву работник

Ремесло мое – (плотник)

(детям, отгадавшим загадки, дать картинки с изображением заданного ремесленника)

А теперь, кто хочет стать кузнецами, встаньте за…(ребенком с картинкой кузнеца) и т.д. А теперь попрошу вас подойти к столу, где находится, то что сделали вы (на столах лежат продукты труда ремесленников, дети подходят к столу с продуктами труда, в соответствии со своей картинкой. Воспитатель задает вопросы: о ремесленнике, о том что он изготовил).

А сейчас, я покажу картинки с орудиями труда, если вы этим пользовались, то поднимайте руку.

Молодцы, справились с заданием. (дети садятся на места)

Воспитатель: Кузьма и Демьян были покровителями не только мужского ремесла, но и женского рукоделия. Скажите, а каким рукоделием на Руси занимались женщины?

Дети: пряли пряжу, ткали полотно, шили одежду, вышивали на одежде узоры, лепили и раскрашивали игрушки.

На Кузьму-Демьяна женщины принимались зимнюю пряжу прясть, обращались к святым, просили помочь, чтобы не отставать в работе от тех, кто начал её раньше. «Батюшка, Кузьма – Демьян, сравняй меня позднюю с ранними» говорили они.

Воспитатель: В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровители свадеб, они куют свадебку, свадебку крепкую, да долговечную, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире и воспитывать своих детушек. На кузьминские посиделки молодые парни приходили на девушек посмотреть, да подругу себе выбрать. А у нас девицы – на все руки мастерицы.
И прясть, и вязать, и плясать умеют.

Собирайся народ!

Шире, шире хоровод!

Будем прялицу плясать,

Самых лучших выбирать.

Пляска «Прялица»

Воспитатель: А чем еще прославились братья?

Дети: А еще Кузьма и Демьян были знаменитыми врачами. Братья ходили по городам, деревням и лечили людей.

Воспитатель: От хворей всяческих народ
Словом могли исцелять.

А вам я предлагаю

В «Дударя» сыграть!

хороводная игра «Дударь».

В центре круга водящий – Дударь.

Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)

Старый, старый старичище,

Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)

Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)

Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)

Станешь ты пригожим:

Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)

И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)

Дударь, дударь, что болит?

- Голова!

Дети держатся за голову соседа и продолжают хоровод. И так далее пока Дударь не скажет «Здоров». (Дети остаются стоять в кругу)

Воспитатель: Что еще вы знаете про Кузьму и Демьяна.

Дети: Братья старательно учились кузнечному ремеслу и стали умелыми кузнецами, и в народе их стали считать покровителями кузнечного дела, поэтому кузнецы считают Кузьминки своим праздником.

Воспитатель: Ну, а где же удалец? Разумелый наш кузнец?

Идет кузнец из кузницы.

Несет молот да щипцы.

Раз два три кузнецом будешь ты.

Дети:

(Дети стоят в кругу, кузнец становится в центр круга. Дети идут к кузнецу, говоря слова и делая шаг на каждое слово)

Эй, кузнец, молодец!

Расковался жеребец.

Ты подкуй его опять

Кузнец: (Отвечает)

А чего не подковать (Хлопок, руки развел в стороны),

Вот гвоздь (Левая рука вперед, ладонью вверх),

Вот подкова (Правая рука вперед, ладонью вверх),

Раз, два и готово! (Два хлопка, руки развел в стороны)

Воспитатель: Ребятки, к этому дню кузнецы изготавливали «обетные работы» это изделия, которые они просто раздаривали в честь Кузьмы и Демьяна всем желающим.

Давайте и мы с вами побудем кузнецами и подарим от чистого сердца нашим гостям подковы, которые мы с вами сделали в прошлый раз.

Звучит музыка «Во кузнице»

(Дарят и садятся на стульчики)

Воспитатель: А как еще в народе называли праздник Кузьминки?

Дети: В деревнях называли этот день еще и куриным праздником. ИРИНА

Воспитатель: В простом народе Кузьма и Демьян почитались еще и как хранители кур, поэтому обязательно подавали на стол куриные блюда и во время еды строго следили за тем, чтобы косточки не ломались, чтобы будущие куры не были уродливы, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой, веря, что курочки потом не будут болеть. И нам нужно обязательно про курочек спеть.

(Дети становятся в круг, курочка в центр круга).

Дети: Курочка-рябушечка, куда пошла?

Курочка: На речку!

Дети: Курочка-рябушечка, зачем пошла?

Курочка: За водой!

Дети: Курочка-рябушечка, кому вода?

Курочка: Цыпляткам!

Дети: Курочка-рябушечка, цыплятки чьи?

Курочка: Мои! Они пить хотят, на всю улицу кричат!

Куры-куряточки,

Хвостики-лопаточки,

Жито жнут, и гребут,

И в амбар несут,

Петушкам дают.

Петушки не едят,

И все делают вот так!

На последних словах водящий показывает какое-нибудь движение (приседает, подпрыгивает, танцует и т.д.), остальные за ним повторяют. Кто ошибется – выбывает из игры и занимает свое место в зале.

Воспитатель: Вот и погуляли мы на Кузьминках.

Дети (по очереди):

Всем людям добрым

Желаем добра,

Золота и серебра.

Пышных пирогов,

Доброго здоровья,

Маслица коровья!

Воспитатель:Вы ребята, молодцы! Всех вас хвалю и на память о празднике Кузьмы и Демьяна милости прошу за стол отведать мое угощение.

Я иду, иду, иду,
Самовар с собой несу!
Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Чай горячий на столе,
Пирог и варенье!
Приглашаю вас отведать
Мое угощенье!

Звучит народная мелодия, дети садятся вокруг самовара


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс" Познавательная деятельность в ходе подготовки к народному празднику Кузьминки"

Мастер-класс  для педагогов по подготовке детей дошкольного возраста к празднику Кузьминки...

Ознакомление с народной игрушкой. Праздник «Кузьминки»

Ознакомление с народной игрушкой.Праздник «Кузьминки» Программное содержание. Обобщить имеющиеся у детей знания о народной игрушке, о народных промыслах России. Продолжить знакомство с вятской иг...

"Кузьминки - по осени поминки" Сценарий русского народного праздника.

"Кузьминки" - забытый русский народный праздник. Забыты народные традиции, обряды, праздники.Поможем детям и их родителям вспомнить о наших корнях, как жили люди на Руси....

Проект по знакомству детей подготовительной к школе группы с народным праздником День Кузьмы и Демьяна.

Проект реализуется в рамках тематических недель "Осень", "Мой дом, мой поселок, моя республика". В проекте задействованы все специалисты детского сада - музыкальный руководитель, воспитатели, воспитат...

"Народный праздник "Кузьминки""

ООД в старшей группе...

Сценарий народного праздника "Кузьминки - осени поминки"

Посиделки для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей. Главные герои: Ерема, Фома и Петрушка....

Народный праздник "Кузьминки" Мучипова Ирина Николаевна

сценарий мероприятия "Кузьминки" календарно обрядовый праздик встречи зимы для детей 7лет....