Неделя энергосбережения Проект
проект (старшая, подготовительная группа)

Ерегина Светлана Владимировна

Одной из главных проблем человечества сегодня-это разумное использование энергии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon старшая группа128.5 КБ
Microsoft Office document icon подготовительная группа84.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное

учреждение  г. Калининграда

детский сад №124

Проект

«В стране бережливости»

в рамках недели энергосбережения

Составила: Ерегина С.В.

воспитатель  

старшей группы №7

                           

Калининград 2021г

Проект «В стране бережливости»

в рамках недели энергосбережения

Актуальность проекта:

         Одной из главных проблем человечества сегодня – это проблема разумного использования энергии.

 Энергосбережение приводит не только к экономии денег, но и позволяет заботиться о Планете в целом. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Энергосбережение  – это очень важно, так как нам и нашим потомкам жить на нашей планете Земля!

Только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры ресурсо- и энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они не будут расточительными, станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны.  

     Совместная работа над проектом повысит интерес дошкольников и их родителей к проблеме энергосбережения, расширит имеющиеся у них знания в данной области, а также будет способствовать укреплению детско-родительских отношений в процессе осуществления совместной деятельности.

Цель проекта:

Формирование первоначальных  сведений о рациональном использовании  природных ресурсов, энергосбережения  и элементарных правилах безопасности.

Задачи проекта:

  • Обогащение и систематизация знаний дошкольников об электричестве и способах его выработки.
  • Развитие интереса к проблеме экономии энергоресурсов.
  • Развитие навыков бережливого поведения в отношении энергоресурсов.
  • Развитие у дошкольников интеллектуальных способностей, умения сопоставлять факты, явления, объекты, сравнивать и анализировать их.

Вид проекта: Познавательный; краткосрочный.

Участники проекта: дети старщей группы, родители, воспитатели.

Срок выполнения проекта: с 11.11.21-25.11.21 

Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательская деятельность, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Дети понимают необходимость бережного отношения к природным и энергетическим ресурсам;
  • Дети под руководством взрослого умеют правильно поступать в реальных жизненных ситуациях.

Продукты проекта: интеллектуальная викторина, рисунки детей, ООД по энергосбережению. 

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

1. Определение темы.

2. Определение целей, задач.

3. Изучение методической литературы, подбор художественной литературы, стихотворений для разучивания, подбор наглядно-дидактического материала, подбор материала для опытно-экспериментальной деятельности.

 

2 этап – реализация проекта осуществляется через совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

 

1 день.

1. Беседа - чтение сказки Никифоровой В.И.   "О солнышке и его друзьях" «История электричества».

Цель: Воспитание экологической грамотности, формирование бережного отношения к природным ресурсам, энергосбережения, познавательное развитие.

 2. Словесная игра «История лампочки»

Цель: закреплять представления детей об истории появления электрической лампочки; стимулировать развитие связной речи.

 3. Разучить физкультминутку «Провода»

 Я буду розеткой, а вы проводом. (Дети берутся за руки, выстраиваются в линию, садятся на корточки. На одном конце провода розетка (воспитатель), на другом электроприбор (ребенок). Воспитатель берет за руку крайнего ребенка (пошло электричество по проводу) Дети поочередно встают, создавая волновое движение, когда последний ребенок встает, включается электроприбор. Дети угадывают, какой электроприбор включился. Воспитатель отпускает руку, дети садятся, электроприбор отключается.

 4. Дидактическая игра «Что для чего»

Задачи: уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения; расширять знания детей о простейших способах экономии в быту при пользовании электроприборами посредством вопросно- ответной формы беседы.

 5. Наблюдение ««Где в нашем саду живет электричество» Наблюдение за

   освещением улицы.

 6. Консультация родителям «Берегите энергию»

 

2 день.

1. Беседа на тему:   " Что нас дома греет»

Цели: систематизировать представления детей об источниках тепла в доме; формировать потребность в бережном отношении к теплу; содействовать развитию познавательной практической деятельности творческого мышления, речевой активности; воспитывать бережливость.

 2. Раскраски по теме энергосбережения  Цель: Обучение правильному подбору цветовых сочетаний, развитие и укрепление навыков рисования.

 3. Разучивание стихотворения

Кто любит свою Родину,
В ком патриот живет,
Тот и богатство Родины 
Хранит и бережет.
Кто экономит топливо,
Не жжет напрасно свет,
Тот сбережет энергию
На много ,много лет.
Суровыми законами
Страну нам не спасти,
Стремленье к экономии
Должно в тебе расти.  (Малахов Сергей)

 4. Словесная игра «Замерзли- погреемся»

Дидактические задачи: развивать двигательную и речевую активность детей посредством обучения соотнесения действий со словами стихотворения;

расширять знания детей о строении человеческого тела и способах согревания с помощью физических упражнений.

 5. Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: Учить путем сравнения определять какая фигура лишняя. Развитие внимания, памяти, речи.

Ход игры: Перед детьми раскладываются картинки. Детям нужно убрать лишнюю картинку.

 

6. Просмотр мультфильма « Фиксики-Ночник».

 

3 день

1. Беседа по теме: «В нашем доме тепло»  Цель: способствовать воспитанию экологического сознания у детей.

 2. Занятие по энергосбережению «Электричество наш друг»

Цели и задачи:

Познакомить детей с актуальной проблемой энергосбережения; развивать творческие способности; воспитать бережное отношение к энергоресурсам.

 3. Сюжетно-ролевая игра «Салон-магазин «Бытовая техника» Цель: создать условия для расширения и обобщения знаний детей о бытовой технике, ее назначении, правилах пользования.

 4. Дидактическая игра «Нельзя, надо» 

Задачи:  закреплять знания детей о способах экономии и бережливости путём обсуждения ситуаций;  развивать устойчивое внимание способом выбора правильных суждений и сопровождения соответствующих движений;

развивать речевую активность посредством доказательства каждой ситуации.

 5. Просмотр мультфильма «История одной лампочки»

 

4 день.

1. Беседа  на тему "Учимся беречь энергию"

Цели и задачи: способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды; создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
вовлекать дошкольников в полезную деятельность по энерго и ресурсосбережению.

 2. Аппликация «Бережем электроэнергию» Цель: Развитие творческих способностей детей; воспитание бережного отношения к электроэнергии.

 3.Словесная игра «Четвертый лишний»

Дидактические задачи:учить объединять слова в единое понятие путём исключения слова, не относящемуся к этому понятию;развивать быстроту мыслительной деятельности;формировать понятийный аппарат детей для дальнейшего изучения вопросов экономии и бережливости.

4. Настольно-печатная игра  «Кто поможет электротоку»

Дидактические задачи: уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения функций и изображением предмета на картинке; воспитывать бережное отношение к электроприборам и электричеству.

 5. ООД «Электричество-друг или враг».

Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об энергосбережении.

 6. Просмотр мультфильма «Берегите электроэнергию».

5 день.

1. Беседа по энергосбережению "Опасности вокруг нас".

Цель: расширить и закрепить знания детей по энергосбережению.

Задачи: формировать у детей потребность в экономии тепла, электричества, воды, газа. Закреплять знание правил безопасного использования энергоресурсов. Расширять активный словарь детей.

 2. Чтение сказки о сбереженной энергии. Цель: Формирование устойчивых навыков бережного отношения к энергоресурсам.

 3. Настольно-печатная игра «Парные картинки».

Дидактические задачи:  расширять знания детей об изменениях научно-технического прогресса путём подбора парных картинок с изображением предметов-помощников человеку в быту из разных исторических периодов;

развивать у детей наблюдательность способом сравнения предметных картинок; активизировать словарь детей с помощью слов «похожие», «разные», «одинаковые», «старинные», «современные»;

воспитывать бережное отношение к электричеству и электроприборам.

4. Дидактическая игра «Раздели на группы»

Дидактические задачи: формировать понятие «тепло» способом различения предметов по функциональной значимости для человека;

учить детей беречь тепло при обсуждении функциональности каждого предмета.

 5. Проведение интеллектуальной  викторины  по энергосбережению

Цели и задачи: обобщить знания детей об электричестве;

расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, продолжать формировать у детей потребность в экономии тепла,   электроэнергии.

 

3 этап – результаты проекта:

- у детей присутствуют навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

- уточнены и расширены представлений детей о бережном отношении энергоресурсов;

- Проведение викторины «Путешествие в страну Бережливости», которая поможет обобщить знания детей по энергосбережению

- Представление продуктов творчества детей.

 

Список использованной литературы:

  1. Все обо всем. Мир вокруг нас. – М., 2000 г.
  2. Дворецкая Ж.Г. ,  Ситникова И.А. Путешествие малышей по стране «Бережливость.- Витебск, 2010 г. https://studylib.ru/doc/3660151/puteshestvie-malyshej-po-strane-berezhlivost._.-prakticheskij
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М., 2010 г.
  4. Игры.  http://energoeffekt.gov.by/2011-08-31-12-14-15/all-games.html
  5. Савич Н., Шатько Е.  Из опыта работы по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения у детей дошкольного возраста. http://vscolu.ru/articles/nashe-bogatstvo-v-vashix-rukax.html
  6. Сапун И.Н. Культура энергосбережения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования.- М АПО, 2012 г https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1637514443&tld=ru&lang=ru&name=kn_sapun.pdf&text
  7. Степанова С. Программа по энергосбережению с детском саду «Мы живем экономно». http://vscolu.ru/articles/my-zhivyom-ekonomno.html
  8. Филипчик И. Учись быть бережливым. http://vscolu.ru/articles/uchis-berezhlivym-byt.ht

Приложение1

НОД по энергосбережению «Электричество наш друг»

Цели и задачи:

  • Познакомить детей с актуальной проблемой энергосбережения;
  • Развивать творческие способности;
  • Развивать память, воображение, речь, любознательность, самостоятельность суждений;
  • Воспитать бережное отношение к энергоресурсам.

Оборудование: Бумага, карандаши, картинки.

Ход НОД

Воспитатель:

Дети, послушайте стихотворение и попробуйте угадать о чем сегодня пойдет речь.

Как никогда я сейчас одинок-

Сбежал от меня электрический ток.

Сначала решил я, что ток мне вернут,

Но по прошествии многих минут

Я понял, что без толку даже и ждать,

И принялся я сам себя утешать.

Часы, холодильник, электроплитка

В молчанье стояли без всякой подпитки.

Электроприборы скучали без дела,

И как-то квартира вся опустела. (А. Клинчин) (Ответы детей)

Воспитатель:

Молодцы, дети, сегодня мы с вами будем говорить об электричестве и энергосбережении.

Дети, сегодня утром на мою электронную почту пришло письмо от Барбоскиной Лизы. Вот, что пишет Лиза: «Здравствуйте, старшая группа «Солнышки»! Помогите, пожалуйста, мне решить проблему. В нашем доме пропало электричество. Мы никак не можем его найти. Может быть, Дружок куда-нибудь его спрятал?» Ребята, поможем Барбоскиным вернуть электричество? Скажите, дети, что такое электричество? (Ответы детей)

Правильно, электрический ток бежит по проводам словно речка, но в этой речке течет не вода, а маленькие частицы-электроны, которые заставляют работать электрические приборы.

Дети, а вы знаете, что современные способы получения электроэнергии

(электроэнергия вырабатывается в гидроэлектростанциях— специальных сооружениях построенных на реках) приносят непоправимый ущерб природе и здоровью человека. Загрязнение атмосферы при неэффективном использовании энергоресурсов ведет к глобальному потеплению и как следствие к экологической катастрофе. Поэтому для предотвращения катастрофы нужно что-то делать уже сейчас. Как вы считаете что можно сделать для предотвращения экологической проблемы. Полностью отказаться от электричества мы не можем. (Слушаем ответ ребенка). Да, правильно, мы можем экономить электроэнергию. Самый простой и посильный даже маленьким детям способ уменьшить загрязнение окружающей среды – это бережно относится к электроэнергии. Одним словом это называется энергосбережение.

 Повторяем все вместе: энергосбережение.

Игра «Хорошо - плохо» (по ТРИЗ):

Электричество хорошо тем, что (освещает дома и улицы, помогает человеку стирать, готовить, убирать, без него не посмотришь телевизор, не поиграешь в компьютер и т. д.). Но электричество плохо тем, что… (смертельно опасно при неправильном обращении).

Выставляется коллаж «Электроприборы».

-Назовите правила обращения с электроприборами (не дергать за шнур, не совать пальцы в розетку, не включать их без разрешения взрослых).

-Ребята, представьте, что электрические приборы вдруг исчезли.

Игра «Что было бы, если бы не было…» (по ТРИЗ):

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч одному из детей и называет электроприбор. Тот, кто поймал мяч, называет предмет, который выполнял его функцию в прошлом, когда не было электричества:

Пылесос – веник

холодильник – погреб,

магнитофон – музыкальные инструменты,

лампочка – свечка,

стиральная машина – стиральная доска,

электрический утюг – угольный утюг,

телевизор – книга с картинками,

компьютер – пишущая машинка,

электродрель – молоток,

фен – солнце.

-Ребята, у меня для вас волшебные шары и расчески, они нам помогут понять, как образуется электричество. Давайте проведем с ними опыты.

Опыт№1 (с шарами).

Возьмем шар, потрем его о кусочек шерстяной ткани, прислоним к стене.

Что происходит с шарами? (они прилепляются к стене)

Как это объяснить? (ответы детей: волшебные, стали магнитные).

Оказывается, при трении о шерсть шар получает заряд, который отличается от заряда, который имеет стена. Противоположные заряды притягиваются. Вот шар и «держится» за стену.

А теперь потрем шары о шерстяную ткань и прислоним их друг к другу.

Что происходит? (шары отталкиваются).

Почему? (одинаковые заряды отталкиваются).

Вывод: при трении о шерсть шары электризуются.

Опыт№2 (с расческой и кусочками бумаги).

Быстро проведем расческой по сухим волосам, а затем поднесем ее к голове.

Что мы наблюдаем? (волосы встают дыбом)

Почему? (расческа наэлектризовалась и притягивает волосы)

Расчешем еще раз волосы и поднесем расческу к нарезанным кусочкам бумаги, не прикасаясь к ним.

Что происходит с бумагой? (бумага прилипает к расческе).

Почему? (наэлектризованная расческа притягивает бумагу)

Вывод: От трения о волосы на расческе образуется статическое электричество. Оно притягивает волосы и бумагу.

-Вам понравилось проводить опыты? (ответы детей: да, интересно).

- С каким электричеством мы познакомились? (со статическим электричеством)

А теперь поиграем.

Физкультминутка: «Электроники».

Представьте, что вы маленькие электроники, которые бегут по проводам (дети бегут по кругу). По сигналу: «Стоп!» останавливаются, замерев на одной ноге. По сигналу: «Свет» кружатся, подняв руки вверх, по сигналу «Темнота» приседают. (Игра повторяется 3 раза).

-Ребята, электричество есть и в природе. Отгадайте загадку:

-Стучит без рук, горит без огня, это гром и (молния).

Демонстрируется иллюстрация с изображением грозы.

-Молния-это мощный электрический заряд, который переходит из тучи в землю. Он может ударить в высокое дерево, металлический предмет, движущийся объект на открытой местности. Электричество опасно и в розетках и в природе.

-А могут ли животные производить электричество? (да, некоторые могут).

Демонстрируется иллюстрация с изображением электрического ската.

-Электрический скат, обитающий в морях, использует свое электричество, чтобы убить или обездвижить жертву.

-Электричество человек поселил и у себя дома, без него люди уже не представляют себе жизни. Его производит на электростанциях. Это сложный и трудоемкий процесс. Чтобы электричества хватило всем людям его надо экономить. Как это называется (энергосбережением)

-Ребята, а вы бережно относитесь к электричеству? (ответы детей: да, но не всегда)

-Давайте разберем ситуации, которые иногда случаются.

Упражнение «Так должно быть или нет?»

1. Я пришел к подруге Ире,

У нее во всей квартире

Свет горит, телевизор говорит,

Радио поет, магнитофон орет,

А она на компьютере играет,

Ничего не замечает.

Так должно быть или нет?

Ну-ка, дайте мне ответ.

(Ответы детей: нет, не должно быть.)

-Как исправить ситуацию? (выключить электроприборы, которыми не пользуешься, выключить свет в комнатах, где никого нет).

2. Один мальчик после школы

Побежал играть в футбол.

Но оставил свет в окошке,

Чтоб не скучно было кошке.

Дайте мне скорей ответ:

Так должно быть или нет

(Ответы детей: нет, не должно быть, кошка видит и в темноте)

-Что надо делать, уходя из дома? (погасить свет).

3. Солнце утром ярко светит,

Всем ребятам шлет привет.

А Артем в своей квартире

Все равно включает свет.

Дай правильный ответ:

Так должно быть или нет?

(Ответы детей: нет, не надо включать электричество, когда светит солнце).

Теперь у нас есть достаточно знаний для того, чтобы помочь Лизе найти электричество. В путь! С помощью нашего компьютера мы перенесемся в дом, где живут Барбоскины. (Показ слайда № 6) Посмотрите, здесь лежит записка. Что же в нем написано? Ребята, здесь загадки. Чтобы узнать где электричество, нам нужно их разгадать.

Загадки

1. Чудо ящик, в нем окно, в том окошечке – кино. (телевизор)

2. Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот

Любит робот чистоту

И гудит как лайнер ТУ. (пылесос)

3. Летом папа наш привез,

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой,

Дома летом и зимой.

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)

Воспитатель:

Дети, о каких приборах эти загадки? Молодец, …..(ИМЯ Ребенка), эти приборы называются бытовыми, они потребляют очень много электроэнергии. Ребята, мне кажется Гена, Роза, Лиза, Дружок и Малыш расходовали очень много электрической энергии, вот она у них и пропала. Давайте расскажем Барбоскиным о том, как нужно пользоваться бытовыми приборами, чтобы сберечь электричество в доме.

Как использовать, скажите, микроволновую печь?

Чтоб энергию не тратить, чтоб энергию беречь? (Ответы детей)

Использовать микроволновку только для подогрева пищи, а не для приготовления. Выбирать правильный режим температуры и времени.

Лиза собирается феном волосы сушить,

Что вы можете сказать? Как ей лучше поступить? (Дети отвечают)

Перед тем как сушить волосы нужно тщательно вытереть их полотенцем. Волосы лучше сушить естественным путем.

Телевизор очень часто,

Ваш работает напрасно? (Ответы детей)

Телевизор можно смотреть не более двух часов в день. Нельзя оставлять телевизор включенным, если его никто не смотрит.

Наш помощник – пылесос, но опять возник вопрос.

Что нам делать, как нам быть, пылесосить или мыть? (Дети отвечают)

Ковры можно выбивать на улице, можно провести влажную уборку.

Обогреватель весь день напролет, работал, устал,

Как энергии помощь, чтоб его он не съедал. (Ответы детей)

Необходимо утеплить окна, двери. Не держать долго открытую дверь, особенно в холодный период. Не накрывать батареи. Проветривать помещение, ненадолго, широко открыв окна.

Воспитатель:

Дети, расскажите, кто из вас экономит электроэнергию и как вы это делаете у себя дома? (Ответы детей. Уходя гасим свет, кипятим в чайнике только необходимое количество воды, чтобы в следующий раз не кипятить ту же воду, пользуемся энергосберегающими лампочками)

Теперь, ребята, благодаря вам, Барбоскины научились беречь энергию. Поэтому, думаю, электричество вернется к ним само. А мы давайте вернемся на свои рабочие места и изготовим «энергосберегающие знаки» для Барбоскиных, чтобы они не забывали и всегда бережно относились к электроэнергии.

Дети, достаем белый картон, простой карандаш, цветные карандаши. Рисуем круг на весь лист белого картона. Вспоминаем, как мы рисуем круг. Правильно, обращаюсь к ребенку, круг мы начинаем рисовать снизу, затем плавно поднимаемся вверх. Нарисовали? Молодцы. Теперь вы должны придумать какой-нибудь запрещающий или предписывающий знак и нарисовать его внутри вашего круга. Этот знак будет служить Барбоскиным подсказкой, в освоении энергосберегающего образа жизни. Мы отправим ваши работы Лизе, чтобы она развесила эти знаки у себя дома.

Для примера два энергосберегающих знака вывешены на доске.

-Ребята, свет вы зря не жгите, его вы берегите!

Давайте запомним правила энергосбережения:

-уходя из дома – гасите свет;

-не включайте много электроприборов;

-не включайте свет в солнечную погоду;

-не оставляйте включенным телевизор, магнитофон, радио, компьютер, если вы их больше не смотрите и не слушаете;

-А на прощание я подарю вам лампочку, но не простую, а энергосберегающую. У вас дома, наверно, есть такие?

(Ответы детей: да, есть).

Ее можно вкрутить в детском саду и электроэнергии будет расходоваться значительно меньше.

Рефлексия: - Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось больше всего? Какие опыты вы повторите дома? Как теперь будете относиться к электричеству?

Приложение 2

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности

«Электричество — друг или враг» в старшей группе

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку;

Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Познакомить с проявлениями статического электричества через  опытно-экспериментальную деятельность;

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;

Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;

Словарь: электричество,электроприборы, электрический ток, батарейка.

Оборудование:  Слайды с изображением электроприборов (утюг, пылесос, микроволновая печь, фен, стиральная машина). Фен, розетка. Медиаустановка. Оборудование для опытов:  расчески на каждого ребенка, кусочек

меха, бумажные бабочки; шарик, мех;2 разных часов, батарейки.

Ход занятия:

В:Ребята, посмотрите пожалуйста на экран. Что вы видите на экране?

Д:Фен, пылесос, стиральная машина, утюг.

В: Как их можно назвать одним словом?

Д: Электроприборы.

В:- Молодцы! Что нужно сделать, чтобы все электроприборы заработали?

Д: Надо включить их в розетку, нажать кнопку пуска.

В: Так ли это? У меня есть один из перечисленных приборов – проведем

опыт. (Педагог включает в сеть фен и демонстрирует все действия уже на

приборе).

- Что за зверь сидит в розетке?

Из какой сбежал он клетки?

Как на свет он появился

И в розетке поселился?

В:- О каком звере идет речь?

Д: Об электричестве.

В: Вот о чем сегодня пойдет разговор! Электричество, при помощи которого

работают электроприборы - опасно для человека?

Д: Да.

В: При не правильном обращении наши помощники и друзья могут

превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с

электричеством. Оно опасно. Но я сегодня хочу познакомить вас еще с одним

видом электричества. Оно тихое, незаметное, мы сталкиваемся с ним очень

часто. Оно живет в нашей группе, у вас дома, и где угодно. Вы с ним

сталкивались, когда снимали свитер, когда расчесывали сухие и чистые

волосы, наверняка вы его наблюдали, когда мама складывала шерстяной

плед, и вы видели маленькие искры и слышали треск. Сейчас с помощью

опытов мы попытаемся обнаружить это электричество и даже немного

пообщаться с ним. Но для начала мы отдохнем «Барбарики» (движения под

музыку за воспитателем).

1 опыт. «Электрическая расческа».

В: - Предлагаю вам для проведения опыта бумажные бабочки и расческу.

Инструкция: вам необходимо взять кусочек меха, натереть расческу и

сразу поднести ее к бумажному конфетти, не касаясь их.

Ребята, как мы сделаем с вами вывод?

Вывод: расческа наэлектризовалась и притягивает бумажные полоски.

2 опыт. «Электрический шарик».

В: Подумайте, и скажите такое безобидное электричество может нам

помочь в быту?

Д: Да

В: Давайте проверим. Наденем маски, чтобы перец не попал нам в нос.

Высыпаем на стол перец и соль перемешиваем. Представим себя

Золушками и попробуем перец отделить от соли. Не получается. Теперь

вспомните первый опыт и посмотрите на схему, как мы зарядим наш

шарик,

Д: Потрем шарик об мех.

В: Весь перец как по волшебству, окажется на шарике. Шарик от трения о

шерсть становится заряженным, а перчинки тоже заряжаются и

притягиваются.

Вывод: Статистическое электричество может помогать нам в быту.

3 опыт. «Батарейка». У меня на столе часы, они разные или одинаковые.

Д: разные

В: А что у них общего?

Д: Они не работают.

В:Почему?

Д: В них нет батарейки

В:Действительно, в них нет батарейки. Надо вставить батарейку правильно

плюс к плюсу, а минус к минусу. Часы заработали? Почему?

Д: Потому что вставили батарейку.

В:Когда мы вставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и

они заработали.

Вывод: в батарейках живет неопасное электричество.

В:В каких еще предметах есть батарейки, неопасное электричество?

Д: В Игрушках.

В: Молодцы ребята. Сегодня мы узнали, что бывает электричество опасное и

неопасное. Скажите, где живет опасное электричество?

Д: В электроприборах.

В: А безопасное?

Д:в батарейках, в одежде.

В: Так как вы у меня сегодня молодцы, я дарю вам шарики, вы пойдете в

группу и сделаете их электрическими. Спасибо, до свидания.

Приложение 3

Беседа в старшей группе «Приключения и история лампочки»

 

Программные задачи: закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами; стимулировать развитие познавательных процессов внимания, памяти, мышления, воображения и речи; развивать умение классифицировать предметы бытовой техники, соотносить схематическое изображение с предметом; поддерживать желание детей  соблюдать игровой сюжет,  проявлять сообразительность, находчивость, доброжелательность; воспитывать бережное, экономное отношение к электроэнергии, природным ресурсам.

Игровое оборудование: дидактическая коробка « Определи на ощупь!», карточки со схематическим изображением игрушки, картинки для игры     «История лампочки» (солнце, костёр, лучина, свеча, керосиновая лампа, современная электрическая лампочка), картинки с изображением разнообразных бытовых приборов и аналогичных бытовых предметов , наборы счётных палочек.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, прислушайтесь… Здесь кто-то плачет?

Дети подходят к закрытой коробке. Воспитатель заглядывает в неё.

В. Отгадайте, что я увидела в этой коробке:

Ярко солнышко светило,

Но когда ушло оно,

Сразу стало нам уныло,

Очень мрачно и темно.

Только я не унываю –

И скорее свет включаю.

В вазе солнышко живёт,

Ваза свет чудесный льёт!

Можно вечером играть,

И читать, и рисовать…

Вот оно – магическое

Солнце электрическое!

Кто поможет нам ответить,

Что за вазочка нам светит?

Дети. Это лампа!

В. Лампочка, почему ты здесь оказалась? Почему плачешь? Ребята, как вы думаете, что могло случиться с этой Лампочкой? (Она потерялась, её забыли, она осталась одна и т.д.) Давайте спросим у неё самой.

Лампочка. Ах, я несчастная…Меня все забыли, бросили, оставили…Я жила в доме с большой и дружной семьёй: девочкой  Аней, мальчиком Ваней, их мамой и папой, бабушкой и дедушкой. Но меня они очень обижали…

В. Девочка Аня ходила в детский сад и была ужасная трусиха. Дети, как вы думаете, за что могла Лампочка обижаться на девочку Аню? (Девочка Аня боялась темноты, не выключала свет в комнате даже днём).

- Ребята, а вы боитесь темноты? Что может быть страшного в темноте? (Можно упасть, ударится, поранится.)

- Давайте попробуем представить себя на месте этой девочки и поиграем.

Игра « Тёмная комната ».

Представьте, что вы оказались в тёмной комнате. Вот эта коробка – большая тёмная комната для ваших рук. Там находятся разные предметы. Каждый из вас получит карточку, на которой изображён один из предметов. Вам необходимо найти такой же предмет в этой « темной комнате». Ребята, вижу, вы совсем не боитесь темноты! Молодцы! Что мы можем посоветовать девочке, чтобы на неё не обижалось лампочка? (Включать свет при необходимости).

Лампочка. Ну как, ребята, удобно ли без света играть, читать, рисовать? Вы поняли, для чего нужна электрическая лампа? (Она нужна для того, чтобы давать свет везде, где находится человек,- дома, на улице, в транспорте и  других местах). Древние люди жили в пещерах и обходились без электрического света.  Как они освещали своё жилище? ( Жгли  костры). А знаете ли вы, как наши предки освещали жильё в разные времена?

В. Ребята, давайте расскажем лампочке её историю.

Словесная игра « История лампочки».

Воспитатель. А теперь скажите мне, чем освещалось человеческое жильё до появления электрического света? Вспомните свои рассказы об истории лампочки, которые вы сочинили вместе с родителями.

(Рассказы детей).

Ребёнок выставляет первую картинку – « Солнце»: « До того как человек научился пользоваться огнём, единственным источником света для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой.

Вторая картинка – « Костёр»: Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костер стал для него и светом и теплом. Он горел в пещере, давая свет и тепло, служил защитой от хищников».

Третья картина – « Лучина»: « Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, её надо было часто менять, следить, чтобы не случился пожар».

Картинка « Свеча»: « Из пчелиного воска люди научились делать свечи, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Это очень удобное изобретение используют и сегодня.

В. Как вы думаете, чем неудобна свеча? ( Ёю можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, от неё мало света.)

Картинка « Керосиновая лампа»: « Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь, нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становилось безопасным».

В. Удобной ли была керосиновая лампа? Почему?

Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было доливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался и вспыхивал огонь.

Картинка « Электрическая лампочка»: « Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши дома и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых  светильников – какие вы знаете?(Люстры, бра, настольные лампы, торшеры).

Лампочка. Спасибо, ребята, мне так приятно вас слушать! Вы оказывается знаете обо мне немало…

В(обращаясь к лампочке). Что же ты опять загрустила?

Лампочка. Многие люди знают об электричестве, о моей истории, но … не жалеют меня, не умеют правильно пользоваться. Вот, например, у  мальчика Вани было очень много игрушек на батарейках. Но он их все разломал…

В. За что лампочка могла обидеться на мальчика Ваню? (Когда не видели родители, Ваня выкручивал из игрушек лампочки). Ребята, почему нельзя это делать? ( Портится игрушка, лампочка может испортиться, разбиться, это действие опасно для детей). А где ещё мы можем встретить Лампочку?

Игра « Где живёт Лампочка?».

В. Найдите на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Обозначьте эту картинку красным кружком. Объясните, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.

Воспитатель предлагает детям картинки, на которых изображены: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, утюг, ковёр, игрушка на батарейках и др.

В. Лампочка необходимый предмет любого электроприбора.

Лампочка. Мама в этой семье целый день трудится на работе, а чем же ей приходится заниматься дома? ( Стирать, готовить еду, убирать, шить и т. д.)

В. За что могла обидеться Лампочка на маму Ани и Вани? (Она включает одновременно много электроприборов.)

Лампочка. Ребята, а как вы думаете, всегда ли надо пользоваться электроприбором в быту? Можно ли использовать механические приборы? Почему?

В. Дорогая  Лампочка, мы сейчас поиграем с ребятами в игру, в которой можешь участвовать и ты.

Игра « Найди подходящие предметы».

Выбираются две команды. Команда «Хорошо» называет положительные стороны используемого того или иного бытового прибора. Команда « Плохо» находит отрицательные моменты в использовании того же прибора.

Теперь  вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни? Без неё весь мир стал бы тёмным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет, чтобы не тратить электроэнергию.

Лампочка. Папа в этой семье не любит чинить домашние электроприборы. В кладовке у него накопилось множество.

В. Ребята поможем ему « починить» электроприборы.

Игра «Выложи из палочек».

Составить из палочек контур предмета в соответствии с предложенным силуэтом.

В. Дорогие, дети, рассмотрите эту картинку – на что это похоже. (Это лампа). Папа никак не может отремонтировать эту лампу. Помогите ему правильно расположить элементы из счётных палочек. Сейчас каждый из вас может выбрать себе понравившуюся лампу. ( Показывает силуэты разных видов ламп.) Назовите их.

Дети. Торшер, бра, люстра, настольная лампа и др.

В. Решите сначала из каких геометрических фигур он состоит. Затем самостоятельно выложите такую же из счетных палочек.

Лампочка. Молодцы, ребята! Какие разные и красивые лампы у вас получились! Среди  них есть и новые – экономичные лампочки. А вот дедушка и бабушка Ани и Вани не меняют старые лампочки накаливания на новые – энергосберегающие.

В. Давайте попробуем убедить дедушку и бабушку в необходимости заменить старые лампочки.

Игра « Закончи предложение».

В. У меня конверт от бабушки и дедушки с вопросами. Давайте попробуем ответить  на них.

- Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что… (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, менее отрицательно воздействует на природу.)

- Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие, потому что…

- Выходя из комнаты, надо выключать свет потому, что…

- Электроэнергию надо беречь, так как…

- Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что…

-  Если не выключать свет днем и ночью, то …

- Если во всем доме погасли электрические лампочки, то…

Лампочка. Вы, ребята, молодцы правильно ответили на все вопросы.

А теперь – до свидания. До нашей встречи на следующих занятиях.

 

Приложение4:

Интеллектуальная  викторина  по энергосбережению  для дошкольников

Программное содержание:

- обобщать знания детей об электричестве;

- расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;

- продолжать формировать у детей потребность в экономии тепла,   электроэнергии;

- Расширять активный словарь детей.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений: «Домашняя экономия», загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по книге «Техника в вашем доме», дидактические игры «Правильно ли поступают герои этих картинок», «Основы безопасности».

Ход  мероприятия:

Ведущий:

Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, все, кто готов работать сегодня с полной отдачей, активно, и показать себя только с хорошей стороны.

-Таинственный гость прислал нам загадку: «Я невидимый работник. Меня никто не видел, но знает каждый. Я умею все делать: варить обед, кипятить чай, гладить белье. Без меня не могут работать заводы и фабрики. Со мной не соскучишься. Я и песни умею петь и сказки рассказывать. Дома и на улице всем помогаю, обо мне говорят: «Хоть и безрукий, но мастер на все руки» Кто я такой? »

Дети: Электрический ток.

Ведущий:

- Да,  это электричество.  А вы знаете, откуда  в ваш дом приходит электричество?

- Давайте проверим ваши знания.

Разделимся на 2 команды:

«Берегоша» мальчики  и «Теплотоша» - девочки.

Вы будете выполнять задания, и получать  за правильные ответы жетончики, в конце игры считаем жетончики и называем имя победителя. Победитель получает приз.

Представляю Вам жюри: заведующий  садом, воспитатель старшей группы,  учитель-логопед.

Готовы. Старт .

 1 задание: Для чего нужен электрический ток?

Ответить на этот вопрос нужно картинками (каждый должен выбрать  и объяснить свой выбор – например:  картинка телевизор (ответ: ток нужен чтобы смотреть  телевизор, и т.д.)

У кого больше правильных ответов  тот и победил.

 2 задание:

Давайте с вами сыграем в игру «Доскажи словечко».

Отвечаем по одному, по очереди  каждая команда.

                               Проводиться игра «Доскажи словечко».

Мама может стирать белье в… (стиральной машине)

Папа может пылесосить ковер… (пылесосом)

Дочь может гладить белье… (утюгом)

Бабушка достает продукты из… (холодильника)

Может готовить на… (плите)

Когда все дела сделаны, можно отдохнуть.

Посмотреть... (телевизор),

Послушать… (радио, магнитофон)

Поговорить по… (телефону)

Почитать книгу, сидя около… (настольной лампы)

Как можно, назвать, одним словом ваши ответы? (Электроприборы.)

Что служит питанием для электроприборов? (Электричество, электроток, электроэнергия.)

А откуда поступает электричество в дом? (С электростанции.)

Где в каждом доме живет электричество? (в розетках.)

Как электрический ток попадает к нам в квартиры? (По проводам.)

 А теперь пришла пора поиграть нам, детвора! Играем вместе 2 команды - передышка

                                  Игра «Ток бежит по проводам»:

Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

3задание: Команды совещаются и отвечают по очереди

-  Ребята, а что будет, если включить в доме все электроприборы?

(Сгорит все; будет болеть голова от шума; будем много платить; не успеет выработаться электроэнергия; загрязняется окружающая среда.)

- А что делать, если отключиться электричество. Как жить без электроприборов?

(Свечу зажечь; письмо написать; сохраняются природные ресурсы.)

4.задание

Мне Лампочка передала конверт и попросила рассказать, как надо беречь электроэнергию. Сейчас мы его откроем.  Давайте попробуем разобраться в письме.

Проводиться дидактическая игра

 «Правильно ли поступают герои этих картинок».

Воспитатель: Какие важные советы даёт нам Лампочка?

Дети: (ответы)  

Найдите  и выставьте  2 совета в картинках (плакатах):

- Уходя, выключайте свет.

- Не включайте все электроприборы.

 5.Задание

Но электричество может быть и опасно

- Что нельзя делать,  чтобы не случилось беды. Собрать картинки из пазлов.

У каждой команды по 2 конверта 

6 задание – для капитанов

Нарисовать рисунок по теме «Энергосбережение» - дом.задание

Проверка – капитаны показывают свои рисунки

Пришла пора прощаться,

Но с вами расставаться

Не будем мы друзья.

Какой же вывод мы должны с вами сделать

- Свет вы зря не жгите, его вы береги.

- Электричество надо беречь. 

Подведение итогов: подсчет жетонов, вручение призов



Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное

учреждение  г. Калининграда

детский сад №124

Проект

«Мусор Земле не к лицу!»

в рамках недели энергосбережения

(для старшей и подготовительной групп)

Составил: Ерегина С.В.

Харина О.К

воспитатели  

 групп №7 и №2

                           

Калининград 2022г

Актуальность проекта:

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Дети дошкольного возраста имеют представление о том, что мусорить плохо, но у них нет понимания того, почему и как мусор может повлиять на чистоту Земли в целом. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Проблема мусорных свалок и утилизации мусора известна даже детям. Таким образом, возникает противоречие – дети знают о том, что мусорить плохо, все хотят жить в чистом городе, но почему мусорить плохо и как сделать мир чище не знают.  Проект направлен на формирование у детей и родителей экологической культуры поведения. Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”,  мы разработали  в старшей и подготовительной группе проект “Мусор Земле не к лицу”.

Цель проекта: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы

Задачи проекта:

- расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;

- формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

- учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители ,педагог.

Вид  проекта: информационно – исследовательский ,краткосрочный

Участники проекта: дети старшей  и подготовительной групп, родители, воспитатели.

Срок выполнения проекта: с 7.11.22-20.11.22 

Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательская деятельность, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты реализации проекта: Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

Продукты проекта: рисунки детей, консультация для родителей «Прикоснись к природе сердцем», поход в библиотеку, газета «День энергосбережения».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

1. Определение темы.

2. Определение целей, задач.

3. Изучение методической литературы, подбор художественной литературы, стихотворений для разучивания, подбор наглядно-дидактического материала, подбор материала для опытно-экспериментальной деятельности.

 

2 этап – реализация проекта осуществляется через совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

Понедельник

Беседа – «Откуда берется и куда девается мусор». Цель – закрепить знания детей о правилах вывоза мусора, его переработки, формировать желание соблюдать чистоту в городе.

Вторник

Рисование — «Сортируем мусор-бережем природу». Цель – вызвать у ребенка желание выразить свои пожелания по уборке мусора в работе, воспитывать любовь к городу.

Среда

Ручной труд – «Сортировка мусора — разные контейнеры». Цель – закрепить понятие для чего нужны контейнеры, их значимость.

Прогулка – проведение опыта «Закапывание мусора — что произойдет» Цель – дать знания детям о свойстве бытовых отходов.

Четверг

Экологические стихи – А. Ерошин «Про рыбалку». Р. Алдонина «Земля дымит». А.Игнатова «Недалекое будущее». А. Сметанин «Благодарность».

Цель – вызвать желание слушать произведения и понимать их смысл.

Пятница

Беседа: «Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети». Цель — расширить и закрепить представление детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов. Учить использовать различные материалы и правильно группировать мусор по контейнерам.

Экскурсия в библиотеку: День энергосбережения

 Приложение 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Прикоснись к природе сердцем»

 

«Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял:

Прикоснуться к природе

Можно только сердцем».

 

Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и пение кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

 

Музыку удивительной планеты – Земля! Природа нашей земли – это наше богатство. И наша задача сберечь это богатство для следующих поколений.

Взрослым часто приходится отвечать на вопросы детей:

•       Почему Землю называют общим домом?

•       Что необходимо человеку и всем живым существам на этой Земле?

•       А от чего гибнут растения, исчезают животные и болеют люди?

•       Кто и как загрязняет нашу планету?

•       Как помочь планете, которая плачет от боли?

Найти ответы на эти и другие вопросы, уметь любить природу всем сердцем, ребенок научится, только сотрудничая с родителем

 

Научите детей:

•       узнавать, какое влияние оказывает вода, земля, воздух, огонь на растительный и животный мир, птиц и людей;

•       вести осознанное наблюдение в ходе выполнения простейших опытов, находить занимательные, необычные факты, задавать вопросы о них, высказывать простейшие аргументированные суждения по возникающим проблемам;

•       приобщатся к окружающей природе как к дому, в котором они живут, как к живому миру, наполненному тайнами и загадками;

Ребенку необходимо учить родителей:

•       в эколого-оздоровительных походах с целью осознания того, что «человек – часть природы», с целью совместной игровой деятельности, с целью познания тайн природы;

•       в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

•       в совместном озеленение улиц родного города;

•       в творческих выставках, организованных образовательными учреждениями;

•       в выпуске семейных экологических газет.

 

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. А ваше сотрудничество в вопросах экологии – это ваш личный вклад в экологию своего родного города и всей нашей планеты – ЗЕМЛЯ!

Приложение 2

Беседа "Мусор Земле не к лицу!"

Ход беседы:
 
Чтение стихотворения

А. Барто «Весенняя прогулка».

Сидели на опушке,

На солнечной полянке,

Две девочки-подружки,

Две юных горожанки.

Звенели птичьи трели,

И девочки смотрели,

Как все вокруг блестело, сверкало, шелестело,

Как плещутся верхушки

Зеленою волною…

Сказали две подружки:

«как хорошо весною!

Какой тут воздух чистый!

Какой дубок ветвистый! »

Ушли две ученицы,

Две юных горожанки…

Поют, как прежде, птицы

На солнечной полянке,

Несется птичий гомон,

Но весь дубок обломан,

А травка под ольхою покрыта шелухою.

Чего здесь только нету:

От семечек пакеты,

Трамвайные билеты,

Бумажки от ирисок…

Продолжить можно список.

Все словно потускнело.

Ушли две горожанки-

Теперь им нету дела

До солнечной полянки.

Шумит дубок ветвистый

Оставшейся листвою,

Качает головою:

«Какие эгоисты!

Какие эгоисты! »

-Какие чувства вызвала у вас эта сценка? Почему?

-Когда полянка выглядела лучше: до посещения девочек или после?

-Видели ли вы подобные картины во время прогулок в лес? Приятно ли наблюдать подобное?

-А на нашем участке бывает ли похожее? Что мы делаем? А что было бы, если бы мы не убирали мусор?

-Что может произойти? Можно ли считать ситуацию с мусором проблемой?

-Как еще можно назвать мусор? (Сор, отходы, отбросы, хлам, бросовый материал)

 -Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть.

Сейчас я буду называть слова, а вы внимательно слушать, если услышите название предмета, которое обозначает мусор, присаживайтесь, если же нет- остаетесь стоять. Итак: ОГРЫЗОК ЯБЛОКА, ТЕТРАДЬ, РУЧКА, ПРОБКА ОТ БУТЫЛКИ, ФАНТИК, СЛОМАННАЯ ИРГУШКА, ШАРФ, ПАКЕТ ОТ СЕМЕЧЕК, БУТЫЛКА ЛИМОНАДА, РВАНЫЙ ПАКЕТ, И Т. П.

-Вы дома наблюдали, сколько мусора скапливается за день в вашей семье. Скажите, куда его выбрасывают? (Мусорные баки, контейнеры)

-А куда мусор попадает из контейнеров? (Свалки)

-Скоро из-за мусора не будет места просто для жизни людей. Как вы думаете, как можно исправить положение? (Закапывать мусор, сжигать мусор, использовать еще раз как бросовый материал)

-А весь ли мусор можно сжигать? (Пластмасс нельзя, он выделяет ядовитый газ при горении.)

-Сжечь, выбросить - очень просто, а переработать, использовать повторно –это сложно. Но что же полезней для человека? (использовать повторно)

-Хотелось бы закончить нашу беседу словами Маленького принца: «Встал утром, умылся, убери свою планету!» Пусть эти слова будут девизом для Вас!

Приложение 3 

Конспект занятия «Сортируем мусор — бережём природу»

Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов

Задачи:

1. Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.

2. Развивать умение анализировать экологическую проблему.

3. Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.

4. Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.

5. Формировать умение сортировать мусор при его сборе.

6. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

Ожидаемые результаты: понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

Оборудование: фотографии грязного и чистого города; дидактическая игра «Сортируем мусор правильно»

Предварительная работа: сбор прошлогодней листвы, травы на участках детского сада. Создание компостной ямы на участке детского сада. Беседа о свойстве листвы перегнивать, в результате чего получается хорошая почва для роста растений.

Ход деятельности:

I. Организационный момент. Сегодня нам в садик принесли конверт. Что же там может быть? Давайте его распечатаем и посмотрим, что там внутри. Тут какие-то фотографии. Посмотрите, что это такое! (демонстрация фотографий грязного города)

II. Актуализация. Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? (мы бросаем мусор в урну, мусорное ведро или контейнер)

А куда же дальше попадает мусор? (машина забирает мусор из контейнеров, баков и увозит куда-то)

III. Знакомство с новым материалом. Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему? (некрасивая куча, неприятный запах). Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса…

Кроме свалок существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные вещества, попадающий в воздух, которым мы дышим.

Еще бывают мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки материалов, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.

Давайте подумаем, а как мы можем помочь окружающей среде? (выбрасывать мусор в специально отведенные места, меньше использовать в быту изделия, изготовленные из вредных материалов, можно делать поделки из ненужных вещей)

Тогда вставайте, будем мусор собирать! (физ. минутка)

Мы по улице идем, на которой мы живем,

Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.

Раз в ведро, а два – в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Если дружно потрудиться

Все вокруг преобразится!

Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку или на завод? Почему? (на завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал)

Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природныебогатства нашей планеты: нефть, газ, лес, вода…

Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого изготовлено. Как вы думаете почему? Это облегчает переработку на заводе. Теперь так начали делать и в некоторых городах нашей страны.

Давайте и мы поучимся сортировать мусор по материалу, из которого сделана упаковка.

Посмотрите на карточки, где нарисованы баки. Не все ребята умеют читать, давайте придумаем значки для этих баков, чтобы всем было понятно. А у кого во дворе есть такие баки?

(Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно»)

IV. Закрепление. Вот какие молодцы! Вы сегодня научились не просто сортировать мусор, а вы научились беречь природу, ее богатства! Посмотрите, какой красивый наш город, когда в нем нет мусора и кругом чистота (показ фотографий чистого города).

V. Рефлексия. Откуда же берется мусор? Куда девается мусор? Ребята, что мы можем сделать для того, чтоб наш город был чистым? Поделитесь своими новыми знаниями, которые вы приобрели сегодня, с родителями, соседями, друзьями, товарищами…

Приложение 4

Экологические сказки о мусоре.

Зайчик и Медвежонок

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.

Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить. Малыши наелись досыта,

намусорили и, не убрав за собой, довольные убежали домой.

Прошло время. Шалунишки вновь пошли гулять по лесу. Нашли свою полянку, она была уже не такой красивой, как раньше, но настроение у друзей было приподнятое, и они затеяли соревнования. Но случилась беда: они наткнулись на свой мусор и испачкались. А медвежонок попал лапкой в консервную банку и долго не мог освободить её. Малыши поняли, что они натворили, всё за собой убрали и больше никогда не мусорили.

На этом моей истории конец, а суть сказки в том, что природа не в состоянии справиться с загрязнением сама. Каждый из нас должен заботиться о ней и тогда мы будем гулять в чистом лесу, жить счастливо и красиво в своем городе или деревне и не попадём в такую историю, как зверята.

Маша и Медведь

В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой. И была у них внучка – непоседа по имени Маша. Очень любила Маша с подружками на улице гулять, играть в разные игры.

Недалеко от той деревни простирался большой лес. А жили в том лесу, как известно, три медведя: папа-медведь Михайло Потапыч, мама-медведь Марья Потаповна, и сыночек- медвежонок – Мишутка. Жили они в лесу очень хорошо, всего им хватало – и рыбы в реке было много, и ягод с кореньями хватало, и мед на зиму запасали. А какой воздух был в лесу чистый, вода в реке прозрачная, трава кругом зеленая! Одним словом, жили они в своей избушке и не тужили.

И люди любили в этот лес ходить за разной надобностью: кто грибы-ягоды да орехи собирать, кто дрова рубить, а кто прутья и кору для плетения заготавливать. Всех тот лес кормил и выручал. Но вот повадились Маша с подружками в лес ходить, пикники и прогулки устраивать.

Веселятся, играют, редкие цветы и травы рвут, деревца молодые ломают, а после себя мусора оставят — как будто вся деревня приходила и топтала. Обертки, бумажки, пакеты из-под соков и напитков, бутылки от лимонада и много чего другого. Ничего после себя не убирали, думали, ничего страшного не случится.

И так грязно стало в том лесу! Уже и грибы-ягоды не растут, и цветы глаз не радуют, и

животные стали из леса убегать. Удивлялись поначалу Михайло Потапыч с Марьей

Потаповной, что же случилось, почему кругом так грязно? А потом увидели они, как в лесу отдыхают Маша с подругами, и поняли, откуда все беды лесные. Рассвирепел Михайло Потапыч! На семейном совете медведи придумали, как проучить Машу и ее подруг. Папа — медведь, мама-медведь и маленький Мишутка собрали весь мусор, а ночью пошли в деревню и разбросали его вокруг домов, и записку оставили, чтобы люди больше в лес не ходили, а то Михайло Потапыч их задерет.

Утром проснулись люди и глазам своим не верят! Кругом – грязь, мусор, земли не видать. А прочитав записку, люди опечалились, как же им теперь без даров леса прожить? И поняли тут Маша с подружками, что они натворили. Перед всеми извинились, весь мусор собрали. И пошли они в лес, просить прощения у медведей. Долго извинялись, обещали больше лесу не вредить, с природой дружить. Простили их медведи, научили, как правильно себя в лесу вести, вреда не наносить. И всем от той дружбы была только польза!

Нет места мусору

Жил – был Мусор. Был он некрасивый и злой. Все о нём говорили. Появился Мусор в городе Гродно после того как люди начали бросать мимо урн и контейнеров пакеты, газеты, остатки еды. Мусор очень гордился тем, что его владения повсюду: в каждом доме и дворе. Те, кто мусор бросает, Мусору «сил» прибавляет. Некоторые люди везде разбрасывают фантики от конфет, пьют воду и бросают бутылки. Мусор только радуется этому. Через некоторое время мусора становилось все больше и больше.

Недалеко от города жил Волшебник. Он очень любил чистый город и радовался людям, которые в нем живут. Однажды он посмотрел на город, и очень расстроился. Повсюду обертки от конфет, бумага, пластмассовые стаканчики.

Позвал Волшебник своих помощников: Чистоту, Аккуратность, Порядок. И сказал он: « Вы видите, что наделали люди! Давайте наведем порядок в этом городе!». Взялись помощники вместе с Волшебником наводить порядок. Взяли метлы, совки, грабли и начали убирать весь мусор. Работа у них кипела: « Мы с чистотой, порядком дружим, а мусор нам совсем не нужен», — припевали помощники. Увидал Мусор, что Чистота идёт по городу. Увидела его она и говорит: « Ну-ка, Мусор, держись- лучше с нами не борись!»

Мусор был в ужасе. Да как закричит: «Ой, Не трогайте меня! Потерял свое богатство – как бы мне куда податься?». Аккуратность, Чистота и Порядок как взглянули сурово на него, как начали ему грозить метлой. Побежал из города Мусор, приговаривая: «Ну, ничего я отыщу себе приют, мусора много — весь не уберут. Есть ещё дворы, я дождусь лучшей поры!».

А помощники Волшебника убрали весь мусор. Кругом в городе стало чисто. Чистота и

Аккуратность стали разбирать весь мусор , сложенный в мешки. Чистота сказала: «Это бумага— не мусор. Нужно собирать её раздельно. Ведь из неё делают новые тетради и учебники», — и разместила старые газеты, журналы, картон в контейнер для бумаги.

Аккуратность объявила: «Остатками еды покормим птиц и домашних животных. Остальные пищевые отходы отнесём в контейнеры для пищевых отходов. А стекло, пустые баночки и стеклянную посуду поместим в контейнер для стекла».

А Порядок продолжает: «И пластмассовые стаканчики и бутылки не будем выбрасывать. Из пластмассы будут ребятишкам новые игрушки. В природе нет мусора, нет отходов, давайте, друзья, учиться у природы», — и выбросил в мусорный ящик для пластика.

Так наш волшебник со своими помощниками навел порядок в городе, научил людей беречь природные ресурсы и объяснил, сто для поддержания чистоты достаточно одного – не мусорить.

Сказка про хламище-окаянище

В дальнем-дальнем лесу на маленькой горушке в небольшой избушке жили-поживали, годы коротали старичок-лесовичок и старушка-лесовушка. Дружно жили, лес сторожили. Из года в год, из века в век их не тревожил человек.

А кругом красота – глаз не отведешь! И грибов, и ягод, сколько хочешь, найдешь. Мирно жили в лесу и звери, и птицы. Могли старички своим лесом гордиться.

И были у них два помощника, два медведя: хлопотунья Маша и ворчун Федя. Такие мирные и ласковые с виду, они не давали лесовичков в обиду.

И все бы ладно, все прекрасно, да однажды осенним утром ясным неожиданно с верхушки елки высокой закричала тревожно Сорока. Попрятались звери, разлетелись птицы, выжидают: что же такое случится?

Наполнился лес и гулом, и криком, и беспокойством, и шумом великим. С корзинами, ведрами и рюкзаками люди приехали за грибами. До самого вечера машины гудели, а старичок- лесовичок и старушка-лесовушка, в избушке спрятавшись, сидели. И ночью-то, бедные, глаз сомкнуть не посмели.

А утром солнышко ясное выкатилось из-за горушки, осветило и лес, и избушку-вековушку.

Вышли старички, на завалинке посидели, на солнышке косточки погрели и пошли

поразмяться, по лесу прогуляться. По сторонам поглядели – и обомлели: лес не лес, а какая-то свалка, которую и лесом-то назвать жалко. Банки, бутылки, бумажки и тряпки повсюду разбросаны в беспорядке.

Старичок-лесовичок затряс бородою:

— Да что же это делается такое?! Пойдем, старушка, лес прибирать, мусор убирать, а то ни звери, ни птицы здесь не будут водиться!

Смотрят: а бутылки и банки вдруг вместе собираются, друг к другу подбираются. Закрутились винтом – и вырос из мусора зверь непонятный, тощий, неопрятный и ужасно противный притом: Хламище-Окаянище. Костями грохочет, на весь лес хохочет:

Вдоль дороги по кустам –

Хлам, хлам, хлам, хлам!

По нехоженым местам –

Хлам, хлам, хлам, хлам!

Я – великий, многоликий,

Я – бумажный, я – железный,

Я – пластмассово-полезный,

Я – бутылочно-стеклянный,

Я – проклятый, окаянный!

Поселюсь в твоем лесу —

Много горя принесу!

Испугались лесовички, кликнули медведей. Прибежали хлопотунья Маша и ворчун Федя.

Зарычали грозно, встали на задние лапы. Что осталось делать Хламищу-Окаянищу? Только драпать. Раскатился он мусором по кусточкам, по канавам и кочкам, да все подальше, да все в сторонку, чтобы не достали медведи ни одну бумажонку. Собрался в кучу, завертелся винтом, и снова стал Хламищем-Окаянищем: зверем тощим и противным притом.

Что делать? Как до Хламища-Окаянища добраться? Сколько можно по лесу за ним гоняться?

Приуныли старички-лесовички, притихли медведи. Только слышат: кто-то поет и по лесу едет.

Смотрят: а это Лесная Царица на огромной огненно-красной лисице. Едет – удивляется: что это столько мусора в лесу валяется?

— Убрать немедленно весь этот хлам!

А лесовички в ответ:

— Да не справиться нам! Это не просто хлам, это – Хламище-Окаянище: зверь непонятный, тощий, неопрятный.

— Не вижу никакого зверя и вам не верю!

Лесная Царица нагнулась, за бумажкой потянулась, поднять захотела. А бумажка от нее улетела. Собрался весь мусор в кучу и завертелся винтом, стал Хламищем-Окаянищем: зверем тощим и противным притом.

Не испугалась Царица Лесная:

— Ишь ты, невидаль какая! Вот так зверь! Просто куча хлама! Плачет по тебе хорошая яма!

Рукой махнула – земля расступилась, глубокая яма получилась. Свалился туда Хламище- Окаянище, выбраться не смог, на дне залег.

Засмеялась Лесная Царица:

— Вот так — годится!

Старички-лесовички отпустить ее не хотят, и все тут. Хламище исчез, да осталась забота.

— А если снова приедут люди, что мы, Матушка, делать будем?

— Попросите Машу, попросите Федю, пусть приведут они в лес медведей!

Успокоился лес. Уехала Лесная царица на огненно-рыжей лисице. Старички-лесовички вернулись в свою избушку-вековушку, живут-поживают, чаек попивают. Хмурится небо иль солнышко светит, лес – он прекрасен и радостно светел. В шепоте листьев, в дыхании ветра столько отрады и радости светлой! Нежные звуки и чистые краски, лес – это самая дивная сказка!

Да только опять загудели машины, люди с корзинками в лес заспешили. И заспешили Маша и Федя звать на подмогу соседей-медведей. Зашли они в лес, зарычали, поднялись на задние лапы. Испугались люди и давай драпать! В этот лес они вернутся нескоро, да оставили мусора целую гору.

Не растерялись Маша и Федя, научили медведей, окружили они Хламище-Окаянище, к яме погнали, в яму загнали. Он оттуда выбраться не смог, на дне залег.

Да только на этом не кончились беды старушки-лесовушки и лесовичка-деда. Нагрянули в лес браконьеры-негодники, за медвежьими шкурами охотники. Услыхали, что в этом лесу есть медведи. Спасайся, Маша! Спасайся, Федя! От выстрелов горестно лес задрожал. Кто смог – улетел, а кто смог – убежал. Безрадостно стало в лесу отчего-то. Охота! Охота! Охота! Охота!

Да только охотники вдруг замечают: рыжий огонь за кустами мелькает.

— Спасайтесь! Из леса скорее бежим! С пожаром не шутят! Погибнем! Сгорим!

Охотники с шумом в машины забрались, перепугались, из леса умчались. А это всего лишь Лесная Царица промчалась на огненно-рыжей лисице. Взмахнула рукою – исчезла горушка, исчезла с лесовичками избушка. И лес зачарованный тоже исчез. Скрылся, будто сквозь землю провалился. И стало на том месте отчего-то огромное непроходимое болото.

Ждет Лесная Царица, когда люди добрыми и мудрыми станут, в лесу безобразничать

перестанут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование "Неделя энергосбережения"

11 ноября Международный день энергосбережения.                ...

Энергосбережения проект

Энергосбережение — важная задача по сохранению природных ресурсов.В нашей стране наиболее насущным является энергосбережение в быту, в повседневной жизни – дома, на работе, в местах м...

Паспорт проекта "Неделя энергосбережения. Безопасность в доме"

Разумное использование энергии является одной из главных проблем человечества. Энергосбережение – это не только экономия денег, но и забота о Планете. Каждый из нас является частью экосистемы, п...

Неделя Энергосбережения

С 8 по 15 ноября 2018 г в нашем саду прошла неделя Энергосбережения....

Тематическая неделя энергосбережения в первой младшей группе.

Если ребенок с раннего детства научится бережно относиться к природным ресурсам и заботиться об окружающем мире, то нашей Планете будет гораздо легче сохранять свое здоровье и жить в гармонии с челове...

Отчет «Неделя энергосбережения» в средней группе (с 12 по 16 сентября 2022г)

В середине сентября( с 12 по 16) в нашей̆ группе проходила неделя по энергосбережению на тему «Вместе Ярче»Цель: Воспитывать бережное отношение к энергоресурсам....

неделя энергосбережения в детском саду

неделя энергосбережения в детском саду...