Организация эколого- краеведческой работы ДОУ в условиях реализации ФГОС.
статья

БОРЗЕНКО ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

 В детском возрасте человек наиболее близок к природе. Именно в этот период он не проводит резкой грани между собой и окружающим его растительным и животным миром. Именно в этот период жизни он на равных разговаривает с природой, любит её, искренне боится причинить ей вред. И именно в детском саду он впервые узнает о своём городе и любовь к малой родине зарождается именно на этом этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedarticles_ru_3592617.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Организация эколого- краеведческой работы ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Борзенко Т.С. МБДОУ «Детский Сад «Мальвина».

Воспитатель, категории нет.

Коваленко Ю.В. МБДОУ «Детский сад «Мальвина»

Воспитатель, первая квалификационная категория

Федеральные государственные образовательный стандарт дошкольного образования, определяет необходимость обеспечения условий для удовлетворения потребностей граждан, общества в качественном образовании, выбор инновационных направлений развития дошкольного учреждения, использования современных образовательных технологий. Программа развития нашего дошкольного учреждения имеет следующее целеполагание: повышение качества дошкольного образования; использование здоровьесберегающих образовательных технологий; экологическое образование как средство формирования экологически целесообразного поведения в природе; личностное развитие ребенка, способного реализовать себя как часть социума.

Историографический анализ показывает, что формирование основ гражданственности у детей необходимо начинать с дошкольного возраста, так как формирование гражданственности происходит в единстве процессов социального развития и воспитания личности, самовоспитания, самореализации в обществе. Использование краеведческого материала в воспитательно-образовательном процессе способствует формированию у ребёнка чувства любви к Родине, знаний своих прав и обязанностей; воспитанию у дошкольника эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живёт; к людям разных национальностей, стремление принести посильную помощь своему краю, Родине.

Но краеведение экологично по своей сути, так как изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды.

 В детском возрасте человек наиболее близок к природе. Именно в этот период он не проводит резкой грани между собой и окружающим его растительным и животным миром. Именно в этот период жизни он на равных разговаривает с природой, любит её, искренне боится причинить ей вред. И именно в детском саду он впервые узнает о своём городе и любовь к малой родине зарождается именно на этом этапе.

Необходимость развития интересов дошкольников в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа, патриотизма.

В соответствии с ФГОС ДО задачами познавательного развития детей дошкольного возраста является воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы, а также формирование у детей первичных представлений о себе, о других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

Реализация данных задач будет результативнее и эффективнее, если их рассматривать в рамках эколого-краеведческого образования детей дошкольного возраста.

Благодаря эколого-краеведческому содержанию образовательного процесса воспитанники легче будут осваивать основы экологической культуры, умения и навыки взаимодействия с природой родного края. Эффективнее будут формироваться эмоционально-ценностное отношение и активная жизненная позиция по отношению к истории и культуре своей малой родины.

Именно в дошкольный период у детей должно сложиться элементарное представление об окружающем природном и социальном мире, понимание особенностей жизни людей и животных.

Если мир станет близким и понятным с детства, то у дошкольника сформируется необходимость в изучении географических и исторических сведений, высокая познавательная активность, желание ценить культуру своего народа, что будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления и социального развития.

Однако, эколого-краеведческое обучение и воспитание дошкольников невозможны без соответствующего методического сопровождения образовательного процесса, а также без сознательного участия педагогов и родителей в реализации задач по данному направлению. Координация усилий всех участников образовательного процесса очень важна.

В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение по организации эколого-краеведческого образования детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

Краеведение – это дело, значение которого не может быть преувеличено… Первое основное требование при работе с дошкольниками по экологическому краеведению – поисковый характер. Надо организовать работу с детьми так, чтобы они решали не учебную задачу, а настоящую научную проблему. Данное направление является одним из самых романтичных в сознании дошкольников. Им хочется побывать в лесу и на речке, осознать всю совокупность влияния их на себя, прочувствовать благотворность свежего ветра, прохлады лесной тени, красоты расцветок трав и цветов и многое другое. Объектами изучения в эколого-краеведческой работе могут быть лес и его обитатели, типичный ландшафт в пределах своего края, где проблемно-поисковый подход играет незаменимую роль. Перед дошкольниками ставится проблемная задача, создаѐтся ситуация необходимости поиска решения поставленной задачи. Организация такой деятельности в значительной степени стимулирует мыслительную деятельность воспитанников. Например, изучаются растения данной местности, проводятся наблюдения по сезонам во время прогулки или целевой экскурсии. Проблемно-поисковый подход в эколого-краеведческой работе учит и самостоятельному познанию, так как эколого-краеведческая работа даѐт возможность каждому ребѐнку наблюдать за живыми натуральными природными объектами, формирует черты творческой активности дошкольников, является условием формирования познавательного интереса и исследовательской деятельности. Любовь к природе вызывает естественное стремление у ребят больше узнать о природе родного края, желание заниматься опытнической деятельностью.

В процессе эколого-краеведческой работы у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, то есть личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС дошкольного образования.

Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления основ региональной культуры на основе краеведения. Развивает у дошкольников интерес к малой родине, ее культурно-историческим и природным особенностям. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе познавательные отношения к природе, к окружающему миру. Используя краеведение как метод экологического воспитания дошкольников, можно содействовать в более успешном овладении ими знаниями, накоплению у них эмоционально–позитивного опыта общения с природой, воспитанию бережного отношения к ней. Основным направлением в эколого - краеведческой работе является формирование экологической культуры дошкольников, знакомство с растительным и животным миром родного края.

Экологическое воспитание методически ведётся в нескольких направлениях: наблюдение за живой и неживой природой, проведение опытов с природным материалом, проведение игр природоведческого содержания, чтение произведений художественной литературы, рассматривание альбомов, открыток, участие в природоохранных акциях, в непрерывной образовательной деятельности, фольклорных праздниках и конкурсах. Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе, формирует познавательные умения, интерес к миру природы.

В рамках ФГОС образовательный процесс в ДОО строится по трем основным направлениям деятельности взрослых и детей: непрерывная образовательная деятельность,

совместная деятельность, самостоятельная деятельность.

В процессе непосредственной образовательной деятельности дети знакомятся с природно-экологическим своеобразием края, где рассматривается флора и фауна региона, экологические проблемы и природные богатства, дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях своей местности, где подробно рассматривается степная зона с распространенными и редкими растениями, лекарственными травами, животным миром. Педагогами создана фонотека с записями звуков природы: шум леса, пения местных птиц, крика диких животных. Разработаны дидактические материалы и конспекты непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с природой родного края. В детском саду оформлены и используются на занятиях в разных возрастных группах такие фотоальбомы как: «Дикие животные Иркутской области», «Растения Иркутской области», «Байкал- жемчужина Сибири», «Памятники природы Иркутской области» и т.д.

Совместная деятельность. Для реализации задач эколого - краеведческой работы в детском саду создана определенная предметно-развивающая среды в помещении и на территории, где важным является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, практическая деятельность по уходу за ними. На территории детского сада создана экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях. Задачей тропы является расширение элементарных сведений об объектах, и явлениях окружающей природы, воспитание экологической культуры. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и принять посильное участие в трудовых делах. На огороде дети познают мир культурных растений, учатся ухаживать за ними, проводят наблюдения. На экскурсиях и прогулках педагоги рассказывают: о птицах и животных родного края, об их охране, о деревьях, растущих в лесах и их полезных свойствах, о цветах, насекомых.

Фольклор и сказки всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек — природа». Поэтому работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы о природных памятниках Иркутской области, о животных, обитающих в области и т.д.). Чтение произведений художественной литературы не только знакомит дошкольника с природой, но и воспитывает у детей интерес к природе, бережное отношение, наблюдательность.

Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранные акции с детьми под названием «Спасем Байкал», «Елочка – зеленая иголочка», «Покормите птиц зимой!», «Чистый патруль» и т.д. Это даёт ребятам понять, что они тоже являются жителями своего города и должны помогать взрослым, поддерживать порядок в нем.

Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Традиционными стали фольклорные праздники, которые дети очень любят: «Осенины», «Капустник», «Масленица», «Сороки», «Троица» где узнают много нового и интересного о родном крае, а главное они учатся добру, любви к Родине, родной природе.

По сложившейся традиции каждый год в детском саду проводятся конкурсы, выставки, фотовыставки творческих работ детей, родителей и педагогов: «Родной мой край», «Осенние фантазии», «Дары природы», конкурс «Экологических плакатов», «Елочка – зеленая иголочка», « Наша гордость- Байкал» и т.д.

В работе с детьми педагоги придают большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Что, где растёт», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Вершки-корешки», «Когда это бывает» помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные игры «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо» - развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Игровые упражнения «С какого дерева листок», «Узнай на вкус», «Найди такой же» и др. помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность, память, внимание.

Знания, полученные на занятиях и в совместной деятельности с педагогом, дети проверяют в самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности, в играх, в трудовой деятельности, в книжном уголке. Созданные условия для экологического образования в группах: уголок природы, уголок для экспериментирования, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования позволяет детям закрепить и применить полученные знания на практике в самостоятельной деятельности.

Знакомство детей с природой родного края в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Хочется верить, что полученные знания о родном крае, любовь к природе дети пронесут сквозь всю жизнь и научат своих детей любить и беречь ее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002 г.

3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. - М.: Мозаика — Синтез, 1999.

4.Рыжова Н. А. Программа "Наш дом - природа": блок занятий "Я и природа" / Рыжова Н. А. - М.: ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы.

Презентация создана на основе проводимой патриотической работы в группе....

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы

Опыт работы ДОУ по эколого-краеведческой работе с целью приобщения детей к духовным ценностям родного края....

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы

Мы живем в интересноее и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к прошлому и настоящему нашей Родины. Опора на красоту окружающего мира, культурны...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы

Организация эколого-краеведческой работы и ее роль в патриотическом воспитании дошкольников. Для педагогов ДОУ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Краеведение невозможно без экологического воспитания. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. ...

Тематический педсовет с элементами деловой игры: «Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы в условиях ФГОС ДО».

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.Задачи:1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об организации образовательн...