Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
статья

Цыба Светлана Леонидовна

Задачей государственной важности становится идея воспитания патриотизма и гражданственности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent_v_sisteme_raboty_pedagoga_dou.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ
Старший воспитатель С.Л.Цыба


        Задачей государственной важности становится идея воспитания патриотизма и гражданственности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ. В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО в содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное и познавательное развитие » введены задачи, дающие возможность реализации национального регионального компонента в рамках
образовательной программы: -усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы.                

      Основными законодательными и нормативно-правовыми документами,
регламентирующими реализацию национального регионального компонента являются:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»;

- Постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493 г. Москва «О Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и
доходчиво сформулировал русский педагог В. А. Сухомлинский «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические
порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания». Вот почему с детского сада необходимо вести работу по формированию у ребенка
чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях природы и истории родного города. И именно поэтому современному педагогу не только необходимо знать все то, что
связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, привить любовь и уважение к народным ценностям своего города.

Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:

- Создание культурно-развивающей среды в ДОУ, а именно центров краеведения, мини -музеев. Так в детском саду функционирует центр по изучению ПДД. В мини – музеях: «По страницам русских народных сказок»,
«Русская изба» разместились предметы старины: коромысло, горшки, печь, керосиновая лампа и т.д. Эти предметы часто встречаются в русских народных сказках. При знакомстве со старинными предметами подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами, например, лучина – свеча- керосиновая лампа – электрическая лампа. Кроме того, указывается зависимость пользования определенными предметами от
социального уровня (крестьяне пользовались лучиной, а богатые люди – свечами). Особое внимание уделяется расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия /горшок, крынка, кувшин/. В мини - музее подвешена зыбка с младенцем-куклой, которому адресуются колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки.
Детям дается представление о традиционном убранстве русской избы.

В группах создается предметно развивающая среда способствующая знакомству детей с родным городом, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к своей малой Родине. Вариативность и содержание регионального компонента напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт, коллекций – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес. Для работы с детьми подбирается художественная литература, сборники стихов, книги и картины, рассказывающие о жизни родного города, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей местной природы.

Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования. В ходе анализа деятельности педагогов было отмечено, что реализация регионального компонента в ДОУ происходит стихийно и без концентрации знаний дошкольников на быте, фольклоре и традициях родного города. Следовательно, была необходима целенаправленная работа по реализации национально-культурной
направленности регионального компонента. Исходя из этого четыре педагога ДОУ пошли курсы повышения квалификации по программе «Реализация регионального компонента в условиях введения ФГОС ДО» и приняли участие в разработке проекта программы «Мой любимый город Канск» на первом этапе. Педагоги ДОУ с разработками занятий на краеведческую тему участвовали в городском Фестивале методических материалов среди
дошкольных образовательных организаций, проводимого в рамках муниципального инициативного сетевого проекта по разработке и внедрению парциальной программы «Мой любимый город Канск», в честь празднования 380-летия г. Канска.

В старших и подготовительных группах началась работа по реализации проекта программы «Мой любимый город Канск». В календарно тематическое планирование введены тематические недели с учетом принципов доступности, системности и последовательности усложнения материала.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным городом входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учѐтом принципа постепенного перехода от более близкого ребѐнку, личностно значимого. Сначала среда существует как семья, в которой растет ребенок, затем его кругозор расширяется до детского сада и улицы, впоследствии – родного города, страны, всего культурного мира

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города происходит тогда, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

При отборе краеведческих сведений для занятий мы придерживаемся следующих правил:

- события истории и культуры города должны быть понятными и доступными возрасту детей;

- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

- предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия»;

- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать «неизвестное в известном, незнакомое в знакомом».

  В этот процесс были включены и дети, и педагоги, и родители. В результате этой работы в детском саду стал складываться опыт по реализации задач краеведческого характера.

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума также направлена на решение задач регионального компонента. Театральные представления в исполнении настоящих артистов помогают детям вместе с актерами перевоплотиться в сказочные персонажи и ощутить присутствие любимых сказочных
героев. В дошкольное учреждение приглашаются сотрудники краеведческого музея с их проектом «Музей в чемодане». В этом учебном году мы приняли передвижную выставку «Традиции ремесла. Предметы крестьянского быта» Канского краеведческого музея.

Сотрудничество с филиалом городской детской библиотеки направлено на расширение кругозора детей о родном городе и приобщение их к участию в различных мероприятиях.

 - Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность.Расширение кругозора детей осуществляется через экскурсии в библиотеку, к памятным местам, походы в Сосновый Бор, общение с интересными людьми. После экскурсий и походов дети самые интересные впечатления отражают в рисунках. Праздник доставляет радость детям и взрослым, дарит мгновения совместного счастья и радости. Культурно - досуговые праздничные традиции детского сада являются наиболее эффективной формой педагогического воздействия: «День Рождения моего города», День матери, День защитника Отечества, Рождество, Масленица, спортивные праздники и развлечения развивают у детей нравственную, познавательную, игровую и этическую культуру, формирует духовный мир и мораль.

Выделение учебного времени на региональный компонент в разных образовательных областях способствует формированию гармонически развитой личности, патриотическому воспитанию, а также бережному отношению к культурным традициям своего региона. И совсем необязательно отводить отдельные занятия на региональный компонент.
Например, во время обычного занятия по ознакомлению с художественной литературой воспитатель может рассказать о людях, которые пишут о городе, а на занятиях по конструированию рассмотреть архитектурные достопримечательности города, на прогулке полюбоваться окружающей природой или сходить в поход в Сосновый бор и понаблюдать за белками и дятлами и поговорить о бережном отношении к природе. Такой подход к использованию регионального компонента позволяет рационально распределять учебное время и не перенагружать детей.

Наиболее значимыми мы считаем следующие методы работы:

 - чтение народных сказок;

- заучивание пословиц, закличек, дразнилок;

-рассматривание иллюстраций, наглядных пособий.

Особое внимание уделяется знакомству детей с климатическими и природными особенностями региона. На занятиях дошкольники узнают о растительном и животном мире канской земли. Закрепляются знания о том, что сосна и ель - вечнозеленые хвойные деревья. Дети учатся по листьям определять породу дерева, у них развивается умение сравнивать, находить признаки различия и сходства. Расширение представлений дошкольников о родном городе, традициях, о культурных и достопримечательных местах эффективно через организованные экскурсии и целевые прогулки. Дети с интересом открывают для себя что-то новое, узнают интересные
исторические факты названий улиц и памятников, обращают внимание на разнообразие жилых домов, старинных зданий. Находят сходство и различия в архитектуре зданий и улиц города, усваивают нормы поведения. У них закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.
Для расширение знаний о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров, о труде и быте крестьян используются следующие приемы:

- путешествие на «Машине времени»;

 - ручной труд «Изготовление кукол»;

- нарисуй портрет мамы, нарисуй свой дом;

 -народные игры, хороводные игры;

 -дидактические игры «Кто кому приходится»

-отгадай загадки и нарисуй их ответ и т.д.

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Мы считаем, что процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, оформляются папки-передвижки. Для родителей провели консультацию по вопросу «Как знакомить ребенка с окружающей
жизнью». Рассказали о том, как говорить с детьми о труде взрослых людей, о своей профессии. Как в доступной форме объяснить, в чем заключается работа мамы, папы и какую пользу она приносит людям. Советовали, какие нужно прочитать детям книги, какие разучить с ними стихи. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду. Занятия по ознакомлению с народными традициями начинаются с семьи, с самого ближайшего окружения. Мы помогаем детям понять, что в семье все заботятся друг о друге, даем представление о родственных отношениях. Дети узнают о воспитании детей
в старину, о взаимосвязи поколений, о генеалогическом древе и т.д.

Мы считаем, что реализация регионального компонента в дошкольном учреждении, построенная в системе будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО:

 -ребенок овладеет установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, овладеет чувством собственного достоинства;

- ребенок сможет различать условную и реальную ситуации, сумеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

 - ребенок овладеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

Из опыта работы детского сада по региональному компоненту Амурской области....

Национально-региональный компонент в системе работы педагогов ДОУ.

Край родной,То солнечный, то вьюжный,Мудростью силен и красотой-Пояс гор Уральских,Древних. Дружных-Оберег Руси моей святой! Н. Пикулева...

"Региональный компонент в системе работы педагога дошкольного учреждения"

В докладе представлен материал из опыта работы по реализации регионального компонента в ДОУ...

Мини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла» и создание мини музея тряпичной куклы «Берегиня», который стартовал первого октя...

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

Наследие Екатерины -это  парк , это дворец , это все Царское село.На прогулках мы люди забываем обо всем окунаемся в мир времени правления Екатерины I и Петра I....

Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ

МУЗЕЙ - это наше наследие, а когда живешь в историческом городе  Санкт-Петербурге и пригороде, то зайти в прошлое  нашего Царского села  познакомить  детей с красотами наша обязанн...